Методические и технологические аспекты преподавания математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Автор: Кирилова Ольга Петровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ Гимназия №8 "Лицей им. С.П. Дягилева" Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Методические и технологические аспекты преподавания математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования. Раздел: среднее образование
Методические и технологические аспекты преподавания математики в условиях
реализации ФГОС основного общего образования.
Кирилова Ольга Петровна
учитель математики
первой категории
МАОУ Гимназии №8
« Лицей им. С.П.Дягилева »
Федеральный
государственный
общеобразовательный
стандарт
(ФГОС)
занимает одно из ведущих мест в системе приоритетов государственной политики в
сфере
образования.
В
Концепции
долгосрочного
социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года он рассматривается как
инструмент инновационного развития образования.
Наша школа в прошлом году начала внедрение ФГОС основного общего
образования.
Учителями
начата
работа
по
обработке
системы
преподавания
предметов по стандартам второго поколения.
Рассмотрим особенности преподавания математики в условиях введения и
реализации ФГОС.
С введением ФГОС произошло общее изменение модели образования:
- цель школьного образования – научить учиться;
- включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
- целенаправленная организация и планомерное развитие учебной деятельности;
-
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении учебных
целей.
В связи с этим требования к уроку математики в условиях ФГОС можно
представить следующим образом:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке:
- восстанавливает ход урока;
- анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;
- формулирует свои впечатления
- высокая степень речевой активности учащихся.
Таким
образом,
при
подготовке
к
занятиям
учителю
следует
продумать
следующие аспекты:
· как осуществить проблемный подход к изучению учебного материала?
· как организовать активную познавательную деятельность обучающихся?
· какими способами провести рефлексию деятельности?
Еще одной существенной проблемой для учителя становится определение
ресурсов своего предмета в формировании и совершенствовании УУД, в каких
учебных темах, какими средствами формировать те или иные УУД.
Математика направлена, прежде всего, на развитие познавательных УУД. На
уроках
математики
учитель
должен
на
каждый
урок
разрабатывать
технологическую карту урока.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического
взаимодействия учителя и обучающихся, направленного на получение знаний в
процессе формирования универсальных учебных действий у учащихся.
Задача технологической карты – отразить этот процесс.
Очень
важно
вдумчиво
разработать
характеристики
деятельности
учителя,
и
учащихся и результаты каждого этапа.
Какая проведена работа по внедрению ФГОС при обучении математике в 5
классах в нашей школе?
В сентябре 2015 года проведена стартовая диагностика усвоения программы
начальной
школы
по
математике.
Диагностическая
работа
охватывала
учебный
материал, изученный в начальной школе. Чтобы проследить за качеством усвоения
определённых тем по предмету, мы составляем таблицу индивидуальныых успехов в
освоении
предметных
компетенций
в
учебной
деятельности.
В
этой
таблице
наглядно можно увидеть оценки за самостоятельные и контрольные работы. Для
меня эта таблица очень важна, потому что я вижу, кто усвоил эту тему, а с кем нужно
еще дополнительно поработать. Ученикам, у которых есть пробелы в усвоении
данной темы, даю индивидуальные задания, прикрепляю к ним учеников, которые
справились
с
данной
темой
на
«отлично».
Именно
работа
в
паре
дает
положительный результат в усвоении предметных компетенций.
Более наглядную картину выполнения контрольных и самостоятельных работ
каждым
учеником
дает
таблица
анализа
индивидуальных
успехов
в
освоении
предметных
компетенций
в
учебной
деятельности.
Такой
анализ
я
считаю,
необходим каждому учителю, кто работает по ФГОС. Эта таблица позволяет видеть
учителю предметные результаты каждого ученика в каждом задании.
С целью отслеживания процесса развития метапредметных УУД учащихся 5 классе
в конце этого учебного года будет проведен мониторинг развития регулятивных,
коммуникативных, личностных, познавательных УУД.
Оцениваемое регулятивные УУД:
1) умение определять цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;
2) умение организовать выполнение заданий согласно инструкции учителя;
3) умение анализировать результаты своей работы на уроке, умение представлять
результаты своей работы.
Оцениваемые коммуникативные УУД:
1) умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
2) умение аргументировать свою точку зрения;
3) овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Оцениваемые личностные УУД:
1)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
2) понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры и контрпримеры;
3) развитие находчивости, активности при решении математических задач.
Оцениваемые познавательные УУД:
1) умение работать с различными источниками информации, работать с текстом,
выделять в нем главное
2) умение формулировать определения и понятия
3) умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач,
устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить
сравнение объектов
Для формирования всех выделенных УУД я применяю элементы проблемного и
дифференцированного
обучения,
здоровьесберегающие
и
информационные
технологии, метод проектов. На уроках интерес поддерживаю подборкой задач,
приближенных к современной тематике, к жизненному опыту детей, это служит
мотивом для решения предлагаемых задач.
При
закреплении
материала,
совершенствовании
знаний,
умений
и
навыков
практикую
самостоятельную
работу.
Также
использую
фронтальный
опрос,
эта
форма
работы
развивает
речь,
способность
работать
в
быстром
темпе.
Использование комментированных упражнений помогает «опережать» возможные
ошибки.
С
учащимися,
которые
усвоили
обязательный
уровень,
организовываю
работу в парах, группах. Им предлагаются более сложные задачи. С остальными
учащимися в это время отрабатываются алгоритмы решения простейших задач.
Для подготовки к зачету предлагается перечень вопросов и практических задач.
Каждый ученик может оценить свои знания по изученной теме, что способствует
развитию правильной самооценке.
Немаловажное значение в условиях внедрения и реализация ФГОС имеет
внеурочная деятельность. Мною разработана и реализуется программа внеурочной
деятельности «Сила колеса», позволяющая учащимся познакомиться с различными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением,
закрепляет
интерес
учащихся
к
познавательной
деятельности,
способствует
развитию мыслительных операций, интеллектуальному развитию.
Учащиеся пятых классов участвуют в олимпиадах и конкурсах
различного
уровня, занимая призовые места.
Работая по внедрению ФГОС ООО, я заметила такие положительные моменты:
- изменился характер деятельности учащихся;
- повысилась доля самостоятельной работы учащихся;
-
больше
возможностей
применять
знания
при
выполнении
практико-
ориентированных заданий;
- снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
- изменилась роль учителя на уроке.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм
–
главный
ресурс,
без
которого
невозможно
воплощение
новых
стандартов
школьного образования.