Напоминание

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения


Автор: Гуляева Наталья Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: "Детский сад №1"
Населённый пункт: п.Палатка Хасынский городской округ Магаданской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми, с

проблемами обучения и поведения.

(Интеграция деятельности музыкального руководителя и педагога

психолога)


Вера в волшебство и чудеса живёт внутри нашей души, как её потенциальная способность, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие. Всё чаще мы встречаем детей агрессивных и гиперактивных, тревожных, с трудом общающихся со сверстниками, нечувствительных к социальным нормам и правилам, не умеющих вести себя на занятиях. Для них характерны конфликтность, эмоциональная неустойчивость, чрез мерная подвижность, застенчивость, робость, снижение интеллектуальных способностей. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В период психологической адаптации ребёнка в школе у первоклассников могут возникать страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость.. Проблема детей с особым образовательными потребностями становится с каждым днем всё более актуальной. В ФГОС говорится, что реализация Программы должна реализовываться в специфических для детей формах деятельности: познавательной, исследовательской, творческой. Одним из таких способов, средств коррекции проблем дошкольников является театрализованная деятельность, которая относится к современным игровым технологиям и построена на сотворчестве взрослых и детей. Она интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра. И ещё этот вид деятельности является частью коррекционной работы педагога -психолога, в игре происходит коррекция, как отдельных психологических функций, так и формирование личности ребёнка в целом. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребёнка, т.е. способности ребёнка удивляться и познавать, умения находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового. Включение детей в
разнообразные формы театрализованной деятельности способствует более эффективному развитию креативности детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность интегративна так как в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности( речевая, двигательная, музыкальная и пр.) А учитывая способности психологического развития детей с проблемами развития, музыкальный фольклор - ценный материал для расширения музыкально- образовательных задач и коррекции недостатков познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, социально- психологической адаптации. Одна из главных задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей, одним из средств развития которых является театрализованная деятельность, объединяющая в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа. Так как театрализованная деятельность является одним из средств коррекции проблем ребёнка в работе педагога психолога и средством развития творческих способностей, можно сказать, что работа педагога - психолога и музыкального руководителя является взаимодополняемой. Поэтому мы решили реализовать совместный проект «Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения». Отбор детей для участия в проекте осуществляется нами из основания результатов диагностик, выявление проблемных зон развития, наблюдений педагогов Цель проекта: Интеграция работы музыкального руководителя и педагога – психолога в коррекции речевой, познавательной и эмоциональных сфер, развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
Содержание театрализованной деятельности:
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; -разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; -импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки; -Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли; -игры – драматизации с пальчиками – атрибуты ребёнок надевает на пальцы, сам действует за персонажа;
- игры – драматизации с куклами – бибабо
Задачи проекта:
-Решение проблем эмоционально - личностного развития детей через вовлечения их в театрализованную деятельность -Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать -Формирование речевой деятельности, как средства общения -Знакомство детей с содержанием художественных произведений -Развитие сферы чувств, соучастие, сопереживание; -Формирование интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников. -Побуждение детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.д) - Развитие у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
Срок реализации проекта : Февраль – декабрь 2016 г

Участники:
Дети «группы риска» (2мл.гр. №7№8, средняя группа № №9,4.старшая группа №№3,11, подготовительная к школе группа №№ 12,10.
Презентация проекта:
Представление материалов проекта на сайте ДОУ, участие в региональной экспериментальной площадке. Популяризация проекта: Выступления участников проекта среди групп детского сада, перед родителями
Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; -развиваются психические процессы :внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции; -происходит развитие различных анализаторов: зрительного слухового, речедвигательного; -активируется и совершенствуется словарный запас, выразительность речи; -совершенствуется моторика, координация, плавность, целенаправленность движений; -развивается эмоционально –волевая сфера;
-происходит коррекция поведения; -стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности; -совершенствуются исполнительские умения умения детей; -создание положительного фона, эмоционального комфорта; -формирование способности к импровизации.
Предварительная работа:
-Просмотр кукольных спектаклей, прослушивание мелодий, постановка танцев, игры на музыкальных инструментах и т.д – музыкальный руководитель…. -Психокоррекционные этюды(содержание соответствует одной из патологических доминант – страх, застенчивость, агрессивность…): игры (снятие психоэмоционального и телесного напряжения, отработка механизмов саморегуляции, развитие воображения, развитие коммуникативных навыков…); пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики); педагог психолог -Чтение художественной литературы, рассматривание книжных иллюстраций, творчество ребёнка в речевой, игровой, изодеятельности – воспитатель.
Перспективное планирование совместной деятельности музыкального

