Напоминание

"ИСТОКИ ПРАЗДНОВАНИЙ И ТРАДИЦИЙ"


Автор: Кузнецова Ольга Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 81
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "ИСТОКИ ПРАЗДНОВАНИЙ И ТРАДИЦИЙ"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок по модулю «ИСТОКИ ПРАЗДНОВАНИЙ И ТРАДИЦИЙ»

Учитель технологии
Кузнецова О.А.
Предмет:
Внеурочная деятельность
Место урока в структуре образовательного процесса:
Урок по учебному плану, 5 класс
Форма урока:
Комбинированный урок
Цели:
 Образовательная – дать краткие сведения о жизни и быте крестьянства на Руси, о значении игрушки- оберега на протяжении всей жизни женщины, об истории происхождения тряпичной куклы; научить изготавливать тряпичную куклу;  Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;  Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
 Мультимедийное оборудование;  Презентация  Выставка «Тряпичная кукла»;  Инструкционная карта по изготовлению куклы «Масленица»;  Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, ткань, березовая палочка длиной 35-40 см, моток лыка, ветошь или вата для головы, лоскут белой ткани, цветные лоскуты для одежды, красные или белые нитки)
Ожидаемые результаты:
 Усвоение знаний о традициях русского народа;  Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;  Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала
Этапы урока:
I. Организационный момент II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний III. Новый материал
IV. Физ. минутка V. Практическая работа VI. Закрепление изученного материала VII. Анализ и оценка работ, итог урока
Ход урока

I. Организационный момент.
Проверка списочного состава класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Учитель:
Все девочки играют в куклы. Это заложено в нас природой: любить, заботиться, растить и учить. Играя с куклой, мы познаём окружающий нас мир, отношения между людьми, получаем первые навыки общения. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Какие тайны она хранит? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
III. Изучение нового материала.

Сообщение учителя:
Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое. Мы отправимся на 100 лет назад в дом русского крестьянина Х1Х века. Большую часть избы занимает печь. Она служит как для обогрева, так и для приготовления пищи.
Слайд 1-3
Обычная пища – это хлеб, который пекут сами, борщ и каша, чаще пшенная. Из напитков – квас и узвар. Мясо бывает только по праздникам.
Слайд 4.
Семья большая, много детей. Дети рождались, сколько бог давал. В семьях бывало по 10-15 детей. Но не все доживали до совершеннолетия из-за тяжелых условий жизни и болезней.
Слайд 5.
Работы хватает на всех. Дети помогают по хозяйству, начиная с 5 лет. Мальчики – с отцом в поле или пасут скотину, девочки – занимаются домашним хозяйством, работают на огороде, смотрят за малышами. Отец с сыновьями встаёт рано, в 4 часа утра, до обеда работают в поле, после обеда часовой отдых и опять за дело.
Слайд 6-7.
Занятия крестьянина не ограничивается пашней и скотоводством, есть еще сад, пчёлы, маслоделие, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело, производство тары из бересты, кузнечное дело
Слайд 8.
Спать ложатся в 10 вечера, а женщины и попозже, поскольку сидят за рукоделием. Дети спят на печке, взрослые – на лежанке и на полатях, устроенных вдоль стен.
Слайд 9.

Бань до 1920-х годов не было. Их заменяет печь. Её затапливают, выгребают золу, застилают соломой, залезают внутрь и парятся веником. Голову моют после, в избе или на реке летом. Вместо мыла используется отвар из золы (щёлок).
Слайд

10.

