Напоминание

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС


Автор: Полуянова Алёна Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район п.Пангоды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Целеполагание как этап современного урока

в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда таких профессий, как столяр, плотник, токарь, сантехник и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников. Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины и металла, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы. Хочу поделиться своим небольшим опытом применения метода проектов на занятиях технологии. В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников. 1 этап. Подготовительный, или погружение в проект. На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. 2 этап. Планирование и организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта). Поиск и сбор материала. 3 этап. Исследование. (осуществление деятельности, выполнение работы) На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Выполнение работы. 4 этап. Представление результатов, отчёт. Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа, проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание –
это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть: 1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению; 2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве; 3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве; 4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн; 5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проект а, ст арательно сть, добро сове стно сть при выполнении з а д а н и я , аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и о р и г и н а л ь н о с т ь п о д х о д о в . Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. Не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у меня сформировался «банк проектов». Самый интересный материал я оформляю в виде инструкционных карт, на которых дана фотография или рисунок работы и краткое описание этой работы. При изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» учащимися 5-6 классов были выполнены следующие проекты: «Разделочная доска», «Подставка под телефон», «Подставка для карандашей» и другие. Для этого возраста профессиональная проба сил позволяет не только сформировать навыки изготовления изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе, формированию информационной компетентности. Учащихся 7-8
классов ориентирую на выполнение в основном художественно- конструкторских проектов. Для успешности реализации проектов использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы. Необходимо грамотно согласовать содержание проектной работы с интересами школьников, тогда и они будут стремиться к познанию данной профессиональной сферы деятельности. Повышение эффективности обучения технологии во многом зависит от использования на уроках компьютерных технологий. Самое популярное и любимое занятие – это создание тематических презентаций. При составлении пояснительной записки к творческому проекту мои ученики руководствуются презентацией «Рекомендации по составлению пояснительной записки». Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного выполнения пояснительной записки и наглядно показывают ученикам все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Показ слайд - фильма сопровождается пояснениями только ученикам 5 класса. Ученики 6 класса и старше уже сами могут давать пояснения демонстрируемого материала. Презентация содержит теоретический материал по составлению пояснительной записки и вопросы по закреплению знаний. Для привлечения большего интереса к проекту в презентации показ слайдов идёт с музыкальным сопровождением. Именно в этой презентации, видна, межпредметная связь различных школьных дисциплин, используемая на разных этапах выполнения проекта. Создавая творческий проект, с использованием мультимедиа, учащиеся осваивают новые задачи ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, создания анимации и гиперссылок. Это групповая работа, которая дает возможность объединиться по интересам, позволяет проявить коммуникативные способности каждому ученику. При выполнении работы над проектом учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Таким образом, в учебном процессе, создаются и используются новые проекты и дидактические средства обучения с помощью компьютерных технологий. В учебной мастерской собраны творческие работы учеников и фильмотека презентаций проектов. При выполнении проекта прослеживается шесть основных компонентов: 1. формулировка задачи; 2. набор первоначальных идей; 3. проработка идеи; 4. изготовление изделия; 5. определение себестоимости; 6. испытание и оценка изделия. Задания в пятых классах сравнительно более насыщены теоретической частью, и нагрузка на руки пока будет меньше. В проце сс е
обучения, накапливая практический опыт, дети учатся от простых изделий постепенно переходить к более сложным. Положительные черты проектного метода: -Возможность дифференцированного подхода. -Возможность работать с “ограниченной” материальной базой. -Широкие возможности развития ребенка. -Возможности комплексного применения знаний. -Стимул учителя к творчеству. Выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог. Каждый ученик, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается. Интеллектуальная нагрузка на ребенка должна соответствовать уровню практических умений ребенка. Нужно учить самостоятельному выполнению всех доступных ему практических операций. Важен процесс осмысления работы. Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий. В процессе выполнения творческих проектов у учащихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность. Выполнение творческих проектов позволило организовать в школах региональные ученические праздники: конкурс творческих проектов, выставки-ярмарки творческих проектов и др. Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах.


В раздел образования