Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Автор: Микитас Наталья Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Морозовский" Населённый пункт: Омская область, Омский район, с.Морозовка Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Раздел: дошкольное образование
Опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад «Морозовский»
Омского муниципального района Омской области
Микитас Натальи Викторовны
Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном
воспитании дошкольников»
Одной из важных современных проблем является духовно-
нравственное воспитание детей. Духовность – это традиция бережного
отношения к самому себе, окружающим людям и миру, передающаяся из
поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче
семья, тем крепче с связь между поколениями.
В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в
данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания
в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом
были его родители.
Целью моей работы является:
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их
к нравственным и духовным ценностям народной культуры.
2. Возрождение традиций семейного воспитания.
При этом стараюсь решать следующие приоритетные задачи:
1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине
и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви и доброжелательности,
осуждении и прощении, милосердии, совести, благодарности, трудолюбии и
др.
2. Формировать нравственные потребности, умения и привычки.
3. Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей,
знакомить семью с основами православной педагогики и психологии.
В основе моей работы заложены следующие принципы:
системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет
специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.
Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных
консультаций я использую такие формы работы, как:
- организация народных праздников;
- продуктивная деятельность ;
- игровая деятельность ;
- творческие мастерские с родителями.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду
является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью —
«Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества»;
весной— «Наши любимые», «Масленица», «Праздник птиц», «Пасха»,
«Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица) .
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного
праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными
изменениями в природе, с трудом предков в прошлом.
Основной формой по формированию у дошкольников представлений о
народных праздниках была выбрана «Семейная мастерская».
Цель «Семейной мастерской»: Способствовать возрождению лучших
отечественных традиций семейного воспитания как средства гармонизации
детско-родительских отношений, личностного совершенствования и
социальной адаптации ребенка и семьи.
В процессе работы «Семейной мастерской» были разработаны
совместные проекты: «Осенины», «Рождество Христово»,«Масленица»,
«Моя семья».
Проект «Осенины»
Цель : Формирование познавательного интереса у детей к истории,
традициям и обычаям своей страны, к русскому народному фольклору.
Задачи :
1. Расширить представления детей об изменениях, происходящих осенью.
2 . Создать условия для участия родителей в образовательном процессе
(привлечь к сбору информации) .
3 . Развивать творческие способности детей и родителей продуктивной
деятельностью (поделки из природного материала) .
Тип проекта : познавательно-творческий
Продолжительность : краткосрочный (2 недели)
Состав участников : дети, родители, воспитатели
Прогнозируемый результат:
Обогащение знаний детей о необычных природных явлениях осенью
Развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной
практической деятельности, активизация их творческой активности.
Изучение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса
Предварительная работа .
Разучивание танцевального и песенного
репертуара, стихотворений;
Просмотр известных сказок по теме.
Работа с родителями :
Подготовка костюмов для театрализации,
Оформление выставки семейных работ
«Осенние фантазии»,
Совместное чаепитие.
Итоговое мероприятие :
Праздник «Осенины на Руси» (ярмарка, хоровод) .
Проект «Рождество Христово»
Цель: Обобщение и расширение знаний и представлений детей о празднике
«Рождество Христово».
Задачи:
• создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
• познакомить детей с праздником «Рождества Христова»;
• продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями.
• развивать внимание;
• развивать творческие способности.
•
воспитывать
у
детей
милосердие,
сострадание,
умение
прощать,
быть
благодарным, смелым, скромным, трудолюбивым, ответственным;
• формировать стремление радовать всех своим трудом.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный проект (январь)
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели
Прогнозируемый результат:
Были созданы условия для формирования у детей познавательного интереса.
Познакомили детей с праздником «Рождество Христово», с обычаями его
празднования.
Таким
образом,
мы
углубили
и
расширили
знания
и
представления у детей о празднике «Рождество Христово».
Работа с родителями :
консультация по теме «История Колядок»,
совме стными
усилиями
был
п о п ол н е н
атрибутами и новыми костюмами «Центр ряженья».
Обратите внимание на разнообразие нарядов. Каждый родитель сшил
своему ребенку костюм, который используются достаточно часто.
Итоговое мероприятие :
Праздник «Рождественские колядки» .
Проект «Широкая масленица»
Цель: Повышение
интереса
к
традициям
русского
народа
(праздник
Масленица).
