Комплекс дидактических игр по формированию экологических представлений у старших дошкольников
Автор: Мартынова Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 316" г.о. Самара Населённый пункт: г. Самара, Самарская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Комплекс дидактических игр по формированию экологических представлений у старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
представлений у старших дошкольников
В 5 – 6 лет к каждой игре уже можно сочинять небольшие рассказы,
фактически
они
будут
состоять
из
ответов
на
ваши
вопросы.
Следует
обратить
внимание
на
то,
чтобы
ответы
эмоциональных
детей
были
достаточно последовательны и связаны между собой. Ребенок не должен
фиксировать внимание только на описании своих переживаний. Если же ваш
малыш
склонен
к
односложным
простым
ответам,
подтолкните
его
фантазию,
вместе
с
ним
придумайте
и
детальные
описания
игрушек,
и
возможные их приключения.
Игра «На что это похоже?» тоже развивает умение представить предмет
по его отдельным признакам. Приготовьте несколько листочков (для одной
игры 4—5), на каждом из которых нарисована какая-нибудь фигурка. Она
должна быть похожа одновременно на несколько предметов.
Про каждую фигурку ребенку надо постараться дать как можно больше
ответов. И уж, конечно, надо вместе разобрать, как выглядит каждая вещь,
придумать, чья она. Если малыш хорошо справляется с заданием, можно
попросить
его
придумать
небольшую
историю
про
то,
что
случилось
с
каждым из придуманных предметов.
Игра
«Перевертыши»
имеет
более
строгие
правила.
Приготовьте
одинаковые для вас и, ребенка листочки бумаги, на каждом из которых
нарисована какое-нибудь животное. Для одного раза это может быть четыре
листочка для каждого, где одно и то же животное
нарисовано в разных
положениях (перевернута).
Каждое животное должно быть расположено так, чтобы вокруг нее
осталось место для дорисовывания. Возьмите по карандашу и дорисуйте
каждый условия обитания этого животного. Перед началом скажите малышу,
что все рисунки должны быть разными и как можно интереснее и полнее.
Могут быть такие варианты наборов фигурок.
Потом сравните свои листочки и рассмотрите картинки, которые у вас
получились.
Признайтесь,
что
вам,
конечно,
далеко
до
выдумки
вашего
партнера по игре. За одну игру можно дорисовать один-два набора.
«Превращения». Подготовьте два набора картинок: заколдованные и
расколдованные.
В
качестве
заколдованных
картинок
могут
быть
такие:
грязные ботинки, неубранная постель, грязная посуда, мама несет тяжелые
сумки, а рядом идет мальчик и не помогает, дети ссорятся, мальчик плачет, на
школьнике грязная одежда, рваная и грязная книжка, сидит мальчик, а рядом
стоит
бабушка.
Картинки
расколдованные:
чистые
ботинки,
застеленная
постель, посуда вымыта и аккуратно расставлена, мальчик помогает маме
нести сумки, дети дружно играют, мальчик смеется, на школьнике чистая
одежда, новая книжка, бабушка сидит и улыбается, а рядом стоит мальчик.
Попросите ребенка расколдовать картинки, которые заколдовал злой
волшебник. Сделать это просто: надо накрыть расколдованной картинкой
заколдованную.
А
потом
вместе
обсудить,
почему
именно
эта
картинка
расколдовывает.
Важно
чтобы
ребенок
понял,
что
любая
вещь
может
находиться в противоположных состояниях.
На прогулке интересно поиграть в «Заметь необычное». Вы вместе с
ребенком внимательно смотрите по сторонам и сообщаете, друг другу, если
кто-то из вас увидел нечто необычное. Не совсем обычными могут быть
самые разные вещи 'и ситуации. Например, коляска с близнецами (обычная
коляска с одним ребенком); автомобиль новой марки; птица, которую раньше
не видел ребенок; новая упаковка товара в магазине и т. д. Главная идея этой
игры заключается в том, что ребенок учится смотреть на предметы с разных
позиций, видеть новое в старом.
Развитию
умения
выделять
противоположности
способствует
игра
«Говори наоборот». Вы предлагаете ребенку: «Я буду называть слово, а ты
отвечай, но только наоборот. Например, я говорю «большой», а ты должен
сказать наоборот ... да, «маленький». Можно использовать следующие пары
слов: большой — маленький, толстый — тонкий, черный — белый, старый —
новый, живой — мертвый, тот же самый — другой, горячий — холодный,
пустой
—
полный,
легкий
—
тяжелый,
чистый
—
грязный,
ученик
—
учитель,
больной
—
доктор,
ребенок
—
взрослый,
холодильник
—
нагреватель, лед — вода, силач —-слабак, артист — зритель, веселый —
грустный, красивый — безобразный, трус — храбрец.
Для игры «Волшебное зеркало» возьмите прозрачную пленку, вырежьте
круг оклейте по контуру плотной бумагой. Получится волшебное зеркальце,
его
можно
брать
с
собой
на
прогулку.
Оно
обладает
удивительными
свойствами:
если
посмотреть
в
это
зеркало,
то
можно
догадаться,
как
изменится то, на что смотришь. Ребенок посмотрит на стройку и догадается,
что скоро она станет домом; а снег — ручьями; почки — листьями. В этой
игре
важно
не
просто
установить
изменения,
а
п одче р к н у ть
противоположные состояния предметов, явлений.