Примерное комплексно-тематическое планирование в соответствии ФГОС, для детей ЗПР 5-7 лет.
Автор: Липина Марина Александровна, Ефремова Надежда Васильевна Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №106 комбинированного вида" Населённый пункт: Свердловская область, г. Каменск - Уральский Наименование материала: методическая разработка Тема: Примерное комплексно-тематическое планирование в соответствии ФГОС, для детей ЗПР 5-7 лет. Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 106 комбинированного вида».
Примерное комплексно-тематическое
планирование в соответствии ФГОС,
для детей ЗПР 5-7 лет.
Составители:
Учитель-дефектолог: Ефремова Н. В.
I квалификационная категория
Учитель-дефектолог: Липина М. А.
г. Каменск – Уральский
2015
Примерное комплексно-тематическое планирование основывается напрограммах:
*
"От рождения до школы" Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования
/под.
ред.
Н.Е
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой.
–
М.:Мозайка-
синтез,2014.-304с.
* Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» -
М.: Школьная пресса, 2004.
*
Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –
62с.
Тема
Пер
иод
Развернутое содержание работы
Итоговые мероприятия,
праздничные даты,
традиции, работа с
семьёй
Старшая группа
Подготовительная группа
День знаний в
детском саду
Итоговые занятия 15-31 августа
Развивать познавательную мотивацию, интерес к школе,
книге. Закреплять знания детей о школе, школьных
принадлежностях. Формировать положительные
представления о профессии учителя. Продолжать знакомить
с детским садом, расширять представления о профессиях
сотрудников детского сада.
Закреплять название улицы, на которой расположен д/сад,
название д/сада. Расширять представление об истории
возникновения и изготовления народной игрушки – куклы
(тряпичные, кукла- закрутка), матрёшки.
1.Защита коллажей: «Как я
провёл лето?» (совместно с
родителями)
2. НОД: «День рождение
Российского флага».
3.Презентация: «Все
работы хороши» ( сов. с
родителями).
4.Праздник: «День
знаний!»
Лексические темы недели
Детский сад. Игрушки.
Профессии в детском саду.
Лексические темы недели
Школа. Профессии в
школе.
1.Экскурсии по группе, ДОУ
и территории.
2.Конкурс чтецов: «Будем мы
стихи читать, д/с наш
прославлять».
3.Видеоролик: «Все дети на
свете любят игрушки».
1.Экскурсии в школу.
2.Викторина: «Скоро в
школу!»
3. Видеофильм: «Уральские
народные игрушки».
1 – 15 сентября
Мониторинг
Заполнение карт
развития
Осень
Сентябрь 15-30 Октябрь
Расширять представления детей об осени. Развивать умение
устанавливать простейшие связи между явлениями живой и
не живой природы. Расширять представления о
сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о
деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять
представления о правилах безопасного поведения на
природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать элементарные экологические представления.
Закреплять представления о климатических особенностях
родного края; растениях ближайшего окружения (деревьях и
кустарниках, растений на территории д/с), грибах, ягодах,
овощах и фруктов Урала.
Знакомить с заповедниками Урала. Расширить
представление о берёзе – как символе России. Расширить
представление о головных уборах, одежде, обуви народов
Урала, особенности их изготовления и применения.
1.Игра – викторина: Что
нам осень принесла?».
2. Книга - самоделка:
«Узнай ягоду»
(описательные рассказы
детей с рисунками).
3. Чаепитие с родителями:
«Чай с вареньем».
4. Тематическое
развлечение: «Осенины».
5. Выставка: «Осенние
фантазии».
6.Коллективный коллаж:
«Нарядные куклы».
7. Конкурс с мамами:
«Кукольная мода».
Правилами их выбора в соответствии с конкретными
погодными условиями.
8. Муз-лит вечер: «Береги
вещи снову».
9.Развлечение: «Моя вторая
мама» (День воспитателя,
учителя).
Лексические темы недели
1.Осень. Приметы.
2.Овощи. Фрукты.