Вот такой быт был у русских крестьян. Их жизнь была тяжела, но не

беспросветна.
Очень многое в доме зависело от женщины, от её умения вести хозяйство, создать уют, раскрасить серые будни. Одним из таких умений являются тряпичные куклы, которые делались без иголок и ножниц, только цветные лоскутки. Существует три больших группы кукол: обереговые, обрядовые и игровые ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ С давних времени обереговые куклы были верными друзьями и помощниками человека с самого рождения, в каждой русской семье их было до ста штук.
1.
Кукла
Куватка
вывешивается как оберег над люлькой за 2 недели до родов, чтобы ребенка положить уже в теплую, обжитую кроватку.
Слайд 12
.
2.
Другая обереговая кукла имеет множество названий:
Рванка,
потому что материал не режется, а рвется.
Платочница,
потому, что из 5 одинаковых кусков ткани сделана;
Капуста
по количеству юбок, а самое теплое и трогательное название -
Кормилка. Слайд 13.
Эта кукла оберегала ребенка до самой свадьбы. Когда девочка садилась за приданое, а это было лет в 10, мама выставляла куклу в окно и все женихи знали, что невеста выросла и в этот дом можно сватов. Замуж в то время девочки выходили в 12-13 лет.
3.
Девочки хотели замуж удачно выйти, для этого делали вот эту куклу с длинной шеей. Ограничения длины не было, важно только чтобы количество воротничков было нечетным. Вообще, при изготовлении кукол все должно быть нечетным: веревочки, узелки, платочки. Каждый воротник - положительное качество будущего мужа: чтобы добрый был, не пил, не гулял... Девочка загадывала и заворачивала воротничок. А вот если она хотела еще и за любимого выйти, то она должна была исхитриться раздобыть рукав его рубахи и юбку куклы сделать из него. Но на самом деле в то время у мужика рубаха была одна на себе, другая при себе и достать рукав было практически невозможно.
Слайд 14.

4.
Перед свадьбой изготавливали куклу
Семья, СедьмаяЯ или

Плодородие
. Ее делали для того, чтобы будущая семья была дружная, крепкая, детьми богатая.
Слайд 15.

5.
Куклу
Неразлучники
делала свекровь, потому что она была первым заинтересованным лицом, чтоб семья сохранилась. Неразлучники очень бережно в семье хранились и когда появлялись детки, на одну общую руку хозяюшка навешивала маленьких куколок из ниточек.
Слайд 16.


6.
После свадьбы куклы уже берегли все что угодно.
Кубышка-

травница,
набивалась различными травами. Вот играет малыш с ней, запах от нее исходит и сон приходит или насморк-кашель проходит.
Слайд 17-18.

7.
Куколка
Крупеничка
. Внутри мешочек, набитый крупой и в отличие от Травницы, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном и в течение зимы давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром и весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.
Слайд 19.

8.
Куклу с красным лицом вешали напротив двери и считалось, что никого с дурными мыслями
Берегиня
дома не пустит. Своим лицом она весь негатив отражает. А в обязательном мешочке у нее три вещи: лекарственная трава, чтобы все были в доме здоровы, зерно, чтобы сберечь достаток и шерсть для тепла и уюта.
Слайд 20-21.

9.
Самая известная кукла -
Масленица. Слайд 22
Домашняя масленица находится в доме. Если женщину обидит кто- то, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. После праздника Масленицы в начале Великого Поста этих кукол сжигали в печи, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище как символ достатка и здорового потомства. ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
10.

Куклу-десятиручку
дарили новобрачной на свадьбу. Считалось, что эта обрядовая кукла может стать хорошим подспорьем в домашних хлопотах молодухи. Десять ручек должны помочь юной хозяйке в ее домашних заботах, рукоделии (шитье, вязании, вышивании и т.д.).
Слайд 23.

