Напоминание

Развитие речи с использованием башкирского фольклора


Автор: Янтилина Гульдар Мирсаитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: город Сибай, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект
Тема: Развитие речи с использованием башкирского фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие речи с использованием башкирского фольклора.
Ведущим компонентом народной культуры имеющим большое воспитательное значение является фольклор. Понятие детский фольклор вошло в науку сравнительно недавно. Детский фольклор развивался непосредственно с народной педагогикой . Детским фольклором каждый народ готовит своих детей со дня рождения к трудовой жизни. Одним из главных элементов устного народного творчества является песня. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и откровенные мечты народа. Песня сопровождает человека всю жизнь – от рождения до смерти – в труде, в быту, на празднике. Исследователи классифицируют песни: - по возрасту – колыбельные, детские, молодежные; - по содержанию – обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические; - по принадлежности к различным видам деятельности – хороводные песни, трудовые песни, игровые песенки. Воспитательные функции песни различны. Самая природосообразная педагогика – колыбельная песня. В воспитании ребенка велика роль матери. От матери человек берет самое лучшее, учится мудрости. Мать учит его видеть и понимать прекрасное. В этом помогает колыбельная песня. Когда мать поет колыбельные песни, она находит много сильных и верных слов, выражая свою привязанность к ребенку. «Когда подрастешь, будешь батыром», - поет мать, уже в этом возрасте программируя личность ребенка. Все колыбельные песни любого народа, как правило, полны материнской нежности трогательной заботы о малыше, ласковой веселости.
Распространенным видом устного народного творчества являются считалки. Происхождение считалок относят к глубокой старине, они перешли к детям от взрослых вместе с игрой. Считалки представляют собой своеобразную игру словами и ритмом, и в этом ее художественная функция. Считалки – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Поэтому они чаще используются воспитателями при распределении ролей и установления очереди для начала игры. Средством воспитательного воздействия является еще один вид устного народного творчества – пестушка – небольшое стихотворение, которое сопровождает первые движения малыша. Народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. У всех народов пословицы и поговорки нацелены на налаживание добрых отношений между людьми. В них – вековая мудрость народа: выводы из наблюдений, нравственная оценка поступков и деяний, поощрение добра и отрицание зла. Пословицы и поговорки разных народов очень близки по содержанию. Во многих башкирских пословицах и поговорках проводится также глубокая идея о том, что основа жизни – человечность и высшая нравственность – измеряется трудом. В народной педагогике большое значение придавалось развитию наблюдательности, накоплению знаний о природе и человеке, развитию мышления и ума. Для этого придумывались загадки различной степени трудности. Одним из элементов национальной культуры является сказка. Дети и сказки неразделимы. Они созданы друг для друга. При системной целенаправленной работе у детей появляется интерес к башкирскому фольклору, возникает потребность слушать сказки.
Бесценным культурным наследием являются легенды и придания, отразившие поэтические воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческую фантазию башкир. В приданиях и легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, ее быт, нравы, обычаи. Персонаж легенд – люди и животные – подвержены всевозможным превращениям, воздействию волшебных сил: девушка превращается в кукушку, джигит – в медведя и т.д. В легендах природа поэтически одушевляется: реки спорят, разговаривают, сердятся, ревнуют. Башкирский фольклор занимает важное место среди разнообразных средств воспитания. В старшем дошкольном возрасте всю работу по ознакомлению с фольклором можно разделить на четыре этапа. На первом этапе происходит накопление художественно-речевого опыта. На втором – организация самостоятельной художественно-речевой деятельности. На третьем – проведение специальных комплексных занятий по развитию связной речи. Основная задача на таких занятиях – развитие образной речи. И, наконец, на четвертом этапе – овладение способами творческого действия в процессе попыток. Собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования. При ознакомлении детей с башкирским фольклором воспитатель решает следующие задачи: - воспитать интерес к фольклору как к источнику интеллектуального и духовного развития личности ребенка; - воспринимать и различать разные жанры башкирского фольклора, понимать их специфические особенности (колыбельная песня, сказка, легенда, загадка, пословица, поговорка.) - развивать у детей словесное творчество.
Таким образом, на начальном этапе идет знаний башкирского фольклора. Для выявления уровня накопленных знаний проводятся литературные викторины. При целенаправленной педагогической работе у детей появляется интерес к башкирским сказкам, возникает потребность слушать их. Знание башкирского фольклора помогает детям и в организации самостоятельной художественной деятельности. Накопленный опыт восприятия башкирского фольклора постоянное внимание к нему приводят к повышению активности и самостоятельности в словесном творчестве. Сам процесс речевого творчества приносит детям удовлетворение и радость.


В раздел образования