Выполнение вертикальной сварки стыковых соединений из низкоуглеродистой стали в два прохода
Автор: Ковальчук Надежда Александровна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБПОУ "Магнитогорский строительно-монтажный техникум" Населённый пункт: Магнитогорск Наименование материала: методическая разработка Тема: Выполнение вертикальной сварки стыковых соединений из низкоуглеродистой стали в два прохода Раздел: среднее профессиональное
дистой стали в два прохода»
Методическая разработка занятия учебной практики
2014
Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение верти-
кальной сварки стыковых соединений из низкоуглеродистой стали в два
прохода»
Автор разработчик: Ковальчук Надежда Александровна, мастер произ-
водственного обучения ГБПОУ МСМТ.
Методическая разработка занятия учебной практики предназначена для педа-
гогических работников, ведущих подготовку обучающихся в учреждениях
СПО по профессии: 150709.02 «сварщик»
План урока производственного обучения
ПМ .07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой.
Тема урока: Выполнение вертикальной сварки стыковых соединений из
низкоуглеродистой стали в два прохода
Тип урока : Урок по выполнению простых комплексных работ
Вид урока: комбинированный.
Цель урока:
Обучающая: формирование умений выполнение вертикальной сварки стыковых соединений из
низкоуглеродистой стали в два прохода, соблюдая режим сварки по заданным параметрам,
экономить расход материала, осуществлять контроль качества выполненной работы.
Формирование знаний о технологии вертикальной сварки стыковых соединений из низкоуглеро-
дистой стали в два прохода с соблюдением правил установки режима сварки, о формах и методах
контроля сварных швов.
Развивающая: развитие профессионально значимых психофизиологических свойств личности:
наглядно-действенного; практического мышления; мыслительных операций: анализа конкретиза -
ции, сравнение, обобщение зрительной и смысловой, двигательной памяти, чувства ответствен-
ности, аккуратности при выполнении практического задания; удовлетворение от хорошо выпол-
ненной работы.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к профессии, чувства гордости о со-
циальной значимости своей будущей профессии организации собственной деятельности, уваже -
ния к людям труда, профессионального достоинства, ориентация на успех, , коммуникативных на-
выков.
Методы ведения урока :
-стимулирования и мотивации к обучению
-словесный, (комментирование, дискуссия);
-наглядно-демонстрационный;
- практический;
-контроля
Методические приемы :
-создание ситуации познавательной новизны формирующей профессиональную компетенцию;
---создание позитивного фона занятия, способствующего достижения цели урока, ориентация на
успех;
-проблемное изложение;
аналитическое описание;
сравнительная характеристика;
-использование средств ИКТ
-показ приёмов выполнения простой комплексной работы.
-выполнение учебно-производственных заданий;
-входной контроль;
-текущий контроль;
-итоговый контроль;
-самоконтроль
-взаимоконтроль
Материально-техническое оснащение урока:
Оборудование: мультимедийный∙ проектор, экран.
Сварочный пост с набором ручных инструментов.
Инструмент: металлическая щетка для очистки поверхностей свариваемых кромок, зубило
для удаления корки шлака после сварки, плоскогубцы, молоток, эектрододержатель.
3
Приспособления:
Материал: пластины из низкоуглеродистой стали 14×40 толщиной 6 мм, электроды ОЗС-4
СИЗ:
щитки и маски, защитные очки, защитная спецодежда, рукавицы.
Дидактическое оснащение: брошюра УЭ «Выполнение сборки и сварки в вертикальном положе-
нии шва в два прохода», ЦОР.
Средства контроля: брошюра УЭ, карта оценивания выполнения практической работы, эталоны
ответов входного и итогового тестов
Место обучения : сварочная мастерская.
4
Ход
занятия
№ и
название
этапа
Дидактические зада-
чи этапа
Деятельность мастера п /о
Виды и содержание цифровых
образовательных ресурсов
(слайд-фото, -рисунок, -текст,
-схема, -таблица, электронный
учебник, видеофильм, трансля-
ция on-line и др. электронный
тест)
Рефлексивная дея-
тельность обу-
чающихся
1
2
3
4
5
I. Органи-
зационный
этап.
Подготовка обучаю-
щихся к работе на
уроке.
Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям т/б,
внутреннего распорядка).
Отвечают на привет-
ствие. Староста докла-
дывают о явке учащих-
ся на занятие. Приводят
в соответствие внеш-
ний вид, рабочее место.
Психологическая уста-
новка на восприятие
материала урока.
Организация внимания и готовности обучающихся к уроку
(устранение
отвлекающих
факторов:
посторонний
шум,
лишние предметы на рабочем месте).
Готовятся к восприя-
тию темы урока.
II. Ввод-
ный этап
урока.
Вводный
инструк-
таж.
Сообщение
темы.
Подготовка к основно-
му этапу урока.
«Горит дуга
за маскою забрала,
тверда рука и больше не дрожит,
ручьем, по шву текущего металла,
соединяю корпус в монолит»
5
Мотивация.
Обеспечение возникно-
вения у обучающихся
мотива – внутреннего
побудителя деятельно-
сти, придающего ей лич-
ностный смысл и соот-
ветствующего требова-
ниям учения и будущей
профессии.
Обратите внимание на экран.
Ответьте на вопросы.
Какие сюжеты вы видите?
1)
Реальные ли ситуации?
2) Назовите причины возникновения таких ситуаций
3)Как вы думаете, от профессии сварщик зависят такие
случаи?
Да, действительно вы видите, что может произойти от
низкой квалификации сварщика, от его неопытности, от
того, что сварщик не соблюдал технологию сварочных работ.
Не подготовил металл под сварку и.т.д.
Ваша задача научиться выполнять работу, соблюдая технологиче-
скую последовательность, качество работы зависит от того, как
сварщик выполнит сварной шов.
Осмысливают значимость
материала данного урока
в формировании профес-
сионального опыта.
Да, видели по телевизо-
ру, в интернете, доку-
ментальных фильмах.
Не
качественное
вы-
полнение
работы,
не
опытный
сварщик,
ха-
латность,
б е з от в е т-
ственность,
сварщик
выполнил не качествен-
ный стык.
Качество работы свар-
щика
зависит,
от
его
подготовки,
поэтому
нужно
научиться
пра-
вильно выполнять свар-
к у
в о
в с е х
п р о-
странственных положе-
ниях
6
Об этом и пойдёт речь на сегодняшним уроке,
вы узнае-
те , что вертикальные швы применяются при сварке
простых и сложных конструкций. От качества вы-
полнения сварочных работ зависит наша с вами
жизнь, ведь если вы некачественно выполните стык в
балке моста или фундамента здания и сооружения,
как мы уже видели, может произойти авария или
разрушение.
Сообщение
темы урока
Тема
урока
: Выполнение вертикальной
сварки
стыковых
соединений
из
низкоуглеродистой
стали в два прохода
.
После изучения темы урока вы будете
Уметь : выполнять вертикальную сварку стыковых соедине-
ний из низкоуглеродистой стали в два прохода, выбирать
режим сварочного тока, угол наклона электрода, выявлять
и устранять дефекты, выполнять заключительные работы.
Знать: технологию выполнения вертикальной сварки сты-
ковых соединений из низкоуглеродистой стали, режимы
сварки по заданным параметрам, формы и методы контро-
ля, требования к организации рабочего места и безопасно-
сти выполнения сварочных работ.
Слушают и осмысливают
название темы.
7
Постановка
цели.
Обеспечение само
осмысления через поста-
новку цели.
Прежде, чем мы приступим к изучению темы урока,
предлагаю ответить на вопросы входного теста.
Входной тест
Выберите правильный ответ:
1.Марка электродов, применяемых при вертикальной
сварке стыковых соединений из низкоуглеродистой стали,
на переменном токе.
а) ОЗС 4
б) ЭМТ 42
в) УОНИИ-13/ 45 А35
Эталон ОЗС4
Обучающиеся осмысли-
вают тему цель в терми-
нах «знать», «уметь».
8
Входной
контроль.
Актуализация опорных
знаний.
Реализация связей:
межпредметных
(производствен-
ное обучение –
спецпредметы –
общеобразова-
тельные предме-
ты);
внутрипредмет-
ных (материал
предыдущих и
данного уроков).
2.
