для детей среднего дошкольного возраста.
Автор: Аксёнова Светлана Вадимовна.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие».
Цели:
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра в ходе
совместной деятельности;
закрепить навык свободного общения детей со взрослыми.
побуждать к стремлению решать промежуточные задачи, ведущие к конечной цели;
активизировать и обогатить словарь.
Задачи:
расширять
представления
детей
о
сезонных
изменениях
в
живой
и
неживой
природе;
формировать интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра).
Оборудование: игрушки
божьей
коровки,
муравьёв,
мухи,
бабочки,
кузнечика,
жука,
формочки цветов для лепки из песка, мешочки с влажным цветным песком, один мешочек
с сухим песком, мяч, скакалки, лупа.
Предварительная работа: чтение книги Г. Квентина «Сюзетта ищет маму», повторение
стихов и загадок про насекомых и сезонных изменениях в природе весной.
Ход мероприятия
Предложить детям расположиться вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день! Какая хорошая,
весенняя погода! Я предлагаю вам посмотреть вокруг и назвать приметы весны, и какие
изменения в живой и неживой природе вы заметили.
Дети: Солнце светит ярко. Стало ещё теплее. Люди одевают лёгкую одежду. Выросла
трава. На деревьях появилась листва. Расцветают первые весенние цветы. Проснулись
насекомые. Птицы прилетели с тёплых краёв.
Воспитатель: Да, действительно, на улице стало ещё теплее. Выросла трава, расцветают
первые весенние цветы. А раз цветочки расцвели, то и пробудились ото сна насекомые. А
ещё мы можем услышать чудесные песни прилетевших с тёплых краёв птиц. Дети, я
предлагаю вам прогуляться на наш лужок и посмотреть, что сейчас там происходит!
Раз, два,три, четыре, пять (дети шагают на месте)
Мы на луг пойдём гулять (хлопают в ладоши).
Посмотри,(разводят руками)
Бабочки порхают!
Разноцветные вокруг (взмахивают руками как крыльями)
Крылышки мелькают.
Только роза расцвела (складывают ладони в виде цветка)
Прилетела к ней пчела:" Ж-ж-ж"(выставляют указательный палец и вращают им).
Описав над полем круг (указательным пальцем рисуем круг над головой)
Сел
на
травку
майский
жук
(правой
рукой
изображают
летящего
жука,
для
этого
выставляют вперёд указательный и средний палец)
Заиграл в траве скрипач (изображают игру на скрипке)
А потом помчался вскачь.
Мы его узнали (прыгают на месте)
Кузнечиком назвали.
Воспитатель: Вот видите, ребята, сколько насекомых можно повстречать на лугу.
Ой! ... Вы слышите? … Кто-то плачет! Похоже на тоненький голосок нашей знакомой
Сюзетты. Только где же она?
Воспитатель АККУРАТНО достаёт из кустов коробочку.
Воспитатель: Ой, а кто это сидит в коробочке? А здесь записочка. И эта коробочка
откроется только тогда, когда мы отгадаем загадку.
Красный маленький комочек,
На спине не много точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
Дети отгадывают загадку. Воспитатель хвалит детей. Под звук взмаха волшебной
палочки открывается коробочка.
.
Воспитатель: А вот и божья коровка Сюзетта! Что же у тебя случилась, милая крошка?
Воспитатель прислушивается к тому, что говорит ему божья коровка.
Воспитатель: Оказывается Сюзетта сидит в этой коробочке. Она мне рассказала, что
волшебный ветерок случайно захлопнул эту коробочку, когда Сюзетта туда заползла.
Ребята, Сюзетта потеряла свою маму, и не знает, как её найти, потому что попала на
незнакомый луг. Дети, а давайте поможем божьей коровке найти маму?
Дети соглашаются помочь божьей коровке.
Воспитатель: Милая Сюзетта, не переживай мы с ребятами обязательно отыщем твою
маму! … Вот только, с чего бы нам начать?
Дети предлагают с чего можно начать поиски мамы божьей коровки. Воспитатель
подводит
детей
к
решению
спросить
у
кого-нибудь,
может
кто-то
видел
маму
Сюзетты.
Воспитатель: Да, действительно, нужно у кого-то спросить. Может кто-то видел маму
Сюзетты. Только вот у кого? Может быть, у насекомых? Ребята, скажите, пожалуйста,
каких насекомых вы знаете. У кого мы можем спросить про маму божьей коровки?
Дети: Можно спросить у кузнечика, муравья, жука, пчёлки, бабочки …
Воспитатель: Конечно же, на нашем лугу много насекомых. Кто-нибудь и видел маму
Сюзеты. Посмотрите, что это за красавица летит к нам?
Дети: Это бабочка.
Воспитатель: Да, это так, а как вы узнали, что это бабочка?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, бабочку невозможно перепутать с другим насекомым. У
бабочки, как у всех насекомых есть голова, усики, туловище и шесть лапок. Только она
отличается от остальных насекомых тем, что у бабочки большие красивые крылья.
