Напоминание

Комплекс дидактических игр по формированию экологических представлений у старших дошкольников


Автор: Мартынова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 316" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс дидактических игр по формированию экологических представлений у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Комплекс

дидактических

игр

по

формированию

экологических

представлений у старших дошкольников
В 5 – 6 лет к каждой игре уже можно сочинять небольшие рассказы, фактически они будут состоять из ответов на ваши вопросы. Следует обратить внимание на то, чтобы ответы эмоциональных детей были достаточно последовательны и связаны между собой. Ребенок не должен фиксировать внимание только на описании своих переживаний. Если же ваш малыш склонен к односложным простым ответам, подтолкните его фантазию, вместе с ним придумайте и детальные описания игрушек, и возможные их приключения. Игра «На что это похоже?» тоже развивает умение представить предмет по его отдельным признакам. Приготовьте несколько листочков (для одной игры 4—5), на каждом из которых нарисована какая-нибудь фигурка. Она должна быть похожа одновременно на несколько предметов. Про каждую фигурку ребенку надо постараться дать как можно больше ответов. И уж, конечно, надо вместе разобрать, как выглядит каждая вещь, придумать, чья она. Если малыш хорошо справляется с заданием, можно попросить его придумать небольшую историю про то, что случилось с каждым из придуманных предметов. Игра «Перевертыши» имеет более строгие правила. Приготовьте одинаковые для вас и, ребенка листочки бумаги, на каждом из которых нарисована какое-нибудь животное. Для одного раза это может быть четыре листочка для каждого, где одно и то же животное нарисовано в разных положениях (перевернута). Каждое животное должно быть расположено так, чтобы вокруг нее осталось место для дорисовывания. Возьмите по карандашу и дорисуйте каждый условия обитания этого животного. Перед началом скажите малышу, что все рисунки должны быть разными и как можно интереснее и полнее. Могут быть такие варианты наборов фигурок.
Потом сравните свои листочки и рассмотрите картинки, которые у вас получились. Признайтесь, что вам, конечно, далеко до выдумки вашего партнера по игре. За одну игру можно дорисовать один-два набора. «Превращения». Подготовьте два набора картинок: заколдованные и расколдованные. В качестве заколдованных картинок могут быть такие: грязные ботинки, неубранная постель, грязная посуда, мама несет тяжелые сумки, а рядом идет мальчик и не помогает, дети ссорятся, мальчик плачет, на школьнике грязная одежда, рваная и грязная книжка, сидит мальчик, а рядом стоит бабушка. Картинки расколдованные: чистые ботинки, застеленная постель, посуда вымыта и аккуратно расставлена, мальчик помогает маме нести сумки, дети дружно играют, мальчик смеется, на школьнике чистая одежда, новая книжка, бабушка сидит и улыбается, а рядом стоит мальчик. Попросите ребенка расколдовать картинки, которые заколдовал злой волшебник. Сделать это просто: надо накрыть расколдованной картинкой заколдованную. А потом вместе обсудить, почему именно эта картинка расколдовывает. Важно чтобы ребенок понял, что любая вещь может находиться в противоположных состояниях. На прогулке интересно поиграть в «Заметь необычное». Вы вместе с ребенком внимательно смотрите по сторонам и сообщаете, друг другу, если кто-то из вас увидел нечто необычное. Не совсем обычными могут быть самые разные вещи 'и ситуации. Например, коляска с близнецами (обычная коляска с одним ребенком); автомобиль новой марки; птица, которую раньше не видел ребенок; новая упаковка товара в магазине и т. д. Главная идея этой игры заключается в том, что ребенок учится смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом. Развитию умения выделять противоположности способствует игра «Говори наоборот». Вы предлагаете ребенку: «Я буду называть слово, а ты отвечай, но только наоборот. Например, я говорю «большой», а ты должен сказать наоборот ... да, «маленький». Можно использовать следующие пары слов: большой — маленький, толстый — тонкий, черный — белый, старый —
новый, живой — мертвый, тот же самый — другой, горячий — холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный, ученик — учитель, больной — доктор, ребенок — взрослый, холодильник — нагреватель, лед — вода, силач —-слабак, артист — зритель, веселый — грустный, красивый — безобразный, трус — храбрец. Для игры «Волшебное зеркало» возьмите прозрачную пленку, вырежьте круг оклейте по контуру плотной бумагой. Получится волшебное зеркальце, его можно брать с собой на прогулку. Оно обладает удивительными свойствами: если посмотреть в это зеркало, то можно догадаться, как изменится то, на что смотришь. Ребенок посмотрит на стройку и догадается, что скоро она станет домом; а снег — ручьями; почки — листьями. В этой игре важно не просто установить изменения, а п одче р к н у ть противоположные состояния предметов, явлений.


В раздел образования