Назовите инструменты, применяемые
при
отбивке и зачистке сварного шва
1) молоток
2) металлическую щётку
3) зубило
4) измерительные инструменты
(измерительная линейка, чертилка)
5) ящик для хранения всевозможных приспосаблений
для сварки
Эталон (1;2;3)
3.Причины возникновения прожога при выполнении
вертикальной сварки:
а) не провар корня шва
б повышенная сила сварочного тока
в) пониженная сила сварочного тока
Эталон :повышенная сила сварочного тока
4 . Оборудование, используемое при выполнении ручной
в)сварочный выпрямитель
Отвечают на вопросы.
Сравнивают свои ответы
с эталонами
9
кооррекция
опорных
знаний
Выявление пробелов и
внесение исправлений,
поправок в опорных зна-
ниях учащихся
5. Причины образования пор при электросварке
а) быстрое охлаждение шва;
б) загрязнение кромок маслом;
в) загрязнение кромок ржавчиной;
с) не просушенные электроды.
. эталон:
не просушенные электроды
.
6) Продолжите предложение:
а) При сварке стыковых соединений из низкоуглероди-
стой стали необходимо___________________________:
. эталон :
увеличить силу сварочного тока;
б). Сила тока при сварке в вертикальном положении,
по сравнению, чем в нижнем _______________
а) увеличится на 10-20 %
б) уменьшится на 10-20%
в) остается неизменным
эталон:
а) увеличится на 10-20 %
в) Легче выполнять сварку __________
А) углеродистой стали;
Б) чугунов;
В) легированных сталей;
эталон
:
углеродистой стали;
Определяют и восполня-
ют пробелы в знаниях
.
Сильные помогают более
слабым.
10
Формирова-
ние ориен-
тировочной
основы
учебно-
произ-
водственной
деятельно-
сти.
Обеспечение восприятия
и осмысления способов
действий.
Формирование умений
составления алгоритма
трудовых действий.
Ответы на вопросы показали, что вы готовы к изучению
новой темы
Вернёмся к теме и целям урока.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент учебного фильма:
Выполнение вертикальной сварки
из низкоуглеродистой
стали в два прохода.
Обратите внимание на технологию выполнения верти-
кальной сварки, колебательные движения электрода, угол
наклона
. Составим алгоритм или технологическую последова-
тельность данной работы:
1. Выполнить подготовительные работы.
2. Выполнить подготовку металла к сварке.
3. Установка и сборка заготовки.
4. Выполнить прихватки.
5. Закрепить заготовку в вертикальном положении.
6. Сварить корневой шов (первый проход).
7.Зачистка и осмотр сварного шва
8. Выполнить второй проход
9. Зачистка и осмотр сварного шва
10.Выявить дефекты
11. Выполнить заключительные работы
Демонстрируется фрагмент
учебного фильма
Воспринимают, осмысли-
вают способы действий.
Составляют алгоритм
(последовательность) вы-
полнения работы.
11
Проанализируйте каждую из операций:
1.
Объясните, для чего выполняют подготовитель-
ные работы:
.
Обучающие анализиру-
ют осмысливают,
обобщают.
Обучающиеся мыслят:
Проверить заземление,
изоляцию проводов, на-
личие и исправность
инструмента, подбор
материала, и регулиро-
вание силы сварочного
тока
12
2. Для чего выполняют подготовку металла к сварке?
Выполняют очистку ,
обезжиривание, за-
чистку кромок, рихтов-
ку металла для выпол-
нения качественного
шва.
3. С какой целью выполняются прихватки?
Прихватки выполняют
для соединения и про-
верки ровности заго-
товки.
4 .для чего закрепляют заготовку в вертикальном поло-
жении?
Для того чтобы устано-
вить жёсткость детали.
13
5. Для чего выполняют корневой шов?
Для того, чтобы было
прочное соединение
кромок металла шва.
6. Почему первый проход выполняют снизу вверх?
Чтобы не было стека-
ние металла.
7
Почему при выполнении второго прохода применяют коле-
бательные движения электродом?.
Для того чтобы полно-
стью проварить кромки
шва при сварке толсто-
листового металла.
14
8. С какой целью выполняют заключительные работы?
