Консультация для педагогов и родителей детей с диагнозом РДА или аутистическим спектром расстройств
Автор: Говорливых Юлия Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад 12 "Солнышко" Населённый пункт: Краснодарский край,город-курорт Анапа Наименование материала: методическая разработка"Консультация для педагогов и родителей" Тема: Консультация для педагогов и родителей детей с диагнозом РДА или аутистическим спектром расстройств Раздел: дошкольное образование
расстройств
« Аутичность (от греческого — сам) -
обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир
собственных переживаний».
Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин,
впервые
введённый
швейцарским
психиатром
и
психологом
Э.
Блейлером,
обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении
и
социализации,
неспособность
установления
эмоциональных
связей,
нарушение
речевого
развития.
Однако
следует
отметить,
что
для
аутизма
характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и
эмоциональной сфер; восприятия; моторики; внимания; памяти; речи.
Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному
проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить в то время, когда
другие
дети
говорят
очень
мало
или
не
говорят
вовсе.
Поведение
детей
с аутизмом
характеризует ся
т акже
стереотипно стью
д в и же н и й
(от многократного
повторения
элементарных
движений,
таких,
как
потряхивания руками,
кружение на месте или подпрыгивания, до сложных
ритуалов)
и нередко
деструктивностью
(самоповреждение,
крики,
агрессия,
негативизм и др.). Дети с аутизмом необычно реагируют на звуки. Кроме того,
ребёнок
может
утрачивать
ранее
приобретённые
социальные
и
языковые
навыки.
Ребёнок с аутизмом, как и всякий другой ребёнок - индивидуальность,
поэтому нужно учитывать специфические реакции ребёнка, и на их основе,
строить обучение. Необходимо заниматься каждый день - это очень трудно, но
только таким образом можно добиться результатов. Начинать лучше с 5 минут и
постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день с перерывами.
Также
1
очень
важным
этапом
работы
с
ребёнком
является правильно подобранное
медикаментозное лечение.
Хороший
результат
даёт
посещение
с
детьми
различных
центров
и
сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о
новых методиках лечения и коррекции поведения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1.
Принимать ребёнка таким, какой он есть.
2.
Исходить из интересов ребенка.
3.
Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
4.
Соблюдать
ежедневные
ритуалы
(они
обеспечивают
безопасность
ребёнка).
5.
Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы
ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6.
Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребёнок.
7.
Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
8.
Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения.
9.
Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую
наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).
10. Избегать переутомления ребёнка.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ
На сегодняшний день существует много методик работы с аутичными
д е т ь м и .
Н а р я д у
с
т р а д и ц и о н н ы м и
м е т о д а м и
у с п е ш н о
применяются нетрадиционные,
т а к и е
к а к : а р т - т е р а п и я (лечение
искусством), муз-терапия ,
дельфинотерапия ,
иппотерапия
(лечение
с
помощью лошадей), игровая терапия (индивидуальные и групповые занятия).
Игры, которые вы можете использовать дома:
Игры способствуют развитию мелкой моторики и речи. Благодаря таким
играм
ребёнок
получает
разнообразные
сенсорные
и
эмоциональные
впечатления,
у
него
повышается
концентрация
внимания
и
выдержка.
Пальчиковые игры проводятся в виде пассивного массажа и гимнастики для рук
и пальцев ребёнка взрослым.
«Маленькая мышка»
Маленькая мышка по городу бежит (Бегут пальцами обеих рук по столу или
коленям.)
Глядит
ко
всем
в
окошки, (Сложив
пальцы
рук
круглым
окошечком,
заглядывают в него.)
2
И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком.)
«А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на
тыльной стороне одной из рук на столе или коленях.)
А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.)
Такого непослушного я буду щекотать!» (Щекочут пальчиками то одну, то
другую ладошку.)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. (Руки скрещены. Пальцы каждой
руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик
с
неба
вдруг
полил, (Кисти
свободно
опущены,
выполняют
стряхивающее движение.)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу или коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, качают руками.)
Паучок ползёт опять. (Действия аналогичны.)
А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают на
голове.)
«Дом»
Тук-тук-тук! Строим дом. (Кулачком стучим по кулачку.)
Дом высокий, (Руки вытянуть вверх.)
Дом с окном, (Руки вместе и развести в стороны.),
С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши.)
В доме я живу с тобой. (Обнимаемся.)
«Игра с кисточкой»
Вышла
кисточка
гулять, (Мягкой
щетинкой
кисточки
водим
по
ладошке
ребенка.),
Стала пальчики считать: (Затем по каждому пальцу, от основания к кончикам.)
-
Р а з ,
д в а ,
т р и ,
ч е т ы р е ,
п я т ь
в ы ш л и
п а л ь ч и к и
г у л я т ь .
Раз,
два,
три,
четыре,
пять (Загибаем
пальчики,
проводя
кисточкой
по
их
тыльной поверхности.)
В домик спрятались опять и решили рисовать.
Игровой
массаж
обеспечивает
сенсорное
развитие.
Выполнение
движений во время игрового массажа развивает крупную и мелкую моторику,
внимание и выдержку.
Правила проведения игрового массажа:
Массаж
можно
проводить
только
по
желанию
ребёнка
и
при
отсутствии противопоказаний.
Разучивание игрового массажа проводится индивидуально (ребёнок выполняет
движения на ножках и на туловище сам или при помощи взрослого, который
управляет руками малыша).
3
Массаж
может
проводиться
через
одежду,
но
следует
снять
свитер,
а
при
массаже лёжа снять обувь.
Игровой массаж можно проводить в положении стоя или сидя, что требует
меньше времени.
«Капуста»
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим.
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим.
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим.
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим.
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев
«Ладошка»
(1) Твоя ладошка – это пруд, по ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок, а сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь, в тетради можно рисовать.
(4) Твоя ладошка, как окно, его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка, а по дорожке ходят кошки.
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке.
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки.
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак.
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук.
«Игры с крупами»
Пересыпание круп и раскладывание по тарелочкам и т.п.
«Занятия с карточками»
Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 2. На них могут
быть
изображены
предметы
или
люди,
которые
выполняют
определённые
действия.
Например,
такое
действие
как
«пора
кушать».
Сначала
чётко
произносится: «Пора кушать» и далее демонстрируются карточки. Карточки
можно заготовить на все действия «гулять», «читать», «рисовать».
4
«Игры с песком»
Учите ребенка:
• трогать песок руками;
• копаться в песке совком, лопаткой;
• рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;
• закапывать руку и предметы и т.д.
Уважаемые родители!
Постоянно повторяйте пройденный материал, чтобы ребёнок не забывал
полученные знания и навыки. К большому сожалению, в периоды стрессов и
болезней ребёнок может вернуться к своему первоначальному поведению.
Разговаривайте
с
ребёнком
медленно,
чётко
и
спокойно.
В
речи
используйте короткие предложения, вначале которых произносите имя ребёнка,
чтобы он понял, что вы обращаетесь к нему.
Литература:
«Пальчиковые
и
жестовые
игры» (Железнова
Екатерина.
Игровая
гимнастика – упражнения с музыкальным сопровождением для детей от 3 до 5
лет. Издательство: Железновы. Год: 2005. Формат: MP3);
Интернетресурсы.
Материал подготовила Ю.А. Говорливых, учитель-логопед
5