Напоминание

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр


Автор: Эрбес Лидия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №118
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад





Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством

логико-математических игр

Актуальность
 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть
ориентация образовательного процесса на познавательные

возможности дошкольника и на их реализацию
. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на
формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативности.
 Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр  Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ свидетельствует о том, что проблема условий и средств интеллектуального развития дошкольников остается во многом нерешенной и выявляет
ряд противоречий
между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающей игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы. Поэтому, на данный момент остаётся открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения детей, позволяющих решить проблему
формирования элементов логического мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Притча о мудреце «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной! »
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)
Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Цель педагогического опыта: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры. Задачи работы  Развитие у детей логики-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);  Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;  Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);  Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);  Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач);  Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

Доступность
(соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников); 
Повторяемость
(закрепление и усложнение одной и той же игры); 
Актуальность дидактического материала
(актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать
заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений; 
Коллективность
(позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные); 
Соревновательность
(создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой); 
Элемент новизны
(внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми:

Словесные
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала), разъяснение.
Наглядные
Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца
Практические
Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Направления деятельности

Образовательный блок (НОД)
 Интегрированная деятельность  Комбинированные занятия  На сюжетной основе: занятия-сказки.
 Фронтальные, групповые, индивидуальные. Организовать и проводить обучающие занятия можно следующим образом: 1. Занятия – сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему. 2. Комбинированные занятия из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий. (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения) 3. Занятия – досуги. (особенно в старшем дошкольном возрасте, включала, как итоговое на закрепление пройденного материала) 4. Прекрасно получаются интегрированная деятельность. (познавательное развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование.)
Блок совместной деятельности
Такая форма предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В совместной деятельности, взрослый это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы.  Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.  Игры-соревнования.  Конкурсы смекалистых.  Игровые турниры.  Игры в уголке занимательной математики.
Блок самостоятельной деятельности
Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные
знания, навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.  Использование развивающих игр в уголках разной тематики.  Использование игрового материала как строительно-конструктивного.
Работа с родителями
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.  Тематические родительские собрания.  Наглядная информация в родительском уголке.  Занятия-практикумы по развивающей игре.  Совместные и открытые занятия.  Консультации.  Организация домашней игротеки. Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей практические занятия, знакомила с новыми играми. Провожу в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на которых родители видят результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.
Повышение педагогической компетенции
 Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.  Деловые игры, тематические дискуссии.  Тематические педсоветы.  Самообразование.  Проведение открытых занятий и выступлений  Самоанализ проф. деятельности

Творчество педагога
 Накопление и обобщение педагогического опыта.  Освоение и внедрение инновационных технологий.  Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.  Функционирование уголков математического творчества.  Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с использованием логико-математических игр.
Логико-математические игры
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных на познавательное развитие ребенка. (Разновидности: настольно-печатные игры, игры на объёмное моделирование, игры на плоскостное моделирование, игры из серии «Форма и цвет», игры на составление целого из частей.) С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.
Результат освоения игр:
1. Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!») 2. Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!»,«Жалко, что так мало…») 3. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы. И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых играх.
Палочки Кюизенера
 Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у
детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Это счетные палочки, которые еще называют:  «числа в цвете»,  цветными палочками, цветными числами,  цветными линеечками. Рекомендации к использованию:  Порядковый и количественный счет.  Освоение отношений по длине, высоте.  Составление ковриков. составление узоров.  Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.  Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел)  Моделирование предметов.
Логические блоки Дьенеша
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1.Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2.Цветом - красные, желтые, синие; 3.Размером -большие и маленькие; 4.Толщиной -толстые и тонкие. Задачи:  Развивать логическое мышление.  Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)  кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)  декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)  кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».
 Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.  Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.  Развивать пространственные представления.  Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.  Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.  Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.  Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Методика раннего развития семьи Никитиных.
В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям».
Сложи узор
Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах. Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик

Уникуб
Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.
Кубики Никитина для всех
 27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь – фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.
Геоконт
 На доске закреплены 33 пластмассовых гвоздика. Они образуют лучи, расходящиеся из центрального чёрного гвоздика. Верхний белый луч, попав в центр, разделяется по оптическому закону на семь разноцветных лучей, соответствующих цветам радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.  На них Паук Юк плетёт свои разноцветные «паутинки». «Паутинки» – это три резиночки: синяя незамкнутая, зелёная большая замкнутая и маленькая красная замкнутая (дополнительно можно приобрести комплект резинок всех цветов радуги). С их помощью ребёнок знакомится с различными геометрическими понятиями: точка, отрезок, прямая, замкнутая и незамкнутая кривая, углы (прямой, острый, тупой, развёрнутый). Из «паутинок» малыш может делать самые разные геометрические фигуры: простые – квадрат, треугольник,
прямоугольник, а затем, передвигая резинки по гвоздикам, превращать их в более сложные.
Прозрачный квадрат
 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм). На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника. В набор также входят схемы сложения фигур.  Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу. Что развивает - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; - умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок. - внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
Квадрат Воскобовича
 "Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету.  Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности.
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали:  более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине),  научились выявлять и абстрагировать свойства,  овладели умственными операциями сравнение, обобщение;  научились классифицировать с заданными свойствами,  сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».  проявлять самостоятельность, инициативу, любознательность, интерес к играм с развивающей направленностью;  уметь самостоятельно организовать игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, игры Никитиных, Воскобовича и другие логико-математические игры, а также привлекать, заинтересовывать интеллектуальными играми других детей;  решать логические задачи, уметь выполнять задания в соответствии заданного алгоритма. Итак, на мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их разнообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному маршруту. Что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.


В раздел образования