Напоминание

Современные методы и технологии в преподавании литературы.


Автор: Безменко Елена Леонидовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОАПОУ "Боровичский агропромышленный техникум" филиал г. Окуловка
Населённый пункт: город Окуловка, Новгородская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта работы
Тема: Современные методы и технологии в преподавании литературы.
Раздел: полное образование





Назад





Обобщение педагогического опыта по теме «Применение современных

образовательных методов и технологий в преподавании русского языка и

литературы».


Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование общеучебных умений, языковой и коммуникативной компетенции. Особенность работы заключается в том, что нет отбора обучающихся, низка мотивация учения. Главной задачей преподавателя является создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, которые пригодятся молодому человеку в жизни. Выпускник должен уметь самостоятельно выполнять творческие задания, нестандартно мыслить, представить себя: написать резюме, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, создавать собственный текст. Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к обучающимся приводят к успешности обучения, способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Ведущими принципами моей работы являются практическая направленность, тесная связь уроков русского языка и литературы, единство и взаимосвязь разделов курса. Успешность моей педагогической деятельности подтверждается позитивной динамикой степени обученности по русскому языку и литературе. Неуспевающих по моим предметам нет. Сохранность контингента – 100%. 100% обучающихся подтверждают годовую оценку на экзамене, 26% обучающихся получили «4» и «5» на государственной (итоговой) аттестации. Вовлекаю всех обучающихся во внеклассную работу. Традиционно провожу предметные недели, в рамках которых организую КВН, литературные викторины, конкурсы стенгазет и кроссвордов, экскурсии в библиотеку, в краеведческий музей. Эти мероприятия развивают познавательные интересы и творческие способности обучающихся, способствуют самовыражению, воспитывают интерес к книгам. Вовлекается более 90% обучающихся первого и второго курсов (все группы, которые изучают предметы). Обучающихся участвуют в конкурсных мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, концертах, соревнованиях и т. п.) на разных уровнях:
-
городской конкурс сочинений « Я хочу услышать музыку…», посвящённый творчеству композитора А.К.Лядова
;
- конкурс агитбригад « За здоровый образ жизни»; - « Литературно-художественная композиция»; - конкурс « Колокола памяти», посвящённый Дню Победы; - конкурс стенгазет; - олимпиады по русскому языку; - предметная неделя;
– Всероссийский фестиваль « Русский язык как общенациональное достояние народов РФ»; - Интернет-тур. Номинация «Знатоки русского языка»; - «Интеллектуальный марафон». Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях разного уровня – показатель работы современного преподавателя. Привлекаю обучающихся к участию в сетевых проектах. Предпочитаю олимпиады на сайте «Инфоурок». Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности обязательно для любого педагога. Систематически занимаюсь изучением современных образовательных технологий, своевременно прохожу курсы повышения квалификации. Изучила проектно- образовательные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии семейного консультирования, интерактивные психолого – педагогические формы (видеопрезентации, дискуссии), уроки – тренинги. Изучила технологию разработки тестовых заданий для диагностики обученности учащихся. Разработала тесты по предмету «Литература». Прошла обучение по программе «Создание воспитательной системы ОУ». Модуль «Становление позитивных взаимоотношений субъектов образовательного процесса: управление и технологии». Участвовала в областном вебинаре, изучила методики психолого – педагогической диагностики, технологии группового взаимодействия, технологию педагогической поддержки. Мною разработаны уроки по различным технологиям. Игровые технологии (ролевая и деловая игра) способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию ситуации успеха, накопляемости оценок. Коллективный способ обучения (КСО). (В.М. Монахов, А.Г. Ривин, В.К.Дьяченко.) Организация работы на уроках в парах и группах способствует успешному усвоению учебного материала, улучшению отношений участников учебного процесса. Учебно-исследовательская технология развивает исследовательские навыки, способствует умению работать самостоятельно с Интернет – ресурсами, справочной литературой. Технология учебных проектов (Дж. Дьюи) - это одна из личностно – ориентированных технологий, которая позволяет организовать разноуровневую деятельность обучающихся. Моя задача – подвести обучающихся к самостоятельному маленькому открытию. 1 этап – организационный. Цель: заинтересовать обучающихся деятельностью.
Ведущая роль отводится преподавателю. Я объявляю тему, формулирую цель, ставлю проблему (создаю проблемную ситуацию) – мотивирую обучающихся. 2 этап – подготовительный. Цель: создать условия для работы. Определяем группы (4 чел), при этом учитываю личные симпатии ребят и возможность создания наиболее благоприятной обстановки для работы. В группах должны быть обучающиеся с разными способностями. Советую, как распркделить обязанности, рассчитать время, как подобрать информацию, оформить материал. На доске делаю необходимые записи(словарная работа, критерии оценки). 3 этап – практический. Цель: работа над решением проблемы. Обучающиеся заняты поисковой, исследовательской деятельностью. Преподаватель – помощник, консультант, наблюдатель. Советую, создаю ситуацию успеха («обязательно получится», «оригинальное решение проблемы»). 4 этап - презентационный. Цель: решение проблемы – презентация. Преподаватель организует публичное выступление от каждой группы. Действует «правило микрофона». Следуют дополнения. 5 этап – контрольный. Цель: провести рефлексию (анализ). Коллективное обсуждение оценок, самооценок, контроль усвоения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что преподаватель профессионального лицея испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своего образовательного учреждения, с учетом особенностей конкретного коллектива обучающихся и каждого подростка в отдельности. Мои отношения с обучающимися строятся на взаимоуважении и доверии. Создаю спокойную рабочую обстановку в классе, справедливо отношусь ко всем, умею быть требовательной. На уроках литературы выясняю круг читательских интересов, особенности читательского восприятия. Эффективность применения современных технологий и методик подтверждается данными психолого - педагогической диагностики. Одним из важнейших результатов обучения является отношение к предмету. Положительное отношение влияет на учебные достижения обучающихся. Для выявления отношения к предметам было проведено анкетирование обучающихся, в результате которого выявлено следующее: -нравится – 88 % -очень нравится – 7 % -не нравится – 4 % -очень не нравится – 1 % - комфортно чувствуют себя на уроках – 98 % - некомфортно – 2 %
С целью получения информации о характере отношений между педагогом и обучающимся была использована методика «Шкала взаимоотношений» (разработана Е. А. Тимошко, НИРО). Выявлено следующее: отношение обучающихся с педагогом в группах: уровень высокий – 87% ( отношения теплые, доверительные, близкие, понимание); 13 % - средний уровень (нейтральные). Вывод: позитивные взаимоотношения субъектов образовательного процесса подтверждают эффективность применения современных технологий. Мною систематически обновляются методические и дидактические материалы. Заведую кабинетом литературы. Кабинет аттестован. Стремлюсь вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания. Участие в работе творческих групп разного уровня по совершенствованию и разработке контрольно – измерительных материалов и других методических продуктов считаю составляющей частью труда преподавателя. Участвую в работе по совершенствованию и разработке КИМов и других методических продуктов. Являюсь председателем ЦК общеобразовательного цикла, членом методического совета. Участвовала в профессиональных конкурсах «Педагогическая шкатулка». Имею почетные грамоты и дипломы. .















В раздел образования