Напоминание

Знакомство с Сергеем Довлатовым


Автор: Шарова Екатерина Николаевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУВО "Московский педагогический государственный университет" Институт филологии и иностранных языков Кафедра русской литературы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Знакомство с Сергеем Довлатовым
Раздел: высшее образование





Назад





Знакомство с Сергеем Довлатовым
Шарова Екатерина Николаевна Студент 5-го курса ФГБОУВО «Московский педагогический государственный университет» Институт филологии и иностранных языков Кафедра русской литературы г. Москва Сергей Довлатов - советский и американский писатель, один из ярких представителей литературы русского зарубежья третьей волны. С. Довлатов известен как автор таких произведений, как «Зона. Записки надзирателя», «Заповедник», «Ремесло», «Компромисс» и другие. В США С. Довлатов стал одним из самых популярных русскоязычных авторов, однако на родине его произведения получили признание лишь после смерти писателя. В канун 75-летней годовщины со дня рождения русского писателя- эмигранта Сергея Довлатова можно констатировать, что интерес к его творчеству не угасает ни со стороны читателей, ни со стороны исследователей его творчества, которое по прежнему вызывает активные обсуждения на различных интернет форумах. Не обошли вниманием творчество Довлатова и деятели кино. Известный режиссер Говорухин С.С. по мотивам повести «Компромисс» снял художественный фильм «Конец прекрасной эпохи», Алексей Герман-младший заканчивает работу над полнометражным художественным фильмом. Над загадкой его творчества работают и другие авторы. По-прежнему актуальна проблема взаимодействия художественного и публицистического начал в произведении Довлатова. Не прекращаются споры и о месте писателя в отечественной литературе. С одной стороны, его считают продолжателем традиций русской классической литературы, с другой, одним из многочисленных писателей массовой литературы. Сергей Довлатов неосознанно следует принципу постмодернизма «мир как текст», рассматривая свою жизнь как литературные сюжеты, полные абсурдных и часто фантасмагорических коллизий. Идея взаимоотношений абсурда и нормы проходит лейтмотивом через всё т в о р ч е с т в о п и с а т е л я . Г е р о й С . Д о в л а т о в а , прототипом которого зачастую является сам автор, н о с и т е л ь сознательного абсурда, чужой, лишний в любом социуме. Абсурд © Шарова Екатерина Николаевна 2016 год
выступает в качестве закона мироустройства, и очень ярко этот принцип воплощен в повести «Зона. Записки надзирателя». Художественный мир С. Довлатова выстраивается по игровым законам, имманентно неся в себе игровое начало, специфика его художественного мышления во многом сродни игре. В прозе писателя, как и в игре, сосуществуют, перетекая друг в друга противоположности: действительно бывшее и вымышленное, серьезное и смешное, высокое и низкое, случайное и закономерное, абсурд и норма, творческая свобода и налагаемые на нее ограничения (носящие тоже условно-игровой характер: слова во фразе, по С. Довлатову, как известно, не должны начинаться с одной и той же буквы), как в игре, создаются «мнимые ситуации» (Л.С. Выготский), юмор и ирония проступают «знаками» игрового поведения, оттеняя и вытесняя реальность. Сергей Довлатов – яркий представитель русской литературной традиции, творчество которого представляет особый интерес для современного литературоведения, поскольку неотъемлемой составляющей его произведений является широкий пласт лингвокультурологической информации. Стихия игры распространяется буквально на все, включая отношения между людьми, бытовое поведение, лагерную речь, творчество. Игра дает возможность пересоздания действительности и перерождения героя. Игра выступает «оболочкой» серьезного, прорывом сквозь хаос и абсурд поддельного существования к истинной жизни, а ирония выступает неотъемлемой гранью такой игры. Перерождение игры в «высшую» реальность, иронии - в сверхсерьезность - общий итог первой повести С. Довлатова. «Легкость» произведений Довлатова и непритязательность его юмора кажущиеся, это подчеркивается почти всеми литературными критиками. Однако за его анекдотом всегда грустный взгляд умного, ранимого, страдающего человека, показывающего абсурд действительности.


В раздел образования