Напоминание

Программа формирования активной жизненной позиции обучающихся


Автор: Блинкова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 г. Сальска
Населённый пункт: г. Сальск Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа формирования активной жизненной позиции обучающихся
Раздел: полное образование





Назад





Авторская инновационная образовательная программа.

Программа

формирования активной жизненной позиции

обучающихся
Разработана учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №2 г. Сальска Ростовской области Блинковой Ольгой Васильевной Г. Сальск 2013 год 1
Содержание. 1. Пояснительная записка 3 стр 2. Модель формирования активной жизненной позиции обучающихся 5 стр 3.Механизмы достижения целевых ориентиров 3.1 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных общественных процессов, их анализ и формирование собственного отношения к событиям и фактам об- щественной жизни. 3.1.1. Применение инновационных технологий в преподавании предметов социального цикла. 5 стр 3.1.2
.
Организация исследовательской деятельности обучающихся. 6 стр 3.1.3. Организация краеведческой работы обучающихся 7 стр. 3.1.4. Организация самостоятельного поиска информации обучающимися. 9 стр. 3.2. Приобретение опыта в применении полученных знаний при решении типичных задач в области социальных отношений. 3.2.1.Организация внеурочной деятельности обучающихся. 11 стр. 3.2.2. Организация школьного самоуправления. 12 стр. 2

I. Пояснительная записка.

Цель:
Создание в образовательном учреждении условий для формирования активной жиз- ненной позиции обучающихся в условиях развития учебной и общественно-значимой дея - тельности.
Задачи:
1.Стимулирование самореализации обучающихся посредством применения деятель- н о с т н о г о п о д хо д а в п р е п о д а в а н и и п р е д м е т о в с о ц и а л ь н о г о ц и к л а . 2. Развитие технологий социального партнерства во внеурочной деятельности обучающих- ся 3. Развитие форм общественно - государственного управления в школе, через привлечение обучающихся и родительской общественности к школьному самоуправлению.
Нормативно-правовые и методические документы, являющиеся основой разработки

данной программы:
 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;  Конвенция о правах ребенка;  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Устав МБОУ гимназии №2 г. Сальска, локальные акты;
Актуальность и инновационность программы.
В соответствии с обозначенными в нормативно-правовых документах (Закон РФ «Об образовании», «Федеральная целевая программа развития образования», националь- ный проект «Образование для всех» и др.) приоритетами, образование должно способ- ствовать успешной социализации растущего человека, формированию таких его личност- ных качеств, которые повышают вероятность осмысленного выбора жизненного пути, осо- знания своего места в обществе и жизни. Стратегической задачей модернизации россий- ской школы стало «выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных моло- дых людей, способных в новых социально-политических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе» (Приказ Министерства образования Р. Ф. № 393 от 11.02.02. г.). В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей сформулировано положение о необходимости созда- ния для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других. Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои воз- можности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, ко - торый определит их потребность занять активную жизненную позицию в будущем. Это отражено в требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта, ориентированного на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»):  любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважаю- щий свой народ, его культуру и духовные традиции; 3
 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои по- ступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;  уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаи- мопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. В требования к личностным результатам освоения обучающимися образователь- ных программ включён пункт:  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возраст- ных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономи- ческих особенностей. Инновационность данной программы состоит в разработке модели формирования активной жизненной позиции обучающихся и системы механизмов достижения постав - ленных целевых ориентиров. Данная программа может служить основой для разработки планов работы по формированию активной жизненной позиции обучающихся различных возрастных групп учителями истории и обществознания, планов работы детских объеди - нений, планов воспитательной работы в классных коллективах и образовательных учре- ждениях.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы
обучающиеся получат возможность
:  освоить систему знаний об экономической и иных видах деятельности лю- дей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отно- шений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполне- ния типичных социальных ролей человека и гражданина;  овладеть умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, системати- зировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуника- тивной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гра- жданского общества и государства;  получить опыт применения полученных знаний и умений для решения ти - пичных задач в области социальных отношений; гражданской и обществен- ной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
Результатом реализации программы должны стать:
1. Рост социальной активности участников образовательного процесса. 2. Рост творческой активности участников образовательного процесса. 3. Повышение эффективности управления. 4. Признание авторитета гимназии в социальном окружении. II
. Модель формирования активной жизненной позиции обучающихся:
4 Активная жизненная позиция обучающих- ся

III. Механизмы достижения целевых ориентиров.

3.1 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных обществен-

ных процессов, их анализ и формирование собственного отношения к событиям и

фактам общественной жизни.