3.ОБЖ
Лексические темы недели
1. Периоды осени.
2.Сад – огород.
3.ОБЖ
Лексические темы недели
1.Садовые ягоды.
2.Одежда. Головные уборы.
3.Обувь.
4.Деревья и кустарники.
Лексические темы недели
1. Лес. Грибы. Ягоды.
2.Сезонная одежда и
головные уборы.
3. Сезонная обувь.
4. Хвойные и лиственные
деревья.
Итог. занятия
1.Изготовление гирлянд и
композиций из осенних
листьев.
1. Изготовление гербария:
«Осенний ковёр».
2. Вечер фантазий: «Дерево
и я, как одна семья».
10.Развлечение:
«Путешествие в царство
Уральских лесов».
Наша Родина
Ноябрь
Расширять представление о своей семье, о родственных
отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным
городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта.
Расширять представления о родной стране, государственных
праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве,
о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к
«малой Родине», гордость за достижения своей страны.
Дать представление о становлении русской столицы о её
первых жителях, постройках. Расширить представление о
г. Екатеринбург - столица Урала, история зарождения,
развития, символики, местные достопримечательности,
известные люди.
1. Познав. развл.: «Мы
живём в России».
2. Просмотр видеороликов:
«Я живу на Урале».
3. Викторина: «История
моего города».
4. Конкурс стихов: «Когда
говорят о России, я вижу
синий Урал».
5.Развлечение: «Когда мы
едины - мы непобедимы»
(День народного
единства)
6. Встреча с интересными
людьми нашего города.
7. Вечер загадок о
транспорте.
8. Викторина: «Лунтик в
дороге».
Лексические темы недели
1.Наша Родина. Москва-
столица.
2. Мой город.
3. Городской транспорт.
Профессии на транспорте.
4.Дом. Семья.
Лексические темы недели
1.Наша Родина.
Государственная
символика.
2.Родной край.
Достопримечательности.
3.Виды транспорта.
Профессии.
4.Мой дом. Моя улица.
Итоговые
занятия
1.Фото-экскурсия: «Мой
город-ты мне дорог».
2. Экскурсия: «На нашей
улице».
3. Выставка-презентация:
«Моя любимая машина».
4. Инсценировка сказки «
5. Презент. семейного
альбома: «Знакомьтесь – моя
семья!»
1.НОД: «Город мечты».
2.Книга сочинений детских
стихов: «Мой любимый
город».
3.Выставка рисунков:
«Транспорт будущего»
4.Фото - выставка: «Мои
родственники в других
городах и сёлах».
9. Фото-галерея: «Праздник
в нашей семье!».
10. Праздник ко Дню
Матери.
Зима
Декабрь
Расширять представление детей о зиме, зимней природе.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между
явлениями живой и неживой природы. Формировать
исследовательский и познавательный интерес в ходе
экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять
представления о местах, где всегда зима, о животных
Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами
спорта. Формировать представление о безопасном
поведении людей зимой. Организовать все виды детской
деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего
праздника, знакомить с традициями празднования Нового
года в разных странах. Вызвать эмоционально-
положительное отношение к предстоящему празднику.
Закладывать основы праздничной культуры. Закреплять
представление о птицах и диких животных наших лесов, их
жизни в Уральском климате. Животные Урала, занесённые в
Красную книгу. Знакомить с произведениями уральских
писателей о красоте родного края.
1.Комплексные формы ОД
«Зимушка хрустальная».
2.Фото - портрет: «Мои
забавные животные».
3. Вечер вопросов и
ответов: «Что ты знаешь о
животных?»
4.Мастерская Деда Мороза.
Конкурс: «Новогодние
фантазии».
5.Новогодний праздник:
«Новый год у ворот»,
чаепитие с родителями.
Лексические темы недели
1.Зима. Приметы зима.
2.Домашние животные и
птицы. Их животные и
птенцы.
3.Дикие животные наших
лесов. Их детеныши.
4. Новый год
Лексические темы недели
1. Зима. Признаки,
периоды зимы.
