Автор: Габитова Анжелла Явдатовна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МАДОУ № 33 Населённый пункт: г. Салават Наименование материала: статья Тема: ТРИЗ в повседневной жизни Раздел: дошкольное образование
Триз в повседневной жизни
Жизнь
постоянно
ставит
перед
нами,
перед
детьми
задачи.
Вся
жизнедеятельность
человека
составлена
из
цепочек
таких
задач.
Каждый
решает
задачи
по-своему
в
зависимости от характера, потребностей, образования. Мы приобщаем детей к ТРИЗу-
теории
решения
изобретательных
задач.
Основатель
направления
Генрих
Саулович
Альтшуллер начал придумывать и составлять свою систему ещё в 1945 году. Вначале
ТРИЗ внедряли в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. В целом ТРИЗовская
педагогика не просто развивает фантазии, а учит мыслить неординарно, системно, с
пониманием происходящих событий.
Именно ТРИЗ является базой обучения, повышающий творческий потенциал человека,
ТРИЗ-РТВ помогает раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.
Главная
цель
-
формирование
у
ребёнка
умения
управлять
процессами
творчества,
фантазированием,
пониманием
закономерностей,
решением
сложных
проблемных
ситуаций.
Методы, приёмы, упражнения на основе базовых положений ТРИЗ-РТВ (противоречия,
ресурсы, идеальность) развивают у ребёнка восприятие, внимание, воображение, память,
творческое мышление. Взрослый не должен раскрывать истину, он должен учить её
находить. Вопросами учить детей системному анализу, показать ресурсы, дать знания не
как догму, а как поиск истины и сути. Работа с детьми по элементам ТРИЗ- это проблемы,
поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем полезен? Как быть, если?
Научить детей видеть тайну двойного во всём, в каждом предмете, каждом веществе,
факте - это видеть наличие противоречия в объекте, т.е. наличие двух противоположных
качеств - значит научить его основам ТРИЗ.
В
процессе
реализации
личностно-ориентированного
подхода,
предполагающего
построение
педагогического
процесса
на
основе
индивидуальных
психологических
особенностей
дошкольника,
мы
используем
теорию
решения
изобразительных
задач
(ТРИЗ), с помощью которой даем детям возможность увидеть в изучаемом на занятиях
инструменты творчества, выработать представление о том, как может быть использована
получаемая на них информация. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок. Это
технология
творчества,
направленная
на
сознательное
управление
подсознательными
процессами. В своей работе мы используем некоторые приемы ТРИЗ для активизации
деятельности детей. Наша задача научить ребят мгновенно реагировать на ошибки. ТРИЗ
помогает развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества,
как
мышление,
гибкость,
подвижность,
системность,
диалектичность,
поисковая
активность и стремление к новизне.
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов
устной
речи:
звукопроизношения,
словарного
запаса,
грамматического
строя,
связной
речи. Для многих детей характеры трудности в усвоении новых слов. Это выражается не
только
в
более
поздних
сроках
появления
слов
в
речи
ребенка,
но
и
в
трудностях
понимания ребенком знаний слов и искажении их звукослоговой структуры.
Так,
обследование
речи
детей
выявило
недостаточное
количество
обобщающих
слов
(овощи, мебель, одежда). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе
предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых,
рыб
вообще
затрудняются.
Словарь
дошкольника
обогащается
преимущественно
в
процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с
использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка
существительными, глаголами, прилагательными, в уточнении уже имеющихся у него
слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение
могут иметь игры с мячом.
В игре «Мяч бросай и животных называй» можно ежедневно закреплять употребление
обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра «Я знаю три названия
животных», которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в
игры.
Благодатным
материалом
для
развития
устной
речи
детей
является
тема
«Животные». Здесь мы можем предложить игры «Животные и их детеныши», «Кто как
разговаривает», «Подскажи словечко» и многие другие.
Хочется обратить внимание коллег и родителей на то, что игры универсальны и их
разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания
работать с детьми весело и интересно.
А.Я.Габитова
Воспитатель МАДОУ№33