3.1.1. Применение инновационных технологий в преподавании предметов социаль-

ного цикла.
В настоящее время преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веле- ние времени требует сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педаго- гических методов и приѐмов, а также педагогические инновации, существенно влияют на характер преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала обу - чающимися. Развитие общества вызывает потребность в изменениях универсальных форм обу- чения. Поэтому в современной практике необходимо делать акцент на инновационные тех - нологии обучения. Сегодня инновации – это основа жизни общества и они должны разум- но стимулировать обучающегося. При этом преподаватель уже – старший наставник, а не просто носитель знаний. Программа предусматривает применение следующих инноваци- онных технологий: I. Технологии деятельностного подхода к историческому и обществоведческому об- разованию: 1) групповая деятельность: работа в малых группах и обучение в сотрудничестве; 2) проектная технология обучения истории и обществознанию; 3) тренинговая форма обучения. Мозговой штурм; 4) организация практикума по истории и обществознанию; 5) современная ролевая ретроспективная игра на уроках. 5 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных обще- ственных процессов, их анализ и фор- мирование собственного отношения к со- бытиям и фактам общественной жизни Приобретение опыта в применении по- лученных знаний при решении типичных задач в области социальных отношений Применение инновацион- ных техно- логий в пре- подавании предметов социального цикла Организация исследователь- ской деятель- ности обучаю- щихся Организация краеведче- ской работы обучающихся Организация самостоя- тельного по- иска инфор- мации обуча- ющимися Организация внеурочной деятельно- сти обучаю- щихся Организация школьного самоуправле- ния
II. Интерактивные технологии обучения истории и обществознанию: 1) технологии в интерактивном режиме на уроках истории и обществознания; 2) модульные и модульно-блочные технологии на уроках истории и обществознания.
3.1.2

