Автор: Шарафутдинова Роза Миннигалиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №86 "Былинушка" Населённый пункт: г. Нижневаровск Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности "Речь и речевое общение" для детей старшего дошкольного возраста . Тема: Тема: "На лугу под горкой..." Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 86 «Былинушка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Речь и речевое общение»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «На лугу под горкой…».
Нижневартовск 2016.
Составила:
Шарафутдинова Р.М.,
воспитатель старшей «А» группы
д\с 86 «Былинушка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Речь и речевое общение»
для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«На лугу под горкой…»
Программное содержание.
Обучающие
задачи: Вовлекать
детей
в
диалог .
Формировать
умение
составлять
короткие
творческие рассказы по скороговорке, используя схемы.
Развивающие
задачи:
Развивать
словесно
–
логическое
мышление,
память,
зрительное
внимание.
Продолжать
учить
строить
предложения
разной
грамматической
конструкции.
Подбирать определения к слову. Развивать дикцию, закреплять правильное произношение звуков
Ц и Ч.
Воспитывающие
задачи: Воспитывать у детей эмоциональный отклик на общение друг с
другом, желание узнать нового.
Словарная работа: скороговорка, фантазия.
Связная речь: формировать навыки связной речи;
Словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; предметы,
подбирать слова, близкие по смыслу.
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч] и [ц], учить
дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы
с этими звуками.
Оборудование: Интерактивная доска, магнитофон, ноутбук, мольберт, детские столы и стулья,
мяч.
Демонстрационный
материал: Мультимедийное
оборудование ,
предметные
карточки
на
произношение звуков , картинки схемы.
Раздаточный материал: Разрезные картинки по количеству детей.
Предварительная
работа: Чтение художественной литературы, разучивание скороговорок
(с
воспитателем, логопедом, родителями)
Индивидуальная работа: Коррекция звукопроизношения.
Структура и методические приемы.
1. Вводная часть – 3 минуты.
а) Игровая мотивация – приход Незнайки в гости.
б) Беседа с Незнайкой.
2. Основная часть – 15 минут.
а) Чтение скороговорки.
б) Рассказ скороговорки по схеме.
в) Гимнастика для глаз.
г) Составление рассказа по схеме.
д) Небылицы.
е) Физкультминутка.
ж) Д/игра: «Подбери определение».
з) Работа по развитию фонематического слуха.
и) Д/игра: «Собери картинку»
Заключительная часть – 2 минуты.
а) Итог занятия.
б) Сюрпризный момент.
Ход НОД.
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем.
В гости к детям приходит Незнайка, здоровается.
Незнайка: Ребята, мне друзья подарили книгу (показывает). Я почитал, только ничего не понял,
о чем здесь написано. Помогите, пожалуйста, мне.
Воспитатель:
«Хорошо,
Незнайка,
что
пришёл
к
нашим
ребятам
посоветоваться.
Ребята,
поможем Незнайке?»
Дети : «Да!»
Воспитатель: « Незнайка, садись и внимательно слушай! Ребята, вы любите придумывать,
пофантазировать ?»
Дети: « Да».
Воспитатель из книги Незнайки читает скороговорку:
«На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок».
Воспитатель: « А теперь ответьте на мои вопросы? О чем идет речь?»
Дети: « О сыре».
Воспитатель : «Где он находится?»
Дети: « Под горкой».
Воспитатель: « Горка где?»
Дети : «На лугу».
Воспитатель: «Кто съел сыра?»
Дети: «Сорок сорок».
Рассказ скороговорки по схеме.
Воспитатель : «А теперь попробуем повторить вместе, в этом нам поможет картинки».
Слайд 2.
(На экране картинки по содержанию скороговорки. Дети по картинкам читают скороговорку).
Игра «Подбери определение» (игра с мячиком).
Луг - какой? (луг цветочный, разноцветный).
Горка – какая? (горка железная, детская)
Сыр - какой? (красной коркой, желтенький, маленький)
Сорока – какая? (длиннохвостая)
Воспитатель: « Ребята, давайте пофантазируем, откуда взялся под горкой сыр?»