Задачи:
1.
Познакомить
детей
с
русским
обрядовым
праздником
«Масленица»,
с
различными жанрами устного народного творчества.
2.
Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с
предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3.
Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4.
Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Продолжительность: 1 неделя (с 07.03 по 11.03.2016 г.).
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Прогнозируемый результаты:
Приобщение
детей
к
традиции
проведения
народного
праздника
–
Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем
действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному
празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность
Игры
Беседы
Театрализованные постановки с участием детей
Работа с родителями :
Консультации родителям, анкетирование.
Оформление выставки семейных работ (рисунки «Масленичные гуляния»).
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Широкая Масленица»
Проект «Я и моя семья. Семейные праздники»
Цель:
Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным
и семейным традициям;
создание условий для накопления опыта интеллектуальной и творческой
деятельности через совместные мероприятия.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”,
“семья”, “родные”, “близкие”.
2. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о
распределении семейных обязанностей.
3. Продолжать развивать познавательные способности детей.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами
родственных отношений, развивать связную речь.
5. Укреплять детско–родительские отношения
Тип проекта : творческий
Продолжительность: краткосрочный (2 месяца)
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ:
1. Наглядно-информационные формы:
• Сайт ДОУ ;
• Выпуск семейных стенгазет;
• Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для
родителей;
• Фотовыставки;
• Семейные презентации;
2. Досуговые:
• Совместные праздники;
• Совместные спартакиады;
• Семейный театр;
• Участие родителей в выставках.
Итогом проекта были несколько совместных мероприятий:
1.Эстафета «Я и мой папа».
2. Праздник «Наши мамы».
3. Выставка «Мир увлечений моей семьи».
Наш детский сад работает по программе «Радуга». Одной из традиций
этой программы является «Творческая гостиная», на которой я знакомлю
детей с различными народными промыслами.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-
прикладного искусства помогает детям воспринимать прекрасное и доброе,
знакомит их с народными традициями.
Цель «Творческой гостиной»: Знакомство с историей народного
творчества, с приемами лепки и работы кистью, с геометрическим
орнаментом.
Достижение цели я решила через следующие задачи :
1. Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному
искусству через детскую творческую деятельность;
2. На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать
творчество детей в орнаментах – чувство цвета, ритма, композиции,
самостоятельность, творческую инициативу;
3. Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать
удовольствие от своей работы;
4. Развивать эстетическое образное восприятие;
5. Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону
красоты.
Направления работы
1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.
2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов
декоративно-прикладного искусства русского народа.
Одной из форм совместного взаимодействия с родителями является
мастер-класс, на котором родители и дети получают много интересного и
познавательного материала в доступной для них форме. Авторами
проведения мастер-класса являюсь не только я, но и родители. Результатом
мастер- классов стали выставки работ: «Бродит осень у ворот»,
«Народные промыслы», «Зимняя сказка», «Такие разные куклы».
Также одной из традиций по программе «Радуга», является «Вечер
игры» , на котором я знакомлю детей с различными народными играми.
Особенность народной игры, как воспитательного средства, позволяет
ненавязчиво вводить ребенка в мир народной культуры и человеческих
отношений.
Но тут появилась некоторая проблема. Как вы знаете, дети играют не
только в детском саду, но и дома. Некоторые родители принимают активное
участие в детских играх, но в данном случае они поддержать своих детей не
могут, так как не знают народных игр.
Таким образом, встал вопрос о повышении уровня компетентности
родителей в области народной игры. Чтобы родители стали
непосредственными участниками педагогического процесса, активно
участвующих в жизни сада и в жизни своего ребенка, был разработан план
совместной работы воспитателей, родителей и детей.
-Изготовление совместно с детьми атрибутов для костюмов.
-Была дана консультация музыкального педагога по теме «Народные игры».
-Консультация воспитателей по теме «Важность приобщения детей к
истокам русской культуры».
В результате совместных мероприятий повысилась педагогическая
культура родителей. Родительский коллектив стал главным
заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к русской
народной культуре средствами народных игр.
Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию
духовно- нравственной культуры у ребенка, можно сделать вывод, что данное
направление содействует:
сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами
православной культуры,
формирует у ребенка чувства любви к Родине,
воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к
тем местам, где он родился и живет,
развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.