Напоминание

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


Автор: Ледовская Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ №37 Дзержинского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Раздел: полное образование





Назад





ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
И.В.Ледовская Становление новой системы образования характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике. Образование сопровождается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативных навыков школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией. Вопросам целенаправленного развития, воспитания языковой личности школьника придается особенное значение в методике обучения языку. Говоря о языковой личности, мы понимаем, вслед за Ю. Н. Карауловым, «вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психические, и этические, и социальные и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс». Модель языковой личности, по мнению исследователя, состоит из трех уровней: вербально - семантического, лингво- когнитивного и мотивационного. Каждый из этих уровней со временем развивается и пополняется за счет знаний, полученных учащимися как на уроках русского языка, так и во внеурочное время. Самый нижний – вербально-семантический уровень развития языковой личности - подразумевает собственно владение лексикой и грамматикой, он формируется в раннем детском возрасте и складывается уже к начальным классам, а в дальнейшем совершенствуется на каждом уроке русского языка. Элементы исследования позволяют разнообразить работу учащихся, начиная с 5 класса. Так, при изучении темы «Лексическое значение слова, этимология слова» можно предложить учащимся произвести этимологический разбор слов, формирующих в сознании различные концепты: ‘семья’, ‘еда’, ‘одежда’ и т.д.
Например, рассматривая формирование концепта ‘семья’, предлагаем для анализа слова «баба», «свекровь», «шурин», «деверь» и т.д. Учащиеся не только знакомятся с лексическим значением новых слов, тем самым расширяя свой лексикон, но и заглядывают глубже, в историю формирования этих названий. Например, в Древней Руси слово баба еще не имело значений ‘бабка’ или ‘бабушка’, оно обозначало ‘пожилую, опытную в домашних делах женщину’; одновременно и ‘бабу-ягу’, и ‘повивальную бабку’. Однокоренной с этим словом глагол баблю означало «принимаю младенца при крещении». Слово баба пришло из детского языка, и потому вполне ясно, что оно обозначает женщину того возраста, когда она выступает в основном в качестве няньки, занята с малыми детьми. Потому-то и упоминается часто в старинных сказках «баба-яга», своеобразная нянька подрастающих младенцев-язычников. Слово баба потеряло свое лексическое значение повивальная баба, зато приобрело некоторые другие: сейчас бабой называют замужнюю женщину, женщину из простонародья, а т а к ж е робкого слабохарактерного мужчину. Подобная работа со словом на уроке русского языка вырабатывает навыки исследования, учит обращаться со словарями, грамотно оформлять полученный результат, т.е. составлять словарную статью самостоятельно. На следующем уровне – тезаурусном – отражается «языковая картина мира», иерархия понятий и ценностей, имеющая важность как в национальном, так и в социально-групповом и личном плане. Формируя и совершенствуя данный уровень развития языковой личности учащихся, считаем необходимым использование концептуального анализа текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования концептов. Так, рассматривая историю возникновения пословиц - Как жили деды и прадеды,
так и нам жить велели
. Спокон веку, как свет стоит,
так

исстари повелось
, акцентируем внимание учащихся на том, что в содержании данных пословиц контаминируются признаки природного (циклического) времени и социального (семейно-родового) времени, что выражается в речевых формулах -
так и нам жить

