"Проектирование урока с точки зрения компетентностного подхода"
Автор: Бадосова Елена Викторовна Должность: преподаватель химических дисциплин Учебное заведение: КГБПОУ "АПЭК" Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Проектирование урока с точки зрения компетентностного подхода" Раздел: среднее профессиональное
Компетентностный урок
Дай нищему рыбу — и обеспечишь ему день без голода.
Научи нищего рыбачить — и избавишь его от голода на всю жизнь.
Китайская пословица
Составляющие деятельности на уроке
- мотивация;
- целеполагание;
- выбор;
- моделирование деятельности;
- групповые формы работы;
- личная позиция;
- продукт как результат, и его презентация;
Цель – чёткая, измеримая, достижимая, соответствующая доступным ресурсам,
ограниченная во времени;
Предмет деятельности - учебный материал, представленный в виде задачи,
(ориентированной на виды профессиональной деятельности);
Содержание урока = вид урока+ цель+ ресурсы
2
Задание 1:
Проанализируйте приведенные ниже основные требования к
уроку с позиции традиционного и компетентностного урока.
Основные требования к уроку
Комментарии
Плановость ведения урока. Каждое занятие должно
проводиться по четко разработанному рабочему плану
в строгом соответствии с программой предмета и тре
-
бованиями календарно-тематического плана.
Обязательное выполнение учебно-воспитательной
цели. Урок должен предусматривать глубокое, проду
-
манное и в доходчивой форме
изложенное студентам
содержание программного материала.
Изложение должно вестись не только как готовая ин
-
формация в форме объяснения с помощью иллюстра -
ции, но и путем постановки преподавателем пробле -
мы и раскрытия ее обоснованным доказательством.
Оно должно быть последовательным, находиться во
взаимосвязи с другими
дисциплинами, профессио -
нальными модулями.
3
Деятельность
на уроке
участие в целеполагании
студента
преподавателя
проектирование и получение
нового опыта
самостоятельность
рефлексия эффективности
собственных действий
мотивация
создание условий
обозначение проблемы,
ориентированной на ВПД
координирование
предоставление выбора
методов, средств достижения
поставленных целей;
Обучение на уроке должно знакомить студентов с
основными проблемами, стоящими перед обще
-
ством, наукой и давать объем знаний,
предусмотрен -
ный программой предмета.
Научность урока должна предусматривать соответ
-
ствие его содержания уровню современной науки и
техники.
Урок должен быть частью курса, раздела, темы и
иметь свою
строгую логику. Это маленький отрезок
учебного процесса, имеющий начало
и конец.
Знания студенты должны получать не только при тео
-
ретическом обучении, но и в процессе самостоя
-
тельного поиска информации, путем
выполнения
практических работ.
Преподаватель вносит в урок методическую направ -
ленность, педагогическое мастерство в зависимости
от возрастных и индивидуальных
особенностей сту -
дентов.
Структура урока должна быть четкой со строгим
переходом от одного этапа или элемента к другому.
На уроке должен осуществляться систематический и
планомерный контроль за качеством знаний и умений
студентов.
На уроке обязательно должно иметь место закреп
-
ление вновь
полученных студентами знаний, как на
теоретических, так и практических
занятиях.
Технические средства и программированные устрой
-
ства, имеющиеся в колледже, должны быть использо
-
ваны на уроке так, чтобы они
расширяли и углубляли
знания студентов, обеспечивали эффективность
учеб-
ного процесса.
Подготовленность и культура преподавания, его уро
-
вень должны стать основой, обеспечивающей эффек
-
тивность урока.
На уроке должна решаться задача обобщения и вне -
дрения передового педагогического опыта в учебный
процесс.
Необходимо соблюдать дозировку времени в организа -
ции каждого этапа урока.
Руководство студентами преподавателем должно про
-
водиться на всех уроках, независимо от его типа и
вида знаний.
4
Структурные элементы учебного занятия
«Идея — это новая комбинация старых элементов.
Новых элементов нет.
Есть только новые комбинации»
Гордон Драйден, писатель
№
п/п
Этапы
Дидактические задачи
Показатели реального ре-
шения результата решения
задачи
1
Организация
начала занятия
Подготовка учащихся к ра-
боте на занятии
Полная готовность класса
и оборудования, быстрое
включение учащихся в де-
ловой ритм
2
Проверка вы-
полнения до-
машнего зада-
ния
Установление правильно-
сти и объемности выполне-
ния домашнего задания все-
ми учащимися
Оптимальность сочетания
контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля для уста-
новления правильности
выполнения задания и кор-
рекции пробелов
3
Подготовка к
основному эта-
пу занятия
(Актуализация
субъективного
опыта студента)
Обеспечение мотивации и
принятия учащимися цели
учебно-познавательной де-
ятельности, актуализация
опорных знаний и умений
Готовность учащихся к ак-
тивной учебно-познава-
тельной деятельности на
основе опорных знаний
4
Усвоение новых
знаний и спосо-
бов действий
Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания знаний и
способов действий, связей
и отношений в объекте изу-
чения
Активные действия уча-
щихся с объектом изуче-
ния; максимальное ис-
пользование самостоятель-
ности в добывании знаний
и овладении способами
действий.
5
Первичная про-
верка понима-
ния
Установление правильно-
сти и осознанности усвое-
ния нового учебного мате-
риала, выявление пробелов
и неверных представлений
и их коррекция
Усвоение сущности усваи-
ваемых знаний и способов
действий на репродуктив-
ном уровне. Ликвидация
типичных ошибок и невер-
ных представлений у уча-
щихся
6
Закрепление
знаний и спосо-
бов действий
Обеспечение усвоения но-
вых знаний и способов дей-
ствий на уровне примене-
Самостоятельное выпол-
нение заданий, требующих
применения знаний в зна-
5
ния в измененной ситуации
комой и измененной ситу-
ации.
