Автор: Котаева Галина Алексеевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 1 р.п. Красные Баки" Населённый пункт: р.п. Красные Баки Нижегородской области Наименование материала: статья Тема: Компетентностный подход в образовании Раздел: среднее образование
Компетентностный подход в образовании
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для
России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с
модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий
организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата
образования.
Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как
определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого
компетентностного подхода.
Они либо отождествляются, либо дифференцируются. Компетенция определяется как:
1) Способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) Способность выполнять особые трудовые функции.
В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая
направленность компетенций — «Компетенция является, таким образом, сферой
отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» а
«Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической
направленности образования»
В России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий
«подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия
«компетенция», «компетентность» обучающихся. То есть делается существенная ставка на
компетентностный подход в образовании.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный
человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность,
как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания
в какой-либо профессиональной области.
В настоящее время «предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки
зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции
материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода
коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация
в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе,
инициативность и любовь к риску».
Каковы же общие принципы компетентностного подхода:
1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность
самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками,
которые нужно получить.
3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного
решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого
учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!).
Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося
пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.
Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности,
выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать
результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя
соответствующий научный аппарат.
3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике,
политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных
ролей.
6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной
деятельности.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в
компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе
личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей
жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.
Виды компетенций
Ценностно-смысловые компетенции. Компетенции, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые
и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные
компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и
иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория ученика и
программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной
и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и
человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных,
общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции
в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами
организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины
мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира .
Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к
изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний
непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения
учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих
компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать
факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,
статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в
учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение
современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс,
компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и
видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой
информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции . Знание языков, способов взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе,
владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя,
написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для
освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное
количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика
каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной
области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя,
избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена
семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального
самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать
ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой,
владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов
физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в
собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в
непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных
качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном
здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной
жизнедеятельности.
Таким образом, можно выделить следующие требования к организации обучения в рамках
компетентностного подхода.
1. К целям.
· Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые
возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
· Цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности
использовать полученные в ходе учебного процесса знания.
2. К отбору содержания.
· Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания:
сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать
содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
· Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что
увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.
· Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь
при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить обучающиеся.
3. К отбору приемов, методов, средств.
· Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта
самостоятельного решения проблем.
· Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими
образовательного процесса.
· Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности путем реализации
модели «учения с увлечением».
Цель внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании –
формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального
уровня. Результат внедрения компетентностного подхода:
1. Востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.
2. Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.
3. Способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и
эффективно решать производственные проблемы.
Задачи компетентностного подхода:
1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе.
2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого
потенциала обучающихся.
3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной
деятельности.
4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных(профессиональных)
компетенций.
5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов
компетенций в процессе интеграции теории и практики.
6. Формирование способностей решать профессиональные задачи.
7. Приобретение профессионального опыта.
8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной
деятельности.
Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании
необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в
которой отражены его основные функции и компетенции.
2. Определение конкретной цели обучения.
3. Определение конкретных способов достижения цели.
4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций.
5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных
в модульно-компетентностном обучении преподавателей.
Преимущества компетентностного подхода:
1. Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям
работодателей.
2. Повышается гибкость учебных программ.
3. Повышается мотивация получения профессии.
4. Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень
профессиональных компетенций.
5. Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества
обучения.
6. Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся,
преподавателей и мастеров ПО.
7. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом
реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых
специалистов на производстве.
8. Формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.
Какова роль каждого из нас: научить детей учиться; переход от ЗУНовской системы к
системе деятельностной; сформировать ключевые компетенции; каждый из нас должен
владеть современными педагогическими технологиями; научить детей брать на себя
ответственность в принятии решений; совершенствование самого учителя.