Напоминание

Литературное краеведение


Автор: Безменко Елена Леонидовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОАПОУ "Боровичский агропромышленный техникум" филиал г. Окуловка
Населённый пункт: город Окуловка, Новгородская область
Наименование материала: Программа факультатива
Тема: Литературное краеведение
Раздел: полное образование





Назад




Проект программы факультатива «Литературное краеведение»(30 часов). Пояснительная записка. Литературное краеведение является частью разнообразной внеклассной работы. Каждый край имеет свои памятники культуры, музеи, произведения литературы и искусства, отображающие местную жизнь и природу. Приобщение к духовно – культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к отчизне связано с открытием литературы родного края. Провинциальная жизнь является источником изображения русской действительности. Общероссийская культура связана с культурой провинции. Конкретизируя представление о жизни и творчестве местных писателей и поэтов, литературное краеведение помогает раскрыть органическую связь литературы с жизнью, пробуждает любовь и интерес к литературным традициям родного края, активно участвовать в культурной жизни родного города. Знакомство с произведениями местных писателей и поэтов способствует расширению кругозора. Работа по литературному краеведению обогащает арсенал методических средств и приемов словесника, развивает познавательные интересы и творческую деятельность обучающихся. Программа факультатива «Литературное краеведение» включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания по литературе, способствует творческому эмоциональному развитию обучающихся, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование АМО, способствует воспитанию речевой культуры. На занятиях решаются познавательные и воспитательные задачи. Цели: активизация познавательной деятельности обучающихся; формирование информационной культуры; формирование коммуникативных навыков; формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности; расширение кругозора; закрепление умения работать с дополнительной литературой, Интернет - ресурсами. Данный курс призван решить следующие задачи: обеспечивать внимание к изучению культуры своего края; способствовать воспитанию любви к малой родине. Методы: исследовательский эвристический проблемный
частично - поисковый Формы контроля: творческие проекты тестирование рефераты кроссворды викторины чтение сочинения Формы занятий: семинар лекция с элементами беседы литературный калейдоскоп устный журнал конференция литературная гостиная презентация эвристическая беседа защита творческого проекта Список литературы. 1. А. Игнатьев «Звезда Полынь». С. – П. 2003. 2. Л. Фрумкин «Эти сердцу милые края…» Лениздат, 1981. 3. А. Евстратов «Рассказы». Боровичи, 1998. 4. Ю. Шарков «Бочаги». Боровичи, 1990. 5. Ю. Макеев «Очарование». Боровичи, 1996. 6.Ю. Макеев «Неведомая звезда». Боровичи, 1996. 7. А. Чистяков «Край мой Новгородский». «Новгородская правда», 1985. 8. В. Гарновский. «Огненный гранит». Лениздат, 1983. 9. Е. Русаков. «Июль – мой прародитель». Лениздат, 1987. 10. С. Лунева «Ожидание». «Современник», 1989. 11. Полевиков А.П. «Православные святыни Боровичского края». СПб, 2002. 12. По Мстинским порогам. С. – П. 2006. Литература для преподавателя. 1. Некрасов Н.А. Три страны света. М., 1930, стр. 336, 382. (Архив). 2. Сб. «Литературное краеведение». Методические рекомендации. Иваново,2000. 3. Л.Н. Таганов. Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы. Иваново, 1995.
Тематическое планирование. № Кол-во часов Темы и произведения основной программы 1. 1 Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. 2. 1 А.Н. Островский «Гроза». Изображение мещанского и купеческого быта. 3. 1 Н.А. Некрасов «Три страны света». 1 Н.А. Некрасов в Чудове. 4. 1 Ф.М. Достоевский в Старой Руссе. 5. 1 Федор Сологуб «Мелкий бес». 6. 2 Экскурсия в краеведческий музей «Боровичи в 19 веке» (в стереоочках). 7. 1 Композитор Лядов и Боровичский край. 8. 1 Полевиков А. П.»Православные святыни Боровичского края». 2 Экскурсия в Свято – Духов монастырь. 9. 1 В. Бианки о «стране Див». 10. 1 Л.Р. Фрумкин «Эти сердцу милые края». 11. 1 В. Гарновский «Огненный гранит». 12. 1 А. Чистяков «Край мой Новгородский». 13. 2 Экскурсия в библиотеку. Беседа о боровичских художниках. 14. 1 Ю. Макеев «Неведомая звезда». Боровичская земля и люди. 15. 1 Ю. Шарков «Бочаги». Разговор поэта с миром. 16. 1 А. Евстратов «Рассказы». 17. 1 С. Лунева «Ожидание». Стихотворения об истории родного края. 18. 1 Е. Русаков «Июль – мой прародитель». Стихи о деревне. 19. 1 Стихотворения Т. Захаровой и Т. Киселевой. 20. 2 А. Игнатьев «Звезда Полынь». Диалог с поэтами прошлого. Встреча с поэтом. 21. 2 Произведения С. Журавлева. Встреча с поэтом. 22. 2 Экскурсия в библиотеку. Конкурс «Знаешь ли ты свой край?»


В раздел образования