Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста
Автор: Сухова Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №134" Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Развивать речь детей необходимо с младенчества. Сначала ребенок
учится понимать слова окружающих. Потом подражает, издает звуки.
Возникает звукоподражание. На его основе постепенно малыш пытается
произносить конкретные слова, которые обозначают названия предметов
ближайшего окружения ( игрушки, члены семьи, фрукты и овощи, домашние
животные, одежда). В детском саду воспитатель, ориентируясь на задачи
речевого развития, прописанные в комплексной программе дошкольного
образования, подбирает разнообразные дидактические игры для их решения..
Задачи для 1 группы раннего возраста (от 1,5 до 2лет):
Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих
части тела ребенка и его лица.
Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый),
размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша- призма),
состояние(чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь,
там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к
концу года).
Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые
предметы по цвету.
Развивать умение подбирать слова, обозначающие способы
передвижения животных(лает, бегает и т.п.), способы питания(клюет, лакает
и т.п.), голосовые реакции(мяукает, лает и т.п.); способы передвижения
человека(идет, бежит и т.п).
Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.
Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо
от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.);
соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормит можно
куклу, мишку, слоника и т.п).
Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с
игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по
личному опыту.
Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов
общеупотребительными (вместо ав-ав- собака и т.п.).
Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к
подражанию.
Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
существительными, обозначающими названия игрушек, одежды,
обуви, посуды, наименования транспортных средств;
глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.),
игровые (катать, стоить и т.п.) действия, действия,
противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-
надевать и т.п.);
прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
наречиями (высоко, низко, тихо).
Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов,
правильно употреблять грамматические формы; согласовывать
существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в
настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать
образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).
Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
Способствовать развитию потребности детей в общении посредством
речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам
(попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и
т.д.).
Задачи для 1 младшей группы (с 2 до 3 лет) :
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как
средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут ми
возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку
и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…»,
«Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным
средством общения детей друг с другом.
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги,
игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и
воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных
событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных);
показывать на картинках состояние детей и животных (радуется, грустит и
т.д.).
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в
ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы
по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,
«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»),
называть их местонахождение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят
рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как
поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
существительными, обозначающими названия игрушек, предметов
личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой
платок), одежды, обуви, посуды, мебели. Спальных
принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама),
транспортных средств (автомашина, автобус). Овощей. Фруктов,
домашних животных и их детенышей;
глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить,
поливать), действия, противоположные по значению (открывать-
закрывать, снимать-надевать, брать-класть), действия,
характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть,
подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать,
смеяться, радоваться, обижаться);
прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус,
температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый,
большой, маленький, холодный, горячий);
наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно,
жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной
речи детей.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении
изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и
сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и
несложных фраз (из 2-4 слов).
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата,
речевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса
(«Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и
местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем
времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за,
под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что,
где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысонька, куда
пошла?»).
Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие вопросы
(«Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?»,
«Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной
инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на
картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы,
помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо
знакомых сказок.
Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Исходя из задач, я разделила дидактические игры на 2 большие группы:
игры, направленные на развитие словаря, и игры, направленные на
звукоподражание.
Игры, направленные на развитие
словаря
Игры, направленные на
звукоподражание
ВЫБЕРИ ПУГОВКИ
Цель: Воспитывать умение группировать
предметы по величине, учить понимать
слова : большой, маленький.
Игровой материал: 2 коробочки, большая и
маленькая, пуговицы разные по величине
(большие и маленькие).
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает
пуговицы на группы: самые большие,
большие, маленькие и т.д. Рассматривая
размеры пуговиц, сравнивает,
прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый
активизирует речь детей.
ПРИНЕСИ ИГРУШКУ
Данная игра способствует развитию умения
находить предмет по слову взрослого,
активизации речи, звукоподражания.
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч,
пирамидка, кукла, книжка).
Ход: На столе или ковре расставлены
игрушки. Попросите ребенка принести,
например, машинку. Если он ошибется,
укажите на нужный предмет. Затем
спросите, что это. Малыш отвечает. Или:
«Это машина. Повтори». Ребенок называет
предмет или использует предметы-
заместители: «би-би». Игра повторяется.
