Программа формирования активной жизненной позиции обучающихся
Автор: Блинкова Ольга Васильевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 г. Сальска Населённый пункт: г. Сальск Ростовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа формирования активной жизненной позиции обучающихся Раздел: полное образование
обучающихся
Разработана учителем
истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии №2 г. Сальска
Ростовской области
Блинковой Ольгой Васильевной
Г. Сальск
2013 год
1
Содержание.
1. Пояснительная записка 3 стр
2. Модель формирования активной жизненной позиции обучающихся 5 стр
3.Механизмы достижения целевых ориентиров
3.1 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных общественных
процессов, их анализ и формирование собственного отношения к событиям и фактам об-
щественной жизни.
3.1.1. Применение инновационных технологий в преподавании предметов социального
цикла. 5 стр
3.1.2 . Организация исследовательской деятельности обучающихся. 6 стр
3.1.3. Организация краеведческой работы обучающихся 7 стр.
3.1.4. Организация самостоятельного поиска информации обучающимися. 9 стр.
3.2. Приобретение опыта в применении полученных знаний при решении типичных задач
в области социальных отношений.
3.2.1.Организация внеурочной деятельности обучающихся. 11 стр.
3.2.2. Организация школьного самоуправления. 12 стр.
2
I. Пояснительная записка.
Цель: Создание в образовательном учреждении условий для формирования активной жиз-
ненной позиции обучающихся в условиях развития учебной и общественно-значимой дея -
тельности.
Задачи:
1.Стимулирование
самореализации обучающихся посредством
применения деятель-
н о с т н о г о
п о д хо д а
в
п р е п о д а в а н и и
п р е д м е т о в
с о ц и а л ь н о г о
ц и к л а .
2. Развитие технологий социального партнерства во внеурочной деятельности обучающих-
ся
3. Развитие форм общественно - государственного управления в школе, через привлечение
обучающихся и родительской общественности к школьному самоуправлению.
Нормативно-правовые и методические документы, являющиеся основой разработки
данной программы:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего
образования
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Конвенция о правах ребенка;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Устав МБОУ гимназии №2 г. Сальска, локальные акты;
Актуальность и инновационность программы.
В соответствии с обозначенными в нормативно-правовых документах (Закон РФ
«Об образовании», «Федеральная целевая программа развития образования», националь-
ный проект «Образование для всех» и др.) приоритетами, образование должно способ-
ствовать успешной социализации растущего человека, формированию таких его личност-
ных качеств, которые повышают вероятность осмысленного выбора жизненного пути, осо-
знания своего места в обществе и жизни. Стратегической задачей модернизации россий-
ской школы стало «выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных моло-
дых людей, способных в новых социально-политических условиях быстро и эффективно
найти своё место в обществе» (Приказ Министерства образования Р. Ф. № 393 от 11.02.02.
г.).
В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении
выживания, защиты и развития детей сформулировано положение о необходимости созда-
ния для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих
возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении
быть ответственным за себя и других.
Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои воз-
можности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, ко -
торый определит их потребность занять активную жизненную позицию в будущем. Это
отражено в требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта,
ориентированного
на
становление
личностных
характеристиквыпускника
(«портрет
выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважаю-
щий свой народ, его культуру и духовные традиции;
3
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои по-
ступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй,
обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаи-
мопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
В требования к личностным результатам освоения обучающимися образователь-
ных программ включён пункт:
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возраст-
ных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономи-
ческих особенностей.
Инновационность данной программы состоит в разработке модели формирования
активной жизненной позиции обучающихся и системы механизмов достижения постав -
ленных целевых ориентиров. Данная программа может служить основой для разработки
планов работы по формированию активной жизненной позиции обучающихся различных
возрастных групп учителями истории и обществознания, планов работы детских объеди -
нений, планов воспитательной работы в классных коллективах и образовательных учре-
ждениях.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы обучающиеся получат возможность :
освоить систему знаний об экономической и иных видах деятельности лю-
дей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отно-
шений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполне-
ния типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладеть умениями получать и критически осмысливать социальную (в том
числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, системати-
зировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуника-
тивной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гра-
жданского общества и государства;
получить опыт применения полученных знаний и умений для решения ти -
пичных задач в области социальных отношений; гражданской и обществен-
ной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой
сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе;
Результатом реализации программы должны стать:
1.
Рост социальной активности участников образовательного процесса.
2.
Рост творческой активности участников образовательного процесса.
3.
Повышение эффективности управления.
4.
Признание авторитета гимназии в социальном окружении.