2.Условия жизни
домашних животных и
птиц.
3. Дикие животные Урала.
4. Подготовка к Новому
году. Новогодний
праздник.
Итог
овы
е
заня
тия
1.Интегрирован. занятие:
«Как щенок узнал, кто всех
важнее?».
1.Презентация коллажей:
«Домашний питомец».
2.Кукольный театр: «Кривая
уточка».
1 – 10 января
Рождественские каникулы.
10 – 20 января
Мониторинг
Зима
11 – 31
января
Лексические темы недели
1. Зимние забавы.
2. Зимующие птицы.
Лексические темы недели
1. Зимние виды спорта.
2 . Помощь зимующим
птицам.
1.Зимние развлечения,
соревнования
2.Совместные проекты
«Кормушки для птиц»
Итоговы
е зан
1.Акция: «Покормите птиц».
1.Викторина: «Берегите
пернатых».
3.Развлечение: «Мы друзья
природы».
4.Жалобная книга природы
(совместно с родителями).
День
защитника
Отечества
1 – 23 февраля
Расширять представления о Российской армии. Знакомить с
родами войск, военными профессиями. Рассказывать о
трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять
гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение
быть сильными, смелыми, защитниками Родины;
воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к
1. Выставки, презентации
«Мой папа, мой дедушка,
старший брат» (
профессии,
служба)
2. Праздник День
Защитника Отечества.
3.Военно-спортивная игра
будущим защитникам Родины). Приобщать к русской
истории через знакомство с былинами о богатырях.
Расширять представление о мужских профессиях нашего
города.
«Зарничка».
4. Конкурс чтецов: «Буду в
армии служить!».
5.Видео- ролик: «Защитник
Отечества- какой он?»
Лексические темы недели
1.
1.Профессии пап.
2.
2. Орудия труда.
3.
3. Российская армия.
Лексические темы недели
1.Мужские профессии.
2. Инструменты.
3. Защитники Отечества.
Рода войск. Военные
профессии.
Международн
ый женский
день
24 февраля – 8 марта
Организовать все виды детской деятельности (игровой,
коммуникативный, трудовой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-
художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме,
бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять
гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению
подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать
потребность радовать близких добрыми делами. Знакомить с
женскими профессиями нашего города, с творчеством
кружевниц, вышивкой и т.д. Знакомить с народными
пословицами и поговорками о матери. Творчество Бажова П.
П. Расширять знания детей о праздновании праздника
8Марта в России, в нашем городе.
1.Праздник «8 марта»
2. Этическая беседа с
включением народных
пословиц, поговорок: «Нет
лучше друга, чем родная
матушка».
3. Лит. вечер: «Женщины в
сказках Бажова»
Лексические темы недели
1.Профессии мам.
2. Мамин праздник.
Лексические темы недели
1. Женские профессии.
2. 8 Марта –
международный женский
день.
Итог
овы
е
заня
тия
1.Вечер загадок: «Мамы
разные нужны, мамы разные
важны!».
2.Альбом рассказов: « У моей
мамы интересная профессия».
1. Интел. игра:
«Современные профессии
моих родителей».
2. Конкурс рассказов-
презентация: «Моя мама
самая, самая!».
Народ-ная
культу-ра,
тради-ции
9 – 31 марта
Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
Расширять представления о народной игрушке,
художественных промыслах. Продолжать знакомить с
народными песнями, плясками, устным народным
творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем
убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с
искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное
отношение к произведениям искусства. Познакомить с
названиями и особенностями национальных блюд Урала.
Дать представление о еде наших предков, сравнить с
современной кухней. Расширить знания о русском
гостеприимстве, народном этикете приёма гостей.
Знакомить со старинной посудой и мебелью, уральской
росписью по дереву и металлу.
1.Народный праздник
«Масленица»
2. Комплексные формы ОД
о народном быте,
традициях Урала с
элементами «Музея
старины»
3. Фото – выставка:
«Уральская горница».
