Напоминание

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА


Автор: Самардак Лилия Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 92
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Раздел: дошкольное образование





Назад





НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ В

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А.С.Макаренко. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Что даёт игра детям? Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки . Игра дает развитие воображения. Игра дает возможность развить свой ум. Игра дает радость общения. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но, при обследовании этих детей, отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. У детей с дизартрией нарушение общей и речевой моторики вызывает быстрое утомление. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру. Поведение в игре у детей – алаликов действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них носит однообразный, подражательный характер. Чаще всего они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. (Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, и затем бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.) У заикающихся детей наблюдается робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях. Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:  Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.  Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.  При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.  Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
Дидактические игры и пособия по развитию мелкой


моторики и психологической базы речи.

Дидактичекие игры и пособия по коррекции

звукопроизношения, развития фонематического


слуха и восприятия.

Дидактические игры и пособия по ознакомлению с


окружающим миром. Развитию лексико-

граматического строя речи.

Дидактические игры и пособия по развитию

связной речи, обучение элементарной грамоте.


Для проведения занятий и создания наглядных

пособий пользуюсь средствами ИКТ.


Игры для развития речевого дыхания.



В раздел образования