II . Модель формирования активной жизненной позиции обучающихся:
4
Активная жизненная позиция обучающих-
ся
III. Механизмы достижения целевых ориентиров.
3.1 Приобретение знаний об исторической обусловленности современных обществен-
ных процессов, их анализ и формирование собственного отношения к событиям и
фактам общественной жизни.
3.1.1. Применение инновационных технологий в преподавании предметов социаль-
ного цикла.
В настоящее время преподаватель не ограничен в выборе средств обучения, а веле-
ние времени требует сделать обучение ориентированным на практику. Расширение педаго-
гических методов и приѐмов, а также педагогические инновации, существенно влияют на
характер преподавательской деятельности. И соответственно на усвоение материала обу -
чающимися.
Развитие общества вызывает потребность в изменениях универсальных форм обу-
чения. Поэтому в современной практике необходимо делать акцент на инновационные тех -
нологии обучения. Сегодня инновации – это основа жизни общества и они должны разум-
но стимулировать обучающегося. При этом преподаватель уже – старший наставник, а не
просто носитель знаний. Программа предусматривает применение следующих инноваци-
онных технологий:
I.
Технологии деятельностного подхода к историческому и обществоведческому об-
разованию:
1)
групповая деятельность: работа в малых группах и обучение в сотрудничестве;
2)
проектная технология обучения истории и обществознанию;
3)
тренинговая форма обучения. Мозговой штурм;
4)
организация практикума по истории и обществознанию;
5)
современная ролевая ретроспективная игра на уроках.
5
Приобретение
знаний
об
исторической
обусловленности
современных
обще-
ственных
процессов,
их
анализ
и
фор-
мирование собственного отношения к со-
бытиям и фактам общественной жизни
Приобретение опыта в применении по-
лученных знаний при решении типичных
задач в области социальных отношений
Применение
инновацион-
ных техно-
логий в пре-
подавании
предметов
социального
цикла
Организация
исследователь-
ской
деятель-
ности
обучаю-
щихся
Организация
краеведче-
ской
работы
обучающихся
Организация
самостоя-
тельного
по-
иска
инфор-
мации
обуча-
ющимися
Организация
внеурочной
деятельно-
сти
обучаю-
щихся
Организация
школьного
самоуправле-
ния
II. Интерактивные технологии обучения истории и обществознанию:
1)
технологии в интерактивном режиме на уроках истории и обществознания;
2)
модульные и модульно-блочные технологии на уроках истории и обществознания.
3.1.2
. Организация исследовательской деятельности обучающихся:
Ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный го-
сударственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закрепле-
на и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на
организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных
методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, рабо-
тать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети мо-
гут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это
требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов
ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный
контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности
обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС,
следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Данная программа предусматривает систематическую работу по организации ис-
следовательской деятельности по предметам социального цикла. Результаты данной дея-
тельности рассматриваются на уроках по данной тематике, традиционных научно-практи-
ческих конференциях МБОУ гимназии №2 г. Сальска, заседаниях секций муниципального
и регионального этапов ДАНЮИ. Работы, выполненные на высоком уровне, рекоменду-
ется представлять для участия в конкурсах всероссийского и международного уровней.
Примерная тематика исследовательских работ по истории и обществознанию:
Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности.
Влияние национальных и религиозных традиций на образ жизни
Влияние русского права на формирование российской правовой системы.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в ходе избирательной
компании.
Внешний государственный долг России и его погашение.
Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества (на примере символики России).
Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
Государственная власть в истории России.
Государство и гражданское общество.
Доблесть и честь русского воинства.
Дружба – центр межличностных отношений.
Знания и умения в информационную эпоху.
Значение технического прогресса в жизни общества.
Идеальная форма правления современного российского государства.
Институты гражданского общества в современной России.
Информационное общество и эволюция человеческих потребностей.
История герба России.
История появления Конституции РФ.
Как голосуют россияне: мои наблюдения и выводы.
Конфессии в России.
Международный терроризм – глобальная проблема современности.
Место отдельного человека в жизни общества.
Место традиций в жизни современного человека.
Мировая урбанизация в XXI веке.
6
Мировое сообщество и его влияние на Россию.
Мировой экономический кризис: причины и последствия.
Мое здоровье принадлежит только мне.
Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ)
Органы местного самоуправления в моём регионе.
Основные направления политики государства в области культуры.
Основные направления социальной политики российского государства.
Основные теории зарождения жизни на земле.
Особенности развития института государственной власти в советский период.
Подростковая преступность.
Политика государства в области охраны окружающей среды
Политические партии в современной России.
Политический терроризм в истории России.