велели, так исстари повелось.
При этом необходимо пояснить, что духовный мир славян перед введением христианства (988 г.) был ориентирован главным образом на Прошлое, что связано с сущностью человека как феномена природы и, по словам Г.М.Прохорова, «является следствием вполне справедливой оценки человеческих крови и семени как величайшего на Земле чуда природы и как основы жизненных возможностей человека. Отношение к семени и крови как к чему-то священному освящает и кровные связи – как с современниками, так и с теми, кто прошел свой путь по времени раньше, прежде, впереди, т.е. с предками. Такая связь с прошлым служила источником духовных сил». Ориентация
на Прошлое отражена в концепте ‘циклическое время’ (время, определяемое природными ритмами, сменами годичных сезонов), который требует толкований при изучении произведений народного творчества, в частности, пословиц и поговорок. Такой анализ пословиц позволяет показать учащимся, как понималось время в дохристианский период, как оно переживалось и осознавалось, акцентируя внимание прежде всего на категории Прошлого и на связи Прошлого и Будущего. Именно концептуальный анализ позволяет глубже понять смысл пословицы, показать различие между современным и архаическим представлением о времени, при этом обращается внимание на структуру концепта ‘время’. Подобная работа позволяет формировать у учащихся ценностную картину мира, которая будет в дальнейшем пополняться новыми знаниями. И, наконец, третий уровень языковой личности – мотивационный – совершенствуется в старших классах, когда учащиеся занимаются проектной и исследовательской деятельностью под руководством учителя. Рассмотрим применение проектной деятельности на уроках. Общество ставит перед учителем вполне конкретную задачу – воспитать личность, социально адаптированную к жизни. И смысл образования тогда заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Именно проектная деятельность на уроках русского языка позволяет формировать у обучаемых опыт самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему» [1, С. 338—339]. Приведем в качестве примера урок-защиту проектов в 6 классе, который проводится после детального изучения раздела «Лексика, фразеология, этимология слова» на уроках русского языка.

«Шагая по тропе науки…» (обобщение материала по теме «Лексика. Фразеология.

Этимология слова»)

в 6 классе

Методический паспорт проекта

Название:
«Шагая по тропе науки…» (обобщение изученного по теме «Лексикология и фразеология») 
Учебный предмет:
русский язык 
Тип проекта:
информационный, исследовательский, творческий 
Метод проекта:
технологии индивидуальной и групповой работы Создание проектов учащимися – это альтернатива обычному уроку-обобщению. Задание дается заранее, этот проект рассчитан на 2-3 недели. Разработка проекта на данном этапе предусматривает следующие
требования:
1) он разрабатывается по инициативе учащихся, но по предложенной теме педагога; тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе — разные; возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов; 2) данная работа является первым шагом к исследовательской работе, поэтому должна быть четко спланирована, сконструирована, но вместе с тем допускается гибкость и изменения в ходе выполнения; в-третьих, проект должен быть ориентирован на решение конкретной проблемы.
Дидактическими целями
такого занятия являются:  формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;  совершенствование навыков исследовательской деятельности;  формирование навыков работы в команде;  приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Методические задачи проекта:
 закрепить знания по лексикологии и фразеологии;  формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы, профессионализмы, заимствования, сленговые выражения. Данный вид занятий подразумевает четкое планирование действий как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
Этапы работы для учителя:
 Выбор темы. Актуальность. Цель
 Разработка этапов проектирования  Создание стартовой презентации  Планирование методов работы. Разработка оценочных листов  Разработка методических рекомендаций.
Этапы работы для учащихся:
 Выбор группы. Постановка целей  Возможности решения задачи (план действий)  Определение этапов совместной работы  Выбор индивидуальной работы  Самостоятельное решение задач (где брать информацию, как подготовиться к уроку)  Представление своей работы (презентации, сочинения, рисунки, сообщения)  Оценивание результатов своей работы В процессе работы над проектом учитель разрабатывает следующие
методические