Дети: (предполагаемые ответы детей) « По
грибы
ходили,
уронили», « Туристы обедали и
забыли».
Воспитатель . Я вам сейчас покажу схемы, а вы попробуйте сами сочинить, откуда мог
появиться сыр.
Дети по схеме.
1. «Мальчик и дедушка Егор пошли за ягодами, когда обедали, уронили сыр».
2 . «Мальчик ходил на рыбалку, брал с собой сыр как приманку. По дороге уронил»
3. «Пастушок, когда гнал стадо коров»
Слайд 3 -5.
Воспитатель :
«Молодцы, ребята! Пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя
гимнастику,
будьте
внимательны!
Двигаться
должны
только
ваши
глаза,
а
не
голова.
Все
внимание на предметы, которые двигаются.
Включается видео «Зарядка для глаз».
Дети выполняют зарядку для глаз.
Воспитатель: А теперь продолжаем дальше. Что может произойти дальше с сыром?
Дети :
«Собака утащит».
«Мальчик обратно вернется и заберет».
«Сыр на месте сгниёт».
Воспитатель : « А, давайте, я вам сейчас подскажу».
Работа схемами на мольберте .
Дети составляют рассказ: как попал сыр под горку, кто нашел и что дальше случился с
сыром.
Воспитатель: « Ребята, я хочу придумать, как дедушка Егор потерял сыра и поехал его искать.
Из – за леса, из – за гор
Едет Дедушка Егор
На булановой телеге
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком»
Воспитатель: « Вы почему смеетесь? Что не так? Какие небылицы заметили?»
Дети:
«На скрипучей лошади».
«Сапоги с карманом».
«Жилетка с каблуком».
«Опирался кушаком».
«Подпоясался дубиной».
Физкультминутка.
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные, поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
Работа по развитию фонематического слуха.
Воспитатель: « Ребята,
вам
предлагаю послушать
слова: гороЧка, тропоЧка, ЕгороЧка,
лодоЧка. Какой звук повторяется в этих словах?»
Дети : «Звук «Ч» повторяется».
(Хоровые и индивидуальные проговаривания звука и слов).
Воспитатель: «Ребята, давайте, поиграем словами. Внимательно слушайте:
кузнеЦ, молодеЦ, гореЦ. Какой звук повторяется в этих словах?»
Дети : «Звук «Ц» повторяется».
Хоровые и индивидуальные проговаривания звука и слов.
Работа с предметными картинками на звук Ч и Ц (воспитатель показывает картинки, дети
определяют звуки Ч или Ц, после они сами придумывают слова на данные звуки)
Чистоговорки.
Цо-цо-цо – вымыли лицо.
Ча-ча-ча – мы были у врача.
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы)
Цо – цо - цо – на руке кольцо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Д/игра «Собери картинку ».
(дети собирают картинку и определяют звук «Ч» или «Ц»).
Итог.
Воспитатель: «А сейчас вспомним, какой рассказ у нас получился (дети по схеме повторяют
рассказ)».
Слайд 6 – схемы.
(Дети с оставляют рассказ по схемам).
«Мальчик с дедушкой Егором пошли за ягодами. Сели отдохнуть, покушали и уронили свой
сыр. Сыр лежал не долго. Мимо бежала мышка и увидела сыр. Она потащила сыр себе в норку
и угостила всех своих друзей» (можно другие варианты)
Воспитатель : «Молодцы, ребята вы со всеми заданиями справились.
О чем мы сегодня говорили?
Какое задание понравилось?
Что было труднее всего?
Что нового узнали?
В конце занятия Незнайка поблагодарит детей за помощь.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: «Ребята, Дедушка Егор, когда искал пропавшего сыра, сам уронил мешок. Давайте
посмотрим, что там».
(Дети смотрят, а там конфеты. Воспитатель угощает детей конфетами.)
Воспитатель: «А на следующем занятии пофантазируем, как этот мешок у меня оказался».