ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Автор: Ледовская Ирина Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СШ №37 Дзержинского района Волгограда Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: Статья Тема: ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Раздел: полное образование
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
И.В.Ледовская
Становление
новой
системы
образования
характеризуется
существенными
изменениями в педагогической теории и практике. Образование сопровождается новыми
процессуальными
умениями,
развитием
способностей
оперирования
информацией,
творческим
решением
проблем
науки
и
практики
с
акцентом
на
индивидуализацию
образовательных программ.
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к
эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое
значение
в
связи
с
этим
приобретает
проблема
формирования
и
развития
коммуникативных
навыков
школьников
в
процессе
изучения
русского
языка.
Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных,
ситуативных
и
контекстуальных
правил,
которые
должен
учитывать
носитель
языка.
Почему,
что,
где,
когда,
как
говорят,
какое
значение
придается
отдельным
словам
и
выражениям
в
зависимости
от
конкретных
обстоятельств
—
все
это
регулируется
коммуникативной компетенцией.
Вопросам целенаправленного развития, воспитания языковой личности школьника
придается особенное значение в методике обучения языку. Говоря о языковой личности,
мы понимаем, вслед за Ю. Н. Карауловым, «вид полноценного представления личности,
вмещающий в себя и психические, и этические, и социальные и другие компоненты, но
преломленные
через
ее
язык,
ее
дискурс».
Модель
языковой
личности,
по
мнению
исследователя,
состоит
из
трех
уровней:
вербально
-
семантического,
лингво-
когнитивного и мотивационного. Каждый из этих уровней со временем развивается и
пополняется за счет знаний, полученных учащимися как на уроках русского языка, так и
во внеурочное время.
Самый нижний – вербально-семантический уровень развития языковой личности -
подразумевает собственно владение лексикой и грамматикой, он формируется в раннем
детском
возрасте
и
складывается
уже
к
начальным
классам,
а
в
дальнейшем
совершенствуется на каждом уроке русского языка. Элементы исследования позволяют
разнообразить работу учащихся, начиная с 5 класса. Так, при изучении темы «Лексическое
значение
слова,
этимология
слова»
можно
предложить
учащимся
произвести
этимологический разбор слов, формирующих в сознании различные концепты: ‘семья’,
‘еда’, ‘одежда’ и т.д.
Например, рассматривая формирование концепта ‘семья’, предлагаем для анализа
слова «баба», «свекровь», «шурин», «деверь» и т.д. Учащиеся не только знакомятся с
лексическим значением новых слов, тем самым расширяя свой лексикон, но и заглядывают
глубже, в историю формирования этих названий. Например, в Древней Руси слово баба
еще не имело значений ‘бабка’
или ‘бабушка’, оно обозначало ‘пожилую, опытную в
домашних
делах
женщину’;
одновременно
и ‘бабу-ягу’,
и ‘повивальную
бабку’.
Однокоренной
с
этим
словом
глагол баблю
означало
«принимаю
младенца
при
крещении».
Слово баба
пришло
из
детского
языка,
и
потому
вполне
ясно,
что
оно
обозначает женщину того возраста, когда она выступает в основном в качестве няньки,
занята с малыми детьми. Потому-то и упоминается часто в старинных сказках «баба-яга»,
своеобразная
нянька
подрастающих
младенцев-язычников.
Слово баба
потеряло
свое
лексическое значение повивальная баба, зато приобрело некоторые другие: сейчас бабой
называют замужнюю
женщину,
женщину
из
простонародья,
а
т а к ж е робкого
слабохарактерного мужчину.
Подобная
работа
со
словом
на
уроке
русского
языка
вырабатывает
навыки
исследования, учит обращаться со словарями, грамотно оформлять полученный результат,
т.е. составлять словарную статью самостоятельно.
На
следующем
уровне
–
тезаурусном
–
отражается
«языковая
картина
мира»,
иерархия
понятий
и
ценностей,
имеющая
важность
как
в
национальном,
так
и
в
социально-групповом
и
личном
плане.
Формируя
и
совершенствуя
данный
уровень
развития
языковой
личности
учащихся,
считаем
необходимым
использование
концептуального
анализа
текста
на
уроках
русского
языка
и
литературы
как
способ
формирования
концептов.
Так,
рассматривая
историю
возникновения
пословиц
- Как
жили деды и прадеды, так и нам жить велели . Спокон веку, как свет стоит, так
исстари повелось , акцентируем внимание учащихся на том, что в содержании данных
пословиц контаминируются признаки природного (циклического) времени и социального
(семейно-родового) времени, что выражается в речевых формулах - так и нам жить
велели, так исстари повелось. При этом необходимо пояснить, что духовный мир славян
перед введением христианства (988 г.) был ориентирован главным образом на Прошлое,
что связано с сущностью человека как феномена природы и, по словам Г.М.Прохорова,
«является следствием вполне справедливой оценки человеческих крови и семени как
величайшего на Земле чуда природы и как основы жизненных возможностей человека.
