Напоминание

ТРИЗ в повседневной жизни


Автор: Габитова Анжелла Явдатовна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г. Салават
Наименование материала: статья
Тема: ТРИЗ в повседневной жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Триз в повседневной жизни Жизнь постоянно ставит перед нами, перед детьми задачи. Вся жизнедеятельность человека составлена из цепочек таких задач. Каждый решает задачи по-своему в зависимости от характера, потребностей, образования. Мы приобщаем детей к ТРИЗу- теории решения изобретательных задач. Основатель направления Генрих Саулович Альтшуллер начал придумывать и составлять свою систему ещё в 1945 году. Вначале ТРИЗ внедряли в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазии, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. Именно ТРИЗ является базой обучения, повышающий творческий потенциал человека, ТРИЗ-РТВ помогает раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Главная цель - формирование у ребёнка умения управлять процессами творчества, фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Методы, приёмы, упражнения на основе базовых положений ТРИЗ-РТВ (противоречия, ресурсы, идеальность) развивают у ребёнка восприятие, внимание, воображение, память, творческое мышление. Взрослый не должен раскрывать истину, он должен учить её находить. Вопросами учить детей системному анализу, показать ресурсы, дать знания не как догму, а как поиск истины и сути. Работа с детьми по элементам ТРИЗ- это проблемы, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем полезен? Как быть, если? Научить детей видеть тайну двойного во всём, в каждом предмете, каждом веществе, факте - это видеть наличие противоречия в объекте, т.е. наличие двух противоположных качеств - значит научить его основам ТРИЗ. В процессе реализации личностно-ориентированного подхода, предполагающего построение педагогического процесса на основе индивидуальных психологических особенностей дошкольника, мы используем теорию решения изобразительных задач (ТРИЗ), с помощью которой даем детям возможность увидеть в изучаемом на занятиях инструменты творчества, выработать представление о том, как может быть использована получаемая на них информация. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок. Это технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами. В своей работе мы используем некоторые приемы ТРИЗ для активизации деятельности детей. Наша задача научить ребят мгновенно реагировать на ошибки. ТРИЗ помогает развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества, как мышление, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность и стремление к новизне.
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей характеры трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка, но и в трудностях понимания ребенком знаний слов и искажении их звукослоговой структуры. Так, обследование речи детей выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом. В игре «Мяч бросай и животных называй» можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра «Я знаю три названия животных», которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в игры. Благодатным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». Здесь мы можем предложить игры «Животные и их детеныши», «Кто как разговаривает», «Подскажи словечко» и многие другие. Хочется обратить внимание коллег и родителей на то, что игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. А.Я.Габитова Воспитатель МАДОУ№33


В раздел образования