Автор: Самоделкина Татьяна Геннадьевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: г.Печора, РК Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Определение производной функции Раздел: полное образование
Технологическая карта урока по алгебре в 7 классе на тему:
«Взаимное расположение графиков линейных функций»
Учитель математики Самоделкина Т.Г.
2014г
Урок алгебры в 7 классе:
УМК А.Г.Мордкович, Л.А.Александрова и др.М.:Мнемозина,2012
Тема урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций»
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов
деятельности.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично поисковый.
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность
Оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация Сигнальные карточки, раздаточный материал с критериями
оценивания.
Формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная практическая работа, работа в парах, фронтальный индивидуальный опрос.
Требования к уровню подготовки:
Изучить виды взаимного расположения графиков линейных функций:
Познакомить с понятием угловой коэффициент, выяснить его геометрический смысл:
Формировать умение определять взаимное расположение графиков линейных функций по их угловому коэффициенту.
Временной режим: 45 минут.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Средства
определение
результата
Организац
ионный
этап
Мотиваци
я изучения
темы.
Слово учителя: Станет ли кто в наше
время отрицать, что человек должен
быть здоров и интеллектуально
развит. Для развития умственных
способностей, также как и для
физического развития тоже
необходимы упражнения. Это
математические задачи. Сегодня вы
посоревнуетесь в умении решать
задачи, применяя смекалку и
сообразительность. В течение урока
вы будите зарабатывать баллы. За
каждый ответ выставляете 1 балл. В
конце урока оцените свою работу,
посчитав заработанные баллы.
Слушают учителя.
Регулятивные: Слушают
учителя.
Актуализ
ация
опорных
знаний
1.
Какие функции вам
известны?
2.
Какой формулой задаётся
каждая из этих функций?
Отвечают на вопросы:
1.Линейная функция, прямая
пропорциональность.
2.у=kx+b;y=kx.
Регулятивные:
высказывают свои мнения
Личностные: интерес к
учебному материалу,
Выборочный
фронтальный опрос
3.
как называется переменная х
и у в формуле задающей
функцию?
4.
Что является графиком этих
функций? В чем их сходство и
различие?
5.
Как влияет коэффициент k на
график функции?
3.абсцисса (аргумент- независимая
переменная),ордината (функция –
зависимая переменная)
4. Графиком линейной функции и
прямой пропорциональности
является прямая, но у прямой
пропорциональности график
проходит через начало координат.
5.Если k больше нуля, то прямая
возрастающая, Если k меньше нуля,
то прямая убывающая.
способность к самооценке.
Коммуникативные : умеет
слушать, вступать в диалог,
участвовать в коллективном
действии.
Познавательные: учащиеся
вспоминают, отвечают.
Открывается слайд №1.
Задание 1:
График функции у= -3х + 5 проходит
через точку,
а) абсцисса которой -2. Какова
ордината этой точки?
б) ордината точки равна-4. Найти
абсциссу точки.
Открывается слайд №2
Вопросы:
1)График какой функции лишний на
рис. 1? Почему ?
2) На каком рисунке изображен
график прямой
пропорциональности? Почему?
3)На каком рисунке у линейной
функции отрицательный угловой
коэффициент? Почему?
Слайд №3:
Учащиеся заполняют таблицу
на слайде.
Проверка:один ученик на доске.
1)График №4. На графике
изображена кривая
2) График прямой
пропорциональности изображен на
рисунке №1, №5, так как прямая
проходит через начало координат.
3) На рисунке №1 у линейной
функции угловой коэффициент
отрицательный, так как функция
убывает.
4.Ученик допустил ошибку при
построении графика одной из
функций. На каком рисунке эта
ошибка? Почему?
Слайд №4
5) На рисунке изображены графики
функций у=2х,у=-
2х,у=х+2.Рассмотрите расположение
прямых в координатной плоскости и
укажите, какая формула
соответствует каждой из них.
6) Как построить график линейной
функции?
7)Как подобрать два числа ,
произведение которых равно (-1)?
8) Как могут располагаться на
плоскости две прямые относительно
друг друга?
Ученик допустил ошибку при
построении графика функцииу=1,5х,
так как это график прямой
пропорциональности, проходит через
начало координат
учащиеся устанавливают
соответствие. Один ученик у доски.
Для построения графика линейной
функции достаточно найти
координаты двух точек графика,
отметить эти точки в координатной
плоскости и провести через них
прямую.
1 и -1; -1/2 и 2 и т. д.
На плоскости прямые могут
пересекаться, быть параллельными, и
совпадать..
Введение в
тему.
Постанов
ка
учебных
задач.