Чтобы проверить каче-
ство шва и при наличии
дефектов - исправить.
Исправить дефекты
можно вырубкой нека-
чественного участка
шва и дополнительной
подваркой.
9. Назовите часто встречающиеся дефекты при выполне-
нии вертикального
шва, причины их возникновения и
способы исправления.
В такой последовательности вы-
полняется……
Исправить дефекты можно вырубкой некачественного
участка шва и дополнительной под варкой.
При вертикальной
сварке стыковых соеди-
нений часто встречают-
ся не провары, подре-
зы, прожоги, стекание
металла и.т.д
Причинами служит не
соблюдение технологи-
ческого процесса, не
правильный выбор ре-
жима сварки, быстрая
скорость ведения элек-
трода
Исправить
дефекты
можно вырубкой нека-
чественного
участка
шва и дополнительной
под варкой.
15
Проверка по-
нимания ал-
горитма дей-
ствий.
Определение возможности
допуска учащихся к само-
стоятельной работе.
Ко мне вопросы есть?
Насколько хорошо Вы усвоили тему урока, покажут результаты
опроса
. Правильно ли составлен алгоритм выполнения работы?
1Выполнить подготовку металла к сварке.
2.Выполнить подготовительные работы..
3. Выполнить прихватки
4.Установка и сборка заготовки.
5.Сварить корневой шов.
6.Закрепить заготовку в вертикальном положении
7. Выполнить второй проход.
8. Выявить дефекты.
9.Выполнить заключительные работы..
Правильный ответ:
2;1;4;3;6;5;7;8;9.
2.
1.
4.
3.
6.
5
7.
8
10.
9.
Организация самоконтроля.
Сравнение своих ответов
с эталонами (прилагают-
ся).
Коррекция
знаний ори-
ентировоч-
ной основы
действий.
Выявление пробелов и
исправление ошибок в
понимании ориентиро-
вочной основы дей-
ствий.
Организация взаимопомощи.
.
Есть ли у кого ко мне вопросы? Кто из вас готов повторить
всю последовательность? Пожалуйста.
1 подготовка заготовок.
2.
установка
заготовки
на
сва-
рочном столе.
3.
Выполнение
прихваточного
шва.
4.
зачистка
прихваточного
шва
со стороны, где будет вариться
основной шов
5. установка заготовки для свар-
ки основного шва.
6. последовательность выполне-
ния сварного шва за два прохода.
7. выполнение шва первого про-
хода.
Определяют и восполня-
ют пробелы в знаниях.
Сильные обучающиеся
объясняют более слабым.
16
8. выполнения шва второго про-
хода.
9.
зачистка
и
осмотр
сварного
шва.
III. Основ-
ной этап
урока.
Самостоя-
тельная ра-
бота уча-
щихся, теку-
щий
инструктаж.
Обеспечение самореали-
зации через само регуля-
цию и само осмысление.
Итак, ориентировочная основа действий при выполнении учебно-произ-
водственного задания вами усвоена.
Результаты итогового опроса показали, что вы готовы к выпол-
нению учебно-производственного задания.
Качество выполненной работы будет проверяться по карте оце-
нивания.
Но, прежде чем вы начнете выполнять практическую работу,
повторим технику безопасности при выполнении сварочных
работ.
Карта оценивания выдаётся каждо-
му обучающемуся перед началом
выполнения практической работы.
Осмысление необходимо-
сти безопасных способов
выполнения работ.
Самоконтроль организа-
ции рабочего места,
соблюдения т/б.
Самоконтроль правиль-
ности выполнения трудо-
вых приемов
17
►
Начнём основной этап урока - самостоятельную работу.
Целевые
обходы
:
Первый обход: Проверка о рганизации рабочего места и
соблюдение техники безопасности, правильность хватки
электрододержателя.
Второй обход : Проверка способов правильности выполне-
ния трудовых приёмов , выполнения прихваток, установка
зазора, провар корня шва, зачистка шва после сварки.
Третий обход : Проверить правильность ведения само-
контроля
Четвёртый обход: Проверить соблюдения технических и
технологических условий при выполнении работы, при-
нять, оценить, и выдать задание наиболее успевающим обу-
чающимся.