(Воспитатель обращается к игрушке бабочке). Бабочка-красавица, может быть ты видела
маму нашей божьей коровки Сюзеты? … Ребята, бабочка говорит, что обязательно нам
поможет. Вот только она очень устала и ей нужно непременно, как следует отдохнуть на
большом цветке. И после этого она с удовольствием поможет нам. … Вот только я не вижу
поблизости ни одного большого цветка. А вы ребята видите?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: И я не вижу. Что же теперь делать! Дети, а давайте мы сделаем сами цветок
для бабочки, или даже несколько. Скажите, пожалуйста, из чего можно сделать цветы?
Дети: Из дерева, бумаги, ткани, пластмассы, камня, пластилина, … песка.
Воспитатель: Абсолютно верно! Существует очень много материалов, из которых можно
сделать цветы. Я предлагаю сделать вам цветочки
для бабочки из песка. Посмотрите,
здесь у нас как раз лежат мешочки с цветным песком. Сейчас мы с вами с помощью
формочек и цветного песка сделаем для бабочки замечательные красивые цветочки.
Дети вместе с воспитателем лепят цветы из песка. Во время изготовления цветов
воспитатель уточняет и закрепляет у детей знания о свойствах песка.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как хорошо у нас лепятся цветы из песка. Как вы
думаете, из какого песка лучше лепить фигурки? Какой песок лучше лепится?
Дети: Фигурки лучше лепить из влажного песка. Он лучше лепится, чем сухой.
Воспитатель: Конечно же, из влажного песка лучше лепятся фигурки, чем из сухого. А
почему из сухого песка фигурки плохо лепятся?
Воспитатель предлагает одному из детей слепить в стороне от остальных цветов из
цветного, влажного песка цветок из сухого песка.
Воспитатель: Сашенька, давай попробуем слепить цветочек из сухого песка.
Ребёнок пытается слепить цветок из сухого песка, и он рассыпается.
Воспитатель: Дети, посмотрите, из сухого песка не лепится цветок. Как вы думаете
почему?
Дети: Потому что сухой песок рассыпчатый.
Воспитатель: Да действительно, сухой песок рассыпчатый. Он состоит из маленьких
песчинок, которые разные по форме, цвету и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ни
чего слепить. Давайте попробуем налить воды в песок и посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель наливает воды в песок. И предлагает детям ещё раз попробовать слепить
цветок
Воспитатель: Машенька попробуй слепить цветок. Ребята, посмотрите, что происходит с
песком. Его крупинки слипаются. … У нас получился ещё один замечательный цветок. Я
думаю, бабочка будет довольна. (Воспитатель обращается к бабочке). Бабочка-красавица
сколько больших, замечательных цветов появилось у нас на полянке. Теперь ты сможешь
отдохнуть на любом из этих цветов.
Воспитатель сажает игрушку бабочки на цветок.
Воспитатель: Дети, бабочка говорит, что ей очень понравились цветочки, которые мы для
неё сделали. Она чудесно отдохнула и предлагает нам с ней поиграть.
Подвижная игра "Бабочка"
Все встают в круги (обручи), которые обозначают цветы. Один водящий и одна бабочка,
после
окончания
стихотворения,
водящий
выходит
поймать
бабочку,
если
не
успеет
"цветочек" сомкнуть лепестки, то бабочка поймана.
Удивительный цветок:
Жёлтый, красный лоскуток!
А по краю-кружева.
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка красавица,
Всем нам очень нравиться!
Воспитатель:
Вот,
как
хорошо
мы
повеселились
с
бабочкой.
(Воспитатель
прислушивается
к
тому,
что
говорит
ей
бабочка). Дети,
бабочка
говорит,
что,
к
сожалению, не видела мамы божьей коровки Сюзетты. Но её знакомый видел её. И
непременно нам поможет. Прежде чем отправится к нему, отгадайте загадку.
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга.... ( муравей)
Воспитатель: Это и правда муравей. На нашем лугу живут и муравьи тоже. Как правило
муравьи живут большими колониями. Кто-нибудь из муравьёв обязательно видел маму
Сюзетты.
…
А
вот
и
муравьи. (Воспитатель
обращается
к
муравьям).
Уважаемые
муравьи,
подскажите,
пожалуйста,
не
видели
ли
вы
маму
нашей
божьей
коровки?
(воспитатель
прислушивается
к
муравьям).
Муравьи
говорят,
что
обязательно
нам
помогут, вот только сначала им нужно доделать их работу до конца. Ребята, как вы
думаете, какую работу делают муравьи?
Дети: Они строят муравейник.
Воспитатель: А что такое муравейник? Из чего делают муравьи свои муравейники?
Дети: Это дом для муравьёв. Муравейник они делают из маленьких сухих веточек и
палочек.
Воспитатель: Да, это так. Муравьи строят свой муравейник из маленьких сухих палочек и
веточек. Я предлагаю вам помочь муравьям построить муравейник. Для этого нам нужно
собрать все веточки с нашего участка и сложить их в одно место.
