Апрельские, весенние праздники с выдумкой и фантазией
Автор: Гапон Ирина Сергеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 74 "Филиппок" Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область Наименование материала: конспект Тема: Апрельские, весенние праздники с выдумкой и фантазией Раздел: дошкольное образование
Музыкальные занятия средняя группа от 4 до 5 лет
«Апрельские, весенние праздники с выдумкой и фантазией»
Пояснительная записка
Одной из особенностей детей 4-5 лет является бурный расцвет фантазий. Именно на
пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели
собаку
размером
с
корову;
о
том,
что
они
сами
участвовали
в
каких-то
невероятных
событиях, и т. п.
К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними
и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно
для ребенка.
Поэтому
единственно
правильная
форма
реакции
на
подобные
истории
-
это
спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Но необходимо
помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок уличать ребенка во лжи. И в
данное время детям необходимо предложить что-то новое, необычное.
В ходе занятий с такими детьми, пришла идея провести необычные музыкальные
занятия. Сделать детям праздник, ведь праздник не похож на остальные дни. В основу
музыкальных
занятий
была
положена
программа
«Ладушки»,
разработанная
И.М.
Капуновой и И. А Новоскольцевой. «Праздник каждый день» средняя группа.
Окружающее
пространство
меняется,
и
люди
ведут
себя
не
так,
как
обычно.
В
древности праздникам уделялось огромное внимание. В них обязательно участвовали все
члены общины, и у каждого была своя функция. Современный человек жаждет чуда ничуть
не меньше своих предков. Праздники нужны и нашим детям.
Праздник создан в первую очередь для того, чтобы дети могли почувствовать себя
свободными,
раскрепощенными.
Праздник
нужен,
чтобы
дать
возможность
каждому
человеку, хотя бы на время, поменять вид деятельности. А перемена занятий во все времена
являлась самым лучшим отдыхом.
Каждое наше музыкальнее занятие – праздник имело название. Так как 1 апреля в
«День смеха» (я решила, и начать с веселья). И с этого момента начались «Весенние
праздники с выдумкой и фантазией».
Чем должен руководствоваться педагог при общении со своими воспитанниками на
занятиях музыкой? В первую очередь, безусловно, любовью к детям и увлеченностью.
«Заразить» ребенка эмоцией можно лишь тогда, если ты сам будешь сам «заражен»
эмоцией, становясь и актером, и тактичным педагогом.
На музыкальных занятиях мы играли, пели песни, танцевали, шутили, переодевались,
фотографировались…
05.04 – День смеха
07.04 – День здоровья
12.04 – День космонавтики
14.04 – День бантиков
19.04 – День шаров
21.04 – День цветов
26.04 – Шиворот на выворот
28.04 – День принцев и принцесс
На каждое музыкальное занятие – праздник был разработан сценарий. Можно было
окунуться в мир полный радости от встречи с клоуном до ощущения своей значимости,
превратившись в настоящих принцев и принцесс. Каждый праздник был настолько ярок,
нестандартен: можно весело отметить «Шиворот на выворот» и «День шаров»; можно
организовать яркий и запоминающийся весенний День здоровья в детском саду и т.д.
День здоровья – это праздник посвящённые здоровому образу жизни. В этот день
задействованы были почти все возрастные группы, и даже сотрудники детского сада, а также
родители приняли активное участие в переодевание в героев.
Этот день был особенным днем в детском саду, в течение которого проходили разные
конкурсы, соревнования, эстафеты, игры, аттракционы с участием детей и воспитателей.
Дети остались довольны и получили много положительных эмоций.
Все праздники проходили при непосредственном участии родителей. Они поддержали
идею
создания
таких
праздников
и
активно
учувствовали
в
каждом
занятии:
готовили
костюмы, подавали интересные идеи, были героями, помогали оформлять музыкальный зал.
Дети разучивали новые стихи, которые выучивались с помощью воспитателей. Они
находили самые необычные, интересные стихотворения к каждому занятию – празднику.
Тема
космоса
всегда
интересна
детям.
Поэтому
12
апреля
в
день
космонавтики
проводится праздник на тему: Космонавтика.
Было
предложено
провести
для
дошкольников
познавательное
занятие
в
форме
тематической беседы. В этом мне помогли и родители, и воспитатели.
Детское
музыкальное
творчество
я
стараюсь
развивать
в
различных
формах
при
общении ребенка с музыкой: пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах и просто в
общении педагога с ребенком. При общении руководитель проявляет артистизм, духовную
тонкость, заинтересованность, пытаясь вовлечь детей в творческий процесс, тем самым
наиболее полно раскрывает творческий потенциал каждого ребенка.
Вашему вниманию представлены занятия: №1 «День смеха»; №4 «День бантиков»; №6
«День цветов».
Занятие 1
«День смеха»
Цель: поднятие весёлого настроения детям, привнести в их жизнь волшебство, смех,
улыбки,
хорошее
настроение;
воспитаниевзаимопонимания,
чувство
коллективизма,
взаимовыручки и взаимопомощи.
Ход занятия:
В зал свободно входят дети, одетые ярко, можно с элементами юмора (дети похожи на
клоунов)
Муз.руководитель: приветствие:
«Здравствуйте,
дети»
и
ритмично
хлопает
в
ладоши,
или
шлёпает
по
коленям,
или
чередует
хлопки
со
шлепками.
Просит
детей
повторить приветствие несколько раз, изменяя последовательность хлопков и шлепков.
Дорогие друзья! Я приветствую вас на нашем празднике музыки, веселья, танцев и смеха!
Сегодня у нас «День смеха». Все вы пришли в костюмах клоунят.
Смешинки –веселинки зовут нас танцевать,
А песенки знакомые мы будем подпевать!
Это
значит,
что
на
нашем
музыкальном
занятии
все
должны
быть
веселыми,
улыбчивыми,
активными!
Запрещается:
грустить,
скучать,
просто
сидеть
без
дела!
Сегоднявас ждут не только танцы, но и веселые игры и аттракционы.
музыкально-ритмические движения
«Мячики» музыка М. Сатулиной (см.: Праздник каждый день. Конспекты: младшая
группа. Приложение, №114)
Под музыку 1-й части дети берутся за руки и делают «большой мяч». Затем ставят руки на
пояс и весело прыгают на двух ногах. На 2-ю часть – легко на носочках бегают врассыпную.
С окончанием музыки дети быстро берутся за руки. Педагог просит детей, не отпуская руки,
сделать маленький кружок («маленький мячик»)
(В зал входят два клоуна – Веснушка и Кнопочка)
Веснушка:
Здрасьте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А меня зовут Веснушка. Вы моего друга
Кнопочку не видели?
(Кнопочка в это время подкрадывается сзади и «пугает» Веснушку)
Веснушка: (пугается) – А-а-а, вот он, явился, не запылился! Кнопочка, ну где же ты был?
Кнопочка: (трагическим голосом) - Граждане! Случилось страшное! В городе эпидемия!
Веснушка: Эпидемия?!
Кнопочка:
Да!
Признаки
болезни
–
улыбки,
смех
до
упаду!
–
(заговорчески)
–
Есть
смертельные случаи!
Веснушка: (видит, что никто не смеется и удивленно говорит) – Да, но здесь пока все
здоровы!
Кнопочка: Это – пока… Эта болезнь передается по воздуху! – (оба начинают чихать)
Веснушка: А еще эта болезнь передается через общение! – (начинают здороваться со всеми
за руку, обнимать)
Кнопочка: Ну вот, я вижу, здесь уже много больных!
Муз.руководитель: Уважаемые, у нас тут занятие идёт, а вы нам мешаете.
Кнопочка: Можете продолжать занятие, мы только хотим устроить веселье и я даже вам игру
придумал, пока наблюдал за вами, как вы делали то «большой мячик», то «маленький
мячик»!
Проводится игра «Пузырь»
Далее клоуны проводят музыкальное занятие в игровой атмосфере,
муз.руководитель помогает, подсказывает…
«Дудочка» музыка Т. Ломовой
Клоуны рассказали о новом музыкально инструменте – дудочке, показали её детям.Затем
педагог имитирует игру на ней, обращая внимание детей на то, как должны двигаться
пальчики. Под музыку 1-й части дети ходят спокойно врассыпную, с началом 2-й части
останавливаются, поднимают руки к лицу и имитируют игру на инструменте.
Развитие чувства ритма, музицирование:
Игра «Веселый оркестр» русская народная мелодия
Клоуны
предложили
детям
играть
на
музыкальных
инструментах
определенный
ритмический рисунок. На 1-ю часть играют деревянные музыкальные инструменты, на 2-ю
часть – металлические.
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин»
Мы делили апельсин!(Кулачок- «апельсин» перед собой.)
Много нас,(Левая рука растопырена — это «мы».)
А он один.(Взгляд переводим на кулачок.)
Эта долька для котят,(Отгибаем один пальчик.)
Эта долька для утят,(Отгибаем другой пальчик.)
Эта долька для ужа,(Отгибаем третий пальчик.)
Эта долька для чижа,(Отгибаем четвертый пальчик.)
Эта долька для бобра,(Отгибаем пятый пальчик.)
А для волка кожура!(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)
Разозлился волк — беда,
Разбегайтесь кто куда!(Руки прячем за спину.)
«Шарик»
Выполнить упражнение три раза, «надувая» шарики все большего размера. Последний раз,
«надув» самый большой шарик, дети должны постараться выдыхать воздух как можно
дольше.
Слушание музыки:
«Полечка» музыка Д. Кабалевского
Клоуны предложили прослушать пьесу. Обратили внимание детей на легкие, отрывистые
звуки,
игривый
характер.
Чтобы
было
понятно,
клоуны
стали
танцевать
перед
ними
«Полечку», все дети хлопали в ладоши.
Веснушка: Ну - ка, быстренько, ребята,
Становитесь в круг скорей!
Мы станцуем танец дружно
И порадуем гостей!
Исполняется общий танец «Полечка»
Пение:
Муз. Руководитель: Послушайте, клоуны песню о нашей жизни в детском саду. Она так и
называется:
«Ах, как хорошо в садике живётся»
Кнопочка: А мы… А мы… А мы с вам сейчас такое споем. Я буду дирижером, а вы – моим
хором! (1 – поросята; 2- лягушата; 3 – щенята; 4 – котята. Затем – все хором. Поют на
мелодию песни «Кузнечик»)
Песня «Кузнечик»
Игры, пляски, хороводы:
Кнопочка: Ну что ж, тогда приглашаем на веселый танец!
Исполняется общий танец с Клоунами: «БУГИ – ВУГИ»
Веснушка:
А сейчас еще игра! Веселись, детвора! Нужно пронести воздушный шарик
между лбами, животами, спинами!
Проводится игра: «Перенеси шар»
Веснушка: Ребята, сегодня мы с вами побывали на интересном занятии. Вы все были очень
хорошими клоунами. Скажите, вам понравилось представление?
Кнопочка: Ну, тогда мы к вам еще придем, ждите!
Занятие 4
Развлечения «Шоу бантиков»
Цель: доставить детям радость и удовольствие от праздника.
Задачи: воспитывать
дружеское
отношение
друг
к
другу,
развивать
творческое
мышление.
Всем известно, что самым первым украшением девочек является бант - ленточка, которую
они ежедневно заплетают в косички. Девочки любят свой бант, берегут его, гордятся им!
Банты, повязанные мальчиками превращают их в настоящих джентльменов. Поэтому, сегодня
мы преклоняемся перед этим украшением и устраиваем.
Зал украшен разноцветными ленточками, бантиками, шарами.
Ход занятия:
Муз.руководитель: приветствие:У педагога в руках ленточки на палочках, он просит детей
послушать, как «здороваются» ленточки. Педагог отстукивает ритм палочками с ленточками,
дети стараются повторить так же, хлопая в ладоши. Педагог похвалила детей и раздала детям
ленточки. Далее под весёлую музыку и выполняют упражнения с лентами.