ИГРА С ШАРИКАМИ, «СТРОИМ ДОМ»
Цель: Учить ребенка выбирать предметы,
ориентируясь
на
их
форму
и
ц в ет,
действовать с предметами в зависимости от
п о с т а в л е н н о й
з а д а ч и .
Д о б и в а т ь с я
понимания
инструкции: «Дай
такой
же
Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем:
«Дай
красный
(зеленый,
желтый,
синий)
шарик
(кубик,
кирпичик,
к р ы ш у ) » .
Активизировать словарь прилагательных.
ГРОМКО-ТИХО
Цель: Развивать умение менять силу
голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая
собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух
собачек и говорит: «Большая собачка лает
громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка?
(ребенок повторяет громко). А маленькая
собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает
маленькая собачка? (ребенок повторяет
тихо)».
ВО ДВОРЕ
Цель: Развивать речевой слух и
способность к звукоподражанию.
Оборудование : Игрушечные петух, курица,
кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает
стихотворение и показывает
соответствующие игрушки :
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель
задает ребенку вопросы: «Как корова
мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка
крякает?» и т.д.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Игра развивает звукопроизношение,
голосовой аппарат. Помогает закрепить
правильное произношение звуков «к», «т»,
«ть». Способствует выработке умеренного
темпа речи, умения произносить слова
быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: Большие и маленькие часы.
Оборудование: разные по форме и цвету
кубики,
шарики,
кирпичики,
крыши.
Варианты
заданий:
Сделать
постройку.
Выполнить
игровое
действие
с
шариками
( е с л и
р е б е н о к
н е
з а т р уд н я е т с я
в
строительстве простых построек). Дать по
словесной
инструкции:
шарик,
кирпичик,
кубик, крышу.
Ход игры: Предлагаются различные
действия по инструкции: «Дай красный
(зеленый, желтый, синий) шарик.
Выполнить игровое действие с шариками,
кубиками. «Строим дом для куклы».
Сделать постройку (если ребенок не
затрудняется в строительстве простых
построек). Педагог просит ребенка дать по
словесной инструкции: шарик, кирпичик,
кубик, крышу. «Дай такой же Шарик
(кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай
красный (зеленый, желтый, синий) шарик
(кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?».
ИДИТЕ С НАМИ ГУЛЯТЬ
Цель данной дидактической игры -
вырабатывать умение пользоваться
громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик,
лиса или другие звери, домашние
животные.
Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от
малыша воспитатель расставляет игрушки и
говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно
сидеть одним. Позовем их играть вместе с
нами. Чтобы они услышали нас, звать надо
громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш
вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и
лисичку и играют с ними. Важно следить за
тем, чтобы ребенок звал игрушки громко,
но не кричал.
НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ
Цель: Развивать умение пользоваться
тихим голосом.
Ход: Показывает ребенку часы и говорите:
«Это - часы. Когда они идут, то тикают
«тик-так, тик-так». Как тикают часы?
(ребенок отвечает). Часы бывают большие и
маленькие. Большие часы тикают громко
(произносите громко) «тик-так», а
маленькие - тихо «тик-так». Как тикают
большие часы? А как - маленькие? (ребенок
отвечает). Большие часы, когда идут, тикают
медленно (произносите в замедленном
темпе) «тик-так». А маленькие - быстро
(произносите в ускоренном темпе) «тик-
так». Как тикают большие часы? А как -
маленькие? (ребенок отвечает). Важно
следить за правильным и четким
произношением звуков «к» и «т» (ть).
ДУЕТ ВЕТЕР
Цель: Развивать умение в зависимости от
ситуации пользоваться громким или тихим
голосом.
Оборудование: 2 картинки, на одной из
которых изображен легкий ветерок,
качающий траку, цветы, а на другой –
сильный ветер, качающий деревья.
Ход: Воспитатель показывает ребенку
картинку с изображением ветерка и
говорит: «Летом мы пошли на прогулку в
лес. Дует легкий ветерок и колышет травку
и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-
у-у» (звук произносится тихо и
длительно)». Затем показывает картинку с
изображением сильного ветра и говорит:
«Вдруг подул сильный ветер, он громко
загудел «у-у-у» (звук произноситься громко
и длительно)». Малыш повторяет за
воспитателем, как дует легкий ветерок и как
гудит сильный ветер. Важно следить,
чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал
ту же силу голоса.
