Развитие речи с использованием башкирского фольклора
Автор: Янтилина Гульдар Мирсаитовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ детский сад комбинированного вида "Теремок" Населённый пункт: город Сибай, Республика Башкортостан Наименование материала: Конспект Тема: Развитие речи с использованием башкирского фольклора Раздел: дошкольное образование
Развитие речи с использованием башкирского фольклора.
Ведущим компонентом народной культуры имеющим большое
воспитательное значение является фольклор.
Понятие детский фольклор вошло в науку сравнительно недавно. Детский
фольклор развивался непосредственно с народной педагогикой . Детским
фольклором каждый народ готовит своих детей со дня рождения к трудовой
жизни. Одним из главных элементов устного народного творчества является
песня. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и откровенные мечты
народа. Песня сопровождает человека всю жизнь – от рождения до смерти – в
труде, в быту, на празднике. Исследователи классифицируют песни:
- по возрасту – колыбельные, детские, молодежные;
-
по
содержанию
–
обрядовые,
лирические,
героические,
эпические,
сатирические;
- по принадлежности к различным видам деятельности – хороводные песни,
трудовые песни, игровые песенки.
Воспитательные функции песни различны. Самая природосообразная
педагогика – колыбельная песня.
В воспитании ребенка велика роль матери. От матери человек берет
самое
лучшее,
учится
мудрости.
Мать
учит
его
видеть
и
понимать
прекрасное.
В
этом
помогает
колыбельная
песня.
Когда
мать
поет
колыбельные песни, она находит много сильных и верных слов, выражая
свою привязанность к ребенку. «Когда подрастешь, будешь батыром», - поет
мать, уже в этом возрасте программируя личность ребенка.
Все колыбельные песни любого народа, как правило, полны
материнской нежности трогательной заботы о малыше, ласковой веселости.
Распространенным видом устного народного творчества являются
считалки. Происхождение считалок относят к глубокой старине, они перешли
к детям от взрослых вместе с игрой.
Считалки представляют собой своеобразную игру словами и ритмом,
и в этом ее художественная функция. Считалки – это придуманный для детей
способ
осуществления
объективной
справедливости.
Поэтому
они
чаще
используются
воспитателями
при
распределении
ролей
и
установления
очереди для начала игры.
Средством воспитательного воздействия является еще один вид
устного
народного
творчества
–
пестушка
–
небольшое
стихотворение,
которое сопровождает первые движения малыша.
Народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые
малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. Пословицы и
поговорки
–
особый
вид
устной
поэзии.
У
всех
народов
пословицы
и
поговорки нацелены на налаживание добрых отношений между людьми. В
них – вековая мудрость народа: выводы из наблюдений, нравственная оценка
поступков
и
деяний,
поощрение
добра
и
отрицание
зла.
Пословицы
и
поговорки
разных
народов
очень
близки
по
содержанию.
Во
многих
башкирских пословицах и поговорках проводится также глубокая идея о том,
что основа жизни – человечность и высшая нравственность – измеряется
трудом.
В народной педагогике большое значение придавалось развитию
наблюдательности,
накоплению
знаний
о
природе
и
человеке,
развитию
мышления
и
ума.
Для
этого
придумывались
загадки
различной
степени
трудности.
Одним из элементов национальной культуры является сказка. Дети и
сказки
неразделимы.
Они
созданы
друг
для
друга.
При
системной
целенаправленной
работе
у
детей
появляется
интерес
к
башкирскому
фольклору, возникает потребность слушать сказки.
Бесценным культурным наследием являются легенды и придания,
отразившие поэтические воззрения на природу, исторические представления,
житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния
и творческую фантазию башкир. В приданиях и легендах, передававшихся из
поколения в поколение, освещается история народа, ее быт, нравы, обычаи.
Персонаж
легенд
–
люди
и
животные
–
подвержены
всевозможным
превращениям,
воздействию
волшебных
сил:
девушка
превращается
в
кукушку,
джигит
–
в
медведя
и
т.д.
В
легендах
природа
поэтически
одушевляется: реки спорят, разговаривают, сердятся, ревнуют.
Башкирский фольклор занимает важное место среди разнообразных
средств
воспитания.
В
старшем
дошкольном
возрасте
всю
работу
по
ознакомлению с фольклором можно разделить на четыре этапа. На первом
этапе происходит накопление художественно-речевого опыта. На втором –
организация
самостоятельной
художественно-речевой
деятельности.
На
третьем
–
проведение
специальных
комплексных
занятий
по
развитию
связной речи. Основная задача на таких занятиях – развитие образной речи.
И, наконец, на четвертом этапе – овладение способами творческого действия
в процессе попыток.
Собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию
повествования.
При
ознакомлении
детей
с
башкирским
фольклором
воспитатель решает следующие задачи:
-
воспитать
интерес
к
фольклору
как
к
источнику
интеллектуального
и
духовного развития личности ребенка;
- воспринимать и различать разные жанры башкирского фольклора, понимать
их специфические особенности (колыбельная песня, сказка, легенда, загадка,
пословица, поговорка.)
- развивать у детей словесное творчество.
Таким образом, на начальном этапе идет знаний башкирского
фольклора.
Для
выявления
уровня
накопленных
знаний
проводятся
литературные викторины.
При целенаправленной педагогической работе у детей появляется
интерес к башкирским сказкам, возникает потребность слушать их. Знание
башкирского фольклора помогает детям и в организации самостоятельной
художественной деятельности.
Накопленный опыт восприятия башкирского фольклора постоянное
внимание к нему приводят к повышению активности и самостоятельности в
словесном творчестве. Сам процесс речевого творчества приносит детям
удовлетворение и радость.