Напоминание

Как составлять рабочую программу педагога


Автор: Ходырева Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75"Лебедушка"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Презентация
Тема: Как составлять рабочую программу педагога
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДИАЛОГ НАУКИ И ПРАКТИКИ:

КОНСТРУИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Воспитатель: И.А.Ходырева

Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации”

ст. 48, ч.1, п.1
Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии
с утвержденной рабочей

программой


Конструирование рабочей

программы
При разработке рабочей программы мы должны отталкиваться от требований
ФГОС ДО
, образовательной Программы, Программы развития ДОО. Рабочая программа является
внутренним стандартом образования
и определяет специфику организации образовательного процесса каждым педагогом. Рабочие программы педагогов являются частью ОП ДОО.
Конструирование рабочей программы
Рабочая программа отражает конкретные условия,

образовательные потребности и особенности

развития воспитанников.

Педагог создает индивидуальную педагогическую

модель образования на основе ФГОС ДО.

Рабочая программа педагога должна стать

инструментом совершенствования качества

образования, учитывать потребности родителей и

детей на образовательные услуги, способствовать

достижению социально-значимых результатов

образования воспитанников.

Вопрос практики  Какие функции выполняет рабочая программа? Зачем она нужна?
Функции рабочей программы  Целеполагания – программа определяет и конкретизирует цели и задачи образования детей конкретной возрастной группы.  Прогностическо-планирующая – позволяет сделать прогноз относительно развития субъектов образования, наметить пути их развития.  Содержательная – программа фиксирует состав смысловых блоков, тем, культурных практик, подлежащих усвоению воспитанниками на уровне зоны ближайшего развития.  Нормативно-оценочная – рабочая программа позволяет оценить эффективность педагогических действий.  Соморазвития – конструирование программы способствует формированию педагогической рефлексии, оценки, развивает профессиональное самосознание.

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Существует ли порядок разработки рабочей программы воспитателя?
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РФ?  Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать специальные примерные положения
о порядке

разработки, утверждения и структуре рабочих

программ в дошкольных образовательных

учреждениях
того или иного города, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в целях содействия педагогам ДОУ в нормативно-правовом обеспечении разработки и утверждении рабочих программ.  ДОО разрабатывает
свое Положение о порядке

разработки, структуре и утверждении рабочих

программ, реализующих основные

общеобразовательные программы дошкольного

образования


ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Какими нормативно-правовыми документами нужно руководствоваться при разработке рабочей программы?
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: ФГОС ДО (2013) Об утв. порядка орг. и осущ.образ. деят. по основным общеобраз. прогр. - образовательным программам дошкольного образования« (2013) Примерная ООП СаНПин
2.4.1.3049-13

Положение о разработке, структуре и утверждении

рабочих программ, реализующих ООП ДО


ВОПРОС ПРАКТИКИ
 На сколько часов рассчитана рабочая программа?
ИЗ ФГОС ДО  При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется
не более 14

часов
с учетом режима дня и возрастных категорий детей

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Могу ли я составить рабочую программу на основе только интересов и особенностей детей моей группы?
НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ • Примерная образовательная программа ДОО • Образовательная программа дошкольного образования • Рабочая программа группы (старшей, средней и др.)

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 На какой период необходимо разрабатывать рабочую программу?
СПЕЦИФИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДО Рабочую программу дошкольного образования не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ.
Структура и

содержание рабочей программы
при необходимости
корректируется педагогами
в соответствии с реальными изменяющимися условиями ежегодно

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Обязательно ли в рабочей программе должно быть две части?
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО:  Наличие двух частей: обязательной и формируемой участниками образовательных отношений (п.2.9. стандарта ДО) Обязательная часть включает пять образовательных областей. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены
выбранные

и/или разработанные
самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Каково должно быть соотношение федеральной части и части, формируемой участниками образовательных отношений?
ИЗ СТАНДАРТА  2.10. Объем обязательной части Программы
рекомендуется
не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.  2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Содержание этих разделов конкретизировано в стандарте
Вопрос практики  Как конструировать рабочую программу по разделам?

Структура рабочей программы ( ФГОС ДО)

(примерные рекомендации)

( в ДОО должно быть принято Положение о рабочей Программе, закрепленное

локальным актом, в котором указана в том числе и структура рабочей программы)

1.Титульный лист
 Полное название МДОУ  Грифы «Утверждаю: заведующий (дата, подпись, номер приказа….», «Принято (рассмотрено) – (в зависимости от того, как это указано в Положении): на заседании педагогического совета (номер протокола…от…», «Согласовано: зам.зав. по ВМР… (дата)» (при необходимости)  Название (рабочая программа, ФИО разработчика, возрастная группа, можно указать, какая примерная программа лежит в основе (составлена на основе примерной программы….)  Год реализации программы (на … учебный год);  Город, год разработки
2. Содержание
(оглавление) программы с указанием страниц.
3. Целевой раздел
(включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы)

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. группы

разработана в соответствии с ООП «Детского сада № »,

в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы

обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте

от __ до __ лет с учётом их возрастных и

индивидуальных особенностей по основным

направлениям - физическому, социально-

коммуникативному, познавательному, речевому и

художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы…

Реализуемая программа строится на принципе

личностно–развивающего и гуманистического

характера взаимодействия взрослого с детьми.

Пояснительная записка 
Данная программа разработана в соответствии со

следующими нормативными документами…

Цель и задачи (указанные в ООП ДОУ в

обязательной и вариативной части)

Принципы и подходы в организации

образовательного процесса (в соответствии с ООП

ДОУ)

Возрастные и индивидуальные особенности

контингента детей группы.

Планируемые результаты освоения Программы

(промежуточные результаты в соответствии с

возрастной группой)

Содержательный раздел  Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям;  Перечень основных форм образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями) с учетом видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте, указанных в ФГОС (п.2.7) и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;  Перспективное планирование;  План работы с родителями и др. планы.  В вариативной части все вышеуказанное с учетом содержания парциальных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных

отношений, может включать различные направления
 специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (региональный компонент);  выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;  сложившиеся традиции Организации или Группы.
Организационный раздел  Оформление развивающей предметно-пространственной среды (в зависимости от образовательной области ).  Режим дня, расписание занятий(с указанием количества и времени, отводимого на те или иные виды деятельности в день и в неделю; в вариативной части дополнительные образовательные услуги), двигательный режим, схема закаливания детей и др..  Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания (также целесообразнее сделать по образовательным областям).


6. Список литературы

7. Приложения


ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ
 В рабочей программе прописывается конкретный результат или целевые ориентиры?
О планируемых результатах  Планируемые
результаты освоения Программы

конкретизируют требования Стандарта к

целевым ориентирам
в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений,
с учетом возрастных возможностей
и
индивидуальных различий
(индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Нужно ли рассказывать родителям об образовательной и рабочей программах?  На каких аспектах программы лучше сосредоточить внимание родителей?
К ПРОГРАММЕ НУЖНА КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее
краткой презентации
. Краткая презентация Программы должна быть
ориентирована на родителей
(законных представителей) детей и доступна для ознакомления.  В краткой презентации Программы должны быть указаны:  1)
возрастные и иные категории детей, на которых

ориентирована Программа Организации
, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья  2)
используемые Примерные программы
;  3)
характеристика взаимодействия педагогического

коллектива с семьями детей
.

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Надо ли нам расписывать подробно всю образовательную и рабочую программу?
ПРОГРАММА МОЖЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИМЕРНОЙ!  Пункт 2.12 Стандарта обращает наше внимание на то, что в случае, если обязательная часть
Программы соответствует примерной программе,
она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть
представлена развернуто
в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она
не

соответствует одной из примерных программ.

(имеется ввиду образовательная программа)


ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Какие программы нам лучше выбрать для наполнения «регионального» компонента?
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ  Содержание рабочей программы направлено на реализацию образовательного содержания различных направлений развития детей (
из числа

парциальных программ или программ, созданных

педагогами самостоятельно
).  Выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми
зависит от

потребностей и интересов детей, а также

возможностей педагогического коллектива,

сложившихся традиций Организации или

группы
.( в соответствии с ФГОС ДО) 

ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Обязательно ли прописывать региональные особенности при разработке рабочей программы?
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ В рабочей программе
должны учитываться

образовательные потребности, интересы и мотивы

детей, членов их семей и педагогов
. Программа
может быть
ориентирована на
специфику

национальных, социокультурных и иных условий
, в которых осуществляется образовательная деятельность. Несомненно, что особенности (культурно-исторические, природные, социальные) могут быть отражены при разработке части образовательной программы, которая формируется участниками образовательных отношений (см. 2.11.2
).


ВОПРОС ПРАКТИКИ
 Ранее вышедшие документы нужно принимать во внимание при разработке?
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН П. 11.4. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями; П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. П.11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться
не менее 3-4

часов.
 11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин.  Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. 
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН  11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от
3 до 4 лет - не

более 15 минут
, для детей от
4 до 5 лет - не

более 20 минут
, для детей
от 5 до 6 лет - не

более 25 минут
, а для детей
от 6 до 7 лет - не

более 30 минут
.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН  11.11. Максимально допустимый
объем

образовательной нагрузки
в первой половине дня
в

младшей и средней группах не превышает 30 и 40

минут
соответственно, а
в старшей и

подготовительной - 45 минут и 1,5 часа

соответственно
. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН  11.12.
Образовательная деятельность с детьми

старшего дошкольного возраста может

осуществляться во второй половине дня после

дневного сна
. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН  11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.  Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
 Спасибо за внимание!


В раздел образования