Напоминание

Семинар-практикум для педагогов "Профилактика детской агрессивности"


Автор: Жихарева Любовь Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Источник" п. Марковский
Населённый пункт: г. Чайковский Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для педагогов "Профилактика детской агрессивности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Жихарева Любовь Юрьевна
педагог-психолог МБДОУ д/с «Источник» п. Марковский Пермский край, Чайковский район
Семинар-практикум для педагогов

«Профилактика детской агрессивности»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения всех участников образовательного процесса. Задачи: 1. ознакомление педагогов с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведение»; 2. раскрытие и анализ важности отреагирования негативных эмоций, как детьми, так и взрослыми; 3. обучение педагогов практическим приемам и упражнениям выражения гнева социально приемлемыми способами; 4. рекомендации для педагогов по профилактике агрессивного поведения детей; 5. снижение эмоционального напряжения. 1 .
Приветствие «Волшебники».
Я Вам предлагаю съесть волшебную конфету, после этого вы превратитесь в добрых волшебников, и сможете пожелать друг другу то, что пожелаете. (приветствие и пожелания друг другу) 2.
Мини-лекция педагога-психолога
с использованием презентации.
Понятия
«агрессия»,
«агрессивное поведение».
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши
дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «драчун», - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в ДОУ, но и дома.
Агрессивность
как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований. Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления.
Агрессия
- это мотивированное де структивное п о в е д е н и е , противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность - это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии. Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности, также как и классификации видов агрессии.
Выделяют 5 видов агрессии :
физическая (действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная (угрозы, крики, ругательства), косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе), негативизм (манера поведения). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Факторы, влияющие на появление агрессии.
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние множество факторов: 1. Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. 2. Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия. 3. Ссоры, конфликты, грубость в семье. 4. Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения. 5. Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку. 6. Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию. 7. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. 8. Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. 9. Ревность к другим детям. 10. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.
11. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Агрессивное поведение проявляется как
:  стремление привлечь внимание окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь или рисовать, но если он разрушит снежную крепость, которую дети строили вместе с воспитателем, его непре- менно заметят и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;  удовлетворение потребности в чем-либо (самоутверждение); защита от окружающего мира (лучший способ обороны - это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно - на всякий случай;  разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии - строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. В этом случае не стоит ждать, пока ребенок сам успокоится, следует сразу ему помочь.  Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии. Которая обязательно должна расходоваться. Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно,
а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.
Обсуждение «Портрет» агрессивного ребенка.
«Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонения поведения связаны с кризисом - это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибкими, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет составление портрета агрессивного ребенка».
3. Практическая работа
Педагогам предлагается дать характеристику агрессивного ребенка, предложив свои качества и возможные варианты поведения. Агрессивный ребенок:  не понимает чувств и переживаний других людей;  ощущает себя отверженным;  часто ругается со взрослыми;  создает конфликтные ситуации;  сваливает вину на других;  часто спорит со взрослыми;  теряет контроль над собой;  импульсивен (только в момент агрессии);  часто дерется;  не может адекватно оценить свое поведение;  имеет мускульное напряжение (руки, ладони, скулы);  часто специально раздражает взрослых;  толкает, ломает, крушит все кругом;  завистлив, мстителен;  раздражителен;
 винит других в своих ошибках;  стремится разозлить маму, воспитателей;  думает, что он не хуже других;  имеет низкий уровень эмпатии;  часто сердится и отказывается что-либо делать.
уточнение:
только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный. 4
. Игра «Снежки»
Цель: практическим путем показать зарождение агрессии, сложность восприятия команд в момент агрессии. Инструкция: Участники разбиваются на две группы. Им даются газеты для «создания» снежков, каждый участник «лепит» один снежок. Группы становятся друг напротив друга на расстоянии 5-6 м, их разделяет веревка на полу. Задача: каждая группа по сигналу должна забросить как можно больше снежков соперникам, при этом снежки можно отбивать, чтобы они не упали на свое поле или перебрасывать их на поле соперников. Выигрывает та команда, у кого окажется меньше «снежков» на поле. Игра начинается и заканчивается по сигналу (свисток), после финишного сигнала бросать уже нельзя; в голову бросать запрещено. Примечание: Игра повторяется 3-4 раза; первый раз дать совсем немного времени на игру; не прерывать возникающие эмоциональные высказывания и споры участников.
Вопросы для обсуждения:
- Как возникает агрессия, почему это происходит? - Почему так трудно остановиться? - Можно ли услышать кого-то в возбужденном эмоциональном состоянии? Вывод: «Когда мы увлечены и г р о й , возник а е т азарт, поэтому сложно остановиться моментально по сигналу, все равно находятся игроки,
продолжающие соревнование; более темпераментные и эмоциональные люди быстрее поддаются возбуждению и начинают доказывать свою точку зрения. Агрессия возникает в ходе определенной ситуации, раздражающей ребенка, или провокации со стороны взрослого; практически никогда ребенок не слышит, к чему его призывают в данный момент; очень сложно остановиться сиюминутно, успокоиться».
5. Обсужение.

