Напоминание

Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников


Автор: Николаева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников
Дата публикации: 06.05.2016
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие музыкально-игрового творчествадошкольников

Слайд №1
Ведущим видом деятельности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста является игра. В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а при условии применения высокохудожественного репертуара - развитие эстетических эмоций, художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни. Музыкальная игра связана со всеми видами музыкальной деятельности детей (восприятием, исполнительством, творчеством, музыкально-образовательной деятельностью), а также художественной (изобразительное искусство, художественное слово, музыкальный театр). Следовательно, она является универсальным средством, определяющим ведущие направления музыкально-эстетического развития и личностного становления ребенка-дошкольника. В музыкальных играх дети не только постигают особенности языка музыки: различают выразительные интонации, форму, смену настроений в произведении и отдельных его частях, фразах, учатся выделять жанровые признаки музыки, изобразительные моменты, но и приобретают исполнительские и творческие умения и навыки. В музыкально-игровой деятельности ребенок может свободно выражать свои эмоции, интересы, желания, в ней происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, их комбинирование, на основе чего возникает новый продукт, новая идея, новый образ.
Слайд №2
Рассматривая вопрос о музыкально-игровом творчестве детей в дошкольном образовательном учреждении, важно выделить цель и задачи данного вида деятельности. Цель музыкально-игровой деятельности заключается в музыкально- творческом развитии детей.
Слайд №3
Задачи данного вида деятельности: - формировать творческое воображение и мышление детей (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности); - развивать музыкальные способности к спонтанному творческому поведению; - побуждать к творческому выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и игровой деятельности. В результате изучения педагогического опыта Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, О.П.Радыновой, можно сделать вывод, что в целях развития музыкально-игрового творчества музыкальные произведения и связанные с ними игры необходимо выстраивать в определенной последовательности:
1.Игры, состоящие в основном из зафиксированных движений и лишь частично требующие от детей самостоятельных действий (народные хороводные игры); 2. Игры, в которых возможна вариативность движений; 3. Игры различной тематики, в которых детям предоставляется возможность самостоятельно придумать построение движений. Все это, естественно, требует предварительной беседы с детьми, совместного обсуждения предстоящих действий, чтобы заинтересовать их реализацией творческого замысла и активизировать работу воображения. Музыкально-игровое творчество вариативно по своему содержанию. Сначала оно воздействует на ребенка музыкой, которая помогает увидеть явления окружающей жизни в художественной форме. При этом сама музыка, название пьесы, текст песни становятся для ребенка своеобразной программой, на основе которой он начинает создавать свой замысел, опираясь на собственные жизненные впечатления. Затем происходит поиск ребенком тех выразительных средств, с помощью которых возможно создание музыкально-игрового образа. Но главное состоит в том, чтобы он не просто изображал движения разных персонажей в опреде ленной последовательности, а стремился выразить чувства, заложенные в музыке.
С л а й д № 4
Развитие музыкально-игрового творчества дошкольников осуществляется поэтапно: Н а первом этапе перед ребенком ставится задача передать несложный игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей. Сначала детей знакомят с темой игры и предлагают двигаться под музыку. Чтобы помочь создать соответствующее настроение для выразительной передачи образа, можно использовать стихотворные строчки, загадки, которые своим содержанием подсказывают движения персонажей. Н а втором этапе происходит развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей. Инсценируя знакомые песни, дети самостоятельно ищут характерные движения персонажей. Например, изображают ворона, который двигается, машет крыльями, или передают образы животных под программную инструментальную музыку.
Слайд

№5
Н а третьем этапе задания усложняются. Перед детьми ставится задача передать образы персонажей во взаимодействии, найдя характерные движения, присущие тому или иному персонажу. Так, в задании «Котик и козлик» на музыку Е. Тиличеевой, дети сначала слушают стихотворные строчки, написанные В. А. Жуковским в духе русских народных прибауток: «Там котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит. И лапочкой котик помадит свой ротик, а козлик седою трясет бородою». В этом задании двое детей должны объединить свои действия, создавая яркие, контрастные образы жеманного котика и сердитого козлика.
Четвертый этап в развитии музыкально-игрового образа предполагает совместные творческие действия детей по построению композиции музыкальной игры. Сначала педагог рассказывает содержание сказки и исполняет музыку, сопровождающую ее. Затем дети распределяют роли, обсуждают последовательность действий. Сочинение композиции игры по сюжету сказки может быть различно по времени: иногда в течение одного занятия, а иногда - в течение нескольких занятий. Кроме этого, развитию музыкально-игрового творче ства способствуют и специально написанные композиторами детские музыкальные игры-спектакли по мотивам народных сказок, произведений поэтов и писателей (С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.), игры- драматизации на основе сюжета знакомых детских песен или инструментальных пьес, народных сказок, литературных произведений. Кроме этого, своеобразие музыкально-игрового творчества дошкольников состоит в том, что дети при создании музыкальных образов спо собны планировать свой замысел и последовательно выполнять композицию с применением способов творческой импровизации. Эти действия активизируют музыкальное развитие ребенка. Он начинает лучше чувствовать музыку, ориентируясь на ее содержание и особенности звучания, его восприятие музыки становится избирательным.
Слайд №6
Таким образом, творческий характер действий детей в процессе музыкально – игровой деятельности, заключается в переживании эмоционального содержания музыки, в развитии игрового образа, в построении композиции игры и применении отдельных сюжетных движений. Кроме этого, музыкальную игру можно рассматривать как творческую деятельность, направленную не только на музыкально-творческое развитие, но формирующую у детей интересы и потребности общения с подлинными ценностями музыкальной культуры, доступными детям по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания. 1.Приветствие 2. Распевка 3. Помощники 4.Игры-сказки без видео 5. Гамма 6. Презентация "Овощные ритмы" 7. Видео "Овощные ритмы" 8. Оркестр


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники