Музыкально-инструментальный проект "Первая ступень"
Автор: Гуляева Наталья Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: "Детский сад №1" Населённый пункт: п.Палатка Хасынский городской округ Магаданской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Музыкально-инструментальный проект "Первая ступень" Раздел: дошкольное образование
Музыкально - инструментальный проект «Первая ступенька»
"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни.
Без музыки трудно представить себе жизнь человека.
Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна.
Людям нужны все виды музыки - от простого напева
до звучания огромного симфонического оркестра
От незатейливой популярной песенки
до бетховенских сонат» Д.Д. Шостакович
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является
первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду.
Какое
содержание
вкладывается
нами
в
данное
занятие?
Под
термином
«коллективное инструментальное музицирование» мы подразумеваем музыкально –
исполнительскую
деятельность
в
оркестре.
Которая
позволяет
предельно
удовлетворить
музыкальные
интересы
и
раскрыть
творческие
возможности
исполнителей разного возраста .
В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании
личности
ребёнка,
развитии
эстетических
чувств,
художественного
вкуса,
творческой
активности и нравственных качеств.
Традиционные программы по музыке не достаточно уделяют внимания разделу:
«Игра на музыкальных инструментах» поэтому возникла необходимость разработать
музыкально
инструментальный
проект
«Первая
ступенька» для
детей
средней,
старшей, подготовительных групп.
Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах,
развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального
творчества.
Игра
на
детских
музыкальных
инструментах
расширяет сферу музыкальной
деятельности дошкольников, повышает интерес к музыке,
способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней
застенчивости, скованности, расширяет
музыкальное
воспитание
ребёнка.
В
процессе
игры
ярко
проявляются
индивидуальные
черты
каждого
исполнителя:
наличие
воли,
эмоциональности,
сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Актуальность
Из поколения в поколения передавалась народная мудрость, как говорят из уст
в уста, устное народное творчество, народная музыка - и эта преемственность может
прерваться, если только мы не будем прививать у детей уважение и любовь к
русскому фольклору
Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе
ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из
актуальных проблем сегодняшнего дня
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает
широкие
возможности
педагогическому
творчеству,
смелому
поиску
инновационных
методов обучения и воспитания.
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре
на
музыкальных
инструментах
хотелось
бы
отвести
особую
роль.
Музыкальные
инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, в
детских
садах,
вовлекая
тем
самым
малыша
в
сферу
музыки,
помогая
развитию
его
творческих способностей.
Педагог
стремится,
прежде
всего,
с
помощью
инструментов
заинтересовать
детей,
побудить к занятиям музыкой.
Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных потешек,
попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т.д.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их
разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея
данного
проекта,
который
позволит
ввести
ребенка
в
огромный
мир
музыкальных
инструментов!
Музыкально-инструментальный проект «Первая ступенька» дополняет
музыкальные НОД в ДОУ и имеет цель расширить музыкальный кругозор детей, углубить
получаемые
ими
музыкальные
знания,
а
также
совершенствовать
исполнительские
навыки и умения.
Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий.
Продолжительность: долгосрочный три года,(средняя, старшая, подготовительная группы)
Цель проекта: Раскрывать музыкальные и творческие способности через игру на детских
музыкальных инструментах.
Задачи проекта:
Обучающие:
Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных
инструментах.
Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля);
Вовлечь
родителей
в
образовательный
процесс
для
совместной
работы
по
изучению
музыкальных инструментов.
Развивающие:
Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, мышление и воображение.
Развивать чувство ритма.
Развивать у детей чувство уверенности в себе.
Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность,
дисциплинированность.
Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители
Формы работы:
музыкальное занятие
индивидуальное занятие
подгрупповое занятие
дидактические игры
индивидуальные консультации
Совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми
(музицирование
в
групповой
и
индивидуальной деятельности )
Совместная деятельность родителей с детьми (музицирование в детском саду и дома)
Проект состоит из 3х основных этапов:
Подготовительный этап (сентябрь).
Диагностика
музыкальных
способностей
детей
на
начало
учебного
года.
Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.
