Автор: Нефедова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Богатое детский сад "Ромашка" Населённый пункт: С. Богатое, Самарская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Весенние заботы птиц" Раздел: дошкольное образование
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Весенние заботы птиц»
(с литературным персонажем Карлсон )
Подготовительная группа
Тема недели «Весна»
Дидактические задачи:
1)
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц
весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием
корма.
Познакомить
детей
с
тем,
как
птицы
устраивают
свои
гнезда
(различные
виды
гнезд),
как
заботятся
о
птенцах.
(
«Познавательное
развитие»)
2)
Развитие способности вступать в общение с взрослыми и сверстниками и
поддерживать его. ( «Социально-коммуникативное развитие»)
3)
Умения
увидеть
и
почувствовать
красоту
природы,
восхититься
ею,
желания сохранить ее. («Художественно-эстетическое развитие»)
4)
Активизировать словарь: «дупло», «гнездо», «зимующие», «перелетные».
(«Речевое развитие»)
Воспитательные задачи:
1) Формировать гуманное отношение к птицам.
2)
Воспитывать
заботливое
отношение
к
природе,
желание
сберечь
и
сохранить красоту природы.
Методы и приемы:
Практические: зарисовка в календаре прилета птиц, кормление птиц .
Наглядные: иллюстрации, картины с изображением птиц, наблюдение за
птицами на прогулке.
Словесные: беседа «22 марта-праздник птиц, загадки о птицах, чтение
книг В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры»,
«Синичкин календарь».
Материалы и оборудование: Игрушка Карлсон, игра «Чье гнездо», «Чем заняты
скворцы», книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета
птиц.
Содержание:
Воспитатель . Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и
послушаем. Что мы слышим?
Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок, звонкий голос синиц,
карканье ворон, голоса скворцов.
Воспитатель. Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?
Ответы детей.
Голос из окна:
Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. ( В группе появляется
игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки,
перья, вата, тряпочки, проволочки.)
Карлсон . Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!
Воспитатель. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам
попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей
находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего
птицам ветки, тряпочки, соломинки?
Ответы детей.(птицы строят гнезда)
Воспитатель. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах,
об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.
Карлсон. Лучший друг и помощник детворы — это я, Карлсон, который живет
на крыше.
Воспитатель. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но
мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали очень
много интересного о них. Хочешь, мы тебе расскажем?
Карлсон. Конечно, хочу.
Воспитатель . Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете.
( Дети берут по две картинки птиц и называют их)
Воспитатель. Какие бывают птицы? (зимующие и перелетные)
(Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц:
Зимующие Перелетные
воробей, синица, дрозд, грач,
голубь, ворона, скворец, жаворонок,
оляпка, клест, чиж, ласточка,
дятел, сорока, иволга, аист,
галка. кукушка, гуси,
журавли, утки
Дети выставляют птиц и рассказывают о них.)
Вопросы к детям:
Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?
Чем они питались?
Как мы им помогали?
Чем заняты птицы сейчас?
Изменилось ли их поведение? ( Они весело чирикают, купаются в лужах,
строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).
Воспитатель. Почему улетели на юг перелетные птицы? (Зимой им нечего
есть).
Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.
( Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они здесь родились)
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц,
который мы с вами ведем всю весну.
( Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про
которых читали в книгах).
Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах, спасибо вам за интересные
рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только
птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать
ногами. Начнем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, стрижи. (Дети топают)
Карлсон. Что неправильно?
(Дети: мухи)
Карлсон. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (Дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. ( Дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки.
Воспитатель. Карлсон, а ты знаешь, какая птица какой дом строит?
Карлсон. Дом у меня есть, на крыше у людей, а у птиц.... не знаю.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они
у них все разные, называются они... (гнездами)
Игровое упражнение « Чье гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнезд
и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а
затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке.
Примеры рассказов.
Аист устраивает гнездо на видном месте — крыше дома, высоком дереве или
столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Стрижи гнездятся в
щелях домов, в дуплах старых деревьев. Соломинки, листья для гнезд они ловят
прямо на лету во время ветра».
«Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из
сучьев, а внутри выстилают сухой травой.»
«Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев.»
« Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстелает его
мягким мхом, пухом.»
Воспитатель . Ребята, вы все правильно рассказали о птицах, а сейчас выберите
материал, из которого построено гнездо и положите рядом с гнездышком.
Сейчас многие птички сидят на гнезде, высижывают птенчиков. Чем кормят
птицы своих птенцов?
Карлсон. Я знаю — их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.
Воспитатель. Ты не прав, Карлсон. Ребята тебе сейчас покажут картинки и
расскажут, какая птичка чем выкармливает своего птенца.
Игровое упражнение «Чем заняты скворцы».
Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что
они знают о птице и птенцах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие
дети.
Вопрсы к детям:
Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?
Чему учат птицы птенчиков?
Воспитатель. Послушайте еще один рассказ о птицах. «Птицы — наши
помощники».
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Птицы
Строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день
летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. И непременно притащит своим
скворчатам червяка или гусеницу.
У рек, где гнездятся береговые ласточки, можно спокойно отдыхать, не
отмахиваться от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.
Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел
выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро
находит вредителей и крепким клювом вытаскивае их из-под коры.
Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и
других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы,
помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.
Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы — наши помощники и
друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас
веселыми звонкими песнями.
Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные расказы о птицах, я много нового и
интересного узнал о птицах. Мне пора. До свидания.