Напоминание

Роль родителей в трудовом воспитаний дошкольников


Автор: Скидина Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №29 " У Лукоморья"
Населённый пункт: город Саяногорск Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Роль родителей в трудовом воспитаний дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль родителей в трудовом воспитаний дошкольников
Опыт практической работы свидетельствует: труднее всего привлечь родителей к совместной работе, пробудить у них желание, несмотря на занятость, участвовать во всех мероприятиях по всеобучу, организуемых детскими учреждениями, и совершенствовать себя как воспитателей. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям. Развитью родительской активности существенно способствуют такие методы, как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных педагогических ситуаций. Они могут использоваться практически во всех формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных (лекции, беседы, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.). Также организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком. Известно, что общение родителей со своим ребенком на бытовом уровне сводится, как правило, к вопросам типа: «Что ел? Почему штаны грязные?» и т. п. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно – делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роли в спектакле, книги, игры, подготовка к праздникам, поход, разработка общего проекта и т. д.). Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встречи с интересными людьми, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое. Для более успешного решения задач мы используем свои формы работы. В нашей группе используются совместные выставки: 1.Выставки поделок детей и родителей по сезонам, например,: • «Осенние фантазии». • «Мастерская Деда Мороза». • «Мамины умелые ручки». 2. Родительское собрание «Папа – пример в труде». 3. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).и т.д.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс - диагностику и другие методы. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата. Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах – письменной и устной. Преимущества личностно – ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограниченно. Поэтому считаем необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы. Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от сотрудников детского сада: заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т.д. И, в-третьих, для того чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их нужно вначале убедить в необходимости этого, предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.д.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные с ребенком. Разного рода памятки, рекомендации в адрес родителей, предлагаемые им в письменной форме, лишь дополняют содержательное общение, а не подменяют его.
Наглядная информация для родителей
Наглядная информация для родителей может включать следующее: - визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.п.; - информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды как сотрудников учреждения, так и детей и даже выпускников); - стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция оправах ребенка, Конституция Российской Федерации, законов «Об образовании» и др.); - график работы сотрудников с детьми и родителями ( с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника, его почетных, ученых знаний, наград, с упоминанием об участии в общественной деятельности города и т.д.). Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.
Работу по вовлечению родителей в процесс взаимодействия со своим ребенком и детским садом на познавательном содержании можно начать с создания альбома «Моя семья» или выпуск газеты «Профессиональные родители», «Дружная семейка». Выбор рубрик определяется желанием ближе познакомиться с семьями, их составом, интересами, традициями; получить нужную для воспитателей информацию, которая в будущем поможет наладить тесную связь между педагогами и родителями, педагогами и детьми, родителей между собой и, конечно, каждой семье со своим ребенком. При оформлении газеты или альбома единственным требованием со стороны педагогов должно быть, оформлять и заполнять вместе с детьми. Таким образом, очевидно, что все это поможет коллективу дошкольного образовательного учреждения объединить детей и родителей на основе общего интереса, привлечь внимание взрослых к трудовому воспитанию дошкольников. Ценный опыт социально значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных акций, направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи. Ярким примером развития отношений ребенок – родитель – педагог является акции «Сделаем наш детский сад красивым!», «Мы - дизайнеры»- (шьем костимы для праздников и т.д.), «Куклы и дети»- (изготовление театральных кукол разного вида своими руками), «Театральная неделя», «Создание коллекции» - это могут быть и фантики, также камни, ракушки и т.д. Цель акции: объединение усилий родителей и сотрудников детского сада в деле воспитания ребенка – трудолюбивым гражданином, неравнодушного к судьбе своего города ( на примере детского сада). От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: психологом, музыкальным руководителем, логопедам, педагог ИЗО и др. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Участие родителей в жизни собственных детей помогает им: - увидеть отличие мира детей от мира взрослых; - преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми» - открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; - проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- понять, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Важно развивать доверительные отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах, разделять его радости и горести. Объединить родителей и привлечь их к сотрудничеству в решении воспитательных задач в трудовой деятельности детей.
Вывод:
1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании. 2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия. 3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (А вдруг не получится?»). Чтобы побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сформировано и ребенок может выполнить порученную работу самостоятельно, взрослым остается лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе. 4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка и свои силы, учит его работать добросовестно. Можно давать следующие постоянные трудовые поручения детям: поливать и ухаживать за цветами; вытирать пыль на подоконниках, мебели; накрывать на стол и убирать со стола; следить за солонками, горчичницами; следить за письменным столом своим и отца; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке; получать газеты и журналы, складывать их в определенном месте, отделяя новые от прочитанных;
кормить котенка или щенка; держать в порядке умывальник, покупать мыло, зубной порошок; производить уборку в отдельной комнате или квартире; пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы, содержать в порядке приспособления для этого; отвечать за порядок в буфетном шкафу; чистить платье свое и младшего брата (или сестры); если в семье есть огород или цветник, выполнять определенные виды работы (поливать, пропалывать, подкармливать, собирать урожай и др.); если в квартире есть телефон, первому подходить на звонок, вести домашний телефонный справочник; помогать в уборке и мытье посуды. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе. 5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. Ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда — необходимое условие снятия утомления. Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому что утомление у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившееся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие-то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребыванием ребенка на воздухе.


В раздел образования