. Организация исследовательской деятельности обучающихся:
Ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный го- сударственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закрепле- на и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, рабо- тать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети мо- гут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Данная программа предусматривает систематическую работу по организации ис- следовательской деятельности по предметам социального цикла. Результаты данной дея- тельности рассматриваются на уроках по данной тематике, традиционных научно-практи- ческих конференциях МБОУ гимназии №2 г. Сальска, заседаниях секций муниципального и регионального этапов ДАНЮИ. Работы, выполненные на высоком уровне, рекоменду- ется представлять для участия в конкурсах всероссийского и международного уровней. Примерная тематика исследовательских работ по истории и обществознанию: Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности. Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни Влияние русского права на формирование российской правовой системы. Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в ходе избирательной компании. Внешний государственный долг России и его погашение. Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества (на примере символики России). Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Государственная власть в истории России. Государство и гражданское общество. Доблесть и честь русского воинства. Дружба – центр межличностных отношений. Знания и умения в информационную эпоху. Значение технического прогресса в жизни общества. Идеальная форма правления современного российского государства. Институты гражданского общества в современной России. Информационное общество и эволюция человеческих потребностей. История герба России. История появления Конституции РФ. Как голосуют россияне: мои наблюдения и выводы. Конфессии в России. Международный терроризм – глобальная проблема современности. Место отдельного человека в жизни общества. Место традиций в жизни современного человека. Мировая урбанизация в XXI веке. 6
Мировое сообщество и его влияние на Россию. Мировой экономический кризис: причины и последствия. Мое здоровье принадлежит только мне. Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ) Органы местного самоуправления в моём регионе. Основные направления политики государства в области культуры. Основные направления социальной политики российского государства. Основные теории зарождения жизни на земле. Особенности развития института государственной власти в советский период. Подростковая преступность. Политика государства в области охраны окружающей среды Политические партии в современной России. Политический терроризм в истории России. Построение правового государства в современной России. Проблемы демографической стабилизации ситуации на Земле. Проблемы социализации молодежи в современных условиях. Пропаганда здорового образа жизни. Процесс экономической глобализации. Его истоки, сущность и значение. Развитие парламентаризма в России.
3.1.3. Организация краеведческой работы обучающихся
Формирование активной жизненной позиции у школьников невозможно без знаний об истории и культуре своей страны, представлений о человеке как соучастнике бытия прошлого, настоящего и будущего, продолжателе традиций своей семьи, своих земляков, своего народа, понимание значимости активного участия в современной жизни, без воспи- тания чувства любви к Отечеству, к своей земле, родному дому; гордости достижениями культуры прошлого и моральной ответственности за будущее своей малой и большой Ро - дины. Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, приви- вать духовную оседлость, ведь если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться истори- ей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники. Данная программа предусматривает 3 уровня краеведческой познавательной рабо- ты обучающихся: 1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из сообщений средств массовой информации. 2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний мо- гут быть научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, художественная литература. 3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Принципами организации краеведческой работы являются: 7
 концентризм – изучение учащимися родного края по концентрам: 1. Родной дом. Моя родословная. 2. Город: прошлое, настоящее и будущее. 3. Школа, ее история, традиции и т.д. 4. История района, ее духовные ценности, литература. 5. История, язык и литература области;  изучение различных сторон общественной жизни края. Особое внимание уделяется познанию духовно-нравственной жизни людей;  сочетание исторического краеведения с другими областями краеведения: литера - турным, географическим, этнографическим и др.;  направленность на воспитание нравственности, духовности и гражданственности школьников на основе приобщения их к духовным, общечеловеческим националь- ным ценностям, идеалам, традициям;  приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по ис- тории и литературе края, творческий подход к организации познавательной дея- тельности учащихся, использование разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, обеспечение единства познавательного и эмоционального на - чал в деятельности учеников; единство учебного, внеклассного и внешкольного краеведения;  постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями, библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности. Формы организации краеведческой работы:  краеведческий кружок;  музейная работа;  исследовательская работа. Результаты краеведческой работы обучающихся рассматриваются на уроках по данной тематике, традиционных краеведческих конференциях МБОУ гимназии №2 г. Сальска, заседаниях секций муниципального и регионального этапов ДАНЮИ. Работы, выполненные на высоком уровне, рекомендуется представлять для участия в конкурсах всероссийского и международного уровней. Показателями сформированности