АВТОМОБИЛЬ
Цель: Формировать правильное и
отчетливое произношение звука «б» (бь),
развивать умение произносить отдельные
звукоподражания громко и тихо;
ориентироваться в пространстве.
Оборудование : Картонные рули (по
количеству детей), большая и маленькая
машинки.
Оборудование: Кукла с закрывающимися
глазами, кроватка с постельными
принадлежностями, мелкие игрушки
(кубик, мячик, машинка и др.), коробка для
игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на
кроватку со спящей куклой: «Катя много
гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам
надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы
не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую
игрушку надо убрать в коробку». Ребенок
тихо называет игрушку. Важно следить,
чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
Игра: «Чудесный мешочек».
Цель:
А к т и в и з и р о в а т ь
в
р е ч и
с у щ е с т в и т е л ь н ы е :
ш а р и к ,
к у б и к ,
прилагательные: круглый, квадратный.
Оборудование: мешочек, шары, кубики.
Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики,
кубики,
обговорить
форму
предметов,
спрятать
их
в
мешочек.
Предлагается
ребенку
на
ощупь
определить
форму
предмета,
назвать
ее,
достать
предмет
и
проверить.
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель:
Фиксировать
внимание
ребенка
на
величине
предметов
и
ее
словесном
обозначении, активизировать в речи слова:
большой (ая), маленький (ая).
Ход
игры:
воспитатель
просит
выполнить
игровые действия с игрушками. Варианты
заданий:
1 ) Маленьких матрешек посади за
маленький стол, больших за большой стол.
2)
Катание
разных
матрешек
в
разных
машинах.
Большая
матрёшка
катается в большой машине, маленькая в
маленькой.
Вопросы
ребенку:
«Где
большая
(маленькая)? Какая это матрешка?».
Ход: Воспитатель показывает машинки и
спрашивает, как они гудят («би-и, би-и»).
Затем показывает большую машину и
говорит: «Большая машина гудит громко,
послушай, как (произносит
звукоподражание чуть громче обычного)
«би-и, би-и», а маленькая гудит тихо
(произносит вполголоса) «би-и, би-и».
Ребенку предлагается повторить
звукосочетания то громко, то тихо. Потом
воспитатель предлагает детям самим
покататься на машинах. Дети, изображая
шоферов, бегают по группе с рулем в руках
врассыпную, произнося: «би-и, би-и».
КАП - КАП - КАП
Цель: развивать голосовой аппарат,
вырабатывать умение произносить
звукоподражания громко и тихо.
Оборудование: Картинка с изображением
дождя.
Ход: Воспитатель показывает картинку и
говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал
тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо
повторяет), потом застучал сильнее: «кап-
кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-
кап-кап». Опять тихо капает дождик и
перестал!». В конце игры воспитатель
читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
Ребенок вместе со взрослым повторяет
звукоподражание «кап-кап-кап».
ОЙ, УШКО БОЛИТ
Цель: вырабатывать умение медленно и
протяжно произносить звук «О», развивать
голосовой аппарат.
Оборудование: красивый яркий платок,
кукла.
Ход: покажите ребенку картинку.
Объясните, почему у девочки завязана
щека. У Кати болит ушко, поэтому она
плачет. Возьмите куклу (завяжите платок и
предложите покачать куколку, спеть
песенку: «О-о-о!».
ТУК-ТУК
Цель: развивать голосовой аппарат, обучать
ДОМ БОЛЬШОЙ, ДОМ МАЛЕНЬКИЙ
Цель: Развитие словаря, координация речи
и движения.
Оборудование:
Большой
и
маленький
игрушечные
дома,
игрушечные
заяц
и
медведь.
Ход
игры:
Рассматривают
большой
и
маленький дом. Педагог рассказывает, что в
большом
доме
живёт
медведь,
а
в
маленьком
доме
живёт
заяц.
Просит
поселить их в дома и спрашивает: «В каком
доме
живёт
медведь?»,
«В
каком
доме
живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У
медведя дом большой".