Отношение к семени и крови как к чему-то священному освящает и кровные связи – как с
современниками, так и с теми, кто прошел свой путь по времени раньше, прежде, впереди,
т.е. с предками. Такая связь с прошлым служила источником духовных сил». Ориентация
на Прошлое отражена в концепте ‘циклическое время’ (время, определяемое природными
ритмами,
сменами
годичных
сезонов),
который
требует
толкований
при
изучении
произведений народного творчества, в частности, пословиц и поговорок. Такой анализ
пословиц позволяет показать учащимся, как понималось время в дохристианский период,
как оно переживалось и осознавалось, акцентируя внимание прежде всего на категории
Прошлого и на связи Прошлого и Будущего. Именно концептуальный анализ позволяет
глубже понять смысл пословицы, показать различие между современным и архаическим
представлением о времени, при этом обращается внимание на структуру концепта ‘время’.
Подобная работа позволяет формировать у учащихся ценностную картину мира, которая
будет в дальнейшем пополняться новыми знаниями.
И,
наконец,
третий
уровень
языковой
личности
–
мотивационный
–
совершенствуется
в
старших
классах,
когда
учащиеся
занимаются
проектной
и
исследовательской деятельностью под руководством учителя.
Рассмотрим
применение
проектной
деятельности
на
уроках.
Общество
ставит
перед
учителем
вполне
конкретную
задачу
–
воспитать
личность,
социально
адаптированную
к
жизни.
И
смысл
образования
тогда
заключается
в
развитии
у
обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах
деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и
собственный опыт учащихся.
Именно проектная деятельность на уроках русского языка позволяет формировать у
обучаемых
опыт
самостоятельного
решения
познавательных,
коммуникативных,
организационных,
нравственных
и
иных
проблем,
составляющих
содержание
образования.
А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектную форму обучения широко
используют
на
отдельных
уроках,
в
дополнительном
образовании,
имеются
попытки
распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной
форме
уже
не
отрицают
систематического
освоения
знаний,
такая
деятельность
включается
в
содержание
проекта.
Основная
ценность
проектной
системы
обучения
состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не
на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за
определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую
или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить
научную,
техническую
или
иную
проблему»
[1,
С.
338—339].
Приведем
в
качестве
примера урок-защиту проектов в 6 классе, который проводится после детального изучения
раздела «Лексика, фразеология, этимология слова» на уроках русского языка.
«Шагая по тропе науки…» (обобщение материала по теме «Лексика. Фразеология.
Этимология слова»)
в 6 классе
Методический паспорт проекта
Название: «Шагая по тропе науки…» (обобщение изученного по теме
«Лексикология и фразеология»)
Учебный предмет: русский язык
Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий
Метод проекта: технологии индивидуальной и групповой работы
Создание
проектов
учащимися
–
это
альтернатива
обычному
уроку-обобщению.
Задание дается заранее, этот проект рассчитан на 2-3 недели.
Разработка проекта на данном этапе предусматривает следующие требования:
1)
он разрабатывается по инициативе учащихся, но по предложенной теме педагога;
тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой
группе
—
разные;
возможно
одновременное
выполнение
учащимися
разных
проектов;
2)
данная работа является первым шагом к исследовательской работе, поэтому должна
быть четко спланирована, сконструирована, но вместе с тем допускается гибкость и
изменения в ходе выполнения; в-третьих, проект должен быть ориентирован на
решение конкретной проблемы.
Дидактическими целями такого занятия являются:
формирование
компетентности
в
сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности;
совершенствование навыков исследовательской деятельности;
формирование навыков работы в команде;
приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Методические задачи проекта:
закрепить знания по лексикологии и фразеологии;
формировать
умение
правильно
использовать
в
речи
фразеологизмы,
профессионализмы, заимствования, сленговые выражения.
Данный вид занятий подразумевает четкое планирование действий как со стороны
педагога, так и со стороны учащихся.
Этапы работы для учителя:
Выбор темы. Актуальность. Цель
Разработка этапов проектирования
Создание стартовой презентации
Планирование методов работы. Разработка оценочных листов
Разработка методических рекомендаций.
Этапы работы для учащихся:
Выбор группы. Постановка целей
Возможности решения задачи (план действий)
Определение этапов совместной работы
Выбор индивидуальной работы
Самостоятельное
решение
задач
(где
брать
информацию,
как
подготовиться
к
уроку)
Представление своей работы (презентации, сочинения, рисунки, сообщения)
Оценивание результатов своей работы
В процессе работы над проектом учитель разрабатывает следующие методические
рекомендации для учащихся:
Выберите группу, в которой вы бы хотели работать.
Следуйте правилу: «Это я могу сделать, это мне под силу».
Поставьте перед собой цели, наметьте пути их достижения.
Найдите источники информации.
Обработайте найденный материал, обсудите его с товарищами по группе.
Оформите свою работу и оцените в группе.
Оформите конечные результаты и представьте их на итоговом уроке.
