Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения
Автор: Гуляева Наталья Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: "Детский сад №1" Населённый пункт: п.Палатка Хасынский городской округ Магаданской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения Раздел: дошкольное образование
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми, с
проблемами обучения и поведения.
(Интеграция деятельности музыкального руководителя и педагога
психолога)
Вера в волшебство и чудеса живёт внутри нашей души, как её
потенциальная способность, поэтому очень важно создать такие
условия для психологической и педагогической работы, в которых эта
способность проявляется, усиливается и помогает человеку
преодолевать то, что тормозит его развитие.
Всё чаще мы встречаем детей агрессивных и гиперактивных,
тревожных, с трудом общающихся со сверстниками, нечувствительных к
социальным нормам и правилам, не умеющих вести себя на занятиях.
Для них характерны конфликтность, эмоциональная неустойчивость, чрез
мерная подвижность, застенчивость, робость, снижение
интеллектуальных способностей. У детей часто отсутствуют навыки
произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В
период психологической адаптации ребёнка в школе у первоклассников
могут возникать страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот,
развязность и суетливость..
Проблема детей с особым образовательными потребностями становится
с каждым днем всё более актуальной. В ФГОС говорится, что реализация
Программы должна реализовываться в специфических для детей формах
деятельности: познавательной, исследовательской, творческой. Одним из
таких способов, средств коррекции проблем дошкольников является
театрализованная деятельность, которая относится к современным
игровым технологиям и построена на сотворчестве взрослых и детей.
Она интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку
в основе её лежит игра. И ещё этот вид деятельности является частью
коррекционной работы педагога -психолога, в игре происходит
коррекция, как отдельных психологических функций, так и формирование
личности ребёнка в целом.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие
проблемные ситуации опосредованно - от лица какого - либо
персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями
общения, неуверенностью в себе.
Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих
способностей, «креативности» ребёнка, т.е. способности ребёнка
удивляться и познавать, умения находить решение в нестандартных
ситуациях, нацеленность на открытие нового. Включение детей в
разнообразные формы театрализованной деятельности способствует
более эффективному развитию креативности детей дошкольного
возраста.
Театрализованная деятельность
интегративна
так как в ней
восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной
взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской
активности( речевая, двигательная, музыкальная и пр.) А учитывая
способности психологического развития детей с проблемами развития,
музыкальный фольклор - ценный материал для расширения
музыкально- образовательных задач и коррекции недостатков
познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, социально-
психологической адаптации. Одна из главных задач музыкального
воспитания - развитие музыкальных способностей, одним из средств
развития которых является театрализованная деятельность,
объединяющая в себе музыкальное движение, пение, художественное
слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию
художественного образа.
Так как театрализованная деятельность является одним из средств
коррекции проблем ребёнка в работе педагога психолога и средством
развития творческих способностей, можно сказать, что работа педагога
- психолога и музыкального руководителя является взаимодополняемой.
Поэтому мы решили реализовать совместный проект «Использование
театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами
обучения и поведения».
Отбор детей для участия в проекте осуществляется нами из основания
результатов диагностик, выявление проблемных зон развития,
наблюдений педагогов
Цель проекта: Интеграция работы музыкального руководителя и
педагога – психолога в коррекции речевой, познавательной и
эмоциональных сфер, развитие творческих способностей посредством
театрализованной деятельности.
Содержание театрализованной деятельности:
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
-импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной
подготовки;
-Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя
роли;
-игры – драматизации с пальчиками – атрибуты ребёнок надевает на
пальцы, сам действует за персонажа;
- игры – драматизации с куклами – бибабо
Задачи проекта:
-Решение проблем эмоционально - личностного развития детей через
вовлечения их в театрализованную деятельность
-Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать
-Формирование речевой деятельности, как средства общения
-Знакомство детей с содержанием художественных произведений
-Развитие сферы чувств, соучастие, сопереживание;
-Формирование интереса к театральной деятельности и желание
выступать вместе с коллективом сверстников.
-Побуждение детей к импровизации с использованием доступных
каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, движений и
т.д)
- Развитие у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями
способность преодолевать сценическое волнение свободно и естественно
держаться при выступлении на сцене.
Срок реализации проекта : Февраль – декабрь 2016 г
Участники: Дети «группы риска» (2мл.гр. №7№8, средняя группа №
№9,4.старшая группа №№3,11, подготовительная к школе группа №№
12,10.
Презентация проекта: Представление материалов проекта на сайте ДОУ,
участие в региональной экспериментальной площадке.
Популяризация проекта: Выступления участников проекта среди групп
детского сада, перед родителями
Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания
детей об окружающем мире;
-развиваются психические процессы :внимание, память, восприятие,
воображение, стимулируются мыслительные операции;
-происходит развитие различных анализаторов: зрительного слухового,
речедвигательного;
-активируется и совершенствуется словарный запас, выразительность
речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность,
целенаправленность движений;
-развивается эмоционально –волевая сфера;
-происходит коррекция поведения;
-стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности;
-совершенствуются исполнительские умения умения детей;
-создание положительного фона, эмоционального комфорта;
-формирование способности к импровизации.
Предварительная работа:
-Просмотр кукольных спектаклей, прослушивание мелодий, постановка
танцев, игры на музыкальных инструментах и т.д – музыкальный
руководитель….
-Психокоррекционные этюды(содержание соответствует одной из
патологических доминант – страх, застенчивость, агрессивность…): игры
(снятие психоэмоционального и телесного напряжения, отработка
механизмов саморегуляции, развитие воображения, развитие
коммуникативных навыков…); пальчиковая гимнастика (развитие мелкой
моторики); педагог психолог
-Чтение художественной литературы, рассматривание книжных
иллюстраций, творчество ребёнка в речевой, игровой, изодеятельности –
воспитатель.
