Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Автор: Эрбес Лидия Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №118 Населённый пункт: город Мурманск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством
логико-математических игр
Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть
ориентация образовательного процесса на познавательные
возможности дошкольника и на их реализацию . Необходимо так
организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено
на формирование познавательного интереса, познавательной
самостоятельности и инициативности.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить
математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной
деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо
творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения,
использовать разнообразие и вариативность развивающих игр
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической
деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и
средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом
нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими
требованиями современной системы образования к развитию
логического мышления и творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием
педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры
и поиску условий её использования в формировании элементов
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с
другой стороны.
Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения
подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы.
Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и
действенных
формах
обучения
детей,
позволяющих
решить
проблему
формирования
элементов
логического
мышления
и
элементарных
математических
представлений
у
детей
дошкольного
возраста.
Решение
данных
споров
осуществляется
в
поиске
новых
путей,
методов
и
форм
организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также
использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с
детьми.
И
здесь
на
первый
план
выходит
игра,
как
основной
вид
деятельности детей дошкольного возраста.
Притча о мудреце
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо
него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на
меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу
пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо:
«Приди, поиграй со мной! »
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)
Таким
образом,
обучение
лучше
осуществлять
в
естественном,
самом
привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.
В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное
развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического
мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо
сравнивать
признаки
предметов,
устанавливать
сходство
и
различие,
обобщать,
делать
выводы.
Это
развивает
в
свою
очередь
способность
к
суждениям,
умозаключению,
умению
применять
свои
знания
в
разных
условиях.
Увлекательные
развивающие,
математические
игры
создают
у
дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат
умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и
желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством
формирования элементов логического мышления у детей
Несомненным
достоинством
игры
является
и
внутренний
характер
мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Цель педагогического опыта: способствовать развитию познавательной
активности, логического мышления, стремления к самостоятельному
познанию и размышлению, развитию умственных способностей через
логико-математические игры.
Задачи работы
Развитие у детей логики-математических представлений
(представлений о математических свойствах и отношениях предметов,
конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях
и закономерностях);
Развитие сенсорных способов познания математических свойств и
отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение,
разбиение;
Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов
познания математического содержания (воссоздание,
экспериментирование, моделирование);
Развитие у детей логических способов познания математических
свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение,
обобщение, классификация);
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей:
находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к
поиску нестандартных решений задач);
Развитие точной, аргументированной и доказательной речи,
обогащение словаря ребенка;
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и
индивидуальным возможностям дошкольников);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные
формулировки математических задач, наглядные пособия и др.)
собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать
заинтересованность в получении верного результата, стремиться к
лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую
группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого
уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более
сложные);
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление
выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет
сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться
реально приемлемого результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов,
возможность проявления творчества, изменение правил).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:
Словесные
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности,
указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка
(поощрение, порицание, одобрение; похвала),
разъяснение.
Наглядные
Демонстрация наглядных пособий, показ способа
действий, показ образца
Практические
Игровые действия, внезапное появление объектов,
выполнение воспитателем игровых действий, загадывание
и отгадывание загадок, введение элементов соревнования,
создание игровой ситуации, упражнение, тренировка,
моделирование.
Направления деятельности
Образовательный блок (НОД)
Интегрированная деятельность
Комбинированные занятия
На сюжетной основе: занятия-сказки.
Фронтальные, групповые, индивидуальные.
Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим
образом:
1. Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации
игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он
знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и
занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный
герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.
2. Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим
набором игровых заданий. (Целесообразно проводить, когда дети давно
играют и хорошо знают все игровые упражнения)
3. Занятия – досуги. (особенно в старшем дошкольном возрасте,
включала, как итоговое на закрепление пройденного материала)
4. Прекрасно получаются интегрированная деятельность.
(познавательное развитие, развитие речи и изобразительная
деятельность, экологическое образование и конструирование.)
Блок совместной деятельности
Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым
материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В
совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой
идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и
определенной свободы.
Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
Игры-соревнования.
Конкурсы смекалистых.
Игровые турниры.
Игры в уголке занимательной математики.
Блок самостоятельной деятельности
Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В
самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные
знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику,
развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная
возможность придумывать и творить.
Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
Использование игрового материала как строительно-конструктивного.
Работа с родителями
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном
взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые
ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Тематические родительские собрания.
Наглядная информация в родительском уголке.
Занятия-практикумы по развивающей игре.
Совместные и открытые занятия.
Консультации.
Организация домашней игротеки.
Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми
играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители
приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей
практические занятия, знакомила с новыми играми. Провожу в конце года
итоговые занятия по математическому развитию, на которых родители видят
результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию
игровых технологий.
Повышение педагогической компетенции
Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.
