Формирование здорового образа жизни у дошкольников в играх-экспериментированиях
Автор: Лычковская Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарка" Населённый пункт: город Игарка, Красноярский край Наименование материала: Статья Тема: Формирование здорового образа жизни у дошкольников в играх-экспериментированиях Раздел: дошкольное образование
1
Формирование здорового образа жизни у дошкольников
в играх-экспериментированиях
Расскажи – и я забуду,
Покажи и я запомню
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для
детей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на
роль ведущей деятельности в период дошкольного развития»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:
прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но
в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь
надо уметь беречь и защищать с самого раннего возраста. Именно поэтому в
д/саду и дома следует воспитывать у ребенка:
- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
-основы культурно-гигиенических навыков;
-элементы
самоконтроля
во
время
разнообразной
двигательной
деятельности;
-понимание
того,
как
влияют
физические
упражнения
на
организм
человека, его самочувствие.
-умение
правильно
вести
себя
в
ситуациях,
угрожающих
жизни
и
здоровью, а иногда и предотвращать их.
Понятие ЗОЖ включает:
-
Режим
дня,
сформированные
культурно-гигиенические
навыки,
закаливание, рациональное питание, двигательную активность.
Положительное
отношение
к
ЗОЖ
эффективно
формируется
в
ходе
игровой деятельности детей.
Игры,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
физического
и
психического здоровья;
Игры,
способствующие
формированию
культурно-
гигиенических
навыков;
Игры, помогающие формировать начальные представления о здоровом
образе жизни.
Например, для закрепления навыков исследования предметов с помощью
органов обоняния, о вкусе есть следующие игры:
«Загадки и отгадки»
Перед ребенком несколько коробочек от киндер-сюрпризов, в которых
кусочки чеснока, апельсина, лимона.
Воспитатель сообщает, что в коробках загадки, а на тарелочках отгадки
(каждая коробочка с номером, который соответствует номеру тарелочки.)
2
Предлагается понюхать каждую коробочку, и если ребенок отгадает по
запаху, что в коробочке, то воспитатель открывает тарелку и подтверждает
ответ. Ребенку перед игрой можно предложить с помощью зеркала найти у
себя ноздри, переносицу, крылья носа.
Сделать глубокий вдох, выдох.
Необходимо научить детей дышать через нос.
Правильное
носовое
дыхание
способствует
тренировке
дыхательной
мускулатуры,
улучшает
местное
кровообращение,
предохраняет
от
переохлаждения, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему,
улучшает ритмы, повышает энергетическое обеспечение мозга.
-Как распознать разные вкусы?
- Что нам помогает это сделать?
Конечно,
язычок.
На
языке
есть
маленькие
присоски,
которые
определяют вкус.
Игра « Угадай, что ты съел и какого вкуса»
Дети закрывают глаза и отгадывают, кусочек какого фрукта или овоща
они съели и какой вкус у этого кусочка.
Игра на формирование элементарных представлений органов слуха.
«Услышь меня!»
Спрятав руки за ширму, воспитатель проводит действия, сопровождающиеся
звуковыми явлениями:
1.переливает воду из одной банки в другую,
2.шелестит бумагой,
3.стучит ложками,
4.мешает чайной ложкой в стакане,
5.разрывает бумагу.
Дети должны каждый раз определить источник звука.
Игра «Покажи части тела!»
В кругу. Сначала называются и показываются части тела правильно,
затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Можно
показывать: руки, ноги, голову, шею, уши, нос, глаза, рот, волосы, брови,
подбородок, щеки, веки, ресницы.
Мы
знаем:
игры
объединяют
несколько
целей.
Например,
игра
«Снежный ветер». Ход игры: в правую (левую) руку берем трубочку для
коктейля, подносим ее к подносу с манной крупой, слегка прикасаемся к
трубочке губами и тихо дуем в нее. Получается ветер, который поднимает и
кружит, например, «снежинки».
Цель игры: учить регулировать вдох и выдох при работе с трубочками
для коктейля. Знакомство со свойствами сухой манной крупы. Расширять
словарный запас (сыпучая, легкая, состоит из мелких частиц – крупинок.)
Исследование свойств воды (растворяет вещества, меняет свой вкус),
можно рассмотреть на примере соли и сахара. Здесь можно обсудить пользу
умеренного, неумеренного употребления этих продуктов. Это сформирует
представление о правильном питании.
3
Определение жира в пище.
Детям необходимо показать, что некоторые продукты (колбаса, масло,
сыр,
сосиски,
торт)
имеют
большое
количество
жира
и
требуют
осторожности
в
употреблении,
а
морковь,
яблоко,
огурец
являются
нежирными и не требуют ограничений – их можно есть много.
Значение кальция в организме.
На
примере
яичной
скорлупы,
можно
показать
роль
кальция
для
здоровья.
Эксперимент: растворить скорлупу яйца в уксусном растворе (кальций,
входящий в ее состав обеспечивает такие свойства, как твердость, прочность,
без него скорлупа стала мягкой, непрочной). Если сравнивать с организмом
человека, то необходимо вместе с детьми сделать вывод: кальций нужен для
того,
чтобы
кости
были
прочными,
для
нормализации
деятельности
эндокринной, мышечной и нервной систем, для обеспечения устойчивости
организма к воздействию неблагоприятных внешних факторов.
Игры и опыты с применением природных компонентов: ветра,
солнца, воды.
Игры с ветром:
- «Цветные ленточки»
Бег с ленточками (длина 1 м) по направлению ветра, против ветра, но
так, чтобы ленточка не касалась земли.
- «Не дай шару упасть!»
Надо
дуть
на
воздушные
маленькие
шарики
или
мыльные
пузыри,
тормозя их движение на землю. Побеждает тот, кто дольше удержит свой шар
(пузырь) в воздухе.
Игры с песком:
Первый способ: смешиваем песок с водой, сооруди замок ладошками.
Второй
способ:
сделай
эту
работу
с
помощью
совочка,
лопатки,
формочек
Опыт на сравнение, как качество предметов влияют на движение
Инструкция: Сравни, где бежать легче, быстрее.
- по песку или асфальту;
- по песку мокрому, сухому.
Игры с солнцем:
- «Поймай солнечный зайчик!
Найди с помощью зеркала солнечного зайчика, подвигай его, погоняй
зайчики друг за другом.
Опыты:
Как можно посмотреть на солнышко?
Рассмотри солнышко через закопченное стекло.
Игры с камнями:
- «В гостях у сказки»
Выложи из камешков сказочных героев.
4
«Перейди болото»
Прыгаем по камешкам.
Игры с водой:
- «Мои ладошки большие»
Наполни емкость водой, перенося ее в ладошках.
Опыты:
- «Тонет – не тонет»:
Погружай в воду различные предметы.
- «Растворяем или нет?»
Используй воду теплую и холодную, растворяя в ней сахар, соль, гуашь,
муку. Погружая в нее песок, лед, камешек,
- «Сколько капель в ложке?»