Перспективное планирование совместной деятельности музыкального
руководителя и психолога.
Дата
Содержание работы
Работа с
родителями
Результат
Февраль
2016
Обсуждение будущего
проекта, его
содержания, выбор
материала (сказки,
сценки, этюды…)
изготовление атрибутов
Март
2016
Музыкальная
сказка « У страха
глаза велики»
Игры «Зайчики и
Слоники»
«Зайчики»
задерживать
внимание на
мышечных
ощущениях,
Разучивание
текста дома с
детьми
Помощь в
изготовлении
костюмов
Презентация
проекта в
экспериментальной
площадке.Открыты
й показ «Мы
играем в театр»
различать их.
*Варежковый
театр «Матрешки»
*Пальчиковая
гимнастика
«Кошка»
*Этюд «Добрые и
злые кошки»
Апрель
2016
Оркестр из предметов
домашнего
обихода(крышки,
кастрюли, ведро, стаканы
с водой)
*Заклички, потешки –
приметы весны
«Медведь проснулся…»
*Загадки о животных
*Драматизация сказки
«Заячья избушка»
*Пальчиковая
гимнастика
«Есть у каждого свой
дом»
Помощь в
изготовлении
атрибутов
Показ сказки детям
Май
2016
*Кукольный театр
«Пасхальное яичко»
*Пасхальные игры « Кто
скорее перенесёт яйца»
*Игра «Пузырь»
*Игра «Катание яиц»
*Заклички Весны
«Пасху радостно
встречаем»-развлечение
*Пальчиковая
гимнастика «Мы во
двор пошли гулять»
*Психомышечный релакс
«Лицо загорает»
Разучивание
текста дома с
детьми
Участие
родителей в
майских
праздниках
Участие в
празднике
Выставка поделок
(пасхальные яйца)
Разучивание потешек,
небылиц.
ИЮНЬ201
6
*Развлечение «Во поле
берёза стояла»
*Сюжетно – ролевая игра
«Чаепитие»
*Игротерапевтическая
сказка
«Слоненок с шариками»
Кукольный театр
«Лисёнок и Ромашка»
*Этюд «Страшный
зверь»(на основе
стихотворения( на
основе стихотворения
«Страшный зверь»
*Игра «Зеркало» - учить
определять свои
эмоциональные
состояния, называть их
«Приглашаем
в гости.
Играем
вместе»
Конкурс чтецов
(потешки, стихи о
берёзке)
Участие в
празднике.
Посвященное Дню
защиты детей.
« Нарисуй эмоцию»
Август
2016
*Этюд «Собираемся на
прогулку»
*Драматизация сказки
«Жихарка»
*Упражнения на
релаксацию «Куклы»,
«Чайка»
*Чтение и обыгрывание
сказки «Два барана»
*Кукольный театр «Как
ёж лисёнка
обидел»(терапевтическая
сказка)
*Пальчиковая
гимнастика «Белка»
*Психомышечный
релакс «Лицо загорает»
Разучивание
текста дома с
детьми
Показ сказки
детям, родителям
Рисование
иллюстраций к
басне
Показ сказки перед
детьми детского
сада
Сентябрь
2016
*Разучивание потешек,
небылиц «Пришла в
гости к нам игрушка, а
зовут её Петрушка»
*Дыхательные
упражнения «Дует
Сбор
материалов
для
аппликации
(листья,
Аппликация
«Осенний лес,
полон чудес»
ветер», «Листья в
луже»
*Упражнение «Грибники»
*Чтение рассказа «Худо
тому, кто добра не
делает никому»
*Игра –драматизация
«Дай»( на основе
рассказа)
*Ритмическое
упражнение «Наша
бабушка»
ягоды,
семена…)
Театрализация
«Осенняя ярмарка»
Октябрь
2016
*Дыхательное
упражнение «Баян»
*Игры «Изобрази
явление, «Зоопарк» -
развитие эмоционально
- выразительных
движений
Этюд «Клад»
*Приметы осени
«Осенние посиделки»
Развлечение
Пословицы поговорки об
осени.
Загадки, считалки –
разучиваем с детьми
*Ритмическое
упражнение «Домашние
птицы»
*Терапевтическая сказка
«Крокодильчик»
(драматизация)
Показ сказки
на
родительском
собрании
Рисование
доброго и злого
крокодила
Ноябрь
*Сценки – малютки
«Куклы – бибабо»
*Драматизация
терапевтической сказки
«Почему у мышонка
заболел живот»
*Пословицы поговорки
о маме
*Театр ложек «Колобок»
Участие в
празднике
посвященном
Игры-импровизации
в самостоятельной
деятельности.
Показ сказки перед
детьми детского
сада
*«Частушки поём для
мамы» -развлечение
*Упражнение «Чайка»-
тренировка
вестибулярного аппарата
*Чтение, разучивание
потешек, стихов о
маме.
Дню матери
Рисование на тему
«Моя мама»
Декабрь
2016
*Игра «Цирковые
артисты»
*Упражнение
«Черепашки»
*Приметы зимы,
пословицы, поговорки о
зиме.
Варежковый театр
«Ёлочка стояла»
*Загадываем загадки о
зиме
*Этюды «Все спят»,
«Сосулька», «Зайцы в
лесу», «Собака
принюхивается», «Ласка»
*Пальчиковая
гимнастика
«Телёнок», «Тузик»,
«Весёлые зверята»
Разучивание
текста дома с
детьми
Рисование «Наш
детский сад
зимой»
Изготовление
новогодних
игрушек.
Заключительная часть
Диагностика (вторичный срез) познавательного развития и эмоционально
- волевой сферы.
Показ театрализованной деятельности «Праздник зимних игр (игры,
хороводы, инсценировки, песни)