Особенности организации дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста
Автор: Пермякова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Вагановский детский сад" Населённый пункт: село Ваганово Промышленновский район Кемеровская область Наименование материала: Методические рекомендации Тема: Особенности организации дидактической игры для детей среднего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Особенности организации дидактической игры для детей среднего
дошкольного возраста
Для детей 4-5 лет необходимо усложнять дидактические игры, так как
игры
и
упражнения
со
специальными
дидактическими
игрушками
и
материалами утрачивают ведущее значение, хотя и выполняются детьми на
более сложном уровне.
Например, дети нанизывают на стержень колечки не только основных
цветов, но и их светлых и темных оттенков. В этом возрасте используются
наборы геометрических форм, мозаики для выкладывания несложных узоров,
различные настольные игры, которые формируют глазомер, координацию
движений рук. Дети этого возраста начинают самостоятельно использовать
несложные
настольно-печатные
игры,
которые
позволяют
удерживать
внимание
играющих
на
интересной
и
доступной
дидактической
игровой
задаче,
выполнять
игровые
действия
и
проверять
себя
и
других
без
вмешательства взрослого (это могут быть различное лото, детское домино,
игры с картинками). Они с удовольствием играют не только в те игры,
которым их научили взрослые, но и в те, с которыми они познакомились
самостоятельно и вместе с другими детьми. Задача педагога в этот период -
заметить
и
поддержать
любую
попытку
знакомства
детей
с
новой
дидактической игрой, а при необходимости уточнить с ними содержание и
правила такой игры; помочь найти партнера, распределить роли игроков.
Воспитателям не стоит вмешиваться в процесс самостоятельной игры детей,
следует
положиться
на
их
умения,
на
их
навыки,
выработанные
в
ходе
предыдущих игр.
Малыши
4
лет
начинают
с
интересом
играть
с
куклами,
другими
сюжетными игрушками, предметами домашнего обихода. Важным в этих
играх
является
то,
что
у
детей
совершенствуются
лично-бытовые
ориентировки,
расширяются
и
уточняются
представления
о
предметах
и
явлениях, с которыми им приходится сталкиваться в своей жизни.
В таких играх педагог выступает как организатор и непосредственный
участник
и
может
работать
как
с
большими
группами
детей,
так
и
с
отдельным ребенком, предоставляя ему возможность действовать со своим
материалом или игрушкой.
Именно
непосредственное
участие
взрослого
придает
этим
играм
и
упражнениям обучающий характер, с помощью взрослого дети выделяют
нужный
признак,
различают
и
группируют
предметы
по
их
свойствам,
приучаются
действовать
по
предложению
педагога
и
в
конечном
итоге
добиваются нужного результата.
Игры
детей
4-5
лет
все
чаще
и
более
развернуто
по
содержанию
отражают
многообразные
явления
окружающей
жизни,
взаимоотношения
людей в быту, в их трудовой и общественной деятельности. Дети 4-5 лет по
сравнению с младшими запоминают содержание игры, основные действия
персонажей, правила, и все же дальнейшие ход игры во многом зависит от
четкости объяснения, показа движений. Объяснять детям надо не только
новую, но и повторную игру, особенно если она задумана воспитателем в
другом варианте.
Активизации двигательной деятельности детей на занятиях, повышению
ее интенсивности способствует включение игрового метода ведения игр и
занятий.
Игровой
метод
имеет
несколько
разновидностей.
Это
широко
применяемые
в
младшем
дошкольном
возрасте
имитации,
подражание
действиям
животных,
птиц,
воспроизведение
различных
трудовых
актов
человека,
движений
различных
видов
транспорта.
Так
же
в
практике
применяются
игровые
упражнения,
основанные
на
сюжетных
линиях.
Проводятся
и
целые
группы
упражнений,
связанных
единым
игровым
сюжетом («Поездка в лес на поезде», «Полет на Луну», «Альпинисты»).