рекомендации для учащихся:
 Выберите группу, в которой вы бы хотели работать.  Следуйте правилу: «Это я могу сделать, это мне под силу».  Поставьте перед собой цели, наметьте пути их достижения.  Найдите источники информации.  Обработайте найденный материал, обсудите его с товарищами по группе.  Оформите свою работу и оцените в группе.  Оформите конечные результаты и представьте их на итоговом уроке. Для разработки проектов учителем предлагаются следующие
темы
, которые необходимо выбрать учащимся по их желанию:  «Лексический портрет слова «Тетрадь»  «Карету мне, карету!» (историзмы и архаизмы в названии средств передвижения)  «Фразеологизмы о животных»  «Сленговые выражения в речи школьников»  «Футбольная лексика»  «История формирования наименований российского оружия»  «Наименование профессий членов моей семьи»  «Как нам открылась тайна слова…» Учащиеся работают в группах. В этих группах у них складываются определенные роли. В процессе работы они развивают определенные компетентности, необходимые для эффективного выполнения соответствующих функций в группе. Один ученик учится
эффективно координировать работу нескольких человек. Другой — успокаивать товарищей и сглаживать межличностные трения. Третий — вести переговоры. Четвертый — представлять результаты чужой работы официальным лицам, посетителям и посторонним людям, а не только своему учителю. В процессе выполнения этих paбoт каждый учится общаться, изобретать, проводить собственные наблюдения, сотрудничать с другими, руководить и подчиняться. Учитель является связующим звеном и между группами, и между членами группы. В процессе работы педагог помогает ученикам в поиске нужных источников; сам является источником информации; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Защита проектов осуществляется на отдельном уроке, который проводится в виде конференции, каждый участник получает комплект следующих принадлежностей: программу конференции, блокнот, ручку.
Программа урока-защиты проекта:
 1. Вступительное слово учителя, представление жюри, участников, гостей Вступительное слово учителя. Добрый день, уважаемые участники нашей конференции. Я рада приветствовать Вас в этом кабинете, где каждый из Вас сегодня попробует себя в роли юного исследователя, т.к. постигать мир самому, открывать его тайны – это всегда увлекательно, интересно, заманчиво. Именно поэтому эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова А.П.Чехова: «
Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в

жизни человека».
Наш урок мы проводим в необычной форме. Все вы сегодня – участники мини- конференции по защите собственных проектов по теме «Лексика, фразеология, этимология слова». Вы работали в группах, индивидуально, и нам предстоит оценить Ваши работы, выбрать лучшие. Представляю Вам членов жюри (идет представление жюри). Теперь обсудим регламент каждого выступления: 1) защита проекта длится 5-7 минут; 2) участники проекта отвечают на вопросы присутствующих учеников, членов жюри (до 4 вопросов); 3) в конце каждого выступления учащиеся заполняют рейтинговые карты, сами выставляют оценки своим одноклассникам.

Рейтинговая карта
Номинации Участники Выступление (5 баллов) Умение отвечать на вопросы (5 баллов) Участие группы в обсуждении проектов (5 баллов) Умение задавать вопросы (5 баллов) 2. Представление участниками своих проектов по теме «Лексика, фразеология, этимология слова»
Каждая группа представляет результаты своего труда:
 «Карету мне, карету!»(Приложение 1). «Карету мне, карету!»(Приложение 1).   «Фразеологизмы о животных» (Приложение 2). «Фразеологизмы о животных» (Приложение 2).   «Наименование профессий членов моей семьи» (Приложение 3).
«Футбольная лексика» (Приложение 4). «История формирования названий оружия» (Приложение 5)  «Как нам открылась тайна слова» (Приложение 6).  «Сленговые выражения в речи школьников» (Приложение 7).  «Лексический портрет слова «Тетрадь» (Приложение 8).  3. Подведение итогов Учащиеся отвечают на вопросы, обмениваются опытом со своими товарищами, выбирают наиболее понравившийся проект: для этого учащимся предоставляются анкеты, которые им необходимо заполнить.
Анкета для учащихся
 Какой проект, на ваш взгляд, является самым содержательным?  Какой проект, на ваш взгляд, является самым интересным?  Какой проект, на ваш взгляд, является самым зрелищным?  Какая защита проекта показалась вам самой убедительной?  Что нового, интересного, полезного вы узнали на сегодняшнем уроке?  Понравилась ли вам форма проведения такого урока? В конце мероприятия учитель подводит итоги, отмечает наиболее удавшиеся проекты, анализирует недочеты. Таким образом, проектная деятельность на уроках русского языка, как одна из современных образовательных стратегий педагога, позволяет, с одной стороны, развивать различные виды компетентностей у учащихся, а с другой – помогает учителю видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области. Кроме того, данные занятия имеют практическую ценность для учителя, т.к. создаются уникальные проекты, которые можно использовать при изучении темы в дальнейшем, расширяя и углубляя знания в той или иной области. Литература
1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]  


В раздел образования