Практический этап (октябрь – апрель.)
Обучающий процесс, в виде занятий 1 раз в неделю (36 занятий в год).
Заключительный этап (май).
Диагностика музыкальных способностей на конец учебного года. Итоговое мероприятие:
«Звонкие
свистульки»,
отчетный
концерт
музыкально
инструментальной
деятельности (групповое выступление детей, семейное музицирование)
Практический этап состоит из тематических разделов:
« Знакомство
с
инструментами
и
оркестрами»
-
знакомство
с
различными
инструментами, историей создания, с видами оркестров.
«Элементарные музыкальные знания» - уметь различать звуки по высоте, длительности,
динамике, уметь проигрывать ритмические формулы, музыкально-дидактические игры.
«Игра
на
музыкальных
инструментах»
обучение
приемам
игры
на
инструменте,
разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре), музицирование.
«Творческое задание»
инструментальная импровизация, изготовление музыкальных
инструментов «своими руками», озвучивание р.н. сказок, танцевальные композиции с
инструментами и т.д.
Принципы построения проекта
Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей
дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на
следующих принципах:
-
личностно-ориентированного
подхода
к
каждому
ребенку,
его
музыкальным
возможностям и способностям;
- системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного
возраста;
- интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
- ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми
дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Исследование проблемы:
Общественное мнение (социальный опрос)
Анкетирование
Мы выяснили , что знают о русской народной (фольклорной) музыке люди
разного возраста. С этой
целью
провели
небольшое социологическое исследование
среди разновозрастных групп: детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет
(«Детский сад №1»п. Палатка людей среднего возраста (25 - 40), людей старшего
возраста (40- 50) Анкетирование прилагается.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
-Музыкальная непосредственная образовательная деятельность;
-театральная деятельность;
-выступления на праздниках;
кружковая работа;
В разных видах деятельности:
-пение;
-слушание музыки;
-музыкально – ритмическое движение;
Применение детских музыкальных инструментов (как на занятиях, так и в повседневной
жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные
способности.
Содержание проекта ориентировано на создание психологического комфорта и
эмоционального
благополучия
каждого
ребёнка.
При
проведении
педагогических
мероприятий
широко
используется
технология
Н.Е.
Щурковой «Создание
ситуации
успеха», что способствует становлению ребёнка как личности.
Расширяя кругозор детей, знания о русских музыкальных инструментах и в целом о
русской народной культуре использую такие формы: беседа; рассматривание подлинных
русских
народных
инструментов;
слушание
народных
музыкальных
произведений
,
просмотр выступлений учащихся музыкальной школы; знакомство с русским народным
костюмом;
знакомство
с
народными
промыслами;
рассматривание
иллюстраций,
открыток, альбомов; просмотр видеофильмов и прослушивание фонограмм, экскурсии в
музыкальную
школу,
организация
фотовыставок;
изготовление
экспериментальных
инструментов (инструментов-самоделок).
Направления работы:
- Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и
др.)
- Самостоятельное исполнение произведений на детских музыкальных
инструментах.
- Развитие творческих способностей.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учётом возрастных, индивидуальных способностей
детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей,
развив
желание
заниматься,
переходить
к
целенаправленному
формированию
исполнительских умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
1. У детей будет развит познавательный интерес, представление о музыке.
2. Появится положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным
произведениям.
3.
Дети
с
готовностью
будут
воспринимать
музыку,
эмоционально
откликаться
на
выраженные в ней чувства и настроения.
4. Каждый ребёнок будет вовлечен в творческую деятельность.
5. У детей сформируются представления о разнообразии музыкальных инструментов.
Сотрудничество с родителями:
В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:
- проведение совместных мероприятий;
- участие в концертах, конкурсах, выставках;
Основные направления работы с детьми.
1. Организованные формы обучения на НОД.
2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Познавательная деятельность.
5. Речевая деятельность.
6. Художественная деятельность.
7. Продуктивная деятельность.
8. Игровая деятельность.
9. Музыкальные праздники и развлечения.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
2. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.
3.
Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны,
аккордеоны,
гармони, бубны, духовые, шумовые.
4. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, СД -
диски.
5. Технические средства: телевизор, музыкальный центр, магнитофон, компьютер.
Методическое сопровождение проекта.
1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
2. Консультативный материал для родителей.
3. Картотека игр.
4. Подборка музыкальных загадок.
5. Подборка стихов о музыке.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап (сентябрь 2015 г.)
1.
Подбор методической, художественной и познавательной литературы по теме
проекта;
2.
Изучение
Интернет-ресурсов
по
теме
проекта,
подбор
онлайн-игр
и
онлайн
-
презентаций;
3. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:
- наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и
музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.
- дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном
инструменте, таблица "Виды музыкальных инструментов")
- музыкально-дидактические игры, творческие игры:
"Музыкальные инструменты"
"Музыкальные кроссворды"
Музыкальная посылка»
2. Продуктивный или исследовательский этап (октябрь 2015 г. – апрель 2018 г.)
1. Познавательное развитие
-
просмотр
иллюстраций,
фотографий,
картин
с
изображением
музыкальных
инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре
-
оформление
альбома
"Музыкальные
инструменты"
(история
музыкальных
инструментов, )
- организация экскурсии в Детскую музыкальную школу искусств
-просмотр слайд - презентаций: "Какие бывают инструменты",
2. Социально - коммуникативное развитие
- беседа с детьми: "Какие бывают музыкальные инструменты"
- рассказ-сообщение об истории возникновения музыкальных инструментов
- организация и проведение творческо-речевых игр
- загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты
- разгадывание музыкальных кроссвордов, ребусов
-
создание
условий
в
группах
детского
сада
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности детей
- проведение сюжетно-ролевых игр:
"Идем на концерт"
" Магазин музыкальных инструментов"
- беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной
школе)
- беседа с детьми о профессиях людей связанных с музыкальными инструментами.
- организация конкурса среди родителей с детьми на изготовление самодельных
музыкальных инструментов
3. Художественно - эстетическое развитие
- слушание дисков знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных
музыкальных инструментах:
- музыкально-дидактические игры:
"Угадай, на чем играю";
" Наш Оркестр";
"Совушка - Сова";
"Музыкальный Ёжик";
"Подбери инструмент";
"Музыкальная лесенка";
"Солнышко и Туча"
"Весёлая дудочка!"
- разучивание и исполнение русских народных пьес на музыкальных инструментах
- рисование и раскрашивание картинок с детскими музыкальными инструментами;
- рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные
инструменты.
4. Речевое развитие
- чтение стихов и сказок о музыкальных инструментах
- чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты
("Дудочка и кувшинчик", "Бременские музыканты", "Гусли-самогуды", "Садко")
5. Физическое развитие
- использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения
различных видов детской деятельности и двигательной активности
3. Заключительный этап (апрель 2018 г.)
Концерт с участием оркестра детских музыкальных инструментов
Перспективное планирование музыкально - инструментального проекта «Первая
ступень» на 2015-2018 учебный год
1-й год обучения (средняя группа)
Октябрь
Знакомство с оркестрами и инструментами элементарные теоритические
знания
Репертуар
Творческие задания
История возникновения оркестра, ансамбля
Знакомство игры на погремушке, встряхивание, удар погремушкой по ладошке; удар
ножкой погремушки по полу (столу)
Учить детей вместе начинать игру на инструменте. Соблюдать общий темп.
Выполнять простой ритмический рисунок хлопками , шлепками, на инструменте
Звук. Виды звука
(Шумовые, музыкальные)
«Полянка» русская народная мелодия
«Ах ты, берёза»
Игра
«Шум и музыка»
Музыкальная игра
«Совушка - сова»
«Танец с погремушками»
«Ах, вы сени»
Русская народная мелодия
Игра в оркестр
Учить передавать ритмический рисунок
хлопками, шлепками на инструменте
«Таня, Маша»
Игры с игрушками
Давать игрушкам ласкательные
наименования
Ноябрь
Виды оркестров(народный, симфонический, эстрадный, детский)
знакомство с приёмами игры на бубне, удар ладошкой, удар кулачком (косточками)
по донцу. УЧИТЬ правильно держать бубен в левой руке – ударять правой рукой,
встряхивание производить правой рукой ПОЗНАКОМИТЬ со звучанием оркестра
русских народных инструментов.