Соревновательный метод ведения упражнений тоже распространен в
детском
саду.
Такой
метод
активизирует
детей,
стимулирует
их
инициативность,
побуждает
сделать
задание
как
можно
лучше,
приучает
проявлять волевые усилия и целеустремленность. Поскольку соревнования
требуют
от
детей
полной
отдачи
сил,
то
они
могут
привести
к
перевозбуждению детей, особенно при неправильной организации. Поэтому
не следует чрезмерно увлекаться методом: он применяется главным образом
только в старшем дошкольном возрасте.
Особого внимания требуют более слабые, менее подготовленные дети,
неуверенные в своих силах. Чувствуя постоянную поддержку воспитателя,
они более смело проделывают трудные упражнения, постепенно приучаются
к самостоятельности.
Важным
является
вопрос
об
анализе
и
оценке
деятельности
и
успеваемости
детей,
подведение
итогов
занятий.
В
средней
возрастной
группе
анализ
осуществляется
тогда,
когда
необходимо
подчеркнуть
успешность усвоения игры отдельными детьми или если надо довести до
сознания детей недопустимость явных нарушений дисциплины, проявления
недружественного отношения детей друг к другу.
Изредка
в
конце
занятия
воспитатель
делает
замечания
тем
детям,
которые явно нарушали правила игры или выполняли упражнения небрежно,
без старания. Это важно, т. к. дети должны знать, что воспитатель постоянно
следит за ними.
Педагогам надо чаще обращать внимание малышей на их совместную
деятельность, на факты дружеских взаимоотношений и взаимовыручки в
игре: «Как вы сегодня дружно играли! Всем было так весело, интересно! Я
рада, что у меня такие дружные ребята».
Развитие у детей умения ставить цель игры и добиваться ее всем
вместе, тесно связано с расширением представлений. Например, проводится
экскурсия
на
стройплощадку.
Дети
наблюдают
за
подъезжающими
машинами, за работой шоферов, грузчиков. Взрослый обращает внимание
детей на те моменты, которые будут важны для детской игры: «Маленькие
шоферы сегодня посмотрят, что привезли взрослые шоферы на стройку.
Посмотрите, как грузчики слаженно выгружают стройматериалы». Знания и
представления, полученные во время экскурсии, дети потом используют в
игре.
И все же не всегда дети могут самостоятельно организовать игру сразу
после экскурсии. Помогая детям, воспитатель проводит игру-занятие, которая
служит промежуточным звеном между наблюдениями и самостоятельной
игрой.
Педагог с группой детей начинает стройку, к которой шоферы подвозят
строительные материалы. Одни выступают в роли строителей, другие - в
роли шоферов, подвозящих грузы. Дальнейшее развитие интереса к этой игре
может
быть
поддержано
наблюдениями
во
время
прогулок,
когда
перед
детьми ставится новая задача: «Дети, посмотрите, куда еще едут шоферы по
нашей улице, куда они везут товары».
Воспитатель
может
организовать
наблюдение
за
работой
людей,
которые привозят хлеб в булочную, находящуюся недалеко от детского сада.
Дети видят, как подъезжает машина с хлебом, как рабочие выгружают из нее
разные
хлебные
изделия.
Приобретением
или
и з гото вл е н и е м
соответствующих
игрушек
стимулируется
дальнейшее
развитие
игры.
Воспитатель на глазах у детей мастерит игрушечную машину с полками и
отделениями
для
хлеба,
а
дети
лепят
из
пластилина
булки,
баранки,
кондитерские изделия.
Детей
продолжают
учить
передвигаться
в
групповых
построениях,
согласовывать
свои
действия
с
действиями
других.
Правильному
выполнению
упражнений
способствуют
использование
разнообразных
пространственных ориентиров, применение образной речи при объяснении
упражнений, имитационные задания.
