Автор: Цыдыпова Бутит Манзаргашаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОУ "Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л. Базарона" Населённый пункт: с. Цокто-Хангил, Агинский район, Забайкальский край Наименование материала: Технологическая карта Тема: Железы внутренней секреции Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Биология
Класс: 8
Тип урока: урок формирования новых знаний
Тема
Железы внутренней секреции, их строение и функции
Цель
Изучить строение и функции желез внутренней секреции
Задачи:
Образовательные: -
научить определять расположение
внутренних желез в организме человека; - познакомить с
нарушениями, связанные с гипо-гиперфункцией этих желез;
- научить распознавать симптомы ряда эндокринных
заболеваний.
Развивающие: - развивать познавательную активность учащихся,
навыки
самостоятельной
работы
и
исследовательских
компетенций.
Воспитательные:
-
воспитать бережное отношение к своему
здоровью
Основные
понятия
Гиперфункция.
Гипофункция.
Гигантизм.
Карликовость.
Кретинизм. Базедова болезнь. Микседема.
Формы работы
Групповой, парный
Межпредметные
связи
Медицина
Ресурсы
Мультимедийный
проектор,
электронный
учебник
Биология
Человек часть 3, карточки задания в программе Word, разработка
мультимедийной презентации, планшеты с выходом на Интернет.
Интернет-
ресурсы
festival, 1 september
Методы
обучения
Проблемный метод, наглядный и т.д.
Технология изучения темы
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вводно-мотивационный этап
1.Актуализация
опорных знаний
Видеоролик
«Активная
дея тельно сть
человека»
Какие
системы
регулируют
деятельность
нашего организма?
Как осуществляется нервная регуляция?
Как осуществляется гуморальная регуляция?
Какие железы имеются в нашем организме?
Нервная и
гуморальная
Быстрая, точная
Железы внешней,
внутренней и
смешанной
секреции
2.Мотивация к
деятельности
Ситуативное задание
Осмыслите несколько фактов:
Слайд 1
1.Человек
может
жить
без
желудка
и
желчного пузыря, с одним лёгким, с одной
почкой, но он умрет, если удалить маленькую
железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г.
2.
ЖВС
вырабатывает
особые
вещества
–
гормоны
в
ничтожно
малом
количестве,
например, 15 г. Гормона адреналина хватила
бы с избытком для всех людей земного шара!
3.
Гормоны
очень
активны,
они
сильно
изменяют рост и развитие всего организма,
регулирует обмен веществ, нехватка (гипо)
или
избыток
(гипер)
гормонов
вызывают
болезненные изменения массы и пропорции
частей тела (известны случаи, когда масса
тела некоторых людей достигала 500-600 кг).
Какова их функция в организме человека?
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Ваши предложения. Запишите тему урока в
тетрадь.
Какую цель поставим перед собой?
Железы
внутренней
секреции…
Слайд 2
Слайд 3
Мотивировать
учащихся к
изучению темы
Операционно-содержательный этап
Актуализация
знаний и
умений
(определение
готовности к
работе)
ПРОБЛЕМА: почему железы внутренней
секреции называют маленькими органами
большого значения? Слайд 4
Учебные
задания
РАБОТА В ГРУППАХ
Задание 1 . Перед вами лежат рисунки, схемы
микроскопического строения желез внешней
и внутренней секреции. Ответьте на 1,2,3
вопросы
1-
выводной проток
2-
клетки желез внешней секреции
3-
клетки желез внутренней секреции
Познавательные
умения:
п ои с к
необходимой
информации
по
учебнику,
Интернету,
умение
решать
поставленную
проблему,
делать
Чем железа внешней секреции отличается от
железы внутренней секреции?
(Железы внешней секреции имеют протоки,
через
которые
вещества
выделяются
в
полость
тела
или
на
поверхность
тела.
Железы
внутренней
секреции
не
имеют
протоков и выделяют гормоны к кровь)
Видеоролик «ЖВС» №8
Задание 2.
Группа №1.
А) Гипофиз (рисунки)
Человек стал «гигантом», от избытка каких
гормонов это произошло?
Б) Поджелудочная железа
Синдром больного:
- повышение аппетита
- снижение веса
- выделение большого количества воды.
Результаты
анализа:
анализ
мочи
и
крови
больного показал, что содержание сахара в
них
превышает
норму.
Объясните
причину
этого
с
точки
зрения
горм она льной
регуляции.
Группа 2.
А) Щитовидная железа (рисунки) Объясните
причину этого с точки зрения гормональной
регуляции.
Б) Поджелудочная железа
Синдром больного:
- повышение аппетита
- снижение веса
- выделение большого количества воды.
Результаты
анализа:
анализ
мочи
и
крови
больного показал, что содержание сахара в
них
превышает
норму.
Объясните
причину
этого
с
точки
зрения
горм она льной
регуляции.
По
ходу
выполнения
заданий
заполните
таблицу.
Слайд
выводы.
Защита работ
После завершения работ группы готовятся к
защите
Дополнение
Видеоролик «ЖВС»
Умение
устанавливать
причинно-
следственную
связь
Диагностика
качества
усвоения темы
Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на
поставленный вопрос?
Умения решать
поставленную
проблему и
делать выводы
Рефлексия
Цель: оценить
результат своей
деятельности
Тест
Формирование
адекватной
самооценки, умение
работать в группе
Д/з
Прочитать параграф 58,59