Автор: Адикова Саида Юнусовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7" Населённый пункт: г. Вилючинск Камчатский край Наименование материала: конспект занятия Тема: "Письмо от Деда Мороза" Раздел: дошкольное образование
Цели:
Упражнять в различении знаний детей о букве, звуке, слоге.
Закреплять деление слов на слоги.
Продолжать учить проводить звуковой анализ слова.
Развивать фонематический слух.
Продолжать учить составлять предложения.
Пользоваться антонимами, расширять словарный запас.
Формировать грамматический строй речи.
Ход занятия.
(Под весёлую детскую песню дети заходят в группу)
В: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся
с ними.
Сегодня я хочу поделиться с вами добротой. Возьмёмся за руки и
передадим своё добро, тепло друг другу, легонько сжимая ладони. Это
солнышко доброты согрело ваши ладошки.
Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принёс письмо. Здесь написано,
что оно детям группы «Родничок» д/с «Русалочка» от Деда Мороза.
- Давайте прочтём и узнаем, что же нам пишет Дед Мороз.
(вос – ль читает письмо)
«Здравствуйте, ребята! Вы, наверно, удивились, получив от меня письмо,
обычно письма пишут мне. Слышал я, что вы весёлые, любознательные.
Захотелось самому побывать у вас, проверить чему вы научились. Да делу
меня сейчас много. Посылаю к вам своих снежинок- пушинок. Принесут
они вам задания интересные, конкурсы необыкновенные, а вы покажите
свои знания и находчивость. Дед Мороз.
Белые снежинки
Вот они какие
Тихие, нежные
Белые пушинки
В: Ну что, поиграем в снежинкины игры, да и покажем, чему мы научились.
Первый конкурс – разминка»
- Где живут наши звуки? (в ротике)
- Что помогает правильно произносить звуки слова? (зубы, язык, горло уши,
глаза, легкие)
- Что вы знаете о звуках? Буквах? (звуки мы произносим и слышим, а буквы
мы видим, пишем)
- А какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- А какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
Ребята, Дед Мороз хотел узнать знаем ли мы буквы, но налетел ветер –
проказник и всё испортил, давайте, все вместе исправим ошибки.
(дети дописывают недостающую часть от буквы)
- Ну вот и узнали мы все буквы. Назовите их теперь (А,У, И, Ы, О)
- Это какие буквы? (гласные)
Второй конкурс – угадай-ка
У Деда Мороза есть помощник Снеговик. Он хочет поиграть с вами со
своими любимыми игрушками. У вас на столах лежат резиновые игрушки.
Вам нужно сказать, как называется ваша игрушка, и разделить эти слова на
слоги, и назвать каждый слог.
(дети называют игрушку и делят хлопками слова на слоги)
Третий конкурс – не ошибись
Я назову слова, а вы слова, которые могут быть похожими:
Лес – лесной
Дерево – деревянный
Стекло – стеклянный
Железо – железный
Пластмасса – пластмассовый
Слова – превращения:
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил ……дом
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал…….домик
Самый маленький гномишко
Под кустом сложил……домишко
Самый мудрый гном – гномище
Выстроил большой……домище
Был он стар, и был он сед
И большой был домосед
А за печкой, за трубой
Жил у дома….. домовой.
- А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора.
Физ. минутка
Вверх ладошки хлоп – хлоп
По коленкам шлёп – шлёп
По плечам себя похлопать
По бокам себя пошлёпать
Можно хлопнуть за спиной
А теперь перед собой
Вправо хлопнем, влево хлопнем
И на стульчик тихо сядем
Четвёртый конкурс- думай – ка»
У Деда Мороза есть внучка Снегурочка. И она для вас приготовила задание.
Это игра «Доскажи словечко»
Четыре ноги
Пятый хвост
Шестая грива
Мчится как огонь,
Ну, конечно…..(конь)
(на доске появляется иллюстрация КОНЯ под ней карточка с тремя
квадратиками)
- Сколько квадратиков под этой картинкой? (три). Значит в слове КОНЬ
сколько звуков? (три)
- Ребята, выложите звуковой анализ слова КОНЬ.
- Уберите гласный звук О. Уберите твёрдый согласный звук. Назовите его.
Произнесите его мягко. Уберите мягкий согласный звук. Назовите его.
Произнесите его твёрдо. Придумайте слова со звуком Н.
Пятый конкурс – назови – ка
- Я буду говорить слова со звуком (Ы) в конце слова, а вы будете называть
их ласково, чтобы в конце слова появился звук (И):
Зонты – зонтики
Мосты- мостики
Усы- усики
Носы – носики
Кусты – кустики
Лапы – лапки
Зубы – зубки
Шестой конкурс – слова наоборот
Большой – маленький
Весёлый- грустный
Хороший- плохой
Толстый – худой
Быстрый – медленный
Грязный – чистый
Горячий – холодный
Широкий – узкий
Старый- новый
Седьмой конкурс – составь – ка
Дед Мороз очень любит загадывать загадки. Послушайте, какую загадку он
вам загадал.
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу,
В дупле, на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
(на доске появляется иллюстрация белки)
- Ребята, как можно назвать белку ласково? (белочка). Составьте
предложения со словом белка.
- Вы уже знаете, что в предложении все слова дружат друг с другом.
Подружите слова БЕЛКА, ГРЫЗТЬ, ОРЕХ
- какое предложение можно составить из этих слов? (Белка грызёт орех)
- какое первое, второе, третье слово?
(по «живой модели»)
- скажите это предложение тихо, громко, как рыбка.
- Молодцы! Мне, кажется, Дед Мороз остался довольным нашими ответами
на его вопросы. Да и скоро захочет прийти к нам. Давайте отправим
обратно Деду Морозу его волшебные снежинки. Пусть они расскажут,
каким интересным было сегодняшнее занятие.
Вот и закончилась встреча
Настал расставания час,
Мы все чуть устали,
Но нас согревал
Улыбки и блеск ваших глаз