музыкально-ритмические движения:
«Упражнение с лентами» любая весёлая музыка.
Ребёнок:
Шёлковая ленточка
Розового цвета.
На головку Оленьки,
Празднично одета.
Ребёнок:
Ленточку в волосики
Мама завязала,
Чтобы дочь любимую
Лента украшала.
Ребёнок:
Это украшение
Не наденет братик!
Розовый, завязанный
Был на Оле - бантик!
Муз.руководитель:Р ебята,
посмотрите,
к
нам
в
гости
пришла
кукла (наряженная мама
одного из детей). Давайте повяжем ей бантик, но сначала нужно размять пальчики. И ты,
куколка, повторяй за нами.
Пальчиковая гимнастика:
Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями
Слушание музыки:
«Полечка» музыка Д. Кабалевского
Муз.руководитель: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто самый ловкий»
Игра «Кто самый ловкий»
(по кругу раскладываются бантики; их по количеству меньше, чем детей.
Пока звучит музыка, дети танцуют.
По окончании музыки все должны схватить любой бант; выбывает, кому не досталось)
Ребенок:
В детском садике у нас шум и суета
Все ребята нарядились – просто красота!
Ребенок:
Посмотрите-ка ребята
Чудо-чудное случилось!
Сколько бантиков красивых
В нашем зале появилось
Ребенок:
Бантики все разные
Бантики прекрасные
Голубые, красные
Жёлтые, зелёные
До чего ж хорошие!
Муз.руководитель: Куколка (обращаясь к кукле), а ты любишь петь?
Кукла: Да. Я люблю петь. Знаю много песен. Но я сегодня встретила грустного ослика
(показывает картинку, нарисованную на ватмане). Ребята, из какого он мультика? Почему он
такой грустный? Может, вы споете ему песню?
Пение:
«Мы запели песенку» музыка РРустамова
Рассмотреть с детьми картинку про день рождения Ослика из мультфильма «Винни Пух».
Дети исполнили песню, где слово «мамочке» заменили словом «ослику».
Игры, пляски, хороводы:
Муз.руководитель: Ребята, вы вспомнили из какого он мультика? А что потерял ослик?
(хвостик)Давайте мы подарим ему хвостик. Сейчас мы вам завяжем глаза, хвостик бери и
ослику скорей подари
Игра «Прицепи хвостик с бантиком»
Кукла: Ребята, вы большие молодцы. Вы очень дружные, веселые. Мне понравилось у вас в
гостях. До новых встреч! (Со своим другом – осликом покидает зал.)
Муз.
Руководитель: И нам пришла пора расставаться. Пусть этот день продолжает вас
радовать. До свидания.
Занятие 6
«День цветов»
Цель: содействовать
созданию
обстановки
хорошего
настроения,
поддерживать
желание детей принимать участие в совместных играх, танцах; помочь детям запомнить
названия цветов.
Рекомендации по проведению: занятие проходит в музыкальном зале, украшенном
цветами и бабочками; роли феи цветов и бабочек могут исполнить родители (мама) или дети
подготовительной группы.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихов о цветах, разучивание ролей с
детьми, хороводов и танцев с цветами.
ВСЕ КОСТЮМЫ И ИДЕИ ПОДГОТОВИЛИ РОДИТЕЛИ.
Ход занятия:
Под музыку песни «Солнечный день» (муз.и слова В. Квин)
В зал входят дети и встают в круг.
Муз.руководитель: приветствие:
-
Сегодня
мы
будем
учить
куколку
здороваться
по-
новому(кукла-игрушка сидит в центре зала на стульчике).
Ребята,
будьте
очень
внимательными
иотвечайте
на
приветствие
так,
как
покажу
я.
(Здоровается с детьми «звучащими» жестами. Например: «Здравствуйте» - хлопнуть два раза
в
ладоши,
один
раз
шлепнуть
по
коленям.
Или:
топнуть
два
раза
одной
ногой,
четко
поставить руки на пояс).
Ребята, у нас сегодня день цветов. Давайте украсим платье нашей куклы цветами, чтобы она
была такой же красивой, как вы. Молодцы. Предлагаю вам станцевать для нашей куклы
танец.
музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Выставление ноги на пятку» музыка Ф.Лещинской
Вспомнить
все
варианты
выполнения
упражнения
без
музыкального
сопровождения.
(Выполнять упражнение эмоционально, как небольшой танец.)
1-й реб-к: С удовольствием хотим мы все цветы сюда позвать.
2-й реб-к: Пусть они прекрасным видом землю будут украшать.
3-й реб-к: Полевые, луговые и садовые цветы, приглашаем, приходите, не жалейте красоты!
Развитие чувства ритма:
«Веселый оркестр» любая веселая музыка
Несколько детей берут музыкальные инструменты и встают перед остальными детьми.
(дети становятся на свои места.На середину зала выходит колокольчик.)
Колокольчик :
Приглашение услышал и, лишь солнышко взошло,
Зазвенел над нашем лугом мой веселый голосок.
(звенит валдайский колокольчик)
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Каждый слышит этот звон.
Слышится звон металлофона, на середину выходит Ромашка
Ромашка:
Я - Ромашка полевая, про меня все дети знают.
1-й реб-к:
У Ромашки, белой пташки
На зеленом на луг
Солнце прячется в кармашке,
Выгнув лучики в дугу.
2-й реб-к:
И летает над ромашкой
Кропотливая пчела,
Вьются черные букашки,
И жучки и мошкара.
(Под звуки гуселек появляются парашютики-одуванчики.)
1-й пар-к:
Мы тихонько приземлились,
Как снежинки опустились.
2-пар-к:
Пролетает времечко,
Подрастает семечко
На поляне там и тут
Одуванчики растут.
Ребенок:
Одуванчик, одуванчик,
Ты как солнце золотой,
Умываешься с зарей
Ты студеною росой.
Одуванчик - желтый мячик
При дороге на лугу
И любовью одуванчик
Обойти я не могу.
Ты цвети на радость людям,
Солнца жаркого привет!
Одуванчик - милый мальчик,
Одуванчик - желтый цвет!
Муз.руководитель: Садовые растения, на праздник приходите,
Своим прекрасным видом порадовать спешите!
(Появляются астры и танцуют.)
1-я астра: Я белая астра, осенний цветок,
Белее снежинки мой лепесток!
2-я астра: Я астра лиловая в вашем букете,
Не правда ли, очень нарядна я, дети.
3-я астра: Я выбрала розовый, нежный наряд.
Мои лепестки от росинок блестят!
1-й реб-к: Пестрых астр букет прекрасен!
Как украсили вы праздник!
2-й реб-к: Вам за танец благодарны.
Соберем цветок к цветку,
Выйдет ярким и нарядным
Нынче праздничный венок!
Проводиться игра «Собери цветок»
Муз.руководитель: Вот сама царица бала
Спешит на праздник наш цветов,
Ее любой сейчас узнает,
На танец пригласить готов!
(Звучит «Вальс Цветов» П. И. Чайковского.
Все дети выполняют произвольные движения. Появляется Китайская Роза)
Роза: Листья крупные, резные, нет колючек и шипов,
Поливай меня почаще, я – царица всех цветов!
Боюсь сквозняка, и жары, и мороза!
Узнали меня?
Дети (хором): Китайская роза!
Роза: Чтобы здесь светлее стало,
Чтоб цвели кругом цветы,
Приготовила к посадке
Я растений черенки.
(Роза раздает детям черенки комнатных растений)
Муз.руководитель: Мы на празднике сегодня
Веселились от души,
Все по-своему прекрасны,
Гости милые, цветы!
Можно включить любую спокойную музыку.
(Дети берут горшочки с черенками и аккуратно уносят их в группу.Дети палочками делают
отверстия в горшочках с землей, сажают отростки, присыпая их землей, поливают
растения.)