У
медведя
дом
большой",
ой,
ой,
ой
(разводят руки в стороны),
А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся,
обхватывают руками колени).
КАКОЙ?
Цель:
У ч и т ь
р е б е н к а
н а х о д и т ь
разнообразные предметы заданного цвета.
Называть их.
Оборудование:
Различные
предметы
из
окружения ребенка; сюжетная картинка.
Ход
игры:
педагог
просит
показать
на
к а р т и н к е
в с е
к р а с н ы е
( з а т е м
отрабатывается
синий,
зеленый
желтый,
белый, черный цвета) предметы и назвать
их.
ЧУДЕСНАЯ КОРЗИНКА
Цель:
Выделять
характерные
признаки
предметов,
находить
фрукты
(овощи)
по
характерным им признакам (форма, цвет,
тактильные ощущения, вкус). Активизация
словаря прилагательных.
Оборудование:
корзинка,
фрукты,
овощи
(помидор, огурец, яблоко, киви).
Ход
игры:
Педагог
достаёт
из
корзинки
овощ, дети отвечают на его вопросы: что
это?
(Это
помидор)
Какой
помидор?
громкому и тихому, быстрому и медленному
произношению. Закрепить правильное
произношение звуков «т» и «к». Развивать
чувство ритма.
Оборудование: Игрушечный молоточек.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и
предлагает послушать, как он стучит «тук-
тук-тук». Ребенок имитирует постукивание:
кулачком-молоточком стучит по ладошки и
повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель
говорит: «Мой молоточек может стучать
громко (стучит и громко произносит «тук-
тук-тук»), а может и тихо (показывает)».
Малыш повторяет. Далее воспитатель
говорит, что молоточком можно стучать
быстро и медленно (показывает и
произносит звукоподражание «тук-тук-тук»
в быстром и медленном темпе). Малыш
повторяет. В конце игры можно дать
ребенку постучать своим молоточком.
КОТ И МЫШИ
Цель: учить четко и правильно
произносить звук «П» в звукоподражаниях,
произносить звукоподражания громко и
тихо.
Оборудование: изображение кота и мышки.
Ход: рассмотрите картинку. Прочитайте
стихотворение:
Мышка в норке сидит,
Мышка ночью не спит.
Страшно ей,
Она пищит: «Пи-пи-пи».
Кот у норочки сидит,
Нашу мышку сторожит.
Не пищи, мышонок, «пи-пи-пи»
Нашу кошку не дразни!
Предложите детям научить мышонка
пищать сердито и громко.
ПТИЧИЙ ДВОР
Цель: закреплять умение звукоподражать:
га-га-га, кря-кря-кря, ко-ко-ко, пи-пи-пи,
кукареку, учить поизносить
звукоподражание громко и четко,
активизировать в речи названия домашних
животных.
Оборудование: изображения домашних
животных (утки, гуси, куры, цыплята,
петухи).
Ход: Воспитатель показывает детям
картинки, на которых изображены
(Помидор красный, круглый). Аналогично с
другими овощами.
ОДЕНЬ КУКЛУ
Цель:
Р а з в и в а т ь
п р едс т а вл е н и я
о б
основных действиях с предметами одежды
и обуви. Активизировать глаголы: надевать,
обувать,
существительные-
предметы
одежды (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход
игры:
Педагог
вовлекает
детей
в
игровую
ситуацию:
«кукла
собирается
на
прогулку». Одевают куклу и комментируют
свои
действия.
Вопросы:
Куда
собралась
кукла? Что мы ей наденем?
ВЕСЕЛЫЙ КУБИК
Цель:
Учить
соотносить,
узнавать
и
называть движения, производимые одним
объектом.
Оборудование:
кубик
с
наклеенными
на
каждой
грани
сюжетными
картинками,
изображающими действие (мальчик сидит,
ест, идет, лежит, прыгает, спит).
Ход игры: дети бросают кубик по очереди,
называют
действие,
которое
выпало
на
грани кубика, имитирует это действие.
«Крутись, вертись,
На бочок ложись!»
МАША-РАСТЕРЯША
Цель:
а к т и в и з и р о в а т ь
с л о в а р ь
существительных,
формировать
понятие
«игрушки».
Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая
машина, корзинка, стул, коробка.
