Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Направление проекта : Социализация, познание, коммуникации, чтение худ. литературы, художественное творчество, музыка,
культурно – досуговая деятельность, физкультура.
Актуальность темы заключается в том, что она помогает в познании окружающего мира (Лес: растительность леса, животный
мир, лес, как эко – система) и помогает выявить взаимосвязь между растениями и место обитания и питания животных.
Цель проекта : Познавательная деятельность по изучению природы во всех её проявления в осенний период времени.
Задачи:
Образовательные :
- формирования основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами.
Наблюдения, познавательную работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияние человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений, видеть красоту окружающего природного
мира, разнообразия его красок и форм.
- воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояния окружающей среды.
Развивающее :
- развитие умений наблюдать за живыми объектами неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
Предварительная работа : знакомство с иллюстрациями леса, рассматривание картинок с изображение разных деревьев,
кустов, ягод, животных, заготовка природного материала.
Взаимодействие с сотрудниками :
На муз. Занятии разучивание песен об осени, слушание муз. Произведений Чайковского «Времена года», хороводы и муз.
Подвижные игры на занятиях по физкультуре.
Ресурсы:
Ожидаемый результат : расширение кругозора детей – знания о лесе и его растительности; знания животного мира и среда их
обитания; знания о приспособленности животных в разные времена года; воспитание гуманного, экологически целесообразного
отношения детей к природе; повышение уровня компетентности родителей в изучаемой проблеме; умение детей составлять
поделки из разнообразного природного материала; наработка материала о лесе ( познавательные альбомы, книжки – самоделки,
плакаты, гербарии, макеты).
Итог проекта : Экскурсия в осенний лес. Оформление выставок совместных работ детей и родителей: «осеннее дерево», «дары
осени» - природный материал, овощи и фрукты.
Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности.
ТЕМА
«ОСЕНЬ»
Занятие
«Осенний
лес».
Образовательные
области.
Виды детской
деятельности.
Формы работы с детьми
Познавательное
развитие.
Познание.
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей,
фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных
осени.
Ознакомление с окружающим :
«Осенний лес. Дары леса»
«Приметы осени»
«В гости к осени»
Конструирование и ручной труд из природного материала:
«Бабочка» (из листьев)
«Жар – птица» (из листьев)
«Лесовичок» (из шишек, желудей)
Беседы:
« Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
— за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем,
небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
— за цветником
— за перелетными птицами
— за насекомыми
— за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Экспериментирование:
«Опыты с глиной и песком»
Ситуативная беседа :
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
« Почему я люблю (не люблю) осень?»
Цели: образовательные – обучать детей умению вслушиваться в звуки осеннего леса и рассказать об услышанном,
используя определения и эпитеты; обогащение эмоционально – чувственной и познавательной сферы детей через
установление простейших сезонных закономерностей в явления живой и неживой природы;
коррекционные: развитие умения детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач на
тему осени; развитие зрительной и слуховой чувствительности;
Воспитательные: воспитание интереса и бережного отношения к природе, пробуждение чувственного отношения к
красоте осенней природы; воспитание любознательности, внимания.
Оборудование: мольберт; картинки с изображением леса, дерева, лесных ягод, грибов; природный материал (шишки),
пластилин; магнитофонная запись отрывка из произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия:
Организация занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём».
Дети: Это лес.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите, весь конверт в разноцветных листьях. Это письмо от лесных
жителей. Мы его прочитаем, но сначала отгадайте ещё одну загадку:
«Пришла без красок и без кисти,
Разукрасила все листья».
Отгадайте, о каком времени года эта загадка?
Дети: Это осень.
Воспитатель: Когда наступает осень? Чем она отличается от лета?
Ответы детей
Воспитатель: Когда я смотрю на осенний лес, то вспоминаю вот такие строчки:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец ,и золото одетые леса…»
Так увидел осень поэт А.С. Пушкин. Вот и мы отправимся в осенний лес, но с начало прочитаем письмо – загадку от лесного
жителя.
«Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья на дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе».
Дети: Это ёжик.
Воспитатель: Ёжик просит прети к нему на помощь, он не успевает один готовить запасы на зиму. Давайте возьмём шишки,
пластилин и слепим ему помощников – ежат.
Дети лепят ёжиков из шишек и пластилина.