нравственно-эстетической краеведческой культуры учащихся могут служить следующие направления:  оценивать свое поведение и поведение других людей в окружающей социокультур- ной среде, приводя конкретные примеры;  проявлять озабоченность о сохранности памятников исторического и культурного наследия, то есть высказывать предположения о возможных последствиях и ре- зультатах деятельности человека, делать выводы научного и нравственного плана;  формулировать предписания и запреты экологического характера, обосновывая це- лесообразность с точки зрения сохранения среды обитания;  выражать свое нравственное и эстетическое отношение к родному краю пропаган - дистскими средствами;  практически использовать знания по краеведению в трудовой, общественно-полез- ной, пропагандистской деятельности;  планировать и осуществлять коллективные виды работ;  проявлять устойчивый интерес к самостоятельному изучению различных источни- ков по истории, культуре и литературе края;  демонстрировать поисково-исследовательские навыки;  пропагандировать идеи заботливого, бережного отношения к окружающей природ- ной среде, к общественному достоянию, к электроэнергии, запасам воды, продук- там питания; 8
 в личном поведении соблюдать установленные для данной местности правила сбо- ра растений, не наносить вреда деревьям и кустарникам.  отслеживание уровня сформированности краеведческих знаний планируется в пе- риод итоговой аттестации в переводных и выпускных классах. Аттестационные ма- териалы анализируются на предмет включения вопросов краеведческого содержа- ния.
3.1.4. Организация самостоятельного поиска информации обучающимися.
ФГОС ООО отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обуче - нии, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жиз - ни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних зна - ний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходи- мо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Это задача первостепенной важности. В формировании у школьников самостоятельности выделяются две взаимосвя- занные задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятель- ность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно при - менять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная рабо - та не самоцель. Она является средством формирования у обучающихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения подросток должен достичь определенного достаточно высокого уровня самосто- ятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Направления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся:  Одной из актуальных инноваций в развитии самостоятельной познавательной ак- тивности обучающихся выступают Web-технологии, которые стали катализатором рево- люционных изменений в способах взаимодействия людей с Сетью ИНТЕРНЕТ. В ре- зультате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые со - общества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием. Новые сервисы социального обеспечения ради- кально упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети. Каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных целях, дополняя их собственными постами, статьями на вики-ресурсах, аудио- и видеоза- писями. Новая среда позволяет формировать знания совместно, в процессе самостоятель- ного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным тематикам. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные на- выки — повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д. В про- 9
цессе освоения интерактивных методов формируется креативная, ориентируемая на прак- тический результат личность.  Работа с книгой и другими печатными источниками. Реферирование. Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые име- ются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты. Примерная тематика рефератов по истории и обществознанию: 1. Доказательство существования Бога в Древнем мире. 2. Бэкон и Декарт о системе познания. 3. Сущность понятий: бессмертие, жизнь и смерть. 4. Взаимосвязь наук. 5. Взаимосвязь веры, науки и нравственности. 6. Религия и основные виды религиозных вероисповеданий. 7. Сущность православной религии. 8. Буддизм как одно из массовых религиозных направлений. 9. Мусульманство и его место в среде других религиозных течений. 10. Проблема мира и войны в различных философских направлениях. 11. Философские учения Джона Мильтона. 12. Значение досократовской философии. 13. Гармония, вера и разум: взаимосвязь и основные отличия. 14. Место традиций в жизни современного человека. 15. Виды наций и межнациональные взаимоотношения. 16. Экономическое развитие в различные исторические эпохи. 17. Политика и ее влияние на жизнь современного общества. 18. Проблема выбора жизненного пути. 19. Значение культуры и науки. 20. Глобальные проблемы современного общества. 21. Царствование Ивана Грозного. 22. Образование ранних индийских империй. 23. История Первой Великой Отечественной Войны. 24. Вторая Великая Отечественная Война: предпосылки, развитие, последствия. 25. Последствия русско-турецких войн. 10
26. Характеристика Кавказских войн XVIII-XIX вв.: предпосылки и последствия. 27. Процесс коллективизации в СССР. 28. Специфические черты конституционной монархии в Англии. 29. Крестовые походы в Иерусалим. Поклонению Святому Гробу в Иерусалиме. 30. Крестьянские восстания 1773-1775 гг. 31. История Куликовской битвы. 32. Зарождение культуры при правлении Петра I. 33. История правления Александра Невского. 34. Характерные особенности Великой Французской Революции 1789-1814 гг.. 35. Декабристы и их взгляд на общественный и политический уклад жизни в России. 36. Россия во времена правления И. В. Сталина. 37. История цареубийства 1881 года. 38. МВФ и завершение холодной войны. Результаты самостоятельной работы обучающихся по приобретению новых знаний представляются в виде докладов, сообщений, рефератов, презентаций по определённой те- матике и могут служить основой для организации учебных дискуссий.
3.2. Приобретение опыта в применении полученных знаний при решении типичных

