Разработка проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Автор: Жидкова Анна Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС № 8 "Снеговичок" Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-Югра Наименование материала: Методическая разработка Тема: Разработка проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Раздел: дошкольное образование
Актуальность. Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных
учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс
развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного
воспитания детей.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы, у каждого из них есть
своя история, традиции, достопримечательности, люди.
В
данной
работе
затронута
актуальная
в
настоящее
время
тема
духовно-
нравственного воспитания. В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие
ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось
равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие
понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда, другой
национальности.
Воспитание
чувства
патриотизма
у
дошкольников
–
процесс
сложный
и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране
играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Прикосновение
к
истории
своей
семьи
вызывает
у
ребенка
сильные
эмоции,
заставляет
сопереживать,
внимательно
относиться
к
памяти
прошлого,
к
своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей
генеалогии,
к
исследованию
национальных,
сословных,
профессиональных
корней
и
своего рода в разных поколениях.
На мой взгляд, метод проекта – позволяет сочетать интересы всех участников
проекта: педагогов, родителей, детей.
Проект дает возможность родителям вместе с детьми знакомиться с родным краем:
с историко-культурными, национальными особенностями; формирует у них такие черты
характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие
впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
Для
реализации
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного образования, внедряю активные методы работы с воспитанниками и их
родителями для достижения оптимального взаимодействия детского учреждения и семьи в
вопросах воспитания.
Использование
проектной
деятельности
при
взаимодействии
с
родителями,
позволяет расширить представления о духовно-нравственном воспитании подрастающего
поколения, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность с учетом
национально-культурных и региональных условий.
Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих
способностей.
Являясь
эффективным
средством
развития
исследовательских
навыков
детей старшего дошкольного возраста, проектная деятельность способствует становлению
и развитию его ключевых компетентностей, формирует целевые ориентиры, включая
психологические и социальные характеристики личности ребенка, в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
Проект «Герб моей семьи – семьи проживающей в городе Нижневартовске» – это
способ достижения дидактической цели, через детальную разработку проблемы, которая
должна
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим
результатом,
оформленным в частности моделью герба ребенка, семьи, группы детского сада.
Цель проекта: Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах
привития
ценностного
отношения
дошкольников
к
семейным
традициям,
воспитание
чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи проекта:
1. Вовлечение родителей в работу над проектом, показать, насколько интересным и
радостным может быть совместное с ребенком творчество в домашних условиях.
2. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к
своей семье ее истории и традициях.
3. Закреплять у детей понимание символического смысла изображений на гербах.
Предварительная работа:
1.
Проведение анкетирования и опроса родителей «Семейные традиции».
2.
Участие родителей с детьми в проекте «Нижневартовск – город моего детства»
краткосрочный проект приуроченный к дню города Нижневартовска (9 марта 2015 г.).
3.
Оформлены альбомы «Достопримечательности моего города», «Безопасная дорога
от дома до детского сада»;
4.
Проведен
цикл
познавательных
бесед:
«Город
Нижневартовск
–
в
Сибири»,
«Прошлое и настоящее», «Моя Родина – Ханты-Мансийский округ», «Я могу рассказать
вам…».
5.
Организована
экскурсия
в
городскую
детскую
библиотеку
№1
занятие
–
путешествие «Я живу в Югре», экскурсия в МОСШ № 6: музей боевой славы, музей
народов ханты и манси, музей спортивных достижений города Нижневартовска.
6.
Проведен досуг «Мой любимый город» с участием родителей.
7.
Использование
электронных
консультаций
для
родителей,
и
педагогов,
позволяющих
укрепить
детско-родительские
отношений
и
распространение
педагогического опыта.
Ожидаемые результаты: расширится кругозор детей, они узнают много нового и
интересного об истории, видах, значения гербов, о прошлом своей семьи, ее традициях и
реликвиях, сплотиться коллектив детей и взрослых.
1.
Создание альбома гербов группы «Я и моя семья».
2.
Сотрудничество
дошкольного
учреждения
и
семей
воспитанников
в
данном
проекте позволит сформировать у детей отношение и чувство сопричастности к своей
семье ее истории и традициях.
Описание проекта:
1 этап – Организационный
Цель: Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах духовно-
нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирование представлений
дошкольников об истории родного края, города, семьи.
На
этом
этапе
работы
были
запланированы
и
проведены
следующие
мероприятия с дошкольниками:
-
Оформление
в
группе
центра
«Национально-культурных
особенностей
родного
края:
«Моя
Родина
–
г.Нижневартовск»,
где
размещены
фотографии
и
иллюстрации
достопримечательностей нашего города, ХМАО – Югры.
-
Создание фотоальбома «Я и моя семья»: оформлены страницы фотографий семей
на отдыхе, праздниках, участия в спортивных мероприятиях и др.
-
Создание альбома гербы и флаги городов Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры.
Мероприятия с родителями дошкольников:
-
Обсуждение с родителями темы проекта, цели, задач, средств, необходимых для
реализации проекта.
-
Определение сроков и предполагаемый результат проекта.
2 этап – Практический
Цель: Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство
сопричастности к своей семье. Создать условия для проявления фантазии и творчества
детей.
На
этом
этапе
работы
были
запланированы
и
проведены
следующие
мероприятия с дошкольниками:
-
Беседа с детьми на тему: «Что такое символы, значение цвета в гербе». Символика
страны
–
герб,
флаг,
гимн.
Беседа
проводилась
с
целью
формирования
у
детей
элементарных представлений о гербе, как эмблеме духовной общности семьи.
-
Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Любимое блюдо моей семьи», «Семейный
выходной», «В гостях у бабушки». Для создания развивающей среды для игр были
подобраны
атрибуты,
предметы
заместители,
костюмы.
В
играх
дети
показали
свое
заботливое отношение друг к другу – проявление уважения, милосердия, доброты.
-
Составление рассказов о своей семье и ее традициях. При составлении рассказов о
своей семье был использован фотоальбом «Я и моя семья», где дети, смотря на фото,
переживали
снова
и
снова
те
радостные
и
волнительные
моменты,
те
переживания,
которые они уже испытали. Рассказы из личного опыта детей оказались очень интересны и
познавательны для других.
-
Дидактическая игра «Создание герба своей семьи». Для игры я изготовила из
цветного картона щиты разной формы, подобрала маленькие картинки для того, чтобы
дети самостоятельно могли выкладывать их на щит и рассказывать какие ценности и
приоритеты более подходят их семье. На основе этой игры дети строили свои рассказы,
как они вместе с семьей отдыхают, трудятся, путешествуют.
-
Праздник для родителей «День Матери». Совместно с музыкальным руководителем
мы подготовили праздничный концерт посвященный дню матери, и в заключение этого
праздника каждый ребенок подарил своим родителям фото семьи в красиво оформленной
рамке (эти рамки мы изготовили вместе с детьми в совместно-творческой деятельности, а
фотографии принесли родители).
-
Чтение художественной литературы это стихи, рассказы, сказки, повести, так как в
произведениях очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.
Дети давали характеристики хороших и плохих поступков, переживали за персонажей
произведения.
-
Демонстрация презентации для детей о родном городе «Нижневартовск – город
моего детства» с использованием интерактивного оборудования, где дети узнавали те
места, где проводили свободное время со своими родителями, бабушками и дедушками,
старшими сестрами и братьями. При просмотре презентации дети делились друг с другом
впечатлениями.
-
Словесные игры «Кто старше?», «Кто младше?», «Раз, два, три, четыре, пять, я хочу
вам рассказать о….» (маме, папе и т.д.).
Мероприятия с родителями дошкольников:
-
Консультации
для
родителей:
«Все
начинается
с
семьи»,
«Патриотическое
воспитание»,
«Что
такое
семья?»,
«О
семейных
традициях»
представлены
на
сайте
педагога группы.
3 этап – Заключительный
Цель: защита творческого проекта – презентация. Развитие творческого потенциала детей,
предоставление
детям
возможности
продемонстрировать
результаты
совместного
творчества.
При защите творческого проекта – презентация учитывались следующие показатели:
ассоциации о семье, профессии, обозначение фамилии, увлечения семьи, исторические
корни.
Презентация проекта «Герб моей семьи - семьи проживающей в городе Нижневартовске»
прошла
в
группе
перед
сверстниками
и
их
родителями.
Дети
были
активными
участниками создания гербов и могли расшифровать значение каждого символа.
После представления детьми своих творческих работ, был создан альбом группы «Я и моя
семья». Каждая семья подошла к созданию своего герба творчески, все гербы отличаются
самобытностью, стилем, содержанием.
Для
получения
обратной
связи
по
завершению
проекта,
проведено
анкетирование
родителей «Семейные традиции». Результат анкетирования показал, что родители уделяют
достаточно
внимания
данной
проблеме,
считая
ее
важной,
дошкольники
владеют
достаточной информацией о культуре и традициях своей семьи.
Считаю,
что
работа
по
реализации
проекта,
интересна
и
насыщенна
по
содержанию.
Совместная
работа
с
родителями
прослеживает
следующую
динамику
результативности проектной деятельности:
1.
Повысилась
психолого-педагогическая
компетентность
родителей
в
вопросах
нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
2.
Оптимизировались
детско-родительские
отношения,
через
процесс
сохранения
семейных ценностей и традиций.
В
ходе
реализации
проекта
определила,
что
подобные
мероприятия,
игры,
продуктивная
деятельность
объединяют
детей
и
родителей
общими
впечатлениями,
переживаниями, эмоциями. На мой взгляд, тема духовно-нравственного воспитания очень
актуальна на сегодняшний день и предполагает воспитание у подрастающего поколения
бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, своего
города.
Литература
1.
Алешина
Н.В.
«Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
и
социальной
действительностью». Изд. УЦ «Перспектива», М., 2009
2.
Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся.
М., 2007г.
3.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность Дошкольников»: пособие для
педагогов дошкольных учреждении / Веракса Н.Е., Веракса А.Н. – М.: Мозаика – Синтез,
2008г.
4.
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста». Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2009г.
5.
Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М, ТЦ Сфера, 2006 г.
6.
Зеленова
Н.Г.,
Осипова
Л.Е.
«Мы
живем
в
России».
Изд.
«Издательство
Скрипторий», Москва, 2007г.
7.
Князева Л.О., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» – М.: Детство-Пресс, 2008г.
8.
Морозова Л.Д. «Метод проектов в деятельности ДОУ». Ж. «Детский сад от А до
Я». М., 2006 г. № 2
9.
«Проектный
метод
в
деятельности
дошкольного
учреждения».
Пособие
для
руководителей
и
практических
работников
ДОУ.
Автор
-
составитель:
Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М, АРКТИ 2006г.
10. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001г.
11. Селиверстов В.И., Денисова О.А., Кобрина Л.М. Специальная семейная педагогика.
– М.: Владос, 2009г.