Напоминание

"Что делать родителям,чтобы речь ребенка развивалась правильно"


Автор: Стафеева Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №33
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Что делать родителям,чтобы речь ребенка развивалась правильно"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Что делать родителям, чтобы речь

ребенка развивалась правильно?

Развитие

речи

ребенка

тесно

связано

с

общим

психическим

развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит можно

судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы

способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша развивалась, необходимы соответствующие

условия.

Речь

возникает

при

наличии

определенных

биологических

предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования

центральной

нервной

системы. Однако

речь

является

важнейшей

социальной

функцией,

поэтому

для

ее

развития

одних

биологических

предпосылок недостаточно.

Потребность в общении формируется в

жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Хорошо,

если

родители

занимаются

с

ребенком,

в

частности

развитием

его

речи.

Если

в

раннем

детстве

коммуникативно-

эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет

за собой нарушение интеллектуально-речевого развития.




Что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно.

1.

У

ребенка

должна

возникнуть

потребность

и

заинтересованность

в

общении. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться

речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками.

Важно вызвать мотивацию к речи.

2.

Ребенку

нужно

получать

стимулы

извне

различных

модальностей

(зрительные,

слуховые,

тактильные

и.

т.

д.).

Делая

что-либо

по

дому,

берите ребенка с собой, чтобы он видел ваши действия, одновременно

проговаривая

названия

этих

действий.

Разрешайте

манипулировать

с

бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы

ребенок имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они

возникают.

Расширяя

круг

представлений

ребенка

об

окружающих

предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие

и

доступные

пониманию

малыша,

родители

тем

самым

не

только

расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.


3.

Необходимо развивать мелкую моторику руки ребенка. В головном мозге

человека

центры,

отвечающие

за

речь

и

движения

пальцев

рук

расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя

тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние

зоны, отвечающие за речь. В центре ладони находится очень важная точка

– центр развития речи. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно

выполнять

простые

упражнения,

сопровождаемые

стихотворным

те кс том ,

н е

з а бы ва т ь

о

р а з в и т и и

эл ем е н т а р н ы х

н а в ы ко в

самообслуживания:

застегивать

и

расстегивать

пуговицы,

завязывать

шнурки.

4.

Развивайте пассивный словарь ребенка. Когда играете с ребенком вместо

у ка з а тел ь н о г о

м ес то и м е н и я

« это »

н а з ы в а й те

ко н к р е т н ы е

существительные для развития пассивного словаря.


5.

Не коверкайте слова и не сюсюкайте, говорите всегда размеренно и четко.

Понятно, что вы хотите сказать ласковые слова, но разве это нельзя

сказать простым и понятным языком. Нечеткая торопливая речь взрослых

отрицательно

скажется

на

речи

ребенка.

Он

будет

пропускать

звуки,

«проглатывать»

окончания

слов. Старайтесь

петь

и

говорить

четко,

немного утрированно так, чтобы ребенок видел артикуляцию. Произносите

отдельно звуки, делая акцент на более трудные звуки.

6.

Важно эмоционально выразительное интонирование вашей речи.

Важен

эмоциональный

контакт

с

ребенком

и

эмоционально

выразительный

разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Потому что ребенок, в

первую

очередь

воспринимает

интонацию,

а

уж

затем

смысл

слов.


Эмоционально

окрашенную

речь

ему

легче

воспринимать,

так

проще

запоминаются слова.

7.

Нельзя

ругать

малыша

за

плохую

речь

и

требовать

немедленного

и

правильного повторения трудного слова. Не подражайте ребенку, повторяя

неправильно произносимые слова. Лучше повторить слово за малышом, но

произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были

слышны все звуки.

8.

Не

заменяйте

слова

на

«облегченный»

по

вашему

мнению

вариант.

Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания.

Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно

говорить ребенку «бибика или машинка», говорите: машина, легковой

автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор и.т.д.

9.

Тщательно

подбирайте

картинки

для

изучения

ребенком. Наглядный

материал должен быть реалистичным и не зашумленным. Не берите книг

(и к игрушкам это также относится), если вы сами не понимаете, кто

изображен на картинке. Если можно четко определить предмете. Назвав

конкретным

словом,

у

ребенка

будет

складываться

четкое

понятие

о

предмете. Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке

или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем

понятнее будет ваше объяснение, тем лучше.


10. Создавайте

благоприятные

условия

в

семье. В семье для ребенка нужно

создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения

со взрослым, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой


словарный

запас,

учился

правильно

строить

предложения,

четко

поизносить

звуки,

интересно

рассказывать. Важна

благоприятная

обстановка в семье, отсутствие ссор и скандалов, а также правильный

режим дня. В совокупности эти факторы создадут условия, в которых

малыш будет расти спокойным и уравновешанным. А это значительно

уменьшит риск заикания. И перестаньте паниковать без повода. Просто не

пускайте все на самотек, вовремя обращайтесь к специалистам, уделяйте

время играм для развития речи или специальным упражнениям и проблемы

со временем исчезнут.


В раздел образования