руководителя и психолога.
Дата Содержание работы Работа с родителями Результат Февраль 2016 Обсуждение будущего проекта, его содержания, выбор материала (сказки, сценки, этюды…) изготовление атрибутов Март 2016  Музыкальная сказка « У страха глаза велики»  Игры «Зайчики и Слоники» «Зайчики» задерживать внимание на мышечных ощущениях, Разучивание текста дома с детьми Помощь в изготовлении костюмов Презентация проекта в экспериментальной площадке.Открыты й показ «Мы играем в театр»
различать их. *Варежковый театр «Матрешки» *Пальчиковая гимнастика «Кошка» *Этюд «Добрые и злые кошки» Апрель 2016 Оркестр из предметов домашнего обихода(крышки, кастрюли, ведро, стаканы с водой) *Заклички, потешки – приметы весны «Медведь проснулся…» *Загадки о животных *Драматизация сказки «Заячья избушка» *Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» Помощь в изготовлении атрибутов Показ сказки детям Май 2016 *Кукольный театр «Пасхальное яичко» *Пасхальные игры « Кто скорее перенесёт яйца» *Игра «Пузырь» *Игра «Катание яиц» *Заклички Весны «Пасху радостно встречаем»-развлечение *Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» *Психомышечный релакс «Лицо загорает» Разучивание текста дома с детьми Участие родителей в майских праздниках Участие в празднике Выставка поделок (пасхальные яйца) Разучивание потешек, небылиц.
ИЮНЬ201 6 *Развлечение «Во поле берёза стояла» *Сюжетно – ролевая игра «Чаепитие» *Игротерапевтическая сказка «Слоненок с шариками» Кукольный театр «Лисёнок и Ромашка» *Этюд «Страшный зверь»(на основе стихотворения( на основе стихотворения «Страшный зверь» *Игра «Зеркало» - учить определять свои эмоциональные состояния, называть их «Приглашаем в гости. Играем вместе» Конкурс чтецов (потешки, стихи о берёзке) Участие в празднике. Посвященное Дню защиты детей. « Нарисуй эмоцию» Август 2016 *Этюд «Собираемся на прогулку» *Драматизация сказки «Жихарка» *Упражнения на релаксацию «Куклы», «Чайка» *Чтение и обыгрывание сказки «Два барана» *Кукольный театр «Как ёж лисёнка обидел»(терапевтическая сказка) *Пальчиковая гимнастика «Белка» *Психомышечный релакс «Лицо загорает» Разучивание текста дома с детьми Показ сказки детям, родителям Рисование иллюстраций к басне Показ сказки перед детьми детского сада Сентябрь 2016 *Разучивание потешек, небылиц «Пришла в гости к нам игрушка, а зовут её Петрушка» *Дыхательные упражнения «Дует Сбор материалов для аппликации (листья, Аппликация «Осенний лес, полон чудес»
ветер», «Листья в луже» *Упражнение «Грибники» *Чтение рассказа «Худо тому, кто добра не делает никому» *Игра –драматизация «Дай»( на основе рассказа) *Ритмическое упражнение «Наша бабушка» ягоды, семена…) Театрализация «Осенняя ярмарка» Октябрь 2016 *Дыхательное упражнение «Баян» *Игры «Изобрази явление, «Зоопарк» - развитие эмоционально - выразительных движений Этюд «Клад» *Приметы осени «Осенние посиделки» Развлечение Пословицы поговорки об осени. Загадки, считалки – разучиваем с детьми *Ритмическое упражнение «Домашние птицы» *Терапевтическая сказка «Крокодильчик» (драматизация) Показ сказки на родительском собрании Рисование доброго и злого крокодила Ноябрь *Сценки – малютки «Куклы – бибабо» *Драматизация терапевтической сказки «Почему у мышонка заболел живот» *Пословицы поговорки о маме *Театр ложек «Колобок» Участие в празднике посвященном Игры-импровизации в самостоятельной деятельности. Показ сказки перед детьми детского сада
*«Частушки поём для мамы» -развлечение *Упражнение «Чайка»- тренировка вестибулярного аппарата *Чтение, разучивание потешек, стихов о маме. Дню матери Рисование на тему «Моя мама» Декабрь 2016 *Игра «Цирковые артисты» *Упражнение «Черепашки» *Приметы зимы, пословицы, поговорки о зиме. Варежковый театр «Ёлочка стояла» *Загадываем загадки о зиме *Этюды «Все спят», «Сосулька», «Зайцы в лесу», «Собака принюхивается», «Ласка» *Пальчиковая гимнастика «Телёнок», «Тузик», «Весёлые зверята» Разучивание текста дома с детьми Рисование «Наш детский сад зимой» Изготовление новогодних игрушек. Заключительная часть Диагностика (вторичный срез) познавательного развития и эмоционально - волевой сферы. Показ театрализованной деятельности «Праздник зимних игр (игры, хороводы, инсценировки, песни)


В раздел образования