Напоминание

Коллективное творческое дело


Автор: Маручок Алеся Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Гимназия №14
Населённый пункт: Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коллективное творческое дело
Раздел: среднее образование





Назад





Методическая разработка "Коллективное творческое дело" (КТД)

Составитель: Маручок А.Н., учитель русского языка и литературы

МОБУ Гимназия №14 г. Белорецк
Метод КТД может применяться многовариантно для решения многих задач психолого- педагогического сопровождения школьников. Как для профилактики девиантного поведения, так и для адресной помощи детям в развитии адекватной самооценки, социальной активности, дружеской атмосферы в классном коллективе. КТД внедряет принцип активизации и вовлеченности детей в самостоятельную деятельность, что ведет к развитию умений, характера, способностей. 1. Изобретатель методики Иванов Игорь Петрович (1925-1991гг). 2. КТД. Коллективное- совместная работа детей и взрослых. Творческое- нестандартное, создаваемое в совместной творческой деятельности. Дело- занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни 3. Алгоритм. Кто? Участники, зрители, жюри. Почему? Актуальность, необходимость. Когда? Сроки. Где? Помещение, улица. Зачем? Цели, задачи. Как? Описание мероприятия. 4. Результат. Позитивная активность участников не зрительная, а деятельная. 5. Виды КТД. Общественно-политические (военно-патриотические), познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественно-досуговые, нравственно-эстетические, связынные с семьей. 6. КТД дают возможность: Ребенку: развивать свои способности, расширять знания ою окружающем мире, приобрести навыки проектирования, развивать коммуникативные навыки. Педагогу: объединять школьников, педагогов, родителей, изучать детский коллектив, 1
управлять процессом развития личности школьника 7. Модель работает при определенных условиях: Психологическая и нравственная атмосфера, которую характеризует вера в добро, в возможность сделать жизнь лучше. Наличие педагога-лидера, его помошников-детей. Которые срабатывают по принципу "бутерброда": взять группу учеников, котрых надо учить жить содержательной жизнью.
Сценарий КТД Семья — семь «Я»
Рекомендации: проводить игру с детьми от 11 лет, но можно адаптировать и для детей младшего возраста. Идея КТД: «Семья — фундамент общества». Игровой сюжет. «Семьи» путешествуют в поисках семейного счастья. На их пути встречается множество реальных семейных проблем, которые необходимо разрешить в семейном кругу для сохранения мира и благополучия — «хорошей погоды в доме». Во время путешествия «семья» выстраивает свой символический «семейный дом» из «кирпичиков», которые получает на игровых станциях за правильно найденные компромиссные решения предложенных проблем. Правила игры: 1. Каждую команду («семью») по маршруту ведет «глава семьи». Он определяет маршрут «семьи», выбирает свободные игровые станции, определяет время посещения «строительной площадки». 2. Прохождение всех игровых станций на маршруте необязательно. Игра имитирует реальные условия, поэтому по пути следования «семья» должна быть готова к любым неожиданностям. Игровое пространство — территория лагеря, отрядные места, рабочие кабинеты. 3. На игровых станциях работают игротехники. Им дано право задавать ситуацию и оценивать решение «семей». За правильное и оперативное решение «семья» получает символический «кирпичик». Игротехник следит за временем выполнения заданий, не допускает столпотворения «семей» на своей игровой станции. 4. Время пребывания на станции — не более 3 минут. Оцениваются быстрота и правильность ответа, умение найти компромиссное решение «семейных» проблем. Подготовительный этап Участники объединяются в «семьи» по семь человек. Принципы формирования команд «семей»: • Состав «семьи» формируется по принципу добровольности. 2
• В состав «семьи» должны входить девочки и мальчики, юноши и девушки (семья должна быть полноценной). • В составе «семьи» должны быть распределены роли: глава семьи, мать, дети, бабушка, дедушка. • Каждая «семья» должна придумать себе фамилию, девиз и зарегистрироваться в регистрационной службе. После регистрации «глава семьи» получает маршрутный лист и каркас «дома» (см. рис.), на который «семье» предстоит клеить заработанные «кирпичики». С этого момента «семья» начинает строить свой «дом» — зарабатывать «кирпичики» на игровых станциях. Именно такой «дом» должна построить «семья» в конце игры. Первоначально «семья» имеет прочный «фундамент» и макет «стены» этого «дома». На «строительных площадках» «стена» заполняется «кирпичиками» красного цвета. «Крыша дома» вручается «семье» в приемной комиссии в конце игры. Задания для игровых станций. 1. Ситуация. Семье предлагается семь атрибутов американского образа жизни, навязываемых жителям нашей страны: Coca-Cola, Спилберг, куриные окорочка, рэп, McDonalds, «Санта-Барбара», Том и Джерри. Задание: предложите семь отечественных атрибутов взамен американских. 2. Ситуация. В вашей семье третий месяц живет итальянский мальчик. Под Рождество он стал выбрасывать с балкона... Задание: сказать, что выбрасывал итальянский мальчик и почему. 3. Задание: из 10 предметов следует указать пять, так или иначе имеющих отношение к Франции: шампанское, парфюм, берет, шпага, паспорт, паспарту, ручка, часы, очки, блокнот. 4. Задание: придумать и нарисовать эмблему своей семьи на бумаге. 5. Задание: обсудить и назвать три самых лучших телепередачи для своей семьи (с точки зрения пользы, культуры, информативности, эстетичности). 6. Ситуация. Зима. Гололед. Ребенок шел из школы домой, поскользнулся, упал на правую руку. Дома вы увидели неестественное положение руки в области сустава. Задание: какая первая помощь необходима ребенку? Дополнительное задание: что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение из носа? 7. Ситуация. Ваша семья выехала отдыхать на природу, но любимое место уже занято, и 3
отдыхающие там ведут себя непорядочно (разбрасывают мусор и пустые бутылки, ломают кусты для костра). Задание: составьте план ваших действий (из пяти пунктов). Дополнительное задание: сформулируйте пять основных правил поведения вашей семьи на природе. 8. Ситуация. Глава вашей семьи занимает высокий пост. Он преуспевающий, респектабельный, деловой человек и баллотируется в Государственную думу. Сына главы семьи в последнее время часто видят в сомнительных компаниях. Поведение сына влияет на имидж отца накануне выборов. Задание: разберите ситуацию на семейном совете и примите решение. 9. Ситуация. Случайно стало известно, что ваш 14- летний сын начал курить. Вся семья обеспокоена этим. Задание: предложите здравое решение этой проблемы. 10. Ситуация. Наступил день рождения вашего ребенка. К 15 часам накрыли стол, но гостей нет. В 15.30, не дождавшись никого, именинник уходит в свою комнату со слезами на глазах и закрывает дверь на ключ. Задание: исправьте ситуацию. 11. Ситуация. Ваш сын ушел гулять до 21 часа, но вернулся только в двенадцатом часу, побитый своей компанией. Задание: назовите свои первые пять действий в этой ситуации. 12. Ситуация. Ваша семья приходит в китайский ресторан, выбирает в меню блюда, но официанты понимают только по-китайски. Задание: объясните мимикой и жестами то, что вы хотите заказать. 13. Задание: каждый член семьи независимо от остальных отвечает на вопрос компьютерной игры «Великолепная семерка». (Правильные ответы подчеркнуты.) Вопросы: • Определите степень родства — отец внука: а) сын: б) дед; в) тесть; г) сосед. • Сколько будет два плюс два и умножить на два: а) 8; б) 6; в) 4; г) 2. • Кто автор этих слов: «Безумству храбрых поем мы песню»: а) Лермонтов; б) Горький; в) Маяковский; г) Пастернак. 14. Ситуация. У 10-летней дочери скоро день рождения. Она хочет, чтобы ей подарили котенка, а у старшего сына аллергия на шерсть. Задание: найдите компромиссное решение данной проблемы. 4
15. Ситуация. В вашей семье родился третий ребенок — мальчик. Все рады. Дедушка хочет назвать его Володей, бабушка — Дмитрием, мама — Денисом, а отец — В л ад ом. Задание: помогите ребенку обрести имя. 16. Задание: вы должны ответить на 5 вопросов, чтобы получить «кирпичик». Семья попадает на телевикторину «Счастливый случай», участвует в конкурсе «Блиц». Примерные вопросы: • Фамилия последнего русского царя? (Романов) • Фамилия первого русского царя? (Рюрикович) • Славянский Зевс? (Перун) • Год начала Второй мировой войны? (1939 год) • Орудие для метания камней? (Катапульта) • Какая война началась 1 сентября? (Вторая мировая война) 17. Задание: перевести слова с немецкого на русский без помощи словаря. Варианты слов: Bucht (бухта) Platz (плац) Trasse (трасса) Herzog (герцог) Rang (ранг) Offizier (офицер) Panzer (панцирь) Rakete (ракета) Ловушки В игре также организованы «ловушки». Участники игры не знают об их существовании. Варианты «ловушек»: 1. Российско-японский банк «Сакура». Банк принимает «кирпичики» на 1 час под 100%, т. е. сдаете 5 «кирпичиков» — через час получаете 10 «кирпичиков». Однако через 50 минут на месте этого банка появляется российско-американский банк «Домовой», который не отвечает за действия банка «Сакура», а предлагает свои «услуги». 2. Участник локальных войн просит помощи на лечение. Если семья помогает «кирпичиком», то получает от него два «кирпичика». 3. Электрик-телефонист, который работает в игровом пространстве и просит помочь: подать пассатижи, отнести стул в зал торжеств и т. д. Помогли электрику — заработали «кирпичик». 5
4. Молодая мать-одиночка с ребенком на руках просит «кирпичик» на строительство дома. Если семья отдает «кирпичик», то взамен получает только слова благодарности. Завершение игры После двухчасовой работы на маршруте участники игры собираются в зале торжеств, «главы семей» сдают маршрутные листы в приемную комиссию. Определив результаты, руководитель игры приглашает на сцену «глав семей», набравших максимальное количество «кирпичиков» и вручает им «крыши дома» «Главы семей» проводят пресс-конференцию, отвечая на вопросы ведущего и зрителей. Руководитель проводит анализ игры и приглашает на сцену всех участников, чтобы те высказали свои замечания, пожелания, поделились впечатлениями. Ведущий (заключительные слова). Сейчас «главы семей» получат на память «домики», которые строила «семья», но теперь у «домика» есть еще и «крыша». Под своей «крышей» вы всегда найдете друзей, тепло и понимание! Здесь вам всегда будут рады и всегда помогут! Чтобы каждый участник игры сохранил память о своей игровой «семье», всем вручаются сувениры с напутствием: «Какая погода будет в вашем доме — зависит от вас!». Игра закончена!
Сценарий КТД "Выбор молодых" ( старшие классы)
Цель КТД: создание условий для реализации социальной активности детей и подростков. Педагоги выступают в роли консультантов. Все участники игры делятся на несколько групп: • партии; • СМИ: печать, радио, телевидение; • организаторы выборов (штаб и избирательная комиссия); • независимые наблюдатели (избиратели). Партии. Создается несколько партий, в каждую входят по два представителя от отряда. Партии пишут свои программы (описывают внешкольное мероприятие) и разрабатывают его структуру. СМИ состоят из представителей младшего, среднего и старшего возраста, не вошедших в партии. СМИ распространяют листовки и плакаты по заказу партий. Журналисты обеспечивают освещение избирательной кампании, берут интервью у партий, избирателей, членов избиркома, задают вопросы на пресс-конференциях, изучают проблемы и темы, пишут статьи. Редактор газеты проводит совещание с журналистами, распределяет между ними задания, проверяет репортажи, статьи, отвечает за выпуск газеты. Фотокорреспондент иллюстрирует ход избирательной компании. 6
Организаторы выборов Штаб организует подготовку и проведение игры, знакомит участников с условиями игры, готовит программу просвещения избирателей, организует пресс- конференции, политические дебаты, приглашает гостей, подводит итоги выборов. Избирательная комиссия состоит из всех незанятых детей и педагогов. Председатель избиркома организует работу комиссии, ведет заседания, утверждает решения. Секретарь комиссии организует делопроизводство. Избирательная комиссия регистрирует партии, программы партий, организует проведение выборов. Игра проходит в несколько этапов: 1. Организаторы знакомят участников с целями и задачами игры. 2. Участники создают свои партии для участия в выборах. Определяют их названия, разрабатывают программы. Между членами партий распределяются роли, выбираются лидеры партий, создаются СМИ, посредством которых освещается ход избирательной кампании. 3. Встреча партий с избирателями и политические дебаты. Лидеры партий выступают со своими программами. Их сторонники провозглашают лозунги и приветствуют своих лидеров. 4. Выборы. Проведение голосования, подсчет голосов. Составление протокола голосования избирательной комиссией. 5. Подведение итогов игры. Победившая партия (творческая группа) предлагает реализовать свой проект и сформировать актив, в состав которого включаются по одному представителю от партий. Партиям (творческим группам), не выигравшим выборы, также предоставляется возможность реализовать свои проекты и программы. Газета Цель КТД: познакомить детей с работой средств массовой информации. Занятие проводится в нескольких помещениях, где располагаются «редакции» газет. Каждой «редакции» нужно выдать фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, ластики, гуашь, кисточки, ватман (1 лист), клей, ножницы, старые газеты и открытки, вырезки названий статей, листы писчей бумаги. Игру ведет главный игротехник, его обязанности: жеребьевка «редакций», организация старта и финиша игры, координация процесса игры, контролирование времени, разрешение непредвиденных ситуаций. Участники по итогам жеребьевки становятся «редакцией» какой-либо газеты, 7
отличающейся каждая своим жанром. В каждой «редакции» свои роли участники выбирают сами: • редакторы — 1 человек; • корреспонденты — 4 человека; • писатели — 4 человека; • оформители — 5 человек; • событийная (актерская) группа — 6 человек. Редактор руководит деятельностью всей «редакции», определяет место статей в газете, имеет право решающего голоса. Корреспонденты посещают места событий, фиксируют происходящее и передают информацию писателям. Писатели создают статьи в жанре своей газеты, передают материал оформителям. Оформители делают макет, отвечают за визуальный имидж газеты, оформляют статьи, рекламу, интервью. Событийная (актерская) группа с момента старта игры разрабатывает событие и в определенное время реализует его на заранее обговоренном месте (продолжительность показа сюжета — не более 2-3 минут). По окончании показа события эта группа подключается к остальным участникам редакции. Интервал между событиями — 5 минут. По истечении определенного времени (1,5-2 часа) все газеты вывешивают в одном месте на всеобщее обозрение. Жюри отмечает все издания по номинациям: • Самое точное соответствие жанру; • Лучшая статья; • Сильное оформление; • Самый информативный выпуск; • Интереснейшее событие и др. До начала все участники собираются в одном помещении, где знакомятся с правилами игры. Среди участников проводится первая жеребьевка — распределение на команды (по 20 человек). Затем в командах ребята определяются с сюжетными ролями. На эту процедуру отводится не более 5-7 минут. По завершении этих выборов проводится вторая жеребьевка — определение события и названия газет: «Пионерская правда», «Криминальное чтиво», «Бизнес», «Политика», «Детские новости», «Телевизор», «Желтая пресса», «Сатирикон», «Юмор сегодня» и др. Первое событие демонстрирует событийная (актерская) группа, которую определил жребий. Корреспонденты других редакций присутствуют на этом событии, стараясь 8
максимально точно зафиксировать происходящее (без комментариев и пояснений событийной группы). Затем корреспонденты передают информацию писателям, которые создают статью. Далее с ней работают оформители и редактор. Следующие события демонстрируются согласно тому же алгоритму. По завершении показа всех событий всем «редакциям» дается 20 минут для завершения работы над газетой. Затем газеты вывешиваются. Подводятся итоги. Синема Цель КТД: эффективное взаимодействие ребят в отряде в процессе творческой деятельности. Подготовительный этап. Разбиваем отряд на группы («киностудии»). Формы разбивки могут быть разнообразны: по номерам, по цветам, по названиям цветов и т. д. Задания «киностудиям»: 1. Придумать название своей «киностудии». 2. Нарисовать эмблему своей «киностудии». Каждой группе для этого раздаются листы, маркеры и фломастеры либо карандаши и краски. 3. Написать и озвучить девиз, рекламный слоган, который будет отражать сущность «киностудии». 4. Каждая «киностудия» называет фильмы, которые ей известны. Побеждает то, кто больше назовет. 5. Командам раздаются карточки (по 1 на команду) с названиями разных форм передач: «Прогноз погоды», «Новости», «В мире животных» и т. д. «Киностудиям» необходимо представить своим коллегам данные формы, задействовав всех участников своей группы, а остальным — отгадать, что за передачи была представлена. 6. Мимикой и жестами каждая «киностудия» показывает известного киногероя, а остальные «киностудии» должны отгадать, кто это. Обязательное условие — принимать участие должны все члены «киностудии». 7. Ведущий озвучивает названия фильмов, которые перевернуты наоборот, а остальные участники определяют обычное название. Например: «Черная луна моря» — «Белое солнце пустыни», «Василий Иванович остается на прежнем месте работы» — «Иван Васильевич меняет профессию», «Ненависть и орлы» — «Любовь и голуби». 8. «Киностудиям» необходимо снять один и тот же фильм, например «Колобок», в разных жанрах (комедия, сериал, ужасы). Остальные угадывают, в каком жанре был снят фильм. Обязательно подводятся итоги, «киностудии» награждаются дипломами или другими 9
призами. 10


В раздел образования