Напоминание

"Проектирование урока с точки зрения компетентностного подхода"


Автор: Бадосова Елена Викторовна
Должность: преподаватель химических дисциплин
Учебное заведение: КГБПОУ "АПЭК"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектирование урока с точки зрения компетентностного подхода"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ-

НОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

К МАСТЕР-КЛАССУ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Разработчики - составители: Бадосова Е.В. Колова С.Н. Барнаул 2015

Компетентностный урок
Дай нищему рыбу — и обеспечишь ему день без голода. Научи нищего рыбачить — и избавишь его от голода на всю жизнь.
Китайская пословица

Составляющие деятельности на уроке
- мотивация; - целеполагание; - выбор; - моделирование деятельности; - групповые формы работы; - личная позиция; - продукт как результат, и его презентация;
Цель
– чёткая, измеримая, достижимая, соответствующая доступным ресурсам, ограниченная во времени;
Предмет деятельности
- учебный материал, представленный в виде задачи, (ориентированной на виды профессиональной деятельности);
Содержание урока
= вид урока+ цель+ ресурсы 2

Задание 1:
Проанализируйте приведенные ниже основные требования к уроку с позиции традиционного и компетентностного урока.
Основные требования к уроку

Комментарии
Плановость ведения урока. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному рабочему плану в строгом соответствии с программой предмета и тре - бованиями календарно-тематического плана. Обязательное выполнение учебно-воспитательной цели. Урок должен предусматривать глубокое, проду - манное и в доходчивой форме изложенное студентам содержание программного материала. Изложение должно вестись не только как готовая ин - формация в форме объяснения с помощью иллюстра - ции, но и путем постановки преподавателем пробле - мы и раскрытия ее обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими дисциплинами, профессио - нальными модулями. 3
Деятельность

на уроке
участие в целеполагании студента преподавателя проектирование и получение нового опыта самостоятельность рефлексия эффективности собственных действий мотивация создание условий обозначение проблемы, ориентированной на ВПД координирование предоставление выбора методов, средств достижения поставленных целей;
Обучение на уроке должно знакомить студентов с основными проблемами, стоящими перед обще - ством, наукой и давать объем знаний, предусмотрен - ный программой предмета. Научность урока должна предусматривать соответ - ствие его содержания уровню современной науки и техники. Урок должен быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это маленький отрезок учебного процесса, имеющий начало и конец. Знания студенты должны получать не только при тео - ретическом обучении, но и в процессе самостоя - тельного поиска информации, путем выполнения практических работ. Преподаватель вносит в урок методическую направ - ленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей сту - дентов. Структура урока должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому. На уроке должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений студентов. На уроке обязательно должно иметь место закреп - ление вновь полученных студентами знаний, как на теоретических, так и практических занятиях. Технические средства и программированные устрой - ства, имеющиеся в колледже, должны быть использо - ваны на уроке так, чтобы они расширяли и углубляли знания студентов, обеспечивали эффективность учеб- ного процесса. Подготовленность и культура преподавания, его уро - вень должны стать основой, обеспечивающей эффек - тивность урока. На уроке должна решаться задача обобщения и вне - дрения передового педагогического опыта в учебный процесс. Необходимо соблюдать дозировку времени в организа - ции каждого этапа урока. Руководство студентами преподавателем должно про - водиться на всех уроках, независимо от его типа и вида знаний. 4

