Современные методы и технологии в преподавании литературы.
Автор: Безменко Елена Леонидовна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ОАПОУ "Боровичский агропромышленный техникум" филиал г. Окуловка Населённый пункт: город Окуловка, Новгородская область Наименование материала: Обобщение педагогического опыта работы Тема: Современные методы и технологии в преподавании литературы. Раздел: полное образование
Обобщение педагогического опыта по теме «Применение современных
образовательных методов и технологий в преподавании русского языка и
литературы».
Главной целью своей педагогической деятельности считаю
формирование
общеучебных умений, языковой и коммуникативной
компетенции. Особенность работы заключается в том, что нет отбора
обучающихся, низка мотивация учения. Главной задачей преподавателя
является создание индивидуальной заинтересованности в приобретении
знаний, которые пригодятся молодому человеку в жизни.
Выпускник
должен
уметь самостоятельно выполнять творческие задания, нестандартно мыслить,
представить себя: написать резюме, анкету, заявление, задать вопрос, вести
дискуссию, создавать собственный текст. Наличие эффективных форм
работы, индивидуальный подход к обучающимся приводят к успешности
обучения, способствуют подготовке высококвалифицированных
специалистов, востребованных на рынке труда. Ведущими принципами моей
работы
являются практическая направленность, тесная связь уроков русского
языка и литературы, единство и взаимосвязь разделов курса.
Успешность моей педагогической деятельности подтверждается позитивной
динамикой степени обученности по русскому языку и литературе.
Неуспевающих по моим предметам нет. Сохранность контингента – 100%.
100%
обучающихся
подтверждают
годовую
оценку
на
экзамене,
26%
обучающихся получили «4» и «5» на государственной (итоговой) аттестации.
Вовлекаю всех обучающихся во внеклассную работу.
Традиционно
провожу
предметные
недели,
в
рамках
которых
организую
КВН,
литературные викторины, конкурсы стенгазет и кроссвордов, экскурсии в
библиотеку, в краеведческий музей.
Эти мероприятия развивают познавательные интересы и творческие
способности обучающихся, способствуют самовыражению, воспитывают
интерес к книгам.
Вовлекается более 90% обучающихся первого и второго курсов (все группы,
которые изучают предметы).
Обучающихся участвуют в конкурсных мероприятиях (конференциях,
конкурсах, олимпиадах, концертах, соревнованиях и т. п.) на разных уровнях:
- городской конкурс сочинений « Я хочу услышать музыку…»,
посвящённый творчеству композитора А.К.Лядова ;
- конкурс агитбригад « За здоровый образ жизни»;
- « Литературно-художественная композиция»;
-
конкурс « Колокола памяти», посвящённый Дню Победы;
- конкурс стенгазет;
- олимпиады по русскому языку;
- предметная неделя;
– Всероссийский фестиваль « Русский язык как общенациональное
достояние народов РФ»;
- Интернет-тур. Номинация «Знатоки русского языка»;
- «Интеллектуальный марафон».
Наличие призовых мест в конкурсных мероприятиях разного уровня –
показатель работы современного преподавателя.
Привлекаю обучающихся к участию в сетевых проектах. Предпочитаю
олимпиады на сайте «Инфоурок».
Владение современными образовательными технологиями и методиками и
эффективное применение их в практической профессиональной деятельности
обязательно для любого педагога.
Систематически занимаюсь изучением современных образовательных
технологий, своевременно прохожу курсы повышения квалификации.
Изучила проектно- образовательные технологии, здоровьесберегающие
технологии, технологии семейного консультирования, интерактивные
психолого – педагогические формы (видеопрезентации, дискуссии), уроки –
тренинги.
Изучила технологию разработки тестовых заданий для диагностики
обученности учащихся. Разработала тесты по предмету «Литература».
Прошла обучение по программе «Создание воспитательной системы ОУ».
Модуль «Становление позитивных взаимоотношений субъектов
образовательного процесса: управление и технологии». Участвовала в
областном вебинаре, изучила методики психолого – педагогической
диагностики, технологии группового взаимодействия, технологию
педагогической поддержки.
Мною разработаны уроки по различным технологиям.