2.Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь ёжик со своими помощниками справиться быстро, успеют к зиме запастись.
А теперь пусть ваши пальчики немного отдохнут.
«Раз, два, три, четыре, пять, - Пальчики обеих рук «здороваются»
В лес идём мы погулять - Обе руки «идут» указательным и среднем пальцами
по столу .
За черникой, за брусникой - Загибают пальчики, начиная с большого.
За клюквой, за калиной.
И грибочки мы найдём
И домой всё отнесём»
3. Подвижная игра. «Мы идём дорожками».
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в осенний лес. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, чего нельзя
делать в лесу.
Дети: шуметь, рубить деревья, разводить костры, мусорить.
Воспитатель: Вставайте в кружок.
Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу и вместе с воспитателем произносят слова.
«Мы идём дорожками, - двигаются по часовой стрелке.
Мы идём тропинками.
Мы идём с лукошками, - дети двигаются против часовой стрелки.
Мы идём с корзинками
Ручеёк по дорожке - идут на носочках, руки на поясе.
Перейдём.
На лесную полянку мы придём».
Вот мы с вами в осеннем лесу. Здесь столько звуков! Вот подул лёгкий игривый ветерок (дети слегка дуют), листья шелестят
(дети произносят звук «ш»). Давайте ещё прислушаемся (дети прислушиваются). А может вам услышать звуки осени поможет
вот это стихотворение:
«В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит
Шёпот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу – шу – шу да ши – ши – ши… (В. Суслов)
4. Игра «Отдохнём под музыку».
Воспитатель: Ребята, где мы можем услышать звуки леса? Поможет нам П. И. Чайковский. Он написал музыку «Осенние
песни». Давайте послушаем.
Дети садятся на ковёр, закрывают глаза, представляют картину осеннего леса.
Воспитатель: Ребята, чем пахнет в осеннем лесу?
Дети: Грибами, ягодами, листьями, сыростью.
Воспитатель: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
5. Речь с движением:
«Из лесу мы идём:
Поднимаем ноги выше
Через кустики, пенёчки,
Через веточки и кочки…»
6. Итог занятия.
Воспитатель: Как много мы сегодня узнали об осеннем лесе. Давайте будим беречь наш лес. А пока мы с вами были в лесу,
ёжик прислал нам угощения.
Дети: Спасибо ёжик.
Приложение№1.
1.
Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на
вопросы
полным
предложением;
активизировать
речь
детей;
развивать
связную
речь,
умение
употреблять
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
2.
Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать
умение слушать
3.
Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать
учить
детей
внимательно
рассматривать
картины
великих
художников,
сравнивать
их,
делать
свои
умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в
процессе восприятия картин
4.
Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы,
чувствовать,
понимать
и
воспроизводить
образный
язык
стихотворения;
развивать
эстетическое
восприятие
литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
5.
Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать
учить
детей
внимательно
и
заинтересованно
слушать
сказку;
развивать
интерес
к
художественной
литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
6.
Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя
авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
7.
Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь
как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
8.
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»
ЦЕЛЬ:
учить
детей
выразительно
читать
наизусть
стихотворение,
передавая
интонацией
любование
осенней
природой,
чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
9.
Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения;
развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
10.
Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к
пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа;
воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
11.
Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно
излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
12.
Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать
учить
детей
заучивать
стихотворение,
выразительно,
с
естественными
интонациями
читать
его,
вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта
«Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;
Приложение №3
Е. Трутнева «Осень»;
Стало вдруг светлее вдвое,
А. Плещеев «Осенняя песенка»
Миновало лето,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Фет
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи .
М. Ивенсен «Падают, падают листья»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом
«Лежебока рыжий кот»
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?..
С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»
Уж небо осенью дышало,
Е. Трутневой «Листопад»
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад
И. Бунина «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
К. Бальмонта «Веселая осень»
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Плещеев «Скучная картина»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
К. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
А. Толстой «Осень»
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом —
дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё
потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место
нашлось.
А вы догадались?
Список использованной литературы :
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В Солнцева и
др. - СПб. ;ООО «Издательство «Детство-пресс», Издательство РГПУ им. А. И Герцена, 2014, - 321 с.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
6. .Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
7. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. :
ТЦ Сфера, 2009
8. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
9. Представлены фотографии из личного архива автора.