Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка
Автор: Галиаскарова Ирина Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Рязанская СШ" мо Рязанский район Рязанской области Населённый пункт: Рязанская область, Рязанский район, д. Тюшево Наименование материала: статья Тема: Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка Раздел: полное образование
ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка».
Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в
последние годы происходит резкое падение интереса школьников к
чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение
правильно,
логично
выразить
свою
мысль.
Падает
уровень
грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации
учебной
деятельности,
сознательного
отношения
к
овладению
знаниями, умениями и навыками.
Поэтому я стараюсь сделать всё
возможное, чтобы добиться эффективной работы всех учащихся на
уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого
ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать
себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим
настроением шли на мои уроки.
Следовательно, в данных условиях является необходимым
создание
адаптивной
среды,
позволяющей
создать
комфортные
условия, при которых стало бы возможным использование фактических
и
потенциальных
возможностей
каждого
ученика
в
классе.
Таким
условием
является
внедрение
в
учебный
процесс технологии
личностно - ориентированного обучения.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для
познавательной
активности
учеников.
Это
одна
из
центральных
проблем
современной
школы.
Актуальность
обусловлена
самой
учебной
деятельностью,
обновлением
содержания
обучения,
формированием
у
школьников
приемов
с ам о стоя тельного
приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации,
без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не
произойдет.
Важным моментом в проведении успешного урока является
мотивация
ученической
деятельности.
Учащиеся
должны
чётко
понимать,
для
чего
они
изучают
тот
или
иной
материал,
ясно
представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По
возможности
при
помощи
наводящих
вопросов,
путем
выполнения
специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке
целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока
спрашиваю:
- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- О чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
-
Где
могут
пригодиться
нам
знания,
полученные
на
сегодняшнем
уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и
вида
урока,
но
результат
будет
неизменным:
понимая
значимость
изученного
материала,
учащиеся
проявят
к
нему
особый
интерес,
станут работать вдумчиво и внимательно.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и
воспитании
лежит
признание
индивидуальности,
самобытности
каждого человека.
Это актуальная тема и для учителя русского языка и литературы.
Цель
данного
подхода
в
развитии
индивидуальных
познавательных
способностей каждого ученика. Необходимо помочь личности познать
себя, самоопределиться и самореализоваться.
Формы индивидуализации и дифференциации, организуемые
на уроке, позволяют мне фиксировать избирательность познавательных
предпочтений
ученика,
устойчивость
их
проявлений,
активность
и
самостоятельность школьника через способы учебной работы.
Так, при изучении в 7 классе темы «Слитное и раздельное
написание
не
с
наречиями
на
о,е»
мы
составляем
обобщающую
таблицу правописания НЕ с разными частями речи. К этому времени
учащие ся
уже
знакомы
с
правилами
написания
НЕ
и
с
существительными,
и
с
прилагательными,
и
с
глаголами,
и
с
причастиями, и с деепричастиями. Поэтому дети принимают самое
активное участие в составлении таблицы. Сначала на уроке вспоминаем
соответствующие
правила,
находим
закономерности,
общие
черты.
Затем
сильным
учащимся
предлагается
самостоятельно
составить
таблицу;
сильные
работают,
а
слабые
в
это
время
выполняют
тренировочные упражнения. После этого обсуждаются выполненные
детьми
задания.
Затем
они
сравниваются
с
вывешенной
на
доске
таблицей.
Таблицы и схемы , которыми я пользуюсь, носят обобщающий и,
по возможности, алгоритмизированный характер. Алгоритм облегчает
выработку
орфографического
навыка,
особенно
медлительными
учащимися с неустойчивым вниманием.
В своей работе использую обобщающие таблицы по различным
разделам орфографии:
- Слитное и раздельное написание не словами.
- Правописание н и нн.
Во время работы над правилом предлагаю детям сначала прочитать
его
самостоятельно,
затем
читаем
вслух.
Если
это
возможно,
составляем
схему
правила.
Например,
опорная
схема
по
теме
«Причастие как часть речи»:
ПРИЧАСТИЕ
какой?
глагола: П прилагательного:
вид (сов.,несов.) Р изменяется по
время (наст.,прош.) И падежам,
З числам,
Н родам в ед.ч.
А
К
И
После того, как учащиеся усвоили орфографическое правило,
овладели
алгоритмом,
требуется
большая,
кропотливая
работа
по
отработке навыка, доведению его до автоматизма. При этом учитываю
индивидуальные
особенности
каждого
ученика.
В
начале
урока
провожу орфографическую разминку. Учащиеся должны вставить в
записанные на доске слова буквы, объяснить их написание. Потом
вставленные буквы стираются, а дети записывают слова в тетрадь.
Возможны варианты:
-
слова
закрываются,
дети
записывают
их
под
диктовку,
затем
проверяют по записи на доске;
- слабые учащиеся получают карточки со словами, им необходимо
просто списать слова, обозначая орфограммы;
- в записанных словах назвать все орфограммы.
Например, в слове прикоснуться 3 орфограммы: правописание
приставки при-, корня с чередованием о-а, ь в неопределенной форме.
Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся
выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю
также работу групп, которые получают дифференцированные задания
повышенной
сложности;
слабые
отрабатывают
навык
путем
выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя,
так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом
случае использую карточки с дифференцированными заданиями.
Дифференцированный подход осуществляю и при организации
зачётов.
Класс
делится
на
группы,
которые
получают
задания
различной трудности. Такой подход создает атмосферу сотрудничества
учителя
и
учеников,
атмосферу
доброжелательного
отношения.
