РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК
Автор: Ромашкина Дарья Михайловна Должность: методист Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района РТ" Населённый пункт: Тетюши Наименование материала: Статья Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК Раздел: полное образование
ПО МХК
Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли
передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития
талантов
до
общегосударственного
уровня.
Актуальной
является
задача
сохранения
и
приумножения
интеллектуального
потенциала,
формирования
национальной
профессиональной
элиты.
Один
из
ключевых
факторов
её
решения - формирование эффективной работы с одарёнными детьми: создание
условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и
молодёжи,
реализация
их
способностей,
обеспечение
их
всестороннего
развития [2, с. 23].
В настоящее время в системе основного общего образования Тетюшского
муниципального
района
РТ
достигнуты
определенные
результаты
по
выявлению,
сопровождению
и
поддержке
одаренных
детей,
сложились
следующие направления работы с одаренными детьми:
•
школьные
научные
общества
(МБОУ
«Тетюшская
средняя
общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ханжина Павла
Семеновича»);
•
научно-практические конференции учащихся;
•
участие в массовых международных конкурсах-играх;
•
участие в творческих конкурсах различного уровня;
•
участие
в
работе
профильных
отрядов
и
лагерей
(на
базе
ГАУ
«Республиканский олимпиадный центр» МО и Н РТ);
•
предметные олимпиады.
Интересны методики работы с одаренными обучающимися в ходе их
подготовки к предметной олимпиаде по мировой художественной культуре.
Мировая художественная культура - один из тех учебных предметов,
содержание которых является благодатной почвой для развития творческих
способностей
учащихся.
Обучение,
основанное
на
диалоговых
формах
познания, способствует не только усвоению культурологических сведений, но и
формирует духовно-нравственный мир личности.
Подготовка к олимпиаде выстраивается в рамках внеурочной работы по
предмету
или
индивидуально-групповых
консультаций
с
разновозрастным
составом. Особое внимание уделяется заданиям, максимально приближенным к
олимпиадным. Используются разнообразные формы закрепления информации,
полученной на уроке: написание
эссе, мини-сочинений - размышлений по
вопросам
искусствознании,
религии,
культурологии
и
шедеврам
мировой
культуры, работа со схемами и таблицами. Особое внимание акцентируется на
символической стороне искусства, что является основополагающим принципом
плодотворной работы, в которой присутствует систематизация.
В работе по подготовке обучающихся к олимпиаде по МХК обращается
внимание
на
создание
оптимальных
п с и хол о го - п ед а го г и ч е с к и х ,
организационных условий для выявления развития и реализации способностей
одаренных
детей:
объединение
усилий
педагогов
гуманитарного,
художественно - эстетического циклов по формированию познавательных и
творческих способностей.
Необходимо отметить необходимость преемственности в формировании
углубленных знаний, терминологии по истории отечественной и зарубежной
культуры;
аналитических,
практико-ориентированных
навыков
в
атрибуции
(описании, определении значимости) памятников истории и культуры, в том
числе и регионального характера; креативного опыта при разработке проектов,
связанных с проблематикой художественной культуры России и
Республики
Татарстан.
При
подготовке
к
олимпиадам
используется
содержание
ныне
действующих стандартов, заложенных в базовым уровне, включая углубленное
изучение истории мировой культуры.
При
подготовке
обучающихся
к
олимпиаде
по
МХК
необходимо
предусмотреть готовность детей к выполнению заданий следующего характера:
тестов
(на
выявление
теоретических
знаний,
понятий,
шедевров
мировой,
русской, региональной культуры); частично-поискового характера (на умение
сравнивать,
выделять
общее
и
частное,
соотносить
понятия)
и
творческих
заданий,
имеющих
практико-ориентированный
характер
(оформить
тематическую
школьную
выставку,
отметить
художественные
особенности
музейных
экспозиций
или
выставок,
создание
рекламных
материалов,
фоторепортажи
и
т.п.).
При
работе
с
одаренными
детьми
используются
возможности
дистанционных
олимпиад,
педагогический
потенциал
высшей
школы, системы дополнительного образования, учреждений культуры.
Список использованных источников:
1.
Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности /
Е. П. Ильин. – СПб., 2011. – 448 с.
2.
Отарова,
А.Ю.
Работа
с
одаренными
детьми.
Организация
исследовательской деятельности \\ Одаренные дети и современное образование.
- № 1, 2010. - С. 20-39
3.
Султанова, Ф.Р. Инновации в системе управления / Ф.Р. Султанова//
Дополнительное образование, 2003г. - №9.- с.6.