Для
разработки
проектов
учителем
предлагаются
следующие темы ,
которые
необходимо выбрать учащимся по их желанию:
«Лексический портрет слова «Тетрадь»
«Карету мне, карету!» (историзмы и архаизмы в названии средств передвижения)
«Фразеологизмы о животных»
«Сленговые выражения в речи школьников»
«Футбольная лексика»
«История формирования наименований российского оружия»
«Наименование профессий членов моей семьи»
«Как нам открылась тайна слова…»
Учащиеся работают в группах. В этих группах у них складываются определенные
роли. В процессе работы они развивают определенные компетентности, необходимые для
эффективного
выполнения
соответствующих
функций
в
группе.
Один
ученик
учится
эффективно
координировать
работу
нескольких
человек.
Другой
—
успокаивать
товарищей и сглаживать межличностные трения. Третий — вести переговоры. Четвертый
—
представлять
результаты
чужой
работы
официальным
лицам,
посетителям
и
посторонним людям, а не только своему учителю. В процессе выполнения этих paбoт
каждый учится общаться, изобретать, проводить собственные наблюдения, сотрудничать с
другими, руководить и подчиняться.
Учитель является связующим звеном и между группами, и между членами группы.
В процессе работы педагог помогает ученикам в поиске нужных источников; сам является
источником информации; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает
непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Защита проектов осуществляется на отдельном уроке, который проводится в виде
конференции,
каждый
участник
получает
комплект
следующих
принадлежностей:
программу конференции, блокнот, ручку.
Программа урока-защиты проекта:
1. Вступительное слово учителя, представление жюри, участников, гостей
Вступительное слово учителя. Добрый день, уважаемые участники нашей конференции. Я
рада приветствовать Вас в этом кабинете, где каждый из Вас сегодня попробует себя в
роли юного исследователя, т.к. постигать мир самому, открывать его тайны – это всегда
увлекательно, интересно, заманчиво. Именно поэтому эпиграфом к нашему уроку мы
выбрали слова А.П.Чехова: « Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в
жизни человека».
Наш урок мы проводим в необычной форме. Все вы сегодня – участники мини-
конференции
по
защите
собственных
проектов
по
теме
«Лексика,
фразеология,
этимология слова». Вы работали в группах, индивидуально, и нам предстоит оценить
Ваши работы, выбрать лучшие. Представляю Вам членов жюри (идет представление
жюри).
Теперь обсудим регламент каждого выступления:
1)
защита проекта длится 5-7 минут;
2)
участники проекта отвечают на вопросы присутствующих учеников, членов
жюри (до 4 вопросов);
3)
в конце каждого выступления учащиеся заполняют рейтинговые карты, сами
выставляют оценки своим одноклассникам.
Рейтинговая карта
Номинации
Участники
Выступление (5 баллов)
Умение отвечать на вопросы (5 баллов)
Участие группы в обсуждении проектов
(5 баллов)
Умение задавать вопросы (5 баллов)
2. Представление участниками своих проектов по теме «Лексика, фразеология,
этимология слова» Каждая группа представляет результаты своего труда:
«Карету мне, карету!»(Приложение 1). «Карету мне, карету!»(Приложение 1).
«Фразеологизмы
о
животных» (Приложение 2). «Фразеологизмы о животных»
(Приложение 2).
«Наименование профессий членов моей семьи» (Приложение 3).
«Футбольная лексика» (Приложение 4).
«История формирования названий оружия» (Приложение 5)
«Как нам открылась тайна слова» (Приложение 6).
«Сленговые выражения в речи школьников» (Приложение 7).
«Лексический портрет слова «Тетрадь» (Приложение 8).
3. Подведение итогов
Учащиеся
отвечают
на
вопросы,
обмениваются
опытом
со
своими
товарищами,
выбирают наиболее понравившийся проект: для этого учащимся предоставляются анкеты,
которые им необходимо заполнить.
Анкета для учащихся
Какой проект, на ваш взгляд, является самым содержательным?
Какой проект, на ваш взгляд, является самым интересным?
Какой проект, на ваш взгляд, является самым зрелищным?
Какая защита проекта показалась вам самой убедительной?
Что нового, интересного, полезного вы узнали на сегодняшнем уроке?
Понравилась ли вам форма проведения такого урока?
В
конце
мероприятия
учитель
подводит
итоги,
отмечает
наиболее
удавшиеся
проекты, анализирует недочеты.
Таким образом, проектная деятельность на уроках русского языка, как одна из
современных образовательных стратегий педагога, позволяет, с одной стороны, развивать
различные виды компетентностей у учащихся, а с другой – помогает учителю видеть
каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для
успеха в той или иной специальной области.
Кроме
того,
данные
занятия
имеют
практическую
ценность
для
учителя,
т.к.
создаются
уникальные
проекты,
которые
можно
использовать
при
изучении
темы
в
дальнейшем, расширяя и углубляя знания в той или иной области.
Литература
1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. —
544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]