"Роль дидактической игры в развитие речи детей дошкольного возраста"
Автор: Карпова Галина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 8 "Сказка" г.Горно- Алтайска" Населённый пункт: город Горно - Алтайск Наименование материала: статья Тема: "Роль дидактической игры в развитие речи детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Роль дидактической игры в развитие речи детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития
ребенка.
Основной
вид
деятельности
детей
дошкольного
возраста
-
игра,
в
процессе
которой
развиваются
духовные
и
физические
силы
ребенка;
его
внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А
речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития
ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека.
Важно, чтобы у ребёнка
появилась потребность к пользованию речью
как
основным способом общения со сверстниками, близкими. Изучая методическую
литературу, наблюдая за играми детей, я пришла к выводу, что через игру у детей
дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что
в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Именно с
помощью
дидактических
игр
детям
передаются
определенные
знания,
формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат
их играть.
На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.
Выготский
пришёл
к
следующему
выводу:
«Есть
все
фактические
и
теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие
ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится
в непосредственной зависимости от речи».
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых
«детских
слов»
и
заканчивается
развитием
связной
речи
–
умением
ребёнка
свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.
В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает
сомнений и приобретает особо важное значение. Наблюдая за детьми в процессе
работы,
можно
заметить,
что
не
каждого
ребенка
легко
побудить
к
речевой
деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей быстро пропадает интерес
и, естественно, появляется отставание от сверстников, замкнутость. Преодолеть
такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм
воспитания и обучения.
1
Дети
любят
игры,
особенно
подвижные,
поэтому
в
каждую
игру
стала
добавлять
интересный
речевой
материал,
который
легко
запоминается
и
усваивается дошкольниками.
Выдвинув
предположение,
что
систематически
организуемые
подвижные,
дидактические,
настольные
игры
с
речевым
содержанием
способствуют
улучшению процесса развития речи детей дошкольного возраста. Ведь игра не
только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный
аспект психологического комфорта.
В процессе работы над развитием речи хорошо зарекомендовали себя речевые
физминутки, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом,
естественно
и
ненавязчиво
воспитывается
поведение
детей,
развивается
мышечная активность ребенка, корригируются недостатки звукопроизношения.
Чем лучше двигательная активность, тем лучше развивается его речь. Ведь у
детей с нарушением речи часто наблюдаются и расстройства в общей и мелкой
моторике:
недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие
чувства
ритма
и
координации.
Таким
образом,
развитие
общей
моторики
способствует развитию речи.
Игровая форма, единый сюжет, артикуляционная гимнастика в стихах, частая
смена
видов
деятельности
позволяют
поддерживать
активность
детей
на
протяжении
всего
дня.
Веселые
речедвигательные
игры
—
прекрасная
возможность для детей с пользой размяться межу различными занятиями, которые
требуют усидчивости и внимания. Особенно следует уделить внимание утренней
физминутке, которая с самого утра готовит ребенка к интересному плодотворному
дню.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на
развитие
речи,
воспитание
правильного
звукопроизношения,
уточнение,
закрепление
и
активизацию
словаря,
развитие
правильной
ориентации
в
пространстве.
В
старшем
дошкольном
возрасте,
когда
у
детей
начинает
активно
формироваться
логическое
мышление,
словесные
игры
чаще
используют
для
формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.
2
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они
важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как
способствуют подготовке ребят к обучению в школе:
- развивают умение внимательно слушать педагога;
- быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос;
- точно и чётко формулировать свои мысли;
- применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так
дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей
действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и
мышления.
Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов
можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.
При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись
равноправными
участниками
развивающего
процесса.
Для
этого
мною
были
разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические
родительские собрания:
а) консультация на родительском собрании «Организация
работы по развитию
речи»;
информация
в
папку-передвижку
«Давайте
задумаемся:
всегда
ли
правильно звучит наша речь?», «Готовность к школе и развитие речи. Обучение
грамоте»;
б) показ открытого
занятия по развитию речи «Сравнение ранней и поздней
весны». Цель: воспитание у детей наблюдательности и воображения, обогащение
речи прилагательными; упражнение в подборе прилагательных.
в)
родительское
собрание
«Роль
игры
в
развитии
речи
детей
дошкольного
возраста»;
г) индивидуальная консультация для родителей «Рекомендации по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста».
Родительские собрания проходят не однообразно:
-Круглый стол «Поговорим откровенно»;
- Встреча в педагогической гостиной «Поделитесь опытом» - ведь только родитель
знает своего ребенка лучше всех;
3
- мини-собрание «Подарим хорошее настроение»;
- «Встреча добрых друзей»- вот далеко не полный перечень форм и методов
работы с родителями.
Все
встречи
с
родителями
ориентированы
на
создание
дружеской,
располагающей
к
доверительным
отношениям,
обстановки,
что
способствует
эффективному взаимодействию «ребенок – родитель - воспитатель».
Дошкольное
детство
–
это
период,
когда
формируется
личность
ребёнка,
раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается
речь. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для
развития речевых умений и навыков. Дидактические игры – оптимальный приём
для работы с детьми.
По итогам работы можно сделать вывод: использование дидактических игр
положительно влияет на речевое развитие
детей дошкольного возраста в том
случае, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со
стороны педагога в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников.
4