Автор: Ходырева Ирина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №75"Лебедушка" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: Презентация Тема: Как составлять рабочую программу педагога Раздел: дошкольное образование
Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации”
ст. 48, ч.1, п.1
Педагогические работники обязаны: осуществлять
свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию
преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины
(модуля) в соответствии с утвержденной рабочей
программой
Конструирование рабочей
программы
При разработке рабочей программы
мы должны отталкиваться от
требований ФГОС ДО ,
образовательной Программы,
Программы развития ДОО.
Рабочая программа является
внутренним стандартом образования
и определяет специфику организации
образовательного процесса каждым
педагогом.
Рабочие программы педагогов
являются частью ОП ДОО.
Конструирование рабочей программы
Рабочая программа отражает конкретные условия,
образовательные потребности и особенности
развития воспитанников.
Педагог создает индивидуальную педагогическую
модель образования на основе ФГОС ДО.
Рабочая программа педагога должна стать
инструментом совершенствования качества
образования, учитывать потребности родителей и
детей на образовательные услуги, способствовать
достижению социально-значимых результатов
образования воспитанников.
Вопрос практики
Какие функции выполняет рабочая программа? Зачем
она нужна?
Функции рабочей программы
Целеполагания – программа определяет и конкретизирует цели
и задачи образования детей конкретной возрастной группы.
Прогностическо-планирующая – позволяет сделать прогноз
относительно развития субъектов образования, наметить пути
их развития.
Содержательная – программа фиксирует состав смысловых
блоков, тем, культурных практик, подлежащих усвоению
воспитанниками на уровне зоны ближайшего развития.
Нормативно-оценочная – рабочая программа позволяет оценить
эффективность педагогических действий.
Соморазвития – конструирование программы способствует
формированию педагогической рефлексии, оценки, развивает
профессиональное самосознание.
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Существует ли порядок разработки рабочей
программы воспитателя?
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА УРОВНЕ
СУБЪЕКТОВ РФ?
Уполномоченные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации могут разрабатывать
специальные примерные положения о порядке
разработки, утверждения и структуре рабочих
программ в дошкольных образовательных
учреждениях того или иного города, реализующих
основные общеобразовательные программы дошкольного
образования, в целях содействия педагогам ДОУ в
нормативно-правовом обеспечении разработки и
утверждении рабочих программ.
ДОО разрабатывает свое Положение о порядке
разработки, структуре и утверждении рабочих
программ, реализующих основные
общеобразовательные программы дошкольного
образования
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Какими нормативно-правовыми документами нужно
руководствоваться при разработке рабочей
программы?
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ:
ФГОС ДО (2013)
Об утв. порядка орг. и осущ.образ. деят. по
основным общеобраз. прогр. -
образовательным программам
дошкольного образования« (2013)
Примерная ООП
СаНПин 2.4.1.3049-13
Положение о разработке, структуре и утверждении
рабочих программ, реализующих ООП ДО
ВОПРОС ПРАКТИКИ
На сколько часов рассчитана рабочая программа?
ИЗ ФГОС ДО
При круглосуточном пребывании детей в Группе
реализация программы осуществляется не более 14
часов с учетом режима дня и возрастных категорий
детей
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Могу ли я составить рабочую программу на основе
только интересов и особенностей детей моей
группы?
НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
•
Примерная образовательная
программа ДОО
•
Образовательная программа
дошкольного образования
•
Рабочая программа группы
(старшей, средней и др.)
ВОПРОС ПРАКТИКИ
На какой период необходимо разрабатывать рабочую
программу?
СПЕЦИФИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДО
Рабочую программу дошкольного образования не
следует рассматривать как однажды написанный и не
подлежащий коррекции документ. Структура и
содержание рабочей программы при
необходимости корректируется педагогами в
соответствии с реальными изменяющимися условиями
ежегодно
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Обязательно ли в рабочей программе должно быть
две части?
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНО:
Наличие двух частей: обязательной и формируемой
участниками образовательных отношений (п.2.9.
стандарта ДО)
Обязательная часть включает пять образовательных
областей.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, должны быть представлены выбранные
и/или разработанные самостоятельно участниками
образовательных отношений Программы, направленные
на развитие детей в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и/или
культурных практиках (далее - парциальные
образовательные программы), методики, формы
организации образовательной работы.
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Каково должно быть соотношение федеральной
части и части, формируемой участниками
образовательных отношений?
ИЗ СТАНДАРТА
2.10. Объем обязательной части Программы
рекомендуется не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных
отношений, не более 40%.
2.11. Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и
часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Содержание этих разделов конкретизировано в
стандарте
Вопрос практики
Как конструировать рабочую программу по
разделам?
Структура рабочей программы ( ФГОС ДО)
(примерные рекомендации)
( в ДОО должно быть принято Положение о рабочей Программе, закрепленное
локальным актом, в котором указана в том числе и структура рабочей программы)
1.Титульный лист
Полное название МДОУ
Грифы «Утверждаю: заведующий (дата, подпись, номер приказа….»,
«Принято (рассмотрено) – (в зависимости от того, как это указано в
Положении): на заседании педагогического совета (номер протокола…от…»,
«Согласовано: зам.зав. по ВМР… (дата)» (при необходимости)
Название (рабочая программа, ФИО разработчика, возрастная группа, можно
указать, какая примерная программа лежит в основе (составлена на основе
примерной программы….)
Год реализации программы (на … учебный год);
Город, год разработки
2. Содержание (оглавление) программы с указанием страниц.
3. Целевой раздел (включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения программы)
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. группы
разработана в соответствии с ООП «Детского сада № »,
в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте
от __ до __ лет с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным
направлениям - физическому, социально-
коммуникативному, познавательному, речевому и
художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы…
Реализуемая программа строится на принципе
личностно–развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со
следующими нормативными документами…
Цель и задачи (указанные в ООП ДОУ в
обязательной и вариативной части)
Принципы и подходы в организации
образовательного процесса (в соответствии с ООП
ДОУ)
Возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей группы.
