Напоминание

Формирование здорового образа жизни у дошкольников в играх-экспериментированиях


Автор: Лычковская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарка"
Населённый пункт: город Игарка, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у дошкольников в играх-экспериментированиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Формирование здорового образа жизни у дошкольников

в играх-экспериментированиях
Расскажи – и я забуду, Покажи и я запомню Дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую для детей дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь беречь и защищать с самого раннего возраста. Именно поэтому в д/саду и дома следует воспитывать у ребенка: - привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку; -основы культурно-гигиенических навыков; -элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; -понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие. -умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Понятие ЗОЖ включает:
- Режим дня, сформированные культурно-гигиенические навыки, закаливание, рациональное питание, двигательную активность. Положительное отношение к ЗОЖ эффективно формируется в ходе игровой деятельности детей.  Игры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья;  Игры, способствующие формированию культурно- гигиенических навыков;  Игры, помогающие формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Например, для закрепления навыков исследования предметов с помощью органов обоняния, о вкусе есть следующие игры:
«Загадки и отгадки»
Перед ребенком несколько коробочек от киндер-сюрпризов, в которых кусочки чеснока, апельсина, лимона. Воспитатель сообщает, что в коробках загадки, а на тарелочках отгадки (каждая коробочка с номером, который соответствует номеру тарелочки.)
2 Предлагается понюхать каждую коробочку, и если ребенок отгадает по запаху, что в коробочке, то воспитатель открывает тарелку и подтверждает ответ. Ребенку перед игрой можно предложить с помощью зеркала найти у себя ноздри, переносицу, крылья носа. Сделать глубокий вдох, выдох. Необходимо научить детей дышать через нос. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему, улучшает ритмы, повышает энергетическое обеспечение мозга. -Как распознать разные вкусы? - Что нам помогает это сделать? Конечно, язычок. На языке есть маленькие присоски, которые определяют вкус.
Игра « Угадай, что ты съел и какого вкуса»
Дети закрывают глаза и отгадывают, кусочек какого фрукта или овоща они съели и какой вкус у этого кусочка. Игра на формирование элементарных представлений органов слуха.
«Услышь меня!»
Спрятав руки за ширму, воспитатель проводит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: 1.переливает воду из одной банки в другую, 2.шелестит бумагой, 3.стучит ложками, 4.мешает чайной ложкой в стакане, 5.разрывает бумагу. Дети должны каждый раз определить источник звука.
Игра «Покажи части тела!»
В кругу. Сначала называются и показываются части тела правильно, затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Можно показывать: руки, ноги, голову, шею, уши, нос, глаза, рот, волосы, брови, подбородок, щеки, веки, ресницы. Мы знаем: игры объединяют несколько целей. Например, игра
«Снежный ветер». Ход игры:
в правую (левую) руку берем трубочку для коктейля, подносим ее к подносу с манной крупой, слегка прикасаемся к трубочке губами и тихо дуем в нее. Получается ветер, который поднимает и кружит, например, «снежинки». Цель игры: учить регулировать вдох и выдох при работе с трубочками для коктейля. Знакомство со свойствами сухой манной крупы. Расширять словарный запас (сыпучая, легкая, состоит из мелких частиц – крупинок.) Исследование свойств воды (растворяет вещества, меняет свой вкус), можно рассмотреть на примере соли и сахара. Здесь можно обсудить пользу умеренного, неумеренного употребления этих продуктов. Это сформирует представление о правильном питании.
3
Определение жира в пище.
Детям необходимо показать, что некоторые продукты (колбаса, масло, сыр, сосиски, торт) имеют большое количество жира и требуют осторожности в употреблении, а морковь, яблоко, огурец являются нежирными и не требуют ограничений – их можно есть много.
Значение кальция в организме.
На примере яичной скорлупы, можно показать роль кальция для здоровья.
Эксперимент:
растворить скорлупу яйца в уксусном растворе (кальций, входящий в ее состав обеспечивает такие свойства, как твердость, прочность, без него скорлупа стала мягкой, непрочной). Если сравнивать с организмом человека, то необходимо вместе с детьми сделать вывод: кальций нужен для того, чтобы кости были прочными, для нормализации деятельности эндокринной, мышечной и нервной систем, для обеспечения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных внешних факторов.
Игры и опыты с применением природных компонентов: ветра,

солнца, воды.

Игры с ветром:

- «Цветные ленточки»
Бег с ленточками (длина 1 м) по направлению ветра, против ветра, но так, чтобы ленточка не касалась земли.
- «Не дай шару упасть!»
Надо дуть на воздушные маленькие шарики или мыльные пузыри, тормозя их движение на землю. Побеждает тот, кто дольше удержит свой шар (пузырь) в воздухе.
Игры с песком:
 Первый способ: смешиваем песок с водой, сооруди замок ладошками.  Второй способ: сделай эту работу с помощью совочка, лопатки, формочек
Опыт на сравнение, как качество предметов влияют на движение

Инструкция:
Сравни, где бежать легче, быстрее. - по песку или асфальту; - по песку мокрому, сухому.
Игры с солнцем:

- «Поймай солнечный зайчик!
Найди с помощью зеркала солнечного зайчика, подвигай его, погоняй зайчики друг за другом.
Опыты:
 Как можно посмотреть на солнышко?  Рассмотри солнышко через закопченное стекло.
Игры с камнями:

- «В гостях у сказки»
Выложи из камешков сказочных героев.
4
«Перейди болото»
Прыгаем по камешкам.
Игры с водой:

- «Мои ладошки большие»
Наполни емкость водой, перенося ее в ладошках.
Опыты:

- «Тонет – не тонет»:
Погружай в воду различные предметы.
- «Растворяем или нет?»
Используй воду теплую и холодную, растворяя в ней сахар, соль, гуашь, муку. Погружая в нее песок, лед, камешек,
- «Сколько капель в ложке?»

- Измерение средством пипетки.


В раздел образования