Структурные элементы учебного занятия
«Идея — это новая комбинация старых элементов. Новых элементов нет. Есть только новые комбинации» Гордон Драйден, писатель № п/п Этапы Дидактические задачи Показатели реального ре- шения результата решения задачи 1 Организация начала занятия Подготовка учащихся к ра- боте на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в де- ловой ритм 2 Проверка вы- полнения до- машнего зада- ния Установление правильно- сти и объемности выполне- ния домашнего задания все- ми учащимися Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для уста- новления правильности выполнения задания и кор- рекции пробелов 3 Подготовка к основному эта- пу занятия (Актуализация субъективного опыта студента) Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной де- ятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к ак- тивной учебно-познава- тельной деятельности на основе опорных знаний 4 Усвоение новых знаний и спосо- бов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изу- чения Активные действия уча- щихся с объектом изуче- ния; максимальное ис- пользование самостоятель- ности в добывании знаний и овладении способами действий. 5 Первичная про- верка понима- ния Установление правильно- сти и осознанности усвое- ния нового учебного мате- риала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваи- ваемых знаний и способов действий на репродуктив- ном уровне. Ликвидация типичных ошибок и невер- ных представлений у уча- щихся 6 Закрепление знаний и спосо- бов действий Обеспечение усвоения но- вых знаний и способов дей- ствий на уровне примене- Самостоятельное выпол- нение заданий, требующих применения знаний в зна- 5
ния в измененной ситуации комой и измененной ситу- ации. 7 Применение изученного Закрепление мотивацион- ной составляющей, созда- ние ситуации успеха Готовность учащихся к ак- тивной деятельности на основе осознания полу- ченных знаний 8 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и система- тизации, выявлению вну- трипредметных и межкур- совых связей 9 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уров- ня овладения знаниями и способами действий, обес- печение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися плани- руемых результатов обуче- ния 10 Коррекции зна- ний и умений Устранение выявленных проблем Исправление ошибок, устранение пробелов в знаниях 11 Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспекти- ву последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценки учите- ля. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. 12 Информация о домашнем зада- нии, инструк- таж по его вы- полнению Обеспечение понимания цели, содержания и спосо- бов выполнения домашнего задания. Проверка соответ- ствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполне- ния домашнего задания всеми учащимися в соот- ветствии с актуальным уровнем их развития. 13 Рефлексия Мобилизация студентов на рефлексию своего поведе- ния (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов само- регуляции и сотрудниче- ства Открытость студентов в осмыслении своих дей- ствий и самооценке. Прогнозирование спосо- бов саморегуляции и со- трудничества
Задание 2
: Прочитайте приведенное ниже выражение великого ливанского и американского философа, художника, поэта и писателя ХХ века Джебран Халиль Джебрана: 6
«Я выучился молчанию у речистого, терпимости - у нетерпимого и доброте - у недоброго, но, как ни странно, я не испытываю ни малейшей признательности к этим учителям.» Как бы вы прокомментировали это выражение? Как, на Ваш взгляд, можно избежать в будущем такой оценки наших выпускников?
Один из важных методических приемов любого занятия, который мо

-

жет помочь избежать такой оценки – это создание на занятиях «ситуаций

успеха».

Задание 4
: Выполните тест соответствия: ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА (пре- подавателя) 1 Снятие страха Помогает эмоционально пере - жить успех не результата в це - лом, а какой-то его отдельной детали «Тебе особенно удалось то объ - яснение». 2 Авансирование успешного ре- зультата Обозначает важность усилий студента в предстоящей или совершаемой деятельности «Без твоей помощи твоим това - рищам не справиться…» 3 Скрытое инструктирование студента в спосо- бах и формах со- вершения дея- тельности Помогает студенту избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания «Больше всего мне в твоей ра - боте понравилось…» 4 Внесение моти- ва Побуждает к выполнению кон- кретных действий. «Возможно, лучше всего начать с…..» 5 Персональная исключительность Помогает преодолеть неуве - ренность в собственных си - лах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих «Наивысшей похвалы заслужи - вает эта часть твоей работы». 6 Мобилизация активности или педагогическое внушение. Показывает студенту ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения «Мы все пробуем и ищем, толь- ко так может что-то получить - ся» 7 Высокая оценка детали. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязатель - но справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает студенту уверенность в свои силы и возможности. «Нам уже не терпится начать работу…» «Только ты и мог бы….» «Так хочется поскорее уви - деть…» «Только тебе я и могу дове - рить…» «Выполняя работу, не забудьте о…..» «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили» 7
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой прось - бой…» «У вас обязательно получить - ся..» «Люди учатся на своих ошиб - ках и находят другие способы решения» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
Рефлексия по итогам работы
Предлагается сделать четыре выстрела в мишень. Поделитесь своими по - паданиями (по желанию).
Использованные источники информации
8 Оценка содер- жания Оценка форм работы Оценка деятель- ности преподава- теля Оценка собствен- ной деятельно- сти 10 0
1 Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. - М.: Просве - щение, 1991. 2 Бояркина, В.И. Алгоритм творческого изучения явления (объекта, процесса, ве - щества) 3 Либеров, А. Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обу - чения. М.: Институт экономических стратегий. 2007. 4 Компетентностный подход в системе начального и среднего профессионально - го образования: проектирование учебного занятия: учебно-методическое посо - бие/ Автор-сост. Блинова Т.Г. – Барнаул: АКИПКРО, 2011. 5 Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997-176. 6 Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995-528. 9


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники