Использование конструктора LEGO Education для дошкольников группы компенсирующей направленности
Автор: Жидкова Анна Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС № 8 "Снеговичок" Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: Использование конструктора LEGO Education для дошкольников группы компенсирующей направленности Раздел: дошкольное образование
для дошкольников группы компенсирующей направленности
Воспитатель высшей квалификационной
категории Жидкова А.А.
МБДОУ ДС № 8 «Снеговичок»
г. Нижневартовска ХМАО-Югры
Все мы знаем, когда ребенок рождается, он учится, учится преобретать какие-то
навыки и умения.
Но не все взрослые знают и понимают, чтобы научиться, дети играют, чтобы
овладеть окружающим предметным миром: приобрести свои знания, умения и навыки.
Дошкольная детство – самое сензетивное время в жизни каждого малыша. И
здесь, огромную роль, наряду с ознакомлением окружающего мира, играет выбор
игрушек, в которые играют дети. Чтобы выбрать ту или иную игрушку, следует
учитывать ее влияние на развитие психических процессов у дошкольников, какую
функцию она несет.
Одним из самых распространенных видов развития не только мелкой моторики
рук,
но
и
мышления,
речи,
памяти,
внимания,
воображения,
интеллекта
у
детей
является – конструирование.
Конструктор «ЛЕГО» появился
в
середине
девятнадцатого
века,
который
произвел,
скажем
так,
революцию
и
является
началом
бурного
развития
конструирования. В отличиии от предыдущих стороительных наборов-конструкторов
«ЛЕГО» предложил множество деталей, которые хорошо и прочно скреплялись между
собой. В конечном результате изготовленные постройки получались устойчивыми, что
по достоинству оценили дети всего мира.
Конструкторы «ЛЕГО» на сегодняшний день активно используются во многих
дошкольных образовательных учреждениях, в большенстве из них предусмотрены
целые «ЛЕГО» – комнаты. Овладение «ЛЕГО» конструктора и его применение должно
нести направленный характер, но не как не спонтанный. Обязательным элементом
процесса обучения в образовательной и воспитательной деятельности воспитателя
является у него четкой стратегия применения этого конструктора.
Для того, чтобы эффективно организовать занятия по Лего-конструированию
необходимо
обустроить
развивающую
среду,
где
и
будут
проходить
эти
занятия.
Занятия по Лего-конструированию можно начинать со средней группы, так как детали
мелкие и детям более младшего возраста не рекомендуется, во избежании непрятных
ситуаций. Вовлечение детей на этом этапе в системную конструкторскую деятельность
можно
считать
одним
из
главных
условий
для
формирования
способностей
воспринимать
свойства
предмета
(цвет,
форму,
величину,
пространственные
и
размерные отношения).
Более широкие возможности для конструирования открываются перед детьми
старшего дошкольного возраста. Дети достаточно хорошо строят на основе показа
способа крепления, а так же на основе самостоятельного анализа готовой постройки. В
этом возрасте можно использовать графические модели. У дошкольников хорошо
развивается логическое мышление, появляется инициатива и самостоятельность при
решении творческих задач. В течении всего года возрастает свобода в выборе сюжета,
материала, оригинального использования многих деталей, а самое важное что у них
развивается речь, в наше время это достаточно актуально для детей с ее нарушениями.
Завершающий
этап
по
развитию
конструкторской
деятельности
–
это
подготовительная к школе группа. Занятия уже носят дастаточно сложный характер,
здесь
могут
включаться
элементы
экспериментирования,
создаются
условия
для
дошкольников в свобрдном выборе стратегии их работы, проверяются выбранные ими
способы решения поставленной творческой задачи.
Современные
воспитатели
причисляют
Лего-конструкторы
к
игрушкам,
направленным на формирование знаний, умений успешно действовать в социуме,
способным освоить культурное богатство окружающего мира.
Внедрение инноваций, глобализация образования, технологический процесс на
сегодняшний день направлены на повышение эффективного обучения, воспитания и
коррекцию детей дошкольного возраста, особенно имеющих отклонение в развитии.
У
детей
с
растройством
экспрессивной
речи
наблюдаются
следующие
коммуникативные
нарушения:
несформированность
способов
коммуникации,
снижение
потребности
общения,
недоразвитие
игровой
де яте льн о с ти ,
гиперактивность, снижение активности и самостоятельности в процессе общения со
взрослыми
и
сверстниками,
тревожность
и
плаксивость,
конфликтность
и
застенчивость и др.
Лего-конструирование
–
это
развитие
интнллектуальных
способностей
и
творческая
практическая
деятельность,
которые
проявляются
в
различных
видах
детской деятельности, таких как: речевой, изобразительной, игровой. Любая детская
деятельность – это и воспитание социально-активной личности ребенка с большей
степенью
свободы
логического
и
практического
мышления,
а
также
развитие
любознательности и самостоятельности, способности решать любые сложные задачи
на этом периоде развития творчески. Технологию конструирования вполне можно
считать интерактивной педагогической технологией, так как она задает направление
познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
В
игре,
как,
в
ведущей
деятельности
ребенка
формируется
способность
к
созданию новых и новых образов, которые отражают генетические, функциональные,
структурные связи предметов, явлений и действий, а также укрепляется в восприятии
и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Новая система связей включает и
выраженный в слове образ. Правильно сформировать и закрепить в процессе общения
с ребенком эти связи – в первую очередь это очень важно для взрослого.
Обучающие конструкторы «LEGO Education» играют особую роль, они созданы
ка для строительства различных моделей, так и для развития речи и умственных
способностей детей. Их огромное количество: конструкторы для детей от 3 лет, они
дают
возможность
детям
строить
модели,
с
помощью
которых
обыгрываются
различные бытовые сюжеты.
В
дошкольном
образовательном
учреждении
№
8
«Снеговичок»
г.Нижневартовска
требования
к
лего-конструированию
достаточно
просты.
Дети
учатся создавать конструкции с опорой на схемы. Это не только дает возможность
развивать
у
детей
навыки
конструирования,
но
и
решать
задачи
других
образовательных областей, предусмотренные образовательной программой. Используя
конструктор
«LEGO
Education»,
перед
детьми
ставятся
простые,
понятные
и
привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.
У
ребенка
необходимо
развивать
способности
к
конструированию,
это
способствует
стремление
его
к
поиску
нового
и
оригинального,
проявляет
изобритательность,
самостоятельность,
инициативность,
интерес
к
творческому
решению
поставленных
задач,
активизирует
мыслительные
процессы
ребенка,
формирует волевые качества.
В
силу
своей
универсальности
конструктор
«LEGO
Education»
считается
наиболее
предпочтительным
развивающим
материалом,
с
помощью
которого
возможно разнообразить процесс обучения дошкольников.
Решать логические задачи, принимать рациональное решение, быстро находить
выход из затруднительных ситуаций, приспосабливаться к жизни – все это подсилу
человеку, который способен конструктивно мыслить.
Дети придумывают удивительные и уникальные истории, участвуют в общем
деле,
воплощают
в
постройках
свои
идеи,
видят
на
каждом
этапе
практический
наглядный материал. Ребята приобретают все новые и новые знания и навыки.
Конструирование
–
продуктивный
вид
деятельности
дошкольников,
который
предпологает
создавать
конструкции
по
образцу,
по
схемам
и
по
собственному
замыслу».
Конструктивная
деятельность
занимает
огромное
место
в
дошкольном
воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого
происходит
речевое
и
умственное
развитие
детей:
ребенок
учится
выделять
существенные
признаки
предмета,
устанавливать
отношения
между
деталями,
овладевает практическими знаниями и навыками.
«ЛЕГО» в переводе с датского означает «умная игра». Лего-конструирование
один из наиболее любимых вид деятельности.
Огромное
количество
конструкторов
этой
серии
дает
детям
наглядно
знакомиться с различными формами, предметами, объектами и явлениями.
«ЛЕГО» - это открытие, путешествие, всегда новая идея!
Занятия по легоконструированию способствуют:
- Развитию воображения и фантазии.
- Формированию пространственного, образного мышления.
- Развитию внимания, памяти, речи.
- Развитию познавательной, художественно-эстетической способностей.
- Самореализации собственных замыслов.
Что дают занятия с Лего-конструктором?
- Умение планировать и организовывать свою деятельность.
- Навыки коммуникации.
- Взаимодействие со сверстниками и другими взрослыми людьми.
- Умение рассказывать истории.
- Творческое и независимое мышление.
- Умение импровизировать.
- Умение вести переговоры.
- Знание и понимание окружающего мира.
- Концентрацию и натойчивость.
Какие навыки приобретают дети с помощью Лего-конструктора?
- Понятие причинно-следственных связей.
- Умение взаимодействовать с воспитателем и детьми.
- Опыт работы с приборами и обратной связью.
- Способность анализировать ситуации успеха и неуспеха.
- Основы программирования.
- Опыт подготовки презентаций и выступлений.
- Овладение основами умения учиться.
Какими должы быть занятия для детей дошкольного возраста?
1. Увлекательные
Разнообразие элементов конструктора «LEGO Education» означает то, что каждый
ребенок действительно вовлечен в процесс обучения. Это способствует развитию
любознательности на всю жизнь и побуждает к учебе.
2. Важные
Подготовка детей к жизни при помощи практического применения знаний с развитием
личных умений в сфере общения. Сотрудничество и поиск креативных разрешений в
затруднительных ситуациях.
3. Обучающие на практике
Обучение в форме построения и создания различных конструкций означает, что дети
все
чаще
берут
инициативу
в
свои
руки,
проявляют
активность
и
становятся
независимыми
участниками
процесса
обучения.
Развитие
мышления
и
речи
происходит только на практике.
4. Креативные
Система «LEGO Education» развивает в дошкольниках креативное мышление и умение
систематизировано аргументировать.
«LEGO Education» – это особая серия конструкторов «ЛЕГО», которая знакомит
дошкольников с предметами и объектами окружающего мира, далекого прошлого и не
наступившего будующего, с особенностями различных моделей.
Такой вид подходит для старших дошкольников, когда моторика рук достаточно
хорошо развита, и они могут что-то сконструировать. В результате этой деятельности у
детей развивается воображение и образное мышление, они учатся планировать свои
действия
в
определенной
последовательности.
С
помощью
различных
сборных
моделей дошкольники познают физические свойства предметов, у них развивается
практическое мышление, а так же формируются элементарные трудовые умения и
навыки.
Без диалогового общения невозможна и интерактивная деятельность, которая
ведет к взаимопониманию, а значит и к взаимодеймтвию, к совместному решению
общей задачи, одинаково значимой для всех детей.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
учатся
анализировать
ситуации,
возникающие в ходе работы над постройками, мыслить конструктивно, и тем самым
переходят на более высокую степень сотрудничесва – умение отстаивать свою точку
зрения и умения уступать в сложившейся ситуации. Такое взаимодействие не всем
детям,
с
расстройством
экспрессивной
речи,
дается
легко,
но
чувство
радости
переполняет их, когда они приходят к общему мнению. Дети вместе радуются своим
результатам и получают огромное удовольствие от совместной работы. В этом и есть
огромный развивающий потенциал «LEGO Education».
Прежде
всего
основой
длля
формирования
познаний
о
важном
пласте
человеческой
культуры
–
взаимоотношениях
между
людьми
является
игра,
как
ведущий вид деятельности дошкольника.
Игровая
деятельность
помогает
детям
учиться
придерживаться
каких-то
правилам, так как любая игра подчиняется каким-либо правилам.
Какое значение для дошкольника имеет конструирование? А значит оно для него
очень многое. Личностные черты ребенка формируются именно в конструкторской
деятельности,
именно
с
его
помощью
он
проявляет
свои
способности,
начинает
стремиться к успеху, учится коммуникабельности и самостоятельно получает знания и
находит решения. Кроме того, у ребенка развивается воображение и любознательность,
он становится более уверен в себе.
Деятельность ребенка заставляет его думать и становится привлекательной, если
носит творческий характер. Эта деятельность связана с обнаружением в самом себе
новых возможностей и с открытием нового знания, а это сильный и действенный
стимул к занятиям по лего-конструированию, к приложению необходимых усилий,
направленных на преодоление возникающих трудностей в различных ситуациях.
Процесс,
в
ходе
которого
дети
учатся
подбирать
соответствующие
детали,
выстраивать
конструкции,
изменять
их
–
это
и
есть
главная
задача
лего-
конструирования.
Эта
творческая
деятельность
осуществляется
в
пространстве
образовательной области «Познавательное развитие».