УЧИТЬ детей вместе заканчивать игру на инструменте. Соблюдать общую динамику
ВЫПОЛНЯТЬ простой ритмический рисунок используя ударные инструменты
(погремушка, бубен)
Сила звука. Динамические оттенки
«Тихие и громкие звоночки»
Р. Рустамова
«Метелица»
Р.н. мелодия
«Тройка»
Р. н. м
Игра с листочками «Тихо - громко»
Игра
«Послушай бубен»
«Барабанщики»
Муз. Е. Адлер
Ритм в стихах:
«Тигрёнок»,
«Барабан»
Игра на развитие слухового внимания и силы
«Тихо- громко, очень громко»
Учить детей передавать правильно
ритмический рисунок используя стихи
Танцевальная композиция «Весёлые бубны»
Игра в оркестр
Декабрь
Знакомство с игрой на колокольчиках показ приёмов игры: удар палочкой,
встряхивание толчком пальцев приём «трель»
УЧИТЬ правильно держать колокольчик, вертикально, не зажимая кисть, свободно
потряхивать и ставить на ладошку Познакомить с инструментом из народного
оркестра (Балалайка)
Слышать смену музыкальных фраз
Изготовление музыкальных инструментов своими руками совместно с родителями
Длинные и короткие звуки
Та- длинный звук,
ТИ- короткий звук
«Я иду с цветами»
Муз. Е. Тиличеевой
«Лётчик»
Муз. Е. Тиличеевой
«Детская песенка»
Муз. М. Глинка
Игра
«Весёлые колокольчики»
Игра
На развитие слухового внимания и силы
Игра в оркестр
«Полька»
М. Глинка
«Вальс»
Л. Абелян
Игра «Та-та, ти-ти»
Выкладываем цепочки с картинками. Получается ритмический рисунок
Январь
Знакомство с инструментами из народного оркестра (баян, аккордеон)
Знакомство с игрой на барабане. Показ приёмов игры: одновременные удары одной
и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь
Слышать смену музыкальных предложений
«Музыкальные и «Шумовые звуки»
Слышать смену музыкальных предложений
Ритм в стихах
«Барабанщик»
«Зайчик»,
«Колобок»
«Наша Таня»
«Дятел - барабанщик»
Муз. Абрамова
«Танец»
Мух.
Д. Кобалевского
Игра в оркестр
Выполнять простой ритмический
рисунок используя ударные инструменты
(Барабан)
Импровизации музыкальных инструментов
(стеклянный звон сосулек, хруст
снежка
Февраль
ложках: учить правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «щечкой» по
«щечке», приём «ладушки»
Познакомить с инструментами оркестра народных инструментов
(свирель, рожок, жалейка)
Слышать смену частей произведения. Выполнять простой ритмический рисунок,
используя ударные инструменты(деревянные ложки)
Развитие слухового внимания
Высокий и низкий звук
«Ладушки» р.н.
Прибаутка
«Лошадка»
Муз. Е. Тиличеевой» « птицы и птенчики»
Муз. Е. Тиличеевой
Игра«Слушаем тишину»
Танцевальная композиция с ложками «Светит месяц» р. н. м.
Игра
«Тише, громче в ложки бей»
Танцевальная композиция с ложками
«Светит месяц»
Игра в оркестре
Март
Знакомство с игрой на металлофоне. Учить детей самостоятельно брать и правильно
держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе.
Постукивать им по ладошке и по кубику, по столу, выполнятьglissando в воздухе и
на столе с поворотом кисти.
Познакомить с оркестром русских народных инструментов (Гусли)
Слушать звучание инструмента в записи (гусли)
Исполнять любое музыкальное произведение) в медленном и быстром темпе
выделять сильную долю.
