Курс обществознания в системе гражданского и нравственного воспитания студентов.
Автор: Щербинина Марина Владимировна Должность: преподаватель истории и обществознания, первая квалификационная категория. Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской торгово-экономический колледж" Населённый пункт: Кострома Наименование материала: Статья Тема: Курс обществознания в системе гражданского и нравственного воспитания студентов. Раздел: среднее профессиональное
Курс
обществознания
в
системе
гражданского
и
нравственного
воспитания
студентов
.
Щербинина
М
.
В
.,
преподаватель
истории
и
обществознания
,
первая
квалификационная
категория
.
ОГБПОУ
«
Костромской
торгово
-
экономический
колледж
»
Изменения, происходящие сегодня в обществе, определяют новые требования к
системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его
окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются
важнейшими
задачами
учебно-воспитательного
процесса.
Усиление
воспитательной
функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности,
уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе
рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для
жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен
обладать
определенной
суммой
знаний
и
умений,
иметь
сформированную
систему
демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической
жизни страны.
Вопрос гражданского и нравственного воспитания обучающихся профессиональных
образовательных учреждений является важной проблемой современного общества. На
фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы
алкогольной
продукции
и
табачных
изделий
ситуация
ещё
более
осложняется:
представления
будущих
профессионалов
о
главных
человеческих
духовных
ценностях
вытесняются
материальными.
Перед
образовательными
учреждениями
стоит
задача
воспитания
ответственного
гражданина,
способного
самостоятельно
оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его
людей. Решение этих задач связано с формированием устойчивых нравственных свойств и
качеств личности обучающегося. Именно курс обществознания поможет обучающимся в
решении данных задач.
Курс
обществознания
позволяет
обучающимся
овладеть
знаниями,
умениями,
системой
жизненных
ценностей,
социальными
нормами,
способами
деятельности,
которые
необходимы
любому
гражданину
в
его
отношениях
с
другими
людьми,
институтами гражданского общества, государством.
Цели курса:
1. развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального
мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
критического
мышления,
позволяющего
объективно
воспринимать
социальную
информацию и уверенно ориентироваться в её потоке.
2. воспитание гражданственности, социальной ответственности; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
Гражданское образование и воспитание при изучении обществознания основаны на
приобщении студентов к важнейшим компонентам гражданской культуры, включающим в
себя:
научные
представления
об
отношениях
между
гражданами,
гражданином
и
обществом, гражданином и государством;
социальные
нормы,
регулирующие
общественные
отношения
и
поведение
людей, прежде всего, нормы морали и права;
способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения;
гражданские ценностные ориентиры и, прежде всего, ценности, представленные
в Конституции РФ, включая отношения к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности;
опыт
самостоятельного
решения
многообразных
проблем,
возникающих
в
частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.
Компетентный
гражданин
–
это
человек,
овладевший
основами
гражданской
культуры.
Такому
человеку
свойственна гражданственность
–
качество
личности,
которое характеризует осознание себя полноправным гражданином своей страны.
Гражданское
образование
призвано
способствовать
формированию
гражданской
позиции студента, его самореализации в условиях возросшей свободы, экономического,
политического, мировоззренческого выбора.
Курс обществознания дает значительный материал, необходимый для успешного
выполнения
социальных
ролей:
члена
семьи,
гражданина,
собственника,
работника,
потребителя.
Компетентное
выполнении
функции
гражданина
потребует
умения
применять
полученные знания на практике. Весьма значим деятельностный компонент учебного
процесса.
Для
формирования
гражданственности
используются
такие методические
средства как: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами
СМИ, подготовка реферата.
Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и
анализа
на
занятиях
жизненных
ситуаций,
требующих
применения
соответствующих
знаний и умений.
В процессе учебных занятий студенты должны получить опыт познавательной и
практической деятельности, в который входят:
работа с источниками социальной информации, с использованием современных
средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной для гражданина социальной информации,
поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных
заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации
частной и публичной жизни гражданина;
анализ современных общественных явлений и событий;
написание творческих работ по граждановедческой тематике.
Современный курс обществознания позволяет решать целый комплекс актуальных
педагогических
задач.
Среди
них
важное
место
занимает
установка
на
активное
с о д е й с т в и е становлению