Мы с вами знаем, что графиком
линейной функции является прямая,
поэтому графики двух линейных
функций тоже могут быть
параллельными, могут пересекаться
и совпадать.
А теперь выясним, что нового
должны узнать на уроке, что
Расположение графиков линейных
функций.)
. Взаимное расположение графиков
линейных функций.
Регулятивные: способность
к волевому усилию
выяснить, чему научиться?
На основе предыдущих рассуждений
попытайтесь самостоятельно
сформулировать тему урока.
Учитель корректирует ответы
учащихся.
Тема урока: Взаимное
расположение графиков
линейных функций .
Записывают тему урока в тетрадях.
Целеполаг
ание.
Выясним, что должны узнать на
уроке.
Попытайтесь самостоятельно
поставить цель, которую вы хотите
достичь.
Возможные ответы:
– Должны рассмотреть
параллельность, пересечение и
совпадение графиков линейных
функций;
– Графики, каких линейных функций
параллельны, пересекаются,
совпадают;
– От чего зависит параллельность,
пересечение, совпадение графиков
линейных функций;
– В каком случае графики двух
линейных функций параллельны, в
каком случае пересекаются, в каком
случае совпадают.
Регулятивные: под
руководством учителя ставят
цели урока и планируют
пути их достижения.
Коммуникативные:
выражают свои мысли в
устной форме.
Познавательные:
вспоминают знакомые
понятия, предлагают
варианты ответов,
высказывают свое мнение.
Выражают свои
мысли в устной
форме.
А сейчас вы выполните
практическую работу, которая
поможет вам ответить на
поставленные вопросы.
Ознакомле
ние с
новым
материал
ом
слайд № 5
Задание№1.
В одной системе координат
постройте графики функций:
y=2x-3; y=2x+3; y=2x
слайд № 6
Задание№2.
В одной системе координат
постройте графики функций: y=2x-5;
y=-x+2; y=0,5x+1
Учитель:
– В итоге выполнения заданий у вас в
тетради должно быть изображены
две системы координат, в каждой из
которых обязательно по три графика
– Обратите внимание на доску.
–Посмотрите на формулы, задающие
графики этих функций, что вы
заметили?
–Обратите внимание на то, как
Учащиеся выполняют практическую
работу.
Коэффициенты при х одинаковые.
Графики данных функций
параллельны.
регулятивные: постановка
учебной задачи,
прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка,
саморегуляция;
познавательные:
структурирует знания,
строит речевое
высказывание в устной
форме, выбирает способ
решения проблемной
ситуации, проводит
рефлексию действий,
совместно с учителем
создает алгоритм
деятельности.
коммуникативные: умеет
слушать вступать в диалог,
участвует в коллективном
обсуждении проблемы,
формирует собственное
мнение и позицию, приходит
к общему решению в
совместной деятельности:
Личностные: интерес к
новому учебному материалу
и способам деятельности.
расположены графики этих функций?
– Какой вывод можно сделать,
сопоставив запись формул,
задающих функции и взаимное
расположение их графиков?
- Как графики данных функций
располагаются по отношению к оси
ох?
- Верно, и этот угол зависит от
коэффициента, который называется
угловым коэффициентом прямой
графика функции
Отметьте на чертеже углы наклона
графиков функций к оси ох.
Работаем над заданием №2.
Учитель задаёт аналогичные
вопросы, а также обращает внимание
на то, в какой точке пересекаются
прямые.
Точка пересечения ().
Возможные ответы:– Когда
коэффициенты равны, то графики
функций параллельны.
– Графики линейных функций
параллельны, если коэффициенты
при х одинаковые.
Возможные ответы:
– Графики пересекают ось.
– Графики данных функций
наклонены к оси ох под одним и тем
же углом.
Возможные ответы:
– Коэффициенты при х различные.
– Графики пересекаются.
– Прямые пересекаются в точке ()..
Графики пересекаются, когда
коэффициенты при х различны.
Физкульт
минутка
Организует проведение гимнастики.
(здоровье сберегающая технология)
Выполняют гимнастику
Личностные: понимание
причин своего успеха,
способность к самооценке,
овладение приемами
сохранения физического
здоровья.
Выполнение по
образцу.
Работа по
учебнику.
– Откройте учебник на странице 73
и проверьте, правильные ли мы с
вами сделали выводы.
– Обратите внимание на цели,
которые вы поставили в начале
урока.
– На какой вопрос осталось
ответить? В каком случае графики
двух линейных функций совпадают.
–В каком же случае графики двух
линейных функций совпадают?