Познакомить с
Метроритмической организацией музыки - темп, метрический пульс, сильная доля.
Исполнять любое музыкальное произведение в медленном и быстром темпе
«Дождик»,
«Часики»,
«Ручеек»
Игра
«Громкая и тихая музыка»
Игра «Золотые ворота»
«Бубенцы»
Муз. В. Витлина
Звукоподражать голосам животных и
птиц
Изготовление музыкальных инструментов своими руками совместно с
родителями(трещотка «гармошка»)
«Играем в оркестр»
Апрель
Знакомство с ударно - шумовыми инструментами(кастаньеты, маракасы)
Обучение приёмам игры на них
Познакомить с оркестром русских народных инструментов, уметь определять на слух
звучание инструментов
Добиваться ритмического ансамбля,
Познакомить с понятием «Дирижер»,
«Мажор» и «Минор»
Познакомить с понятиями «вступление» и «окончание»
«Дождик
(сильный, тихий)
«Ручейки»
«Мышка»
«Кукушка»
Игра «Услышь сигнал»
«Василёк»
Муз. Е. Тиличеевой
«Частушка»
Изготовление музыкальных
инструментов своими руками совместно с родителями( рубель)
Игра в оркестр
«Весенняя капель»
2-й год обучения Старшая группа
Октябрь
Исполнение детьми и взрослыми знакомых произведений из репертуара
предыдущего года
Разучивать новые приёмы игры на бубне: удар подушечками пальцев.
Познакомить со звучанием русского народного оркестра
Видиозапись русского народного оркестра
Знакомство с музыкальным инструментом( домра)
Познакомить со звучанием симфонического оркестра
Слышать смену частей в двухчастных произведениях
Динамические оттенки
Познакомить с понятием «Ансамбль»
(Соло, дуэт)
«Во кузнице» русская народная песня
«Субботея»
Русская народная песня
«Как у наших у ворот»
Р. н. м.
Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков «Наш оркестр»
Ритмическая игра
«Игры с именем»
Назвать своё имя сопровождать звучащими жестами
( два хлопка, стук ногой и т.д.)
«Танец с бубнами»
Муз. З. Роот.
Игра в оркестр
Ноябрь
Повторение приёмов игры на ложках «ладушки»
Знакомство с новым приёмом «тарелочки», «блиночки»
Познакомить с русскими народными инструментами (Гармоника)
Выполнять простой ритмический рисунок используя ударные инструменты
(деревянные ложки)
Познакомить с симфоническим оркестром струнной группой ( скрипка, альт)
Длительность звука. Чувство ритма
«Дождик, дождик веселей»
Муз. Иорданского
«Колокольчик»
Муз Е. Тиличеевой
Игра
«Музыкальные загадки»,
Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия
«Музыкальный ёжик»
«Русская Матрёшка»
Муз. З. Роот
Игра«Музыкальная посылка»
Уметь отгадывать звучание
музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок
Игра в оркестр
Декабрь
Продолжить знакомство с инструментом(Баян, гармонь)
Прослушивание записи со звучанием инструментов ( Баян, гармонь)
Слышать музыкальные паузы в произведении.
Познакомить с симфоническим оркестром ударной группой(барабан, литавры)
Слушание в записи оркестр народный и симфонический
Познакомить с понятием
«Пауза»
«Дирижер»
Ритмические игры с» паузой»
«Во поле берёза стояла»
Русская народная песня
«Игры с палочками»
Игра на развитие слухового внимания
«Тихо – громко, очень громко»
Выполнять простой ритмический
рисунок используя ударные инструменты(деревянные ложки, бубны)
Изготовление музыкальных инструментов своими руками совместно с родителями
(шаршунок)
Январь
Знакомство с ударно -шумовыми инструментами (треугольник , тарелки)
Знакомство с музыкальным инструментом (фортепиано)
Дать представление о предметах быта которые народ использовал как музыкальные
инструменты(Коса, пила, рубель)
Сыграть импровизацию. Простые ритмические рисунки на различных инструментах
Дать понятие о скрипичном ключе и
нотном стане
Высота звука
Играть с дирижером
!»Звенящий треугольник»
Р. Рустамова
«Дождик» обр. Попатенко
Игра на развитие музыкальных представлений
«Гуляй - отдыхай»
«Во кузнице» русская народная песня
Играть на инструментах, импровизация
Игра в оркестр
Февраль
Знакомство с ударно-шумовыми инструментами (Бубенцы, румба, трещотка)Обучение
приёмам игры на них
Познакомить с инструментами народного оркестра (жалейка)
Познакомить с симфоническим оркестром ударной группой(тарелки, треугольник)
Слушание музыки на СД русский народный оркестр и симфонический.
