" Развитие математических способностей через игровую деятельность"
Автор: Лузянина Людмила Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №19 Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: статья Тема: " Развитие математических способностей через игровую деятельность" Раздел: дошкольное образование
Лузянина Людмила Георгиевна
Luzyanina Lyudmila Georgievna
МАДОУ№19 «Детский сад комбинированного вида»
MADOU№19 "Kindergarten combined type"
Г.Кемерово
Kemerovo
Должность: воспитатель
Position: educator
Тема:«Развитие математических
способностей у детей дошкольного возраста
через игровую деятельность»
Subject: "The development of mathematical abilities
in children of preschool age through play activity"
Актуальность данной темы вижу в том, что формирование начальных математических
знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало
не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности
заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых
более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких
форм является обучение детей с помощью игр и упражнений с математическим
содержанием.
Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Математические способности - специальные способности человека, определяющие
успешность освоения и практического использования им разнообразных математических
знаний.
Игровая деятельность - один из видов активности человека.
В обучении математики, я стремилась найти такую форму обучения, которая
органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы
формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,
классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое
главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание
предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать
заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны
не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления
активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых
они ощущали бы радость открытий.
Я решила провести срез знаний, с помощью которого я смогла выявить детей,
особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, плохо
ориентировались во времени, некоторые путали геометрические фигуры.
Изучая труды великих педагогов:Крупской Н. К., Сухомлинского В. А.,
Макаренко А. С. , а так же современную литературу, я пришла к выводу, что
используя различные развивающие игры и упражнения в своей работе, я
смогу исправить пробелы знаний у детей.
Обучение детей происходит через: 1) непосредственно образовательную
деятельность; 2) развивающие игры В. Воскобовича; 3) задачи-шутки;) 4)
развивающие игры и упражнения; 5) игры-головоломки; 6) загадки; 7) кружок
«Занимательная математика».
Непосредственно образовательная деятельность детей начинается с
проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у
детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же
использовала различные презентации ( «Забавные фигурки», «Конфетное
вычитание», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.) .
Работая по программе «Детство», девиз которой «Чувствовать – познавать –
творить» НОД по ФЭМП проходит через развивающие игры В.
Воскобовича: «Геоконт Малыш», «Счетовозик», «Квадрат В.
палочки Кюизенера».
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию
о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих
мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить
ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую
информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель
самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает
жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой,
умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения
знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1)
наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение
недостатка информации) ; 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение
понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9)
наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в
списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их
формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им
вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки,
выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу,
результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры,
позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные»
вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является
«Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и
попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания
в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из
конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали
задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
Играя с детьми в такие игры как « Сколько не хватает? », «Весёлый счёт»,
«Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети учатся
решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и
математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество
предметов, умения читать.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью
развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно
образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм
относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика» . Эти игры направлены на
развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное
восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также
закрепляют название цветов и геометрических фигур.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени
сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я
подобрала серию упражнений, способствующих развитию пространственных
ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое
отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до
своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой
муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы
логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои
умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют
на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают
действие на воображение и способствуют развитию нестандартного
мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать
в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний
мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите,
какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д. На развитие
наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке
отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия
«величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик
нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до
самого маленького ил от маленького до большого» . Даже знания детей
проверяю тоже с помощью игры «Готов ли ты к школе? ». Дети сами просят,
чтобы их знания проверили и радуются, когда за правильный ответ получают
картинку с ягодкой.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я
убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал,
правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе
игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в
форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые
сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно
только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной
дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не
согласиться.
Список литературы:
1. М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»
Москва Мозаика-Синтез 2005г.
2. -Л. Ю. Козина «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г.
3. -В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика- Синтез
2008г.
4.-Е. А. Алябьева «Игры по развитию логического мышления» Москва-
Синтез 2010г.
5. -В. А. Кутецкий «Психология математических способностей
дошкольников» Москва-Кноус, 2005г.