-Если графики пересекаются, то
каким образом определить
координаты их точки пересечения
слайд №7
Задание 1:
Работа с учебником.
– Графики двух линейных функций
совпадают, в том случае, если
совпадают к и в.
Регулятивные: Реализует
пути достижения целей,
учатся контролировать свои
действия. Учатся оценивать
правильность выполнения
задания и вносить
коррективы по ходу их
выполнения..
Познавательные: умение
осмысленно читать, извлекая
нужную информацию,
умение вести поиск и
выделять необходимую
информацию , умение
сравнивать полученные
результаты с выводами
учебника.
Работа с
сигнальными
карточками.
Пересекаются ли графики функций:
y=2-7x и y=-7x-3;
y=2x+5 и y=3-4x;
y=3x и y=-5+3x.
Задание 2:
Найдите координаты точки
пересечения графиков функций
y=10х-8 и y=-3х+5
Задание 3:
Построить графики следующих
функций
:
и сделать вывод.
Для проверки правильности
выполнения задания, учащиеся с
помощью карточек зеленого и
красного цвета показывают
правильный ответ. Если графики
функций пересекаются, то
показываем карточку красного цвета,
если параллельны – зеленого, желтая-
затрудняюсь ответить.
Ребята решают данное задание в
парах.( проверяют друг у друга
,обменявшись тетрадями)
(1;2)
Учащиеся выполняют задание и
убеждаются с выводом учебника
овзаимном расположении графиков
функции, если у них к
1
=к
2
, в
1
= в
2
коммуникативные:
осуществляют контроль
действий с помощью
сигнальных карточек:
красная – пересекаются,
зеленая - параллельны,
желтая- затрудняюсь
ответить.
Первичное
осмыслен
ие и
закреплен
ие
изученног
о
Самостоятельная работа
учащихся.
Слайд№8
Графики каких из данных функций
параллельны графику функции
у = 0,5 х+1: y=2х-4
Работа по вариантам.
Учащиеся читают задание и
выписывают формулы по требованию
данного задания.
Проверка задания осуществляется у
Наблюдение
учителя
у = х + 0,5; у=х+0,3
у = 0,5х; у = -2х+4
у = - 0,5х + 1; у = 3+2х
у = 8х + 1; у = 2х
у = 0,5х + 8; у =5х-6
у = 3? у = -5?
а) выпишите формулы, задающие эти
функции;
б) Графики каких из данных функций
пересекает график функции
у = 0,5 х+1? у=2х-4
Найдите координаты точки
пересечения графика данной
функции с графиком функции
у=-0,5х+1 у=-2х+4
интерактивной доски. Ученик
фломастером подчеркивает нужные
формулы.
Вторичный
контроль
Работа в группах:
Заполните таблицы
Таблица 1
Таблица 2
Проверка:
Один представитель группы говорит,
другой выполняет запись
фломастером на доске.
Проверка полученных результатов: на
доске фломастерами представители
групп схематически изображают
графики.
Рефлексия
А теперь заполните, пожалуйста,
листочки на вашем столе.
Учитель оценивает работу:
учитывает правильность,
самостоятельность, оригинальность
Познавательные: учащиеся
анализируют свою
деятельность на уроке.
Регулятивные: учатся
адекватно оценивать свои
возможности в достижении
цели, уровень реализации
поставленных задач.
Учащиеся учатся оценивать
планируемые результаты.
Коммуникативные:
Адекватно используют
языковые средства для
отображения своих мыслей и
чувств.. мотивов действий
Анализ
высказываний
учащихся ,
оценочная шкала.
Домашнее
задание
адача
этапа:
обеспечение
понимания
ц е л и ,
с од е р ж а н и я
и
с п о с о б о в
выполнения
домашнего
задания.
Проверка
соответствующих
записей.
Р е а л и з а ц и я
н е о б х о д и м ы х
и
достаточных
условий
для
успешного
выполнения домашнего задания всеми
у ч а щ и м и с я
в
с о о т в е т с т в и и
с
актуальным уровнем их развития.
Обязательное: №327 (а,б), 367 (а, б)
Ребята записывают домашнее
задание.
Фамилия, имя
продолжи предложение
Сегодня я узнал, что…
У меня хорошо получилось…
Меня удивило…
Я хотел бы еще…
Дополнительное № 369
Творческое №373
8. Итог урока
Учитель:
Какая была сегодня тема урока?
Какие открытия мы сделали?
Сформулируем
открытые
правила?
Ученики дают ответы. Каждый верный
ответ – 1 балл.
Учитель оценивает работу:
учитывает правильность,
самостоятельность, оригинальность.
Учитель выставляет отметки.