Петь простые попевки на одном звуке, на двух звуках, индивидуально и в ансамбле,
подыгрывать на трещотке
Знакомство с понятием» нотный стан»
«скрипичный ключ»
Ритм в стихах
«Шла коза по мостику» стихи с музыкальными инструментами
«Посею лебеду»
р.н. песня
«Казаки»
Играет оркестр
«Гармошка»
Е. Тиличеевой
«Сорока-сорока» обр. Т. Попатенко
Выделять на слух сильную долю
И играть на музыкальных инструментах
Сказка
«У страха глаза велики»
С музыкальными инструментами
Игра в оркестр
Март
Знакомство с ударно шумовыми инструментами: рубель, коробочка, деревянные
палочки.
Обучение приёмам игры на них .
Познакомить с симфоническим оркестром духовой группой(труба. Валторна, тромбон)
Слушание записи звука труба, валторна, трамбон.
На металлофоне играть поступенное движение вверх, вниз.
Знакомство с
названиями нот
Знакомить с понятиями слов «соло», «дуэт», «трио» «Лесенка»
Муз Е. Тиличеевой
«Гори ясно»
Обр. Р. Рустамова
«Песенка про ноты»
Муз. Ж. Металлиди
Озвучивание стихов Железновых
«Лиса и рыба»
Игра в оркестр
Апрель
Знакомство с ударно -шумовыми инструментами; кастаньеты, маракасы
Обучение приёмам игры на них
На металлофоне играть через звук
Изготовление музыкальных инструментов своими руками совместно с родителями
(Калатушки)
Семейное музицирование на утренниках
Закрепление пройденного материала
«Короткие и длинные звуки
«Я иду с цветами»
Муз.
Е. Тиличеевой
«Лошадки»
Муз. Е.. Тиличеевой
« Ах ты берёза»
Р. н. мелодия
«Во саду ли в огороде»
Р. н. песня
Игра в оркестр
3-й год обучения подготовительная группа
Октябрь
Знакомство с инструментом – Мандалина
Продолжать знакомство с игрой на барабане
Закреплять приемы игры на барабане одновременные удары одной и двумя
палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь
Слышать смену музыкальных предложений
Выполнять простой ритмический рисунок используя ударные инструменты (Барабан)
Динамика музыки
(Тихо –громко)
Музыкальные» и «Шумовые звуки»
«Игры с именами»
«Марш»
И.Дунаевского
«Печь упала»
Чешская народная песня
«Цирковые лошадки»
Муз М. Красев
Ритмы в стихах
«Доктор дятел»
«Храбрый воробей»
«Барабанщик»
Ритм в стихах
ИГРА
«Шум или музыка»
На развитие тембрового слуха
Игра в оркестр
Ноябрь
Познакомить с симфоническим оркестром струнной группой(скрипка, альт)
Продолжать осваивать приёмы игры на металлофоне. Учить детей самостоятельно
брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе.
Постукивать им по ладошке и по кубику, по столу, выполнять glissando в воздухе и
на столе с поворотом кисти
УЧИТЬ детей вместе заканчивать игру на инструменте. Соблюдать общую динамику
Знакомство с метроритмической
организацией музыки - темп, метрический пульс, сильная доля
Ритмическое двух
голосье
«Паровоз»
«Колокольчик» муз. Е. Тиличеевой
«Василёк»
Муз Е.Тиличеевой
«Бубенцы»
Муз.В. Витлин
«Насмешливая кукушка»
Английская народная песня
Игра «Зайцы» на различие характера музыки.
