Напоминание

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников


Автор: Микитас Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Морозовский"
Населённый пункт: Омская область, Омский район, с.Морозовка
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад «Морозовский»

Омского муниципального района Омской области

Микитас Натальи Викторовны

Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном

воспитании дошкольников»
Одной из важных современных проблем является духовно- нравственное воспитание детей.
Духовность
– это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям и миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, тем крепче с связь между поколениями. В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были его родители.
Целью моей работы является:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям народной культуры. 2. Возрождение традиций семейного воспитания.
При этом стараюсь решать следующие приоритетные задачи:
1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви и доброжелательности, осуждении и прощении, милосердии, совести, благодарности, трудолюбии и др. 2. Формировать нравственные потребности, умения и привычки. 3. Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей, знакомить семью с основами православной педагогики и психологии.
В основе моей работы заложены следующие принципы:
системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость. Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций я использую такие формы работы, как: - организация народных праздников;
- продуктивная деятельность ; - игровая деятельность ; - творческие мастерские с родителями. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества»; весной— «Наши любимые», «Масленица», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица) . Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом. Основной формой по формированию у дошкольников представлений о народных праздниках была выбрана
«Семейная мастерская».
Цель «Семейной мастерской»: Способствовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания как средства гармонизации детско-родительских отношений, личностного совершенствования и социальной адаптации ребенка и семьи. В процессе работы «Семейной мастерской» были разработаны совместные проекты: «Осенины», «Рождество Христово»,«Масленица», «Моя семья».
Проект «Осенины»

Цель
: Формирование познавательного интереса у детей к истории, традициям и обычаям своей страны, к русскому народному фольклору.
Задачи
:
1.
Расширить представления детей об изменениях, происходящих осенью.
2
. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе (привлечь к сбору информации) .
3
. Развивать творческие способности детей и родителей продуктивной деятельностью (поделки из природного материала) .
Тип проекта
: познавательно-творческий
Продолжительность
: краткосрочный (2 недели)
Состав участников
: дети, родители, воспитатели
Прогнозируемый результат:
Обогащение знаний детей о необычных природных явлениях осенью Развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности, активизация их творческой активности. Изучение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса

Предварительная работа
.  Разучивание танцевального и песенного репертуара, стихотворений;  Просмотр известных сказок по теме.
Работа с родителями
:  Подготовка костюмов для театрализации,  Оформление выставки семейных работ «Осенние фантазии»,  Совместное чаепитие.
Итоговое мероприятие
: Праздник «Осенины на Руси» (ярмарка, хоровод) .
Проект «Рождество Христово»

Цель:
Обобщение и расширение знаний и представлений детей о празднике «Рождество Христово».
Задачи:
• создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; • познакомить детей с праздником «Рождества Христова»; • продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями. • развивать внимание; • развивать творческие способности. • воспитывать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным; • формировать стремление радовать всех своим трудом.
Тип проекта:
познавательно – творческий.
Продолжительность:
краткосрочный проект (январь)
Участники проекта:
дети средней группы, родители, воспитатели
Прогнозируемый результат:
Были созданы условия для формирования у детей познавательного интереса. Познакомили детей с праздником «Рождество Христово», с обычаями его празднования. Таким образом, мы углубили и расширили знания и представления у детей о празднике «Рождество Христово».
Работа с родителями
:  консультация по теме «История Колядок»,  совме стными усилиями был п о п ол н е н атрибутами и новыми костюмами «Центр ряженья». Обратите внимание на разнообразие нарядов. Каждый родитель сшил своему ребенку костюм, который используются достаточно часто.
Итоговое мероприятие
: Праздник «Рождественские колядки» .

Проект «Широкая масленица»

Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества. 2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры. 3. Формировать любовь к Родине, ее традициям. 4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Тип проекта:
познавательно-творческий, краткосрочный.
Продолжительность:
1 неделя (с 07.03 по 11.03.2016 г.).
Участники проекта:
дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Прогнозируемый результаты:
 Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.  Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.  Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта:
 Непосредственно образовательная деятельность  Игры  Беседы  Театрализованные постановки с участием детей
Работа с родителями
: Консультации родителям, анкетирование. Оформление выставки семейных работ (рисунки «Масленичные гуляния»).
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Широкая Масленица»
Проект «Я и моя семья. Семейные праздники»

Цель:
Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям; создание условий для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через совместные мероприятия.

Задачи:
1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”. 2. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей. 3. Продолжать развивать познавательные способности детей. 4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. 5. Укреплять детско–родительские отношения
Тип проекта
: творческий
Продолжительность:
краткосрочный (2 месяца)
Участники:
дети средней группы, воспитатели, родители
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ:

1. Наглядно-информационные формы:
• Сайт ДОУ ; • Выпуск семейных стенгазет; • Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей; • Фотовыставки; • Семейные презентации;
2. Досуговые:
• Совместные праздники; • Совместные спартакиады; • Семейный театр; • Участие родителей в выставках.
Итогом проекта были несколько совместных мероприятий:
1.Эстафета «Я и мой папа». 2. Праздник «Наши мамы». 3. Выставка «Мир увлечений моей семьи». Наш детский сад работает по программе «Радуга». Одной из традиций этой программы является
«Творческая гостиная»,
на которой я знакомлю детей с различными народными промыслами. Знакомство детей с различными видами народного декоративно- прикладного искусства помогает детям воспринимать прекрасное и доброе, знакомит их с народными традициями.
Цель «Творческой гостиной»:
Знакомство с историей народного творчества, с приемами лепки и работы кистью, с геометрическим орнаментом. Достижение цели я решила через следующие
задачи
: 1. Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству через детскую творческую деятельность;
2. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментах – чувство цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу; 3. Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы; 4. Развивать эстетическое образное восприятие; 5. Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Направления работы
1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов. 2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа. Одной из форм совместного взаимодействия с родителями является мастер-класс, на котором родители и дети получают много интересного и познавательного материала в доступной для них форме. Авторами проведения мастер-класса являюсь не только я, но и родители.
Результатом

мастер- классов стали выставки работ: «Бродит осень у ворот»,

«Народные промыслы», «Зимняя сказка», «Такие разные куклы».
Также одной из традиций по программе «Радуга», является
«Вечер

игры»
, на котором я знакомлю детей с различными народными играми. Особенность народной игры, как воспитательного средства, позволяет ненавязчиво вводить ребенка в мир народной культуры и человеческих отношений. Но тут появилась некоторая проблема. Как вы знаете, дети играют не только в детском саду, но и дома. Некоторые родители принимают активное участие в детских играх, но в данном случае они поддержать своих детей не могут, так как не знают народных игр. Таким образом, встал вопрос о повышении уровня компетентности родителей в области народной игры. Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, активно участвующих в жизни сада и в жизни своего ребенка, был разработан план совместной работы воспитателей, родителей и детей. -Изготовление совместно с детьми атрибутов для костюмов. -Была дана консультация музыкального педагога по теме «Народные игры». -Консультация воспитателей по теме «Важность приобщения детей к истокам русской культуры». В результате совместных мероприятий повысилась педагогическая культура родителей. Родительский коллектив стал главным
заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к русской народной культуре средствами народных игр. Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно- нравственной культуры у ребенка, можно сделать вывод, что данное направление содействует:  сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры,  формирует у ребенка чувства любви к Родине,  воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет,  развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.


В раздел образования