Автор: Скидина Евгения Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №29 " У Лукоморья" Населённый пункт: город Саяногорск Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: Роль родителей в трудовом воспитаний дошкольников Раздел: дошкольное образование
Роль родителей в трудовом воспитаний дошкольников
Опыт практической работы свидетельствует: труднее всего привлечь
родителей к совместной работе, пробудить у них желание, несмотря на
занятость, участвовать во всех мероприятиях по всеобучу, организуемых
детскими учреждениями, и совершенствовать себя как воспитателей.
За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и
интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти
формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по
количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество,
востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического
коллектива помогли родителям и детям.
Развитью родительской активности существенно способствуют такие методы,
как постановка перед родителями проблемных вопросов, разбор проблемных
педагогических ситуаций. Они могут использоваться практически во всех
формах общения с родителями, как индивидуальных, так и коллективных
(лекции, беседы, индивидуальное и подгрупповое консультирование,
информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей,
видеотека, аудиотека и т.п.).
Также организация продуктивного общения всех участников
образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые
вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее
непосредственное общение взрослых с ребенком. Известно, что общение
родителей со своим ребенком на бытовом уровне сводится, как правило, к
вопросам типа: «Что ел? Почему штаны грязные?» и т. п.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для
ситуативно – делового, личностно ориентированного общения на основе
общего дела (рисунок, поделка, роли в спектакле, книги, игры, подготовка к
праздникам, поход, разработка общего проекта и т. д.).
Соответственно решению данной задачи выбираются и формы
взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница,
встречи с интересными людьми, праздники, издание семейных газет,
журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских
дневников и многое другое.
Для более успешного решения задач мы используем свои формы работы. В
нашей группе используются совместные выставки:
1.Выставки поделок детей и родителей по сезонам, например,:
• «Осенние фантазии».
• «Мастерская Деда Мороза».
• «Мамины умелые ручки».
2. Родительское собрание «Папа – пример в труде».
3. Благоустройство территории (совместно родители с детьми).и т.д.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с
родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно
использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс -
диагностику и другие методы. Не менее важным является самоанализ со
стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми,
наблюдения, учет активности родителей могут быть использованы для
отслеживания и оценки отсроченного результата.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах – письменной и
устной.
Преимущества личностно – ориентированного общения известны всем, тогда
как использование разного рода письменных рекомендаций при
взаимодействии с родителями весьма ограниченно. Поэтому считаем
необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы.
Во-первых, общение только в устной форме требует много времени.
Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию,
которую они последовательно получают от сотрудников детского сада:
заведующей, медицинской сестры, воспитателей и т.д.
И, в-третьих, для того чтобы родители смогли осмыслить полученные
рекомендации и следовать им, их нужно вначале убедить в необходимости
этого, предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой,
которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Так, предоставление родителям определенной информации (требования к
одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.д.) избавляет
дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем
помогает правильно решать важные задачи, связанные с ребенком.
Разного рода памятки, рекомендации в адрес родителей, предлагаемые им в
письменной форме, лишь дополняют содержательное общение, а не
подменяют его.
Наглядная информация для родителей
Наглядная информация для родителей может включать следующее:
- визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности
и программы работы, дополнительных услуг и т.п.;
- информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды как
сотрудников учреждения, так и детей и даже выпускников);
- стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие
выдержки из нормативно-правовых документов от международного до
локального уровня (Конвенция оправах ребенка, Конституция Российской
Федерации, законов «Об образовании» и др.);
- график работы сотрудников с детьми и родителями ( с указанием фамилии,
имени, отчества сотрудника, его почетных, ученых знаний, наград, с
упоминанием об участии в общественной деятельности города и т.д.).
Все стенды должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к
оформлению учреждения: единый стиль, хороший вкус, ясная логика.
Работу по вовлечению родителей в процесс взаимодействия со своим
ребенком и детским садом на познавательном содержании можно начать с
создания альбома «Моя семья» или выпуск газеты «Профессиональные
родители», «Дружная семейка».