Дети собирают сухие веточки на лугу и сгладывают их в одном месте.
Воспитатель:
Какие
вы
молодцы!
Муравьи
нам
очень
благодарны
за
помощь.
К
сожалению, они не видели маму Сюзеты. Но знают, кто может нам помочь. А про кого
говорят муравьи, мы узнаем когда отгадаем загадку.
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась ...(муха)
Дети: Муха.
Воспитатель: Конечно же, это муха. А вот и муха. (Воспитатель обращается к мухе)
Дорогая
муха,
помоги
нам,
пожалуйста,
найти
маму
Сюзетты. (воспитатель
прислушивается к мухе). Дети, муха говорит, что не может сейчас ни о чём говорить,
потому что очень расстроена. Она случайно испортила паутину у паука - и он на неё
обиделся. Ребята, давайте, поможем мухе собрать паутину. Из каких геометрических
фигур может состоять паутина?
Дети: Паутина может состоять из круга, треугольника, прямоугольника, трапеции, овала и
ещё из многих других геометрических фигур.
Воспитатель: Паутины бывают самые разные по размеру. И они могут состоять из самых
разных
геометрических
фигур.
Давайте
нарисуем
на
песке
паутину,
используя
геометрические фигуры. С какой фигуры нам лучше начать?
Дети: Паутину лучше начинать рисовать с круга.
Воспитатель: Конечно же, паутину лучше начинать с круга. А продолжить рисунок
можно используя любую другую фигуру.
Дети рисуют паутину на песке. Воспитатель хвалит дошкольников во время рисования
паутины.
Воспитатель: Ребята, муха благодарит нас за помощь. Теперь-то паук не будет на неё
обижаться. Муха подскажет, кто нам поможет. А кто это мы узнаем, когда отгадаем
загадку.
Он зелёный, и прыгучий
Совершенно не колючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. ( Кузнечик)
Дети: Это кузнечик.
Воспитатель: Абсолютно верно! А вот и сам кузнечик. (Воспитатель обращается к
кузнечику). Дорогой кузнечик, помоги нам, пожалуйста. Может быть, ты видел маму
нашей
божьей
коровки? (Воспитатель
прислушивается
к
кузнечику).
Дети,
кузнечик
говорит, что не видел маму Сюзетты, но точно знает, кто нам поможет. Он нас проводит.
Поскакали вместе с кузнечиком.
Дети прыгают как кузнечики.
Воспитатель: Вот мы и припрыгали на место. Ребята, кузнечик говорит, что нам поможет
его друг. Он везде летает – всё знает. Отгадайте кто это?
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает-
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый...(Жук)
Дети: Это жук.
Воспитатель: Да, это жук. Ой, кто это жужжит. К нам летит жук. Давайте спросим у него
про маму Сюзетты. (Воспитатель обращается к жуку). Уважаемый жук, не
видел ли ты маму нашей божьей коровки. Сюзетта очень расстроена – она
потерялась и сейчас ищет свою маму. А мы с ребятами ей в этом помогаем.
(Воспитатель прислушивается к жуку). Дети, жук говорит, что видел маму
нашей божьей коровки. Она тоже очень переживает и ищет Сюзетту, а жук ей в
этом помогает. Жук предлагает подождать маму Сюзетты у этой берёзки. Потому
что они договорились здесь встретится. А чтобы не скучать жук предлагает
поиграть в игру «Скажи, какое» (ц ель: называть признаки предмета и действия;
обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по
смыслу).
.
Дети
стоят
в
кругу
и
кидают
мяч
друг
другу
со
словами:
начинающимися
на
определённую букву. Мяч передаётся на каждое слово, таким образом, ребёнок должен
кинуть мяч и произнести слово.
Воспитатель: Вот как весело мы с вами поиграли! Вы только посмотрите, кто сюда летит!
Да это же мама Сюзетты! … Как хорошо, что наша божья коровка нашла свою маму.
Ребята,
Сюзетта
и
её
мама
благодарят
нас
за
помощь. (Воспитатель обращается к
божьей коровке). Дорогая Сюзета, нам с ребятами было приятно тебе помогать. Но ты,
пожалуйста, больше не теряйся! (Воспитатель обращается к дошкольникам). Дети, божья
коровка и её мама говорят, что им пора лететь. Давайте попрощаемся с ними.
Дети: До свидания Сюзетта, больше не теряйся! До свидания мама Сюзетты.
Воспитатель: И наше с вами путешествие подходит к концу. Ребята давайте вспомним,
кого из насекомых мы повстречали сегодня на нашем лугу.
Дети: Мы встретили бабочку, кузнечика, муравьёв, муху и жука.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Дети: Нам понравилось помогать Сюзетте, отгадывать загадки и играть.
Воспитатель: Действительно, помогать кому-то это не только полезно, но и весело. К
тому же мы замечательно поиграли. Ребята, вы все большие молодцы. А теперь нам пора
отправляться с луга, потому что насекомым, как и нам тоже нужен отдых.