Игра «Аплодисменты»
На развитие ритма
Учить передавать ритмический рисунок
Игра в оркестр
Декабрь
Познакомить с симфоническим оркестром ударной группой(тарелки, треугольник
Послушать запись звук тарелки, треугольник
Слышать смену музыкальных
предложений
Разучивание нового приёма на бубне: удар подушечками пальцев)
Слышать смену музыкальных фраз
Знакомство с длительностями
«Звенящий треугольник»
Муз. Рустамова
«Танец»
Муз. Д. Кобалевского
«Юмореска»
А. Дворжак
«Ах, вы сени»
Р. н. песня
Игра
«Солнышко и
туча»
На развитие ладового восприятия
Изготовление музыкальных
инструментов своими руками совместно с родителями(рубель)
Танцевальная композиция с бубнами «Эх, цыганочка»
Игра в оркестр
Январь
Знакомство с русским народным оркестром(гармонь, баян)
Прослушивание записи со звучанием инструментов (баян, гармонь)
Познакомить с симфоническим оркестром струнной группой(скрипка, альт)
Уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический
рисунок
Сыграть простые ритмические рисунки на различных инструментах
Познакомить с понятием «Пауза»
«Ансамбль»
«Трио», «Квартет»
Ритмические упражнения
«Игры с палочками»
«Во поле берёза стояла» р. н.м.
«Весёлый колокольчик» муз. В. Киксты
«Цирковые лошадки»
Муз .М. Красев
Игра
«Обезьянки»
На развитие тембрового слуха
«Бубенчики»
Муз.
Е. Тиличеевой
Импровизации на музыкальных инструментах
Прыгает зайчик, идёт медведь, летит птичка,
Игра в оркестр
Февраль
Знакомство с оркестром народных инструментов
(свирель, рожок, жалейка )Исполнение детьми знакомых произведений из репертуара
выученных ранее.
Выполнять простой ритмический рисунок используя ударные инструменты (деревянные
ложки)
Познакомить с оркестром русских народных инструментов(свирель, рожок, жалейка)
Послушать запись звука (свирели, рожка. Жалейки)
Слышать смену частей произведения
Что такое « «вступление» и
«заключение»
Познакомить с нотами,» нотный стан» «скрипичный ключ»
!Ах, ты берёза»
Русская народная мелодия
«Песенка про ноты»
Муз. Ж. Металлиди
Танцевальная композиция с ложками
«Светит месяц»
Русская народная мелодия.
Игра в оркестр
Март
Знакомство с ударно-шумовыми инструментами: рубель коробочка, деревянные
палочки.
Обучение приёмам игры на них
Познакомить с симфоническим оркестром духовой группой(труба, валторна, тромбон)
Слушание запись с диска звук тромбона, труба, валторна.
Уметь определять на слух звучание инструментов
Слышать смену частей в трёхчастных произведениях
Дать понятия музыкальным
терминам «Мажор». «Минор»
Стихи в ритмах
«Дождик» «Доктор дятел»
«Храбрый воробей»
«Полька»
Латышская народная мелодия
«Полька - шутка» обр Т. Ломова
«Вальс»
Е. Тиличеевой
«Звонкие свистульки «
О. Бокач
Учить отгадывать звучание
музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.
Апрель
Знакомство с ударно шумовыми инструментами треугольник, тарелки,
Румба, бубенцы
Обучение приёмам игры на них
Познакомить с симфоническим оркестром ударной группой(барабан, литавры)
Слушание записи звука барабана, литавры
На металлофоне играть поступенно вверх вниз и через звук
Знакомство с
понятиями «нотный стан», «скрипичный ключ»Ритм в стихах
«Три фасольки, два боба»
«Лисичка портниха»
«Весёлые ладошки»
Е. Гурник
«Клоуны»
Д. Кабалевский
Закрепление пройденного материала
Музыкальная сказка
« У Страха глаза велики»
С музыкальными инструментами(колокольчика, румба, треугольник, бубен)
Игра в оркестр