Без речевых навыков любая образовательная деятельность немыслима, поэтому
лего-конструирование
тесно
связано
с
образовательной
областью
«Социально-
коммуникативное развитие»: беседы, описание объектов и разъяснение различных
явлений. Дети не просто описывают и расказывают о назначении своих моделей, но и
отвечают
на
вопросы
по
ходу
строительства,
причем
на
вопросы
как
своих
сверстников, так и на вопросы взрослых, и естественно сами их задают. В совмесной
деятельности
дети
не
только
интересуются
тем,
что
и
как
делают
другие,
обмениваются
деталями
или
даже
объединяют
свои
модели
для
общей
большой
конструкции,
а также получают или дают совет о способах крепления – это и
развивает коммуникативные навыки.
На
занятиях
по
лего-конструированию
дети
приобретают
навыки
культуры
труда: учатся распределять время и силы при изготовлении моделей, планировать свою
деятельность, соблюдать порядок на рабочем месте.
Конструирование тесно связано с интеллектуальным и сенсорным развитием
ребенка:
успешно
развиваются
мыслительные
процессы
(анализ,
синтез,
классификация), совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера.
Использование
«LEGO
Education»
в
системе
образования
в
ДОУ
является
актуальным
в
соответствии
с
новыми
федеральными
государственными
образовательными стандартами дошкольного образования:
-
Конструирование
находится
в
образовательной
области
«Познавательное
развитие» и интегрирует с образовательными областями «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие».
- Лего-конструктор применяется как в совместной деятельности взрослого и
детей, так и в самостоятельной деятельности детей, не только в рамках НОД, но и при
проведении праздников, досугов и развлечений, в проектной деятельности.
Ведущий
вид
детской
деятельности
–
игра,
которая
является
основой
образовательного процесса с использованием Лего-конструктора.
Из
выше
сказанного
можно
сделать
вывод,
что
лего-конструирование
интегрирует со всеми областями образовательной деятельности.
Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения
ребенка
со
взрослым.
У
детей
с
расстройством
экспрессивной
речи
наблюдается
патологический
ход
речевого
развития.
Основными
признаками
расстройства
экспрессивной речи в дошкольном возрасте являются: позднее начало развития речи,
не соответствующий возрасту словарный запас, замедленный темп речевого развития,
нарушение
звукопроизношения
и
фонематического
восприятия,
нарушение
формирования грамматического строя речи.
Конструкторская
деятельность
детей
с
речевыми
нарушениями
нуждается
в
целенаправленном развитии.
В Лего-конструировании предполагается участие родителей, которые способны
повлиять на развитие способностей своих детей. Совместная творческая деятельность
имеет большой потенциал: дает возможность взрослым устаноить взаимопонимание,
раскрыть таланты и понять интересы своего ребенка, почувствовать родителям и детям
свою
значимость
в
общем
деле.
В
такой
участии
взрослого
и
ребенка
можно
объединить
игру
с
элементами
экспериментирования,
таким
образом
происходит
активизация мыслительно-речевой деятельности дошкольников.
В дни календарных праздников в «Центре искусства» в группе ДОУ возможно
организовать для родителей тематические выставки с использованием конструктора
Лего, в которых неизменно будут представлены работы детей.
Совместно с родителями можно устраивать различные мероприятия, например
Фестиваль
конструирования,
на
котором
семейные
команды
представляют
свои
проекты. А в конце учебного года в ДОУ подготовить досуги, где дети вместе с
родителями принимают участие в строительстве, например Лего-городка – с улицами,
игровыми площадками и парками.
Старшие
дошкольники
с
большим
удовольствием
рассказывают
о
своих
конструкциях,
оценивают
ту
или
иную
конструктивную
ситуацию,
проговаривают
последовательность
своих
действий.
Они
выполняют
задания,
которые
требуют
активизации мыслительной и речевой деятельности. Речевые ситуации, возникшие в
процессе создания конструкций и игр с ними, способствуют развитию речи детей, а
речь для будующего школьника является залогом успешного обучения в школе и
служит
одним
из
важнейших
средств
активной
деятельности
человека.
Решаются
многие
задачи
обучения:
развиваются
коммуникативные
навыки,
расширяется
словарный запас, совершенствется умение обобщать и делать выводы.
Таким
образом,
Лего-конструктор
выступает
в
качестве
универсального
материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым.
Конструктор «LEGO Education» в ДОУ позволяет поднять на более высокий
уровень развитие речевой и познавательной активности дошкольников, а это – одна из
составляющих успешности ребенка в дальнейшем обучении в школе.