урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи"
Автор: Лузанова Елена Валентиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ школа №644 Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи" Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока русского языка в рамках ФГОС для учеников 5
класса
Автор: Лузанова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Тема:
Имя прилагательное как часть речи (5 класс)
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Цель : повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи :
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён
прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить
внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении
упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в
форме речевых высказываний с целью планирования, контролья и самооценки.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою
способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе изучения имени прилагательного.
Оборудование : учебник русского языка 5 класс, раздаточный материал (карточки)
Ход урока
1.
Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, записываем число, классная
работа. Строчку, где должна быть записана тема, мы пока оставим пустой,
поскольку тему вы попробуете сформулировать сами.
Начать наш урок я хочу с нескольких вопросов к вам, дорогие ребята.
- Маша, тебя мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ты выполнить её
поручение? (нет, она не сказала, какую: рисовую, гречневую, пшенную…)
- мама, покупая Лене материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту
материю, пожалуйста!» Может продавец понять маму? (нет, потому что мама не
назвала признаки понравившейся материи)
- А что вы скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно. (солнечная, но
ветреная)
-Итак, чтобы характеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи –
какая? (имя прилагательное).
Да, имя прилагательное и является сегодня нашей темой урока. На ваш взгляд,
какая информация сегодня на уроке должна стать самой важной? Чему вы должны
научиться? Что вам в этом может помочь? (ответы учащихся: повторить, изучить,
узнать…)
2. Актуализация знаний
Сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Всё, к чему прикасается
прилагательное, преображается удивительным образом. Был, например, гриб. Попробуйте
его описать.
А теперь прикоснулась к нему художница-прилагательное кистью, и с помощью эпитетов
мы можем сказать: каким стал гриб? (Красный, ядовитый, несъедобный, яркий,
нарядный, заметный).
Мы сейчас назвали приметы (или черты), по которым признаем мухомор. Что же
обозначает имя прилагательное? (признак предмета).
Имя прилагательное, действительно, особая часть речи, убедимся в этом, отгадав загадки,
построенные на описании (устно)
1)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
2)
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладёт.
(карандаш)
3)
Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (иголка с ниткой)
4)
Земля беленькая, а птички на ней черненькие (книга)
- Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках? (имя прилагательное)
-Вы, наверное, ждёте мой вопрос: что называется именем прилагательным? И вы
правы. Но перед тем, как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором
мальчик, по имени Митрофан демонстрирует своё знание прилагательного как
части речи.
Правдин ( экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин.… Вот эта.
Митрофан . Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно
прилагается к глупому человеку?
Митрофан . И ведомо…
-А сейчас я предлагаю разделиться на две группы и провести мини-исследование с
помощью уже имеющихся у вас знаний и с помощью учебника. Тема исследования
для первой группы «Определение имени прилагательного», для второй группы
«Значение имён прилагательных в нашей речи» (деление на группы, работа в
группах 5-7 минут)
-Итак, представьте свои исследования (представление исследований учащимися)
- какое определение имени прилагательному дали бы вы? (ответы учеников)
-итак, прилагательное отвечает на вопросы Какой? Чей? Те, кто слушал сценку
про Митрофанушку внимательно, заметили, что прилагательное как часть речи
толкуется необычно: это такая часть речи, которая к чему-то приложена. К чему же
«приложено» прилагательное? (ответы учащихся)
-Я даю вам существительное окно и прошу вас охарактеризовать его
прилагательными, обозначающими форму, размер, цвет, форму.
- зачем нам потребовались эти прилагательные? (для узнавания предмета, для
точной его характеристики)
- можем ли мы указать признак по времени и принадлежности? (да, например,
мамин, старинный и т.д.)
3.
Физминутка (я произношу, а вы выполняете действия)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел,
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьётся…
4. Работа с учебником
- а теперь предлагаю выполнить задания на карточках, которые лежат у вас на
столах.
Карточка №1
Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы
_____________, согласуется с именем существительным в __________ , в
предложении является _______________.
(самопроверка по учебнику)
- Опишите прилагательными лебедя (белый, грациозный, стройный и т.д.)
- наше описание лебедя красиво, но, не так, как у мастера слова Сергея
Тимофеевича Аксакова. Насладимся разнообразием и богатством прилагательных.
(работа с карточкой №2)
5.
орфографическое письмо .
Карточка №2
Задание: перепишите текст, вставьте пропущенные буквы
Лебедь
Бе..снежный, с бл..стящими, прозрачными, (не)большими глазками, с ч..рными
лапами, с длин.., гибк.. и красив..шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно
плывёт между зелёных камышей по темной, гладкой поверхност.. воды.
6. Обобщение и систематизация знаний
- выразительно прочитайте текст. Понравился ли он вам? Чем? Объясните
вставленные орфограммы. Поставьте в тексте вопрос от слова шеею к
прилагательным: какою?
-Почему в тексте много запятых? (перечисление качеств)
-Назовите все прилагательные. К каким словам они «прилагаются»? Какими
членами предложения являются? Подчеркните. Одно прилагательное является
сказуемым, так как употреблено в краткой форме: каков?
прекрасен.
7. Рефлексия
-Вот на такой красивой ноте мы и закончим наш урок, посвященный имени
прилагательному.
А сейчас, поскольку урок близится к концу, скажите, что нового вы узнали об
имени прилагательном как части речи?
Внизу карточки нарисуйте смайлик как результат вашей сегодняшней работы
(всё ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые
вопросы, над которыми стоит подумать?)
Улыбка - всем доволен и всё понял, недовольное лицо - остались вопросы.
Оценки.
Домашнее задание: выполнить одно упражнение из темы «Имя прилагательное»
или написать грамматическую сказку на отдельном листе.
Используемая литература
1.Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки (учебно-
методическое пособие).- изд-во ДРОФА, 2003.-477с.
2.Поурочные разработки по русскому языку 5 класс – М.:ВАКО, 2014.-416 с.
3.Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ сост. Т.Н. Трунцева.-М.: ВАКО,
2014. – 112с.
4.Интернет -ресурсы