задач в области социальных отношений.

3.2

.

1. Организация внеурочной деятельности обучающихся.
Внеурочная работа строится на принципе добровольности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Внеурочная работа для каждого обучающе- гося должна планируется в соответствии с его способностями, с его темпераментом и ха - рактером. Формы работы: • кружковая работа, • индивидуальная форма, подготовка и участие обучающихся в творческих конкур- сах и олимпиадах разного уровня • организация массовых мероприятий, предметных недель, конференций; • исторические игры, гостиные, вечера, дебаты, конкурсы, виртуальные экскурсии; • просмотр художественных и документальных фильмов; • встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ и труда, воинами-интернациона- листами • экскурсии в музеи и по историческим местам. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт обучающегося, его знания о разнообразии человеческой деятельности, школьник приобретает необходи - 11
мые практические социальные умения и навыки, учатся жить в коллективе, т.е. сотрудни - чать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Индивидуальные достижения во внеурочной деятельности фиксируются в портфолио обучающихся и учитываются при подведении итогов традиционного конкурса "Гимназист года"
3.2.2. Организация школьного самоуправления.
Одним из эффективных путей формирования активной жизненной позиции обучаю- щихся является включение их в процесс ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление
– это система коллективной деятельности, важнейшими структурными взаимосвязанными элементами которой являются: 1) чёткое распределение постоянных или временных поручений между членами коллекти - ва с учётом их личных склонностей и задач, стоящих перед ученическими общественными организациями и предполагающих сочетание личной ответственности с возможностью принимать решения и участвовать в их выработке; 2) функционирование выборных органов, представляющих собой фактический актив кол- лектива; 3) в меру жестокая регламентация управленческих ролей, составляющая вместе c тем большой простор для романтики, игры, упражнений в самостоятельных творческих делах; 4) организация действенного общественного мнения, выражающего всеобщую волю кол- лектива и могущего влиять на жизнедеятельность коллектива. Цель: Основная цель ученического самоуправления – формирование высоконравственной твор- ческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой, нацио - нальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста. Задачи:  предоставления обучающимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.  Формирование у обучающихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов учени- ческого коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, соци- альных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.  Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечива- ющей социализацию каждого ребенка.  Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально вы - полнима в условиях нашего образовательного учреждения.  Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекаю- щей школьника в общественно-целостные отношения.  Развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного обще- ния, социальной адаптации, творческого развития. Принципы организации ученического самоуправления: 1. Это участие в нём большинства учащихся, а не узкого круга актива. 2. Самоуправление не мыслиться без поддержки педагогов, без сотрудничества с ними, без равенства педагога и учащегося. 3. Оно должно быть таким опытом общественной деятельности, где можно увидеть её ре - зультат. 4. Самоуправление не должно быть фрагментарным. 12
Преподавателю отводится роль консультанта, помощника в делах, предпринимае- мых учениками. Он должен стать советником, наставником, другом и как можно реже пользоваться правом на принуждение. Включение учащихся в управленческую деятельность способствует формированию их творческой, сознательной активности. Это тем более значимо в связи с переходом си - стемы образования на демократические начала, что и будет способствовать приобретению опыта общения. Последнее необходимо понимать как самое широкое включение учащихся в управленческую деятельность, которая должна формировать у молодёжи организа - торские способности, инициативу, самостоятельность, специальные умения. Планируемый комплекс мероприятий по направлениям УС:  Конкурс «Ученическое самоуправление в классе»  Выборы президента гимназии  Конкурс «Школа моей мечты»  Диспут «Каким я хочу видеть президента школы?»  Акции "Посылка солдату", "Поздравь ветерана», "Подарки детям"  «Конкурс классных агитбригад "Мы за здоровый образ жизни!"  Организация правовых месячников, декадников  Работа школы актива «Мы вместе создаем наше будущее!».  Мероприятия, направленные на изучение правовых основ, через различные игро- вые мероприятия  Месячник гражданского и военно-патриотического воспитания. Реализация программы обеспечивает рост качества образования, мотивации познава - тельной и творческой деятельности, ответственности за процесс и результаты образования у обучающихся. Программа содержит значимый потенциал переноса в массовую педагоги - ческую практику и может быть рекомендована для использования в общеобразовательных учреждениях Сальского района в соответствии с целевым назначением в ходе ф ормирова- ния активной жизненной позиции обучающихся. Программа способствует развитию профессионально-педагогической компетенции пе- дагога, реализующего её, в ракурсе требований профессионального стандарта педагогиче- ской деятельности. 13


В раздел образования