Ход игры: детям предлагается убрать
игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке.
Кукла
сидела
на
стуле.
Грузовая
машина
лежала в коробке». Ответить на вопросы:
Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле?
Где лежит машина?
Была у мамы Маша,
Дочка-растеряша.
Хочет с куклой поиграть – Не найти
домашние животные, а они имитируют
звуки, которые издают эти животные:
Гуси: га-га-га
Утки: кря-кря-кря
Куры: ко-ко-ко
Цыплята: пи-пи-пи
Петухи: кукареку.
УГАДАЙ
Цель: учить правильно и четко
произносить звук «А» в слогах
(звукоподражаниях, восклицаниях ).
Оборудование: картинки.
Ход игры: Предложите ребенку
рассмотреть картинки. Расскажите, что на
них изображено. Спросите, как плачет
девочка, как мальчик, разбив чашку? Как
восклицает мальчик, порезав пальчик?
(девочка плачет: «А-а-а». Упала чашка:
«Ах!» Уколол палец: «Ай».
МЫШКА И ЦЫПЛЕНОК
Цель: закреплять умение правильно и четко
произносить звук «П» в звукоподражаниях,
учить звукоподражать громко и тихо.
Оборудование: игрушечные мышка и
цыпленок.
Ход: покажите детям игрушки и спросите,
как они называются. Предложите с ними
поиграть. Прочитайте рифмовку:
Как-то раз мышонок
С утра решил играть.
С кем можно поиграть?
С тем, кто может с ним пищать.
«Пи-пи-пи», - сказал мышонок.
И ответил вдруг цыпленок…
Но что сказал цыпленок,
Никак я не пойму. Сказал он, может: «Му»?
Попросите ребенка вспомнить, как пищал
мышонок. Спросите, что сказал цыпленок.
Предложите спеть песенку мышонка тихо, а
песенку цыпленка громко.
ее опять.
Мяч куда-то закатился,
Мишка с полочки свалился.
С тобой мы к Машеньке пойдем и
все игрушки соберем.
Варианты: игра с предметами других
лексических групп.
СОБЕРЕМ УРОЖАЙ
Цель: развивать словарь, операции анализа
и синтеза.
Оборудование: Разрезные
картинки
с
изображением
частей
овощей
и
фруктов,
две корзинки.
Ход
игры:
Детям
предлагается
сложить
разрезную картинку, назвать ее, определить,
овощ
это
или
фрукт,
и
положить
в
соответствующую корзинку.
УГОСТИМ КУКЛУ
Цели: уточнить название предметов,
активизировать речь.
Ход: воспитатель на подносе вносит
тарелочки с лимонами, яблоками и луком.
Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя.
Чем мы ее угостим? Дети рассматривают
предметы, пробуют их на вкус и дают
определение- горький лук, кислый лимон,
сладкое яблоко. Затем детям предлагается
дать кукле понравившееся угощение.
ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Дети сидят на стульях полукругом. В центре
стоит воспитатель с колокольчиком в руках.
Он звонит и говорит : « Тот, кого я позову,
будет звенеть колокольчиком. Таня, иди
возьми колокольчик». Девочка становится
на место взрослого, звенит колокольчиком
и приглашает другого ребенка, называя его
по имени.
ПОЗОВИ И ПОКАТАЙ
Дети сидят на стульях. Воспитатель
рассматривает с ними новый яркий мяч.
Вызывает одного ребенка и предлагает
покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я
играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь
поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова,
иди играть». После игры Коля садится на
место, а Вова зовет другого ребенка.
УГАДАЙ, ЧТО НА КАРТИНКЕ
Для этой игры потребуются разрезные
картинки, на которых изображено что-либо
хорошо знакомое ребенку (например, стол,
яблоко, кукла, машина, животное).
Воспитатель показывает ребенку половину
изображения и просит угадать, что здесь
нарисовано.
Список используемой литературы:
1.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста.- М., 1991.
2.
Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста/
Г.Г.Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба.-М., 2007.
3.
Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ Сост.
М.А. Аралова.- М., 2011.
4.
Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Социализация», «Физическая культура», «Музыка» в ясельной группе
(1,5- 2 года) детского сада.- Воронеж, 2013.
5.
От рождения до школы. Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- М., 2015.