Объясняя задание группе детей, взрослый приучает их выслушивать
объяснения
до
конца,
начинать
движение
всем
вместе
по
сигналу
или
разрешению. При необходимости перед повторением упражнения педагог
снова объясняет и показывает движение. При этом он должен помнить, что у
детей этой возрастной группы еще недостаточно выражено стремление к
последовательным
действиям,
которые
объединены
единым
игровым
содержанием. Особое внимание при объяснении уделяется тому элементу
движения, освоение которого предусмотрено конкретной учебной задачей
занятия.
Особое внимание стоит уделить введению новых игр. Содержание и
правила новой
игры можно объяснить полностью, после чего сразу же
можно
приступить
к
игре.
Однако
в
ходе
игры
возможны
объяснения,
указания,
направленные
на
уточнение
правил,
на
лучшее
выполнение
движений. При проведении же игр, знакомых детям, воспитатель напоминает
основное содержание, правила игры, указывает места для играющих.
Участие воспитателя в игре на ответственной роли желательно и в
средней группе, тем самым он показывает пример поведения в игре. Но
большую часть времени ответственные роли в играх должны выполнять дети.
При
распределении
этих
ролей
не
следует
отдавать
предпочтение
детям
активным: важно, чтобы все попробовали свои силы в разных ролях. При
выборе
детей
на
ответственные
роли
надо
учитывать
индивидуальные
особенности.
Так, дети застенчивые не всегда охотно берут такие роли, а некоторые
из них вызываются сами, но не могут справиться с ролью. Застенчивых детей
следует
сначала
выбирать
на
простые
роли,
где
не
требуется
особой
быстроты и ловкости движений, а затем, по мере роста возможностей детей
привлекать их к более сложным ролям.
Несмотря на то, что дети 4-5 лет лучше осознают правила игры и
действуют
соответственно,
все
же
отдельные
дети
нередко
нарушают
правила. Нельзя во время игры злоупотреблять указаниями и требованиями
точности выполнения движений, так как это снижает эмоциональность игры.
Желательно после игры поговорить с детьми о том, как они играли, кто
нарушал правила, кто играл честно и так далее. Такой разговор с детьми
имеет
большое
воспитательное
значение,
проходить
он
должен
в
непринужденной форме, в любое свободное время. Можно поговорить об
игре
и
сразу
после
ее
окончания,
но
нельзя
превращать
разговор
в
длительную нравоучительную беседу.
При
повторении
подвижных
игр
следует
стремиться
к
более
правильному выполнению движений, правил, к тому, чтобы дети, освоив
игру, пытались организовать ее самостоятельно.
Усложнение игр при повторении может осуществляться не только за
счет
использования
новых
пособий,
нового
размещения
играющих
на
площадке, использования природных условий (игры на полянке, на лужайке и
тому
подобное),
но
и
за
счет
усложнения
правил,
изменения
условий
движений, усложнения роли ведущего. Например, можно поставить условие
ловить в каком-то ограниченном пространстве или увеличить расстояние для
бега; для выполняющего ответственную роль волка, лисы сделать нору, из
которой он должен вылезать, а не просто выбегать; ловишке дать задание
поймать
определенное
число
детей
(2-3),
только
после
этого
его
можно
сменить.
Все
это
ведет
к
усложнению
игр
и
требует
от
детей
большей
сообразительности, активности.
Большие возможности для эстетического развития таят в себе любимые
детьми игры с песком и другими природными материалами. Эти игры могут
стать
средством
нравственного
воспитания
детей,
их
сплочения
для
выполнения
общего
замысла
-
постройки
дома,
туннеля,
дороги.
Роль
педагога
заключается
в
том,
чтобы
помочь
детям
делать
постройки
прочными, красивыми, поощрять целеустремленность усилий.
При внесении в игры различных дополнений, не нарушающих ее хода,
дети привыкают действовать в измененных условиях, что весьма важно для
развития и совершенствования их способностей.
Благодаря усложнениям развивающие игры остаются интересными для
детей на долгое время.