Игровые технологии (ролевая и деловая игра) способствуют развитию
коммуникативных навыков, созданию ситуации успеха, накопляемости
оценок.
Коллективный способ обучения (КСО). (В.М. Монахов, А.Г. Ривин,
В.К.Дьяченко.) Организация работы на уроках в парах и группах
способствует успешному усвоению учебного материала, улучшению
отношений участников учебного процесса.
Учебно-исследовательская технология развивает исследовательские
навыки, способствует умению работать самостоятельно с Интернет –
ресурсами, справочной литературой.
Технология учебных проектов (Дж. Дьюи) - это одна из личностно –
ориентированных технологий, которая позволяет организовать
разноуровневую деятельность обучающихся.
Моя задача – подвести обучающихся к самостоятельному маленькому
открытию.
1 этап – организационный.
Цель: заинтересовать обучающихся деятельностью.
Ведущая роль отводится преподавателю. Я объявляю тему, формулирую цель,
ставлю проблему (создаю проблемную ситуацию) – мотивирую
обучающихся.
2 этап – подготовительный.
Цель: создать условия для работы.
Определяем группы (4 чел), при этом учитываю личные симпатии ребят и
возможность создания наиболее благоприятной обстановки для работы. В
группах должны быть обучающиеся с разными способностями. Советую, как
распркделить обязанности, рассчитать время, как подобрать информацию,
оформить материал. На доске делаю необходимые записи(словарная работа,
критерии оценки).
3 этап – практический.
Цель: работа над решением проблемы.
Обучающиеся заняты поисковой, исследовательской деятельностью.
Преподаватель – помощник, консультант, наблюдатель. Советую, создаю
ситуацию успеха («обязательно получится», «оригинальное решение
проблемы»).
4 этап - презентационный.
Цель: решение проблемы – презентация.
Преподаватель организует публичное выступление от каждой группы.
Действует «правило микрофона». Следуют дополнения.
5 этап – контрольный.
Цель: провести рефлексию (анализ).
Коллективное обсуждение оценок, самооценок, контроль усвоения.
Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что преподаватель
профессионального лицея испытывает уже испытанное другими, но
применительно к условиям своего образовательного учреждения, с учетом
особенностей конкретного коллектива обучающихся и каждого подростка в
отдельности.
Мои отношения с обучающимися строятся на взаимоуважении и
доверии. Создаю спокойную рабочую обстановку в классе, справедливо
отношусь ко всем, умею быть требовательной. На уроках литературы
выясняю круг читательских интересов, особенности читательского
восприятия.
Эффективность применения современных технологий и методик
подтверждается данными психолого - педагогической диагностики.
Одним из важнейших результатов обучения является отношение к предмету.
Положительное отношение влияет на учебные достижения обучающихся.
Для выявления отношения к предметам было проведено анкетирование
обучающихся, в результате которого выявлено следующее:
-нравится – 88 %
-очень нравится – 7 %
-не нравится – 4 %
-очень не нравится – 1 %
- комфортно чувствуют себя на уроках – 98 %
- некомфортно – 2 %
С целью получения информации о характере отношений между педагогом и
обучающимся была использована методика «Шкала взаимоотношений»
(разработана Е. А. Тимошко, НИРО).
Выявлено следующее:
отношение обучающихся с педагогом в группах:
уровень высокий – 87%
( отношения теплые, доверительные, близкие, понимание);
13 % - средний уровень (нейтральные).
Вывод: позитивные взаимоотношения субъектов образовательного процесса
подтверждают эффективность применения современных технологий.
Мною систематически обновляются методические и дидактические
материалы. Заведую кабинетом литературы. Кабинет аттестован.
Стремлюсь вносить личный вклад в повышение качества образования на
основе совершенствования методов обучения и воспитания.
Участие в работе творческих групп разного уровня по совершенствованию и
разработке контрольно – измерительных материалов и других методических
продуктов считаю составляющей частью труда преподавателя.
Участвую в работе по совершенствованию и разработке КИМов и других
методических продуктов. Являюсь председателем ЦК общеобразовательного
цикла, членом методического совета.
Участвовала в профессиональных конкурсах «Педагогическая шкатулка».
Имею почетные грамоты и дипломы.
.