Пятый обход: Проверить правильность ведения промежу-
-Проверка заземления, изоляции
сварочных проводов, необходимого
инструмента и материала, спецоде-
жды, щитков, рукавиц.
-Упражнения в выполнении прихва-
ток, провара одностороннего шва,
зачистке шва после сварки.
-выбирают тип и диаметр электрода,
установить силу сварочного тока,
выполнить корневой шов, отбить
шлак.
Само коррекция.
Самооценка.
Само регуляция.
18
точного контроля (межоперационный контроль) приём
практической работы и оценивание по карте оценивания.
Контроль качества выполненной работы.
Пригласить инструктора.
-
-Самостоятельно проверяют ширину
шва, высоту и качество наплавлен-
ного валика, сравнивают с образцом,
выявляют и объясняют причины и
способы исправления дефектов.
IV. Заклю-
чительный
этап урока.
Заключи-
тельный
инструктаж.
Анализ и оценка успеш-
ности достижения цели
урока.
1.
Подвести итоги за день. Анализ работы каждого обучающего-
ся.
2.
Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.
3.
Отметить, кто добился отличного качества работы.
4.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучаю-
щихся и рекомендации по их устранению.
Самоанализ выполненной
работы.
Само коррекция.
Мотивация.
Формирование у уча-
щихся ориентации на
успех.
Поощрение обучающихся в процессе достижения ими постав-
ленной цели (в т.ч. слабых).
Само актуализация. Само
регуляция через достиже-
ния цели.
Домашнее
задание.
Обеспечение понимания
цели домашнего зада-
ния. Обеспечение пони-
мания содержания и
способов выполнения
домашнего задания.
Сообщение домашнего задания:
1. Повторить раздел темы: «Горизонтальная сварка» В. М. Рыба-
ков учебник «Дуговая и газовая сварка» § 22 стр. 45
Само осмысление спосо-
бов выполнения домаш-
него задания.
Постановка новой цели
к следующему уроку.
Тема следующего урока: Горизонтальная сварка пластин из низ-
коуглеродистой стали.
Само осмысление инфор-
мации о задачах на бли-
жайший урок.
19
КАРТА
ОЦЕНИВАНИЯ
выполнения практической работы на учебной практике
ПМ 07
Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой.
Тема урока: Выполнение вертикальной сварки стыковых соединений из низкоуглеродистой стали в два прохода.
( В соответствии с ЕНиР 22-1-2)
№
п
/
п
Показатели и категории оценивания
Б
ал
л
ы
Весо
вой
коэф
фици
ент
Фак
т.
кол-
во
бал
1
Владение приемами работ
самостоятельно, уверенно и точно владеет приемами работы, осуществляет контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью
мастера п.о. в отдельных случаях;
3
2
уверенно владеет приемами работ, но возможно несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся
2
недостаточное владение приемами работ
1
2
Соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ
Качественно выполняет работу в полном соответствии с требованиями технической и технологической документации
(СНиП 42-01)
3
3
уровень качества выполненной работы снижен незначительно; работу выполняет самостоятельно (возможна несущественная помощь мастера)
2
значительные отклонения по качеству работы
1
3
Выполнение установленных норм времени (выработки)
выполняет норму времени (выработки)
( Нормы времени рабочего и расценки на 10 м шва -2,6 чел/час
3
2
незначительные отклонения от норм времени
2
значительные отклонения от норм времени (выработки)
1
4
Соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места
Рационально, уверенно организовывает рабочее место, отвечающее требованиям НОТ для выполнения подготовительных работ под сварку
3
1
незначительные замечания по выполнению требований безопасности труда и организации рабочего места
2
нарушения правил безопасности труда; существенные ошибки в организации рабочего места
1
5
Умение пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями
уверенно и умело пользуется оборудованием, инструментами и приспособлениями
3
2
правильно пользуется оборудованием, инструментами и приспособлениями, но возможны несущественные ошибки, исправляемые самим
обучающимися
2
недостаточное умение пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями
1
Максимальное количество баллов: 30
Перевод в отметку: 30-27 баллов – «5»;
26-24 баллов – «4»;
23-21 баллов – «3» Если набрано 20 баллов и менее, работа не оценивается
20