4.Драматизация сказки:
«Мойдодыр».
5.Философский стол с
родителями: «Культура
еды».
Лексические темы недели
1. Продукты питания.
2. Посуда.
3. Мебель.
Лексические темы недели
1. Магазин. Продукты
питания.
2. Посуда.
3. Квартира. Бытовая
техника.
Итог.
занятие
1.Экскурсия: «В
продуктовый магазин».
1.С/Р игра «В мебельной
мастерской».
Весна
апрель
Формировать обобщенные представления о весне, как
времени года. Приспособленности растений и животных к
изменениям в природе. Расширять знания о характерных
признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями
живой и неживой природы и сезонными видами труда; о
весенних изменениях в природе. Расширять представления о
климатических особенностях родного края. Познакомить с
русскими обычаями встречи весны (пение закличек, куклы и
т.д.). Рассказать о первых космонавтах, покоривших космос.
Формировать у детей обобщённые представления о том, как
лечились в старину, ухаживали за своим телом и здоровьем.
1.Коллаж: «Весеннее
настроение».
2. Фото – выставка: «Я
смеюсь!» (День Смеха)
3. Праздник: «Клоунада».
4.Праздник: «День
Комонавтики».
5. НОД: «Раз- планета, два
- комета»
6. Картинная галерея:
«Грачи прилетели».
7. Муз-спорт. досуг «День
здоровья»
8.Детские проекты: «Посев
семян цветов, растений»,
«домик для птиц»
Лексические темы недели
1.Весна. Приметы. Весенние
работы в саду.
2. Космос.
3.Перелетные птицы.
4.Будь здоров. Части тела.
Лексические темы недели
1. Периоды весны.
Первоцветы. Сад –
огород, сезонные работы.
2. День космонавтики.
3.Перелетные птицы.
4.Летние виды спорта.
ОБЖ
Итог
овы
е
заня
тия
1.Книга семейных рецептов
здоровья.
1.Познав. гостиная:
« Лечебная сила камней»
День Победы
1– 9 мая
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять
знания о героях Великой Отечественной войны о победе
нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям
войны. Показать преемственность поколений защитников
Родины. Знакомить с ветеранами, героями ВОВ нашего
города и района. Особенности празднования Дня Победы в
нашем городе. Расширить представление о цветах, растущих
на территории д/с.
1.Праздник «Мы дети
твои, Победы»
2.Экскурсия к обелиску,
вечному огню.
3.Книга памяти: «Фото –
рассказы о прадедах».
4.Развлечение: «Бал
цветов».
Лексические темы недели
1.День Победы.
2. Цветы.
Лексические темы недели
1. День Победы. Герои
Великой Отечественной
войны нашего города.
2. Садовые, луговые
цветы.
Скоро лето
10 – 14 мая
Формировать у детей обобщенные представления о лете, как
времени года, признаках лета. Расширять обобщенные
представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь
людей, животных и растений, природа «расцветает»,
оживает. Закрепить климатические особенности родного
края. Расширить представление о насекомых Урала.
1.Развлечение:
«Здравствуй, лето!»
2.Викторина: «Зачем
нужны насекомые?».
3. Создание «Красной
книги» из рисунков редких
и исчезающих видов
растений, насекомых.
3. Творческие конкурсы,
праздник ко Дню
рождения ДОУ.
4. Рукописная книга:
«Летопись д/сада».
Лексические темы недели
Лето. Насекомые.
Лексические темы недели
Лето. Насекомые.
15 -31 мая
Мониторинг.
До свидания,
детский сад!
15 –
31
мая
Организовать все виды детской деятельности (игровой,
коммуникативный, трудовой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-
художественной, чтение) на тему прощания с детским садом
и поступления в школу. Формировать эмоционально-
положительное отношение к предстоящему поступлению
в 1 класс.
1. Малые Олимпийские
Игры
2. Выпускной бал
Лексические темы недели
Лето. Повторение
пройденного.
Лексические темы недели
Скоро в школу.