Планируемые результаты освоения Программы
(промежуточные результаты в соответствии с
возрастной группой)
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы по
образовательным областям;
Перечень основных форм образовательной
деятельности в соответствии с направлениями
развития (образовательными областями) с учетом
видов деятельности в раннем и дошкольном
возрасте, указанных в ФГОС (п.2.7) и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания;
Перспективное планирование;
План работы с родителями и др. планы.
В вариативной части все вышеуказанное с учетом
содержания парциальных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может включать различные направления
специфику национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность (региональный компонент);
выбор тех парциальных образовательных программ и
форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Организационный раздел
Оформление развивающей предметно-пространственной среды
(в зависимости от образовательной области ).
Режим дня, расписание занятий(с указанием количества и
времени, отводимого на те или иные виды деятельности в день
и в неделю; в вариативной части дополнительные
образовательные услуги), двигательный режим, схема
закаливания детей и др..
Описание материально-технического обеспечения Программы,
обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания (также целесообразнее сделать по
образовательным областям).
6. Список литературы
7. Приложения
ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ
В рабочей программе прописывается конкретный
результат или целевые ориентиры?
О планируемых результатах
Планируемые результаты освоения Программы
конкретизируют требования Стандарта к
целевым ориентирам в обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий (индивидуальных
траекторий развития) детей, а также особенностей
развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети
с ограниченными возможностями здоровья).
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Нужно ли рассказывать родителям об
образовательной и рабочей программах?
На каких аспектах программы лучше сосредоточить
внимание родителей?
К ПРОГРАММЕ НУЖНА КРАТКАЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее
краткой презентации . Краткая презентация Программы
должна быть ориентирована на родителей (законных
представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых
ориентирована Программа Организации , в том числе
категории детей с ограниченными возможностями здоровья
2) используемые Примерные программы ;
3) характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями детей .
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Надо ли нам расписывать подробно всю
образовательную и рабочую программу?
ПРОГРАММА МОЖЕТ
СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРИМЕРНОЙ!
Пункт 2.12 Стандарта обращает наше внимание на
то, что в случае, если обязательная часть
Программы соответствует примерной программе,
она оформляется в виде ссылки на соответствующую
примерную программу. Обязательная часть должна
быть представлена развернуто в соответствии с
пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не
соответствует одной из примерных программ.
(имеется ввиду образовательная программа)
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Какие программы нам лучше выбрать для
наполнения «регионального» компонента?
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ
Содержание рабочей программы направлено на
реализацию образовательного содержания различных
направлений развития детей ( из числа
парциальных программ или программ, созданных
педагогами самостоятельно ).
Выбор парциальных образовательных программ и
форм организации работы с детьми зависит от
потребностей и интересов детей, а также
возможностей педагогического коллектива,
сложившихся традиций Организации или
группы .( в соответствии с ФГОС ДО)
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Обязательно ли прописывать региональные
особенности при разработке рабочей программы?
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ
В рабочей программе должны учитываться
образовательные потребности, интересы и мотивы
детей, членов их семей и педагогов . Программа
может быть ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и иных условий , в
которых осуществляется образовательная
деятельность. Несомненно, что особенности
(культурно-исторические, природные, социальные)
могут быть отражены при разработке части
образовательной программы, которая формируется
участниками образовательных отношений (см. 2.11.2 ).
ВОПРОС ПРАКТИКИ
Ранее вышедшие документы нужно принимать во
внимание при разработке?
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ
ТРЕБОВАНИЯ САНПИН
П. 11.4. Максимальная продолжительность
непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет
5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими
рекомендациями;
П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных
прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность
прогулки определяется дошкольной образовательной
организацией в зависимости от климатических
условий.
П.11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза
в день: в первую половину дня и во вторую половину
дня - после дневного сна или перед уходом детей
домой
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ
ТРЕБОВАНИЯ САНПИН
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры,
подготовка к образовательной деятельности, личная
гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4
часов.
11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
длительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности не должна превышать
10 мин.
Допускается осуществлять образовательную
деятельность в первую и во вторую половину дня (по
8-10 минут). Допускается осуществлять
образовательную деятельность на игровой площадке во
время прогулки.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН
11.10. Продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной
деятельности для детей от 3 до 4 лет - не
более 15 минут , для детей от 4 до 5 лет - не
более 20 минут , для детей от 5 до 6 лет - не
более 25 минут , а для детей от 6 до 7 лет - не
более 30 минут .
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ
ТРЕБОВАНИЯ САНПИН
11.11. Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в первой половине дня в
младшей и средней группах не превышает 30 и 40
минут соответственно, а в старшей и
подготовительной - 45 минут и 1,5 часа
соответственно . В середине времени, отведенного
на непрерывную образовательную деятельность,
проводят физкультурные минутки. Перерывы между
периодами непрерывной образовательной
деятельности - не менее 10 минут.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧИТЫВАЮТСЯ
ТРЕБОВАНИЯ САНПИН
11.12. Образовательная деятельность с детьми
старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после
дневного сна . Ее продолжительность должна составлять
не более 25 - 30 минут в день. В середине
непосредственно образовательной деятельности
статического характера проводятся физкультурные
минутки.
ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧИТЫВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН
11.13. Образовательную деятельность,
требующую повышенной
познавательной активности и
умственного напряжения детей, следует
организовывать в первую половину дня.
Для профилактики утомления детей
рекомендуется проводить
физкультурные, музыкальные занятия,
ритмику и т.п.
Спасибо за внимание!