В
результате каждый ученик справляется с заданием, оно ему по силам.
Технология личностно-ориентированного образовательного
процесса
предполагает специальное
конструирование
учебного
текста , дидактического материала, методических рекомендаций к его
использованию.
Это актуально на уроках русского языка в процессе обучения
грамотному письму. Известно, что не каждому учащемуся удаётся легко
овладевать
навыками
грамотного
письма.
Поэтому
приходится
постоянно
отыскивать
наиболее
эффективные
приемы
работы
с
правилом,
подбирать
упражнения
с
учетом
индивидуальных
особенностей учащихся.
Огромные возможности для развития познавательной активности
учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе
технология
сотрудничества .
Выбирая
для
себя
работу
в
составе
группы, учащиеся «примеряют» различные роли. Они пробуют свои
силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей
словарей
и
т.д.,
что
помогает
им
раскрыть
свои
возможности,
реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное
учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют
обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей
работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит
оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение
обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-
то из товарищей оказывается более убедительным.
Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые
возможности групповой работы использую чаще на повторительно-
обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме
«Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли
проверить,
умеют
ли
они
правильно
писать
наречия,
им
было
предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание.
Сначала
ребята
выполняли
эту
работу
самостоятельно,
затем
консультанты
проверяли
качество
ее
выполнения
у
членов
своей
группы, а потом результаты обсуждались в группе.
На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за
ролью
наречий
в
тексте.
Двое
учащихся
из
группы
проводили
небольшую
исследовательскую
работу,
пробуя
читать
текст
без
наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль
играют наречия в нем.
В данном случае групповая работа развивает орфографическую
зоркость учащихся, дает возможность высказывать свою точку зрения,
привести
свои
аргументы
в
случае
несогласия
с
членами
группы,
воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
Часто использую работу в парах , которая дает возможность даже
учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера,
человека,
отвечающего
за
важный
участок
работы,
без
которого
невозможен
общий
успех
класса.
Работа
в
парах
эффективна
при
взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других
этапах урока.
Дидактический материал, различные виды заданий для урока
подбираю
в
соответствии
с
возрастными,
психологическими,
индивидуальными качествами учащихся.
В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников
необходимо
работать
не
только
над
количественным,
но
и
над
качественным
обогащением
их
словарного
запаса.
В
этой
связи
большой интерес представляет работа над многозначностью слова
Логические упражнения
на разграничение однозначных и
многозначных
слов,
на
составление
и
анализ
словосочетаний,
включающих слова с различными значениями, например :
- подчеркните многозначные слова. Докажите, что данные слова
являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;
-из списка слов выберите слова, с которыми употребляется
слово
холодный.
Запишите
словосочетания:
человек,
песок,
путешествие, тон, класс.
Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно
это слово?
Докажите, что слово крепкий многозначное.
Составьте словосочетание или предложение с этим словом в
разных значениях.
Упражнения, связанные с толкованием лексического значения слова.
1.Объясните значение выделенных слов путем подбора
а) синонимов
крепкий человек
крепкие нервы
крепко поссорились
б) способом разъясняющего толкования
свежий хлеб
свежее утро
свежая газета
в) по толкованию лексического значения узнать слово:
быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо
направлении
совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо
Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю .
Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста
тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в
объёме
микроструктуры
текста,
т.
е.
способности
предупреждать,
обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой
среде. Прекрасные условия для развития речи складываются во время
экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным
с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь
в художественные миры писателей, поэтов, живописцев, музыкантов,
мы
учимся
искусству
видеть,
слышать,
чувствовать
жизнь,
сопереживать.
Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая,
требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с
пятого
класса.
После
того
как
пятиклассники
познакомились
с
понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают
широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской
речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую
различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только
после
такой
подготовительной
работы
ребята
пробуют
себя
в
написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.
В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая
по программе Т. А. Ладыженской, развиваю у ребят навыки различного
рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных
стилях.
Разработала
уроки,
готовящие
учащихся
к
написанию
сочинений
по
картинам.
И
уже
с
8
класса
начинаю
работу
по
подготовке
учащихся
к
написанию
серьезных
сочинений
разных
жанров, в том числе и по литературе, что пригодится и в 9 классе при
подготовке к ГИА, и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.
Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся,
которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать
ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.
Таким образом, я пришла к выводу, что успешное написание
изложения или сочинения невозможно без словарной работы на уроках
русского языка.
Учащихся,
которые больше других интересуются предметом ,
привлекаю
в
качестве
консультантов
на
зачетах,
в
работе
с
отстающими. Готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они
затем
проводят
самостоятельно.
Такая
работа
является
хорошим
стимулом
не
только
для
самого
учащегося,
но
и
для
его
одноклассников, которые тоже хотят выступить в роли учителя.
Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом
даётся
овладение
навыками
грамотного
письма.
Это
дети
с
кратковременной
памятью,
неустойчивым
вниманием,
с
трудом
воспринимающие
письменную
речь
(дизлексики),
страдающие
дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют
если
не
повысить
их
грамотность,
то
не
вызвать
отвращение
к
предмету, к школе.
По такой системе работаю уже много лет. Создаю комфортную
психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит
не
только
пользу,
но
и
радость
общения
и
учителю,
и
ученику.
Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он
более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных
комплексов.
Интерес
к
предмету
успешно
вырабатывается
не ст андартными
и
дифференцированными
з а д а н и я м и ,
сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и
интересной работы. Это повышает качество знаний.