7
Применение
изученного
Закрепление мотивацион-
ной составляющей, созда-
ние ситуации успеха
Готовность учащихся к ак-
тивной деятельности на
основе осознания полу-
ченных знаний
8
Обобщение и
систематизация
знаний
Формирование целостной
системы ведущих знаний
по теме, курсу, выделение
мировоззренческих идей
Активная продуктивная
деятельность учащихся по
включению части в целое,
классификации и система-
тизации, выявлению вну-
трипредметных и межкур-
совых связей
9
Контроль и
самопроверка
знаний
Выявление качества и уров-
ня овладения знаниями и
способами действий, обес-
печение их коррекции
Получение достоверной
информации о достижении
всеми учащимися плани-
руемых результатов обуче-
ния
10
Коррекции зна-
ний и умений
Устранение выявленных
проблем
Исправление ошибок,
устранение пробелов в
знаниях
11
Подведение
итогов занятия
Дать анализ и оценку
успешности достижения
цели и наметить перспекти-
ву последующей работы
Адекватность самооценки
учащегося оценки учите-
ля. Получение учащимися
информации о реальных
результатах учения.
12
Информация о
домашнем зада-
нии, инструк-
таж по его вы-
полнению
Обеспечение понимания
цели, содержания и спосо-
бов выполнения домашнего
задания. Проверка соответ-
ствующих записей
Реализация необходимых
и достаточных условий
для успешного выполне-
ния домашнего задания
всеми учащимися в соот-
ветствии с актуальным
уровнем их развития.
13
Рефлексия
Мобилизация студентов на
рефлексию своего поведе-
ния (мотивации, способов
деятельности, общения).
Усвоение принципов само-
регуляции и сотрудниче-
ства
Открытость студентов в
осмыслении своих дей-
ствий и самооценке.
Прогнозирование спосо-
бов саморегуляции и со-
трудничества
Задание 2 : Прочитайте приведенное ниже выражение великого ливанского и
американского философа, художника, поэта и писателя ХХ века Джебран Халиль
Джебрана:
6
«Я выучился молчанию у речистого, терпимости - у нетерпимого и доброте -
у недоброго, но, как ни странно, я не испытываю ни малейшей признательности
к этим учителям.»
Как бы вы прокомментировали это выражение? Как, на Ваш взгляд, можно
избежать в будущем такой оценки наших выпускников?
Один из важных методических приемов любого занятия, который мо
-
жет помочь избежать такой оценки – это создание на занятиях «ситуаций
успеха».
Задание 4
: Выполните тест соответствия:
ОПЕРАЦИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА (пре-
подавателя)
1 Снятие страха
Помогает эмоционально пере -
жить успех не результата в це -
лом, а какой-то его отдельной
детали
«Тебе особенно удалось то объ -
яснение».
2 Авансирование
успешного ре-
зультата
Обозначает важность усилий
студента в предстоящей или
совершаемой деятельности
«Без твоей помощи твоим това -
рищам не справиться…»
3 Скрытое
инструктирование
студента в спосо-
бах и формах со-
вершения дея-
тельности
Помогает студенту избежать
поражения. Достигается путем
намека, пожелания
«Больше всего мне в твоей ра
-
боте понравилось…»
4 Внесение моти-
ва
Побуждает к выполнению кон-
кретных действий.
«Возможно, лучше всего начать
с…..»
5 Персональная
исключительность
Помогает преодолеть неуве
-
ренность в собственных си
-
лах, робость, боязнь самого
дела и оценки окружающих
«Наивысшей похвалы заслужи -
вает эта часть твоей работы».
6 Мобилизация
активности или
педагогическое
внушение.
Показывает студенту ради
чего, ради кого совершается
эта деятельность, кому будет
хорошо после выполнения
«Мы все пробуем и ищем, толь-
ко так может что-то получить
-
ся»
7 Высокая оценка
детали.
Помогает педагогу выразить
свою твердую убежденность в
том, что его ученик обязатель -
но справиться с поставленной
задачей. Это, в свою очередь,
внушает студенту уверенность
в свои силы и возможности.
«Нам уже не терпится начать
работу…»
«Только ты и мог бы….»
«Так хочется поскорее уви
-
деть…»
«Только тебе я и могу дове
-
рить…»
«Выполняя работу, не забудьте
о…..»
«Контрольная работа довольно
легкая, этот материал мы с
вами проходили»
7
«Ни к кому, кроме тебя, я не
могу обратиться с этой прось
-
бой…»
«У вас обязательно получить
-
ся..»
«Люди учатся на своих ошиб
-
ках и находят другие способы
решения»
«Я даже не сомневаюсь в
успешном результате»
Рефлексия по итогам работы
Предлагается сделать четыре выстрела в мишень. Поделитесь своими по
-
паданиями (по желанию).
Использованные источники информации
8
Оценка содер-
жания
Оценка форм
работы
Оценка деятель-
ности преподава-
теля
Оценка собствен-
ной деятельно-
сти
10
0
1 Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Кн. для учителя. - М.: Просве
-
щение, 1991.
2 Бояркина, В.И. Алгоритм творческого изучения явления (объекта, процесса, ве -
щества)
3 Либеров, А. Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обу -
чения. М.: Институт экономических стратегий. 2007.
4 Компетентностный подход в системе начального и среднего профессионально -
го образования: проектирование учебного занятия: учебно-методическое посо
-
бие/ Автор-сост. Блинова Т.Г. – Барнаул: АКИПКРО, 2011.
5 Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и
издателей "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997-176.
6 Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:
"Владос", 1995-528.
9