Построение правового государства в современной России.
Проблемы демографической стабилизации ситуации на Земле.
Проблемы социализации молодежи в современных условиях.
Пропаганда здорового образа жизни.
Процесс экономической глобализации. Его истоки, сущность и значение.
Развитие парламентаризма в России.
3.1.3. Организация краеведческой работы обучающихся
Формирование активной жизненной позиции у школьников невозможно без знаний
об истории и культуре своей страны, представлений о человеке как соучастнике бытия
прошлого, настоящего и будущего, продолжателе традиций своей семьи, своих земляков,
своего народа, понимание значимости активного участия в современной жизни, без воспи-
тания чувства любви к Отечеству, к своей земле, родному дому; гордости достижениями
культуры прошлого и моральной ответственности за будущее своей малой и большой Ро -
дины.
Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан
страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, приви-
вать духовную оседлость, ведь если не будет корней в родной местности, в родной стороне
– будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит
любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться истори-
ей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый
вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники.
Данная программа предусматривает 3 уровня краеведческой познавательной рабо-
ты обучающихся:
1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из сообщений средств
массовой информации.
2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной
познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают
«открытия для себя», то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события
прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний мо-
гут быть научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной
периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, художественная
литература.
3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского
поиска, представляющего научный интерес, - когда ученики фактически выступают в роли
«юных ученых» - исследователей.
Принципами организации краеведческой работы являются:
7
концентризм – изучение учащимися родного края по концентрам:
1. Родной дом. Моя родословная.
2. Город: прошлое, настоящее и будущее.
3. Школа, ее история, традиции и т.д.
4. История района, ее духовные ценности, литература.
5. История, язык и литература области;
изучение различных сторон общественной жизни края. Особое внимание уделяется
познанию духовно-нравственной жизни людей;
сочетание исторического краеведения с другими областями краеведения: литера -
турным, географическим, этнографическим и др.;
направленность на воспитание нравственности, духовности и гражданственности
школьников на основе приобщения их к духовным, общечеловеческим националь-
ным ценностям, идеалам, традициям;
приобщение учащихся к самостоятельному изучению различных источников по ис-
тории и литературе края, творческий подход к организации познавательной дея-
тельности учащихся, использование разнообразных приемов и форм учебной и
внеурочной работы, обеспечение единства познавательного и эмоционального на -
чал в деятельности учеников; единство учебного, внеклассного и внешкольного
краеведения;
постоянные связи с краеведческими и другими общественными организациями,
библиотеками, архивами, музеями; участие в работе местной общественности.
Формы организации краеведческой работы:
краеведческий кружок;
музейная работа;
исследовательская работа.
Результаты краеведческой работы обучающихся рассматриваются на уроках по
данной тематике, традиционных краеведческих конференциях МБОУ гимназии №2 г.
Сальска, заседаниях секций муниципального и регионального этапов ДАНЮИ. Работы,
выполненные на высоком уровне, рекомендуется представлять для участия в конкурсах
всероссийского и международного уровней.
Показателями
сформированности нравственно-эстетической
краеведческой
культуры учащихся могут служить следующие направления:
оценивать свое поведение и поведение других людей в окружающей социокультур-
ной среде, приводя конкретные примеры;
проявлять озабоченность о сохранности памятников исторического и культурного
наследия, то есть высказывать предположения о возможных последствиях и ре-
зультатах деятельности человека, делать выводы научного и нравственного плана;
формулировать предписания и запреты экологического характера, обосновывая це-
лесообразность с точки зрения сохранения среды обитания;
выражать свое нравственное и эстетическое отношение к родному краю пропаган -
дистскими средствами;
практически использовать знания по краеведению в трудовой, общественно-полез-
ной, пропагандистской деятельности;
планировать и осуществлять коллективные виды работ;
проявлять устойчивый интерес к самостоятельному изучению различных источни-
ков по истории, культуре и литературе края;
демонстрировать поисково-исследовательские навыки;
пропагандировать идеи заботливого, бережного отношения к окружающей природ-
ной среде, к общественному достоянию, к электроэнергии, запасам воды, продук-
там питания;
8
в личном поведении соблюдать установленные для данной местности правила сбо-
ра растений, не наносить вреда деревьям и кустарникам.
отслеживание уровня сформированности краеведческих знаний планируется в пе-
риод итоговой аттестации в переводных и выпускных классах. Аттестационные ма-
териалы анализируются на предмет включения вопросов краеведческого содержа-
ния.
3.1.4. Организация самостоятельного поиска информации обучающимися.