11.
Куклы-лихоманки:
Кашлея
брала на себя кашель,
Чихея
- насморк,
Знобея
- озноб и дальше по симптомам болезней. Были
Коснея
,
Немея, Глухея
, не обязательно только простудные заболевания. Они делались под особый заговор. Перед холодами приглашали в дом специальную бабку, которая читала длинный заговор от разных болезней и в это время старшая в семье женщина должна была скрутить минимум 12 кукол, иногда до 100 доходило. Считалось, чем больше она скрутит кукол, тем от больших болезней она семью на время зимы защитит, а в апреле их выносили на улицу и сжигали, с огнем уходили болезни, те которые они на себя взяли.
Слайд 24-25.
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни, а также предназначались для забавы детям.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления 1.
Зайчик на пальчик
- первая игрушка малыша. Казалось бы все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает
. Слайд 26.
2. Куклы воспитывали разные моральные качества. Есть такая кукла
Убоженька,
она делалась нарочито неряшливой, в старой одежде. Для того чтобы ребенка научить состраданию. Если ребенок такую куклу в руки берет, то и в нищего уже камень не кинет
Слайд 26.
3. Кукла-перевертыш
Девка-баба
. Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с косой. А перевернешь – она замужем, платье серое, платок, на посиделки уже не сходишь. Девочку к взрослой жизни подготавливала. Потому что выходили замуж очень рано, в 12-13 лет. Мама старалась такими куклами ее подготовить, их очень много было: зима-лето, праздник- будни, добро-зло.
Слайд 27.
У некоторых кукол ярко выраженные формы; так делали для того, чтобы от лица отвлечь, чтоб не на лицо смотрели, а на грудь. У кукол никогда не рисовали лицо: не должно быть лишних глаз, ушей и рта в доме. Также считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
IV. Физ. Минутка Слайд 28

V. Практическая работа. Слайд 29.
Прежде чем приступить к работе мы должны вспомнить правила безопасной работы с ножницами и иглой.
Учитель
 делит учащихся на группы для коллективной работы;  инструктирует учащихся о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;  проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.
Слайд 30-32
Последовательный план изготовления тряпичной куклы.
VI. Закрепление изученного материала.

Учитель
:  Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Масленица»)
 Для чего она служила, какое было её назначение? ( символ достатка и здорового потомства)  С какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).  Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.
Вывод:
Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
Вопросы:
1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу? 2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно? 3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?
Приложения:

1.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
 Плотно заверните ветошь в белый лоскут и нитками закрепите голову куклы на палке. Деревянную основу куклы очищать от коры не нужно.  Из пучка лыка сформируйте тело, для этого аккуратно примотайте лыко к шее. Все хвосты ткани с головы должны быть полностью прикрыты.  Сделайте руки из пучка лыка, перевязав его по краям как конфету. Можно вставить в этот пучок небольшую палочку для жесткости, но это не обязательно.  Подложите руки в середину пучка лыка и плотно примотайте их, стянув нитками крест-накрест.  Нарядите куклу так, как подскажет ваша фантазия. - Из цветных ленточек можно сделать косу. - Обязательно нужна пышная юбка. - Можно сделать кукле рубашку из разрезанного посередине лоскута. - Можно надеть также фартук. - Платок у такой куклы завязывают сзади.
1.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
 Хранить ножницы в определённом месте  Оставлять ножницы на столе только с сомкнутыми лезвиями.  Передавать ножницы кольцами вперед.  Не оставлять ножницы на платформе швейной машины.

Источники:
1. rukukla 2. festival.1septemberarticles/571614/ 3. gazetairkutsk2009/12/22/id5745/ 4. livemasterolleethnic 5. supersadovnikhmforum/post.aspx?id=15668&pg=26 6. gorodd-kirovmaminu-ctrani4ki 7. liveinternetusers/lenkins72/post90701793/ 8. liveinternetusers/2930900/post111936532/ 9. ikt45.ucozload/obsluzhivajushhij_trud/prezentacii/prezentacija_tvorcheskogo_ proekta_quot_kukla_quot_perevertysh_quot/9-1-0-17 10. gnozis/?q=node/4127 11. livemasterolya-russ 12. livemasterkukolki-nest 13. livemastertinchenok 14. livemasterellenn 15. livemasternatalika 16. livemasternartrad 17. livemasterberkman 18. treelandarticle/eko/needlework/ictoria_narodnoi_kukly.htm 19. livemasterellina 20. livemasterdobraiaigrushkа 21. deliya-toys 22. oberejie pismo@oberejie 2005-2009 гг.


В раздел образования