Деловые игры, тематические дискуссии.
Тематические педсоветы.
Самообразование.
Проведение открытых занятий и выступлений
Самоанализ проф. деятельности
Творчество педагога
Накопление и обобщение педагогического опыта.
Освоение и внедрение инновационных технологий.
Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и
нетрадиционного использования игрового материала.
Функционирование уголков математического творчества.
Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с
использованием логико-математических игр.
Логико-математические игры
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую
следующие виды развивающих игр, направленных на познавательное
развитие ребенка. (Разновидности: настольно-печатные игры, игры на
объёмное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из
серии «Форма и цвет», игры на составление целого из частей.) С целью
стимулирования интеллектуального развития детей оборудован
математический уголок развивающих и занимательных игр.
Результат освоения игр:
1.
Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
2. Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки,
прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!»,
«Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!»,«Жалко, что так
мало…»)
3. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в
деятельности, способным к проявлению инициативы.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых играх.
Палочки Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976)
разработал универсальный дидактический материал для развития у
детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу
"Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Это счетные палочки, которые еще называют:
«числа в цвете»,
цветными палочками, цветными числами,
цветными линеечками.
Рекомендации к использованию:
Порядковый и количественный счет.
Освоение отношений по длине, высоте.
Составление ковриков. составление узоров.
Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.
Использование палочек при освоении детьми деления целого на части
(дробных чисел)
Моделирование предметов.
Логические блоки Дьенеша
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков,
различающихся четырьмя свойствами:
1.Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2.Цветом - красные, желтые, синие;
3.Размером -большие и маленькие;
4.Толщиной -толстые и тонкие.
Задачи:
Развивать логическое мышление.
Формировать представление о математических понятиях – алгоритм,
(последовательность действий)
кодирование, (сохранение информации с помощью специальных
символов)
декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)
кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно
обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по
одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов,
обосновывать свои рассуждения.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного
решения учебных и практических задач.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в
достижении цели, преодолении трудностей.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию,
способность к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Методика раннего развития семьи Никитиных.
В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили
принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по
способностям».
Сложи узор
Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это
дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в
больших количествах.
Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их.
Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух
чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к
составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо
придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует
такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на
которые по готовому образцу малыш накладывает кубик
Уникуб
Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий
цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный
кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не
рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость,
мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает
представление о трехмерном изображении.
Кубики Никитина для всех
27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура
сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в
свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных
сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7
фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение,
которое они занимают в модели.
Геоконт
На доске закреплены 33 пластмассовых гвоздика. Они образуют лучи,
расходящиеся из центрального чёрного гвоздика. Верхний белый луч,
попав в центр, разделяется по оптическому закону на семь
разноцветных лучей, соответствующих цветам радуги: красный,
оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
На них Паук Юк плетёт свои разноцветные «паутинки». «Паутинки» –
это три резиночки: синяя незамкнутая, зелёная большая замкнутая и
маленькая красная замкнутая (дополнительно можно приобрести
комплект резинок всех цветов радуги). С их помощью ребёнок
знакомится с различными геометрическими понятиями: точка, отрезок,
прямая, замкнутая и незамкнутая кривая, углы (прямой, острый, тупой,
развёрнутый). Из «паутинок» малыш может делать самые разные
геометрические фигуры: простые – квадрат, треугольник,
прямоугольник, а затем, передвигая резинки по гвоздикам, превращать
их в более сложные.
Прозрачный квадрат
30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм). На
каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической
фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной
трапеции, пятиугольника или шестиугольника. В набор также входят
схемы сложения фигур.
Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает
закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или
предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем
приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.
Что развивает
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание
соотношения целого и части;
- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или
приложения пластинок.
- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать,
творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
Квадрат Воскобовича
"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным
(для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот
волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в
домик, в лодочку или в конфету.
Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать
геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат
Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление,
воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а
также моторику рук и творческие способности.
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической
работе дети стали:
более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету,
длине, ширине, толщине),
научились выявлять и абстрагировать свойства,
овладели умственными операциями сравнение, обобщение;
научились классифицировать с заданными свойствами,
сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и»,
«или», с отрицанием «не».
проявлять самостоятельность, инициативу, любознательность, интерес
к играм с развивающей направленностью;
уметь самостоятельно организовать игры с блоками Дьенеша,
палочками Кюизенера, игры Никитиных, Воскобовича и другие
логико-математические игры, а также привлекать, заинтересовывать
интеллектуальными играми других детей;
решать логические задачи, уметь выполнять задания в соответствии
заданного алгоритма.
Итак, на мой взгляд, без использования логико - математических игр
невозможно развитие познавательной активности, логического мышления,
памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их
разнообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и
реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так
и в работе по индивидуальному маршруту. Что является залогом успешного
интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие,
последующего успешного школьного обучения.