ФГОС ООО отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обуче -
нии, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не
пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания,
умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.
Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение
им пользоваться.
Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие
выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жиз -
ни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних зна -
ний
оказывается
в
жизни
недостаточно.
Выпускник
должен
научиться
решать
свои
проблемы самостоятельно.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и
сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходи-
мо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Это задача первостепенной
важности. В формировании у школьников самостоятельности выделяются две взаимосвя-
занные задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятель-
ность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями,
формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно при -
менять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная рабо -
та не самоцель. Она является средством формирования у обучающихся активности и
самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе
обучения подросток должен достичь определенного достаточно высокого уровня самосто-
ятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое
в процессе решения учебных задач.
Направления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся:
Одной из актуальных инноваций в развитии самостоятельной познавательной ак-
тивности обучающихся выступают Web-технологии, которые стали катализатором рево-
люционных изменений в способах взаимодействия людей с Сетью ИНТЕРНЕТ. В ре-
зультате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное
количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые со -
общества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и
программными агентами с образованием. Новые сервисы социального обеспечения ради-
кально упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети. Каждый может не
только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании
собственного сетевого контента.
В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных
целях, дополняя их собственными постами, статьями на вики-ресурсах, аудио- и видеоза-
писями. Новая среда позволяет формировать знания совместно, в процессе самостоятель-
ного создания и обсуждения учебного контента и общения по определенным тематикам.
Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные на-
выки — повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д. В про-
9
цессе освоения интерактивных методов формируется креативная, ориентируемая на прак-
тический результат личность.
Работа с книгой и другими печатными источниками. Реферирование.
Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее
смысловой переработки. Он строится в основном с опорой на оригинал, поскольку в него
включают фрагменты из первоисточника. Это обобщения и формулировки, которые име-
ются в первичном документе и переносятся в реферат в виде цитаты.
Примерная тематика рефератов по истории и обществознанию:
1.
Доказательство существования Бога в Древнем мире.
2.
Бэкон и Декарт о системе познания.
3.
Сущность понятий: бессмертие, жизнь и смерть.
4.
Взаимосвязь наук.
5.
Взаимосвязь веры, науки и нравственности.
6.
Религия и основные виды религиозных вероисповеданий.
7.
Сущность православной религии.
8.
Буддизм как одно из массовых религиозных направлений.
9.
Мусульманство и его место в среде других религиозных течений.
10. Проблема мира и войны в различных философских направлениях.
11. Философские учения Джона Мильтона.
12. Значение досократовской философии.
13. Гармония, вера и разум: взаимосвязь и основные отличия.
14. Место традиций в жизни современного человека.
15. Виды наций и межнациональные взаимоотношения.
16. Экономическое развитие в различные исторические эпохи.
17. Политика и ее влияние на жизнь современного общества.
18. Проблема выбора жизненного пути.
19. Значение культуры и науки.
20. Глобальные проблемы современного общества.
21. Царствование Ивана Грозного.
22. Образование ранних индийских империй.
23. История Первой Великой Отечественной Войны.
24. Вторая Великая Отечественная Война: предпосылки, развитие, последствия.
25. Последствия русско-турецких войн.
10
26. Характеристика Кавказских войн XVIII-XIX вв.: предпосылки и последствия.
27. Процесс коллективизации в СССР.
28. Специфические черты конституционной монархии в Англии.
29. Крестовые походы в Иерусалим. Поклонению Святому Гробу в Иерусалиме.
30. Крестьянские восстания 1773-1775 гг.
31. История Куликовской битвы.
32. Зарождение культуры при правлении Петра I.
33. История правления Александра Невского.
34. Характерные особенности Великой Французской Революции 1789-1814 гг..
35. Декабристы и их взгляд на общественный и политический уклад жизни в России.
36. Россия во времена правления И. В. Сталина.
37. История цареубийства 1881 года.
38. МВФ и завершение холодной войны.
Результаты
самостоятельной
работы
обучающихся
по
приобретению
новых
знаний
представляются в виде докладов, сообщений, рефератов, презентаций по определённой те-
матике и могут служить основой для организации учебных дискуссий.
3.2. Приобретение опыта в применении полученных знаний при решении типичных
задач в области социальных отношений.
3.2
.
1. Организация внеурочной деятельности обучающихся.
Внеурочная работа строится на принципе добровольности, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся. Внеурочная работа для каждого обучающе-
гося должна планируется в соответствии с его способностями, с его темпераментом и ха -
рактером.