Кривая гнева
. Инструкция. Участникам круглого стола предлагается рассмо треть кривую гнева (рис.) и обсудить все фазы протекания агрессивной вспышки. Комментарии. Первая фаза (А) - фаза запуска, или внешнего/внутреннего стимула. Этим стимулом, провокатором вспышки гнева может служить все, что угодно; несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль и т. п. На этой фазе взрослый не всегда может предугадать, что произойдет дальше; разозлится ребенок или сможет быстро переключиться на что-либо другое. Это та фаза, когда можно предотвратить вспышку гнева, отвлечь ребенка, направить его энергию в нужное русло или, что очень важно, научить его справляться со своим состоянием.
Вторая фаза (В) - фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время, когда тело физиологически начинает готовить себя к предстоящему сражению: повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащаются дыхание, пульс. Но все же на этой стадии, особенно на начальном этапе, еще можно предотвратить предстоящую вспышку. И если взрослый не остановит нарастающий поток гнева у ребенка на этой фазе, при- дется долго ждать, пока он придет в себя. Чтобы научить его справляться со своим гневом и лучше владеть собой, на стадиях А и В можно давать ему инструкции: «Успокойся», «Сядь в кресло и посиди 5 минут», «Сделай несколько глубоких вздохов». Можно умыть ребенка прохладной водой. Позже он сам будет прибегать к этим замечательным способам управления гневом. Третья фаза (С) - фаза кризиса, пик гнева. Ребенок начинает кричать, топать ногами, ругаться и т. д. У всех детей это проявляется по-разному. Ребенок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требований. Читать нотации бесполезно. Единственное, что можно сделать - это следить за его безопасностью. Четвертая фаза (D) - фаза плато, или спада гнева. Она протекает у всех детей по-разному. Одним присущи отдельные дополнительные вспышки, у других гнев идет на спад. Пятая, последняя, фаза (Е) - фаза депрессии, которая может наступить после кризиса. Теперь снова можно разговаривать с ребенком, и только на этой фазе он услышит, что ему говорят. Уточнение: данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых, поэтому очень важно контролировать собственные негативные выплески в момент общения с ребенком.
Вопрос:
Что нужно сделать для профилактики агрессивного поведения? Какие советы вы можете дать родителям?(практическая работа раздать листы) подводим итог
Что нужно делать для профилактики агрессивного поведения детей

1. Первым делом нащупать все болевые точки в семье. 2. Нормализовать семейные отношения. 3. Ликвидировать все агрессивные формы поведения близких, помнить, что ребенок видя все, подражает. 4.
Принимать ею

таким,

какой

он

есть,

и любить с о всеми

недостатками.
5. Что-то требуется от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть. 6. Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. 7. Дать ему понять, что он любим, даже если и с емье появился новорож денный. 8. Научить его общению со сверстниками. 9. Пр и драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар. 10. Помнить, что и слово может ранить ребенка. 11. Понимать ребенка
Как перевести агрессию в позитив?
Существует несколько этапов снижения агрессивности ребенка и стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо научить ребенка выражать свой гнев в социально-приемлемой форме и открыто. Какие способы вы знаете? ответы Способы выражения (выплескивания) гнева (проигрывается с педагогами): 1. Громко спеть любимую песню. 2. Пометать дротики в мишень. 3. «Бои» мечами. 4. Попрыгать на скакалке. 5. Используя «стаканчик (мешочек) для криков», высказать все свои
офицательные эмоции. 6. Пускать мыльные пузыри 7. Налить в ванну воды, запустить несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом. 8. Устроить «бой» с боксерской грушей. 9. Пробежать по площадке детского сада или стадиону. 10. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей). 11. «Попинать (поколотить)» подушку. 12. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит». 13. Скомкать несколько листов бумаги, выплеснув всю свою злость, а затем их выбросить (кидать друг в друга, кидать в корзину). 14. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его. 15. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее. 16. Использовать физические силовые упражнения. 17. Сильно потопать ногами. 18. Лопать воздушные шары ногами. 19. Колотить молотком по пластилину, по жестяным банкам. 20. Написать все обидные слова. 21. Нарисовать портрет (без лица). Бить в него мячами. 22. Бить яйца. 23. Бить посуду. 24. Игра «Петушки». Вытолкать друг друга из обруча. Некоторые из этих упражнений могут быть применены и взрослыми для стабилизации своего состояния в момент агрессии, особенно по отношению к ребенку. Поиграем. Предлагаю всем выйти в круг. Разделиться на группы и пройти «Тропу агрессии» по кругу: (выполнение упражнений «Метание дротиков в мишень», «Бои» бумажными мечами», «Прыжки на скакалке».
«Стаканчик (мешочек) для криков», «Пускание мыльных пузырей», «Лопанье воздушных шаров ногами», «Написание обидных слов», «Петушки». Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому будут полезны любые релаксационные упражнения. (картотека игр предлагается) Упражнение «Гора с плеч» Инструкция «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще чго-то сделать, сбрось "гору с плеч". Встань, широко расставив ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе станет легче». Упражнение «Солнечный зайчик» Инструкция. «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он по- бежал по лицу, нежно погладь его ладонями: сначала лобик, носик, ротик, щечки, погладь голову, шею, животик, ручки, ножки, он забрался за шиворот - погладь и там. Он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». Упражнение «Врасти в землю» Инструкция «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко стисни зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны». Упражнение «Возьми себя в руки» Инструкция «Как только ты почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то крикнуть, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека. Ты - хозяин своих эмоций». Упражнение «Ты – лев» Инструкция «Закрой глаза. Представь льва, царя зверей - сильного, могу- чего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях. На этом этапе очень важны сюжетно ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях. И конечно, сами взрослые должны контролировать соб- ственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотром фильмов и передач и прочее. Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему. Список литературы: 1. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c. 2. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.43. 3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1995.


В раздел образования