Напоминание

"Весенние заботы птиц"


Автор: Нефедова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Богатое детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: С. Богатое, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Весенние заботы птиц"
Раздел: дошкольное образование





Назад





План – конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Весенние заботы птиц»
(с литературным персонажем Карлсон ) Подготовительная группа Тема недели «Весна» Дидактические задачи: 1) Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд), как заботятся о птенцах. ( «Познавательное развитие») 2) Развитие способности вступать в общение с взрослыми и сверстниками и поддерживать его. ( «Социально-коммуникативное развитие») 3) Умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее. («Художественно-эстетическое развитие») 4) Активизировать словарь: «дупло», «гнездо», «зимующие», «перелетные». («Речевое развитие») Воспитательные задачи: 1) Формировать гуманное отношение к птицам. 2) Воспитывать заботливое отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. Методы и приемы: Практические: зарисовка в календаре прилета птиц, кормление птиц . Наглядные: иллюстрации, картины с изображением птиц, наблюдение за птицами на прогулке. Словесные: беседа «22 марта-праздник птиц, загадки о птицах, чтение книг В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Синичкин календарь». Материалы и оборудование: Игрушка Карлсон, игра «Чье гнездо», «Чем заняты скворцы», книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц. Содержание:

Воспитатель
. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим? Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок, звонкий голос синиц, карканье ворон, голоса скворцов.
Воспитатель.
Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются? Ответы детей.
Голос из окна:
 Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. ( В группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)
Карлсон
. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!
Воспитатель.
Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки? Ответы детей.(птицы строят гнезда)
Воспитатель.
Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.
Карлсон.
Лучший друг и помощник детворы — это я, Карлсон, который живет на крыше.
Воспитатель.
Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали очень много интересного о них. Хочешь, мы тебе расскажем?
Карлсон.
Конечно, хочу.
Воспитатель
. Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете. ( Дети берут по две картинки птиц и называют их)
Воспитатель.
Какие бывают птицы? (зимующие и перелетные) (Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц: Зимующие Перелетные воробей, синица, дрозд, грач, голубь, ворона, скворец, жаворонок, оляпка, клест, чиж, ласточка, дятел, сорока, иволга, аист, галка. кукушка, гуси, журавли, утки Дети выставляют птиц и рассказывают о них.) Вопросы к детям:  Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?  Чем они питались?  Как мы им помогали?  Чем заняты птицы сейчас?  Изменилось ли их поведение? ( Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Воспитатель.
Почему улетели на юг перелетные птицы? (Зимой им нечего есть).
Карлсон.
А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть. ( Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они здесь родились)
Воспитатель.
Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну. ( Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах).
Карлсон.
Теперь я знаю очень много о птицах, спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начнем. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи, стрижи. (Дети топают)
Карлсон.
Что неправильно? (Дети: мухи)
Карлсон.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны! (Дети топают) Прилетели птицы: Голуби, куницы. ( Дети топают) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страусы, чижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совки-сплюшки.
Воспитатель.
Карлсон, а ты знаешь, какая птица какой дом строит?
Карлсон.
Дом у меня есть, на крыше у людей, а у птиц.... не знаю.
Воспитатель.
Ребята, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у них все разные, называются они... (гнездами)
Игровое упражнение « Чье гнездо».
Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке.

Примеры рассказов.
Аист устраивает гнездо на видном месте — крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Стрижи гнездятся в щелях домов, в дуплах старых деревьев. Соломинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра». «Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри выстилают сухой травой.» «Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев.» « Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстелает его мягким мхом, пухом.»
Воспитатель
. Ребята, вы все правильно рассказали о птицах, а сейчас выберите материал, из которого построено гнездо и положите рядом с гнездышком. Сейчас многие птички сидят на гнезде, высижывают птенчиков. Чем кормят птицы своих птенцов?
Карлсон.
Я знаю — их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.
Воспитатель.
Ты не прав, Карлсон. Ребята тебе сейчас покажут картинки и расскажут, какая птичка чем выкармливает своего птенца.
Игровое упражнение «Чем заняты скворцы».
Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что они знают о птице и птенцах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети. Вопрсы к детям:  Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?  Чему учат птицы птенчиков?
Воспитатель.
Послушайте еще один рассказ о птицах. «Птицы — наши помощники». Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Птицы Строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу. У рек, где гнездятся береговые ласточки, можно спокойно отдыхать, не отмахиваться от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто. Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивае их из-под коры. Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна. Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы — наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.
Карлсон.
Спасибо, ребята, за интересные расказы о птицах, я много нового и интересного узнал о птицах. Мне пора. До свидания.


В раздел образования