Напоминание

"Роль дидактической игры в развитие речи детей дошкольного возраста"


Автор: Карпова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 8 "Сказка" г.Горно- Алтайска"
Населённый пункт: город Горно - Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактической игры в развитие речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль дидактической игры в развитие речи детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность к пользованию речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Изучая методическую литературу, наблюдая за играми детей, я пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребёнка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особо важное значение. Наблюдая за детьми в процессе работы, можно заметить, что не каждого ребенка легко побудить к речевой деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей быстро пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников, замкнутость. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения. 1
Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому в каждую игру стала добавлять интересный речевой материал, который легко запоминается и усваивается дошкольниками. Выдвинув предположение, что систематически организуемые подвижные, дидактические, настольные игры с речевым содержанием способствуют улучшению процесса развития речи детей дошкольного возраста. Ведь игра не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта. В процессе работы над развитием речи хорошо зарекомендовали себя речевые физминутки, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность ребенка, корригируются недостатки звукопроизношения. Чем лучше двигательная активность, тем лучше развивается его речь. Ведь у детей с нарушением речи часто наблюдаются и расстройства в общей и мелкой моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Игровая форма, единый сюжет, артикуляционная гимнастика в стихах, частая смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего дня. Веселые речедвигательные игры — прекрасная возможность для детей с пользой размяться межу различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания. Особенно следует уделить внимание утренней физминутке, которая с самого утра готовит ребенка к интересному плодотворному дню. В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. 2
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: - развивают умение внимательно слушать педагога; - быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос; - точно и чётко формулировать свои мысли; - применять знания в соответствии с поставленной задачей. Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: а) консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»; информация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?», «Готовность к школе и развитие речи. Обучение грамоте»; б) показ открытого занятия по развитию речи «Сравнение ранней и поздней весны». Цель: воспитание у детей наблюдательности и воображения, обогащение речи прилагательными; упражнение в подборе прилагательных. в) родительское собрание «Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста»; г) индивидуальная консультация для родителей «Рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста». Родительские собрания проходят не однообразно: -Круглый стол «Поговорим откровенно»; - Встреча в педагогической гостиной «Поделитесь опытом» - ведь только родитель знает своего ребенка лучше всех; 3
- мини-собрание «Подарим хорошее настроение»; - «Встреча добрых друзей»- вот далеко не полный перечень форм и методов работы с родителями. Все встречи с родителями ориентированы на создание дружеской, располагающей к доверительным отношениям, обстановки, что способствует эффективному взаимодействию «ребенок – родитель - воспитатель». Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития речевых умений и навыков. Дидактические игры – оптимальный приём для работы с детьми. По итогам работы можно сделать вывод: использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста в том случае, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. 4


В раздел образования