Выбор рубрик определяется желанием ближе познакомиться с семьями, их
составом, интересами, традициями; получить нужную для воспитателей
информацию, которая в будущем поможет наладить тесную связь между
педагогами и родителями, педагогами и детьми, родителей между собой и,
конечно, каждой семье со своим ребенком.
При оформлении газеты или альбома единственным требованием со стороны
педагогов должно быть, оформлять и заполнять вместе с детьми.
Таким образом, очевидно, что все это поможет коллективу дошкольного
образовательного учреждения объединить детей и родителей на основе
общего интереса, привлечь внимание взрослых к трудовому воспитанию
дошкольников.
Ценный опыт социально значимого поведения получают дети и взрослые в
ходе совместных акций, направленных на развитие взаимодействия детского
сада и семьи.
Ярким примером развития отношений ребенок – родитель – педагог является
акции «Сделаем наш детский сад красивым!», «Мы - дизайнеры»- (шьем
костимы для праздников и т.д.), «Куклы и дети»- (изготовление театральных
кукол разного вида своими руками), «Театральная неделя», «Создание
коллекции» - это могут быть и фантики, также камни, ракушки и т.д.
Цель акции: объединение усилий родителей и сотрудников детского сада в
деле воспитания ребенка – трудолюбивым гражданином, неравнодушного к
судьбе своего города ( на примере детского сада).
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все.
Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим
родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в
жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим
ребенком, так и с коллективом специалистов: психологом, музыкальным
руководителем, логопедам, педагог ИЗО и др.
Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную
информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых
кроются причины многих детских проблем.
Участие родителей в жизни собственных детей помогает им:
- увидеть отличие мира детей от мира взрослых;
- преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как к
равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими
детьми»
- открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении
задач воспитания;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть
готовым к эмоциональной поддержке;
- понять, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать.
Можно лишь подавить или запугать ребенка. Важно развивать доверительные
отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах, разделять его
радости и горести.
Объединить родителей и привлечь их к сотрудничеству в решении
воспитательных задач в трудовой деятельности детей.
Вывод:
1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в
труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет
проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в
основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник
выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше
родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее
будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к
ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к
деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с
детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не
только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется,
возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество
выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по
бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или
физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает
чувства радости и не оказывает положительного воспитательного
воздействия.
3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой.
Начало трудового урока всегда является трудным, как ребенок испытывает
робость, нерешительность, боязнь (А вдруг не получится?»). Чтобы побороть
нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с
показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение
сформировано и ребенок может выполнить порученную работу
самостоятельно, взрослым остается лишь неназойливый контроль за
качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в
работе.
4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои
трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая
позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей,
укрепляет веру ребенка и свои силы, учит его работать добросовестно.
Можно давать следующие постоянные трудовые поручения детям: поливать и
ухаживать за цветами; вытирать пыль на подоконниках, мебели; накрывать на
стол и убирать со стола; следить за солонками, горчичницами; следить за
письменным столом своим и отца; отвечать за книжную полку или за
книжный шкаф и держать их в порядке; получать газеты и журналы,
складывать их в определенном месте, отделяя новые от прочитанных;
кормить котенка или щенка; держать в порядке умывальник, покупать мыло,
зубной порошок; производить уборку в отдельной комнате
или квартире; пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы, содержать
в порядке приспособления для этого; отвечать за порядок в буфетном шкафу;
чистить платье свое и младшего брата (или сестры); если в семье есть огород
или цветник, выполнять определенные виды работы (поливать, пропалывать,
подкармливать, собирать урожай и др.); если в квартире есть телефон,
первому подходить на звонок, вести домашний телефонный справочник;
помогать в уборке и мытье посуды.
Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически
заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.
5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление.
Ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена
видов деятельности, чередование разных видов труда — необходимое
условие снятия утомления. Такое чередование в режиме дня младшего
школьника особенно необходимо, потому что
утомление у него наступает
значительно раньше, чем у взрослого. Накопившееся в школе
утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит
какие-то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела
связаны с пребыванием ребенка на воздухе.