Формы работы:
•
кружковая работа,
•
индивидуальная форма, подготовка и участие обучающихся в творческих конкур-
сах и олимпиадах разного уровня
•
организация массовых мероприятий, предметных недель, конференций;
•
исторические игры, гостиные, вечера, дебаты, конкурсы, виртуальные экскурсии;
•
просмотр художественных и документальных фильмов;
•
встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ и труда, воинами-интернациона-
листами
•
экскурсии в музеи и по историческим местам.
Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт обучающегося,
его знания о разнообразии человеческой деятельности, школьник приобретает необходи -
11
мые практические социальные умения и навыки, учатся жить в коллективе, т.е. сотрудни -
чать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
Индивидуальные достижения
во внеурочной деятельности фиксируются в портфолио
обучающихся и учитываются при подведении итогов традиционного конкурса "Гимназист
года"
3.2.2. Организация школьного самоуправления.
Одним из эффективных путей формирования активной жизненной позиции обучаю-
щихся является включение их в процесс ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление – это система коллективной деятельности, важнейшими
структурными взаимосвязанными элементами которой являются:
1) чёткое распределение постоянных или временных поручений между членами коллекти -
ва с учётом их личных склонностей и задач, стоящих перед ученическими общественными
организациями и предполагающих сочетание личной ответственности с возможностью
принимать решения и участвовать в их выработке;
2) функционирование выборных органов, представляющих собой фактический актив кол-
лектива;
3) в меру жестокая регламентация управленческих ролей, составляющая вместе c тем
большой простор для романтики, игры, упражнений в самостоятельных творческих делах;
4) организация действенного общественного мнения, выражающего всеобщую волю кол-
лектива и могущего влиять на жизнедеятельность коллектива.
Цель:
Основная цель ученического самоуправления – формирование высоконравственной твор-
ческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой, нацио -
нальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.
Задачи:
предоставления обучающимся реальной возможности участия вместе с педагогами
в прогнозировании, планировании, исполнении и анализе учебно-воспитательного
процесса.
Формирование у обучающихся потребности и готовности совершенствовать свою
личность, создание условий для развития способностей и интересов членов учени-
ческого коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, соци-
альных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечива-
ющей социализацию каждого ребенка.
Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально вы -
полнима в условиях нашего образовательного учреждения.
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекаю-
щей школьника в общественно-целостные отношения.
Развитие и упрочение детской организации как основы для межвозрастного обще-
ния, социальной адаптации, творческого развития.
Принципы организации ученического самоуправления:
1. Это участие в нём большинства учащихся, а не узкого круга актива.
2. Самоуправление не мыслиться без поддержки педагогов, без сотрудничества с ними,
без равенства педагога и учащегося.
3. Оно должно быть таким опытом общественной деятельности, где можно увидеть её ре -
зультат.
4. Самоуправление не должно быть фрагментарным.
12
Преподавателю отводится роль консультанта, помощника в делах, предпринимае-
мых учениками. Он должен стать советником, наставником, другом и как можно реже
пользоваться правом на принуждение.
Включение учащихся в управленческую деятельность способствует формированию
их творческой, сознательной активности. Это тем более значимо в связи с переходом си -
стемы образования на демократические начала, что и будет способствовать приобретению
опыта общения. Последнее необходимо понимать как самое широкое включение учащихся
в
управленческую
деятельность,
которая
должна
формировать
у
молодёжи
организа -
торские способности, инициативу, самостоятельность, специальные умения.
Планируемый комплекс мероприятий по направлениям УС:
Конкурс «Ученическое самоуправление в классе»
Выборы президента гимназии
Конкурс «Школа моей мечты»
Диспут «Каким я хочу видеть президента школы?»
Акции "Посылка солдату", "Поздравь ветерана», "Подарки детям"
«Конкурс классных агитбригад "Мы за здоровый образ жизни!"
Организация правовых месячников, декадников
Работа школы актива «Мы вместе создаем наше будущее!».
Мероприятия, направленные на изучение правовых основ, через различные игро-
вые мероприятия
Месячник гражданского и военно-патриотического воспитания.
Реализация программы обеспечивает рост качества образования, мотивации познава -
тельной и творческой деятельности, ответственности за процесс и результаты образования
у обучающихся. Программа содержит значимый потенциал переноса в массовую педагоги -
ческую практику и может быть рекомендована для использования в общеобразовательных
учреждениях Сальского района в соответствии с целевым назначением в ходе ф ормирова-
ния активной жизненной позиции обучающихся.
Программа способствует развитию профессионально-педагогической компетенции пе-
дагога, реализующего её, в ракурсе требований профессионального стандарта педагогиче-
ской деятельности.
13