Напоминание

Консультация для педагогов и родителей детей с диагнозом РДА или аутистическим спектром расстройств


Автор: Говорливых Юлия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 12 "Солнышко"
Населённый пункт: Краснодарский край,город-курорт Анапа
Наименование материала: методическая разработка"Консультация для педагогов и родителей"
Тема: Консультация для педагогов и родителей детей с диагнозом РДА или аутистическим спектром расстройств
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для педагогов и

родителей детей с диагнозом РДА

или аутистическим спектром

расстройств
«
Аутичность
(от греческого — сам) - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний». Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введённый швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер; восприятия; моторики; внимания; памяти; речи. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить в то время, когда другие дети говорят очень мало или не говорят вовсе. Поведение детей с аутизмом характеризует ся т акже стереотипно стью д в и же н и й (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками, кружение на месте или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (самоповреждение, крики, агрессия, негативизм и др.). Дети с аутизмом необычно реагируют на звуки. Кроме того, ребёнок может утрачивать ранее приобретённые социальные и языковые навыки. Ребёнок с аутизмом, как и всякий другой ребёнок - индивидуальность, поэтому нужно учитывать специфические реакции ребёнка, и на их основе, строить обучение. Необходимо заниматься каждый день - это очень трудно, но только таким образом можно добиться результатов. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день с перерывами. Также 1
очень важным этапом работы с ребёнком является правильно подобранное медикаментозное лечение. Хороший результат даёт посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1. Принимать ребёнка таким, какой он есть. 2. Исходить из интересов ребенка. 3. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка. 4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка). 5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте. 6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребёнок. 7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком. 8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения.
9.
Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.). 10. Избегать переутомления ребёнка.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ
На сегодняшний день существует много методик работы с аутичными д е т ь м и . Н а р я д у с т р а д и ц и о н н ы м и м е т о д а м и у с п е ш н о применяются нетрадиционные, т а к и е к а к :
а р т - т е р а п и я
(лечение искусством),
муз-терапия
,
дельфинотерапия
,
иппотерапия
(лечение с помощью лошадей),
игровая терапия
(индивидуальные и групповые занятия).
Игры, которые вы можете использовать дома:
Игры способствуют развитию мелкой моторики и речи. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него повышается концентрация внимания и выдержка. Пальчиковые игры проводятся в виде пассивного массажа и гимнастики для рук и пальцев ребёнка взрослым.
«Маленькая мышка»
Маленькая мышка по городу бежит (Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям.) Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него.) 2
И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком.) «А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе или коленях.) А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой “бок”.) Такого непослушного я буду щекотать!» (Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку.)
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. (Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение.) Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу или коленям.) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками.) Паучок ползёт опять. (Действия аналогичны.) А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают на голове.)
«Дом»
Тук-тук-тук! Строим дом. (Кулачком стучим по кулачку.) Дом высокий, (Руки вытянуть вверх.) Дом с окном, (Руки вместе и развести в стороны.), С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши.) В доме я живу с тобой. (Обнимаемся.)
«Игра с кисточкой»
Вышла кисточка гулять, (Мягкой щетинкой кисточки водим по ладошке ребенка.), Стала пальчики считать: (Затем по каждому пальцу, от основания к кончикам.) - Р а з , д в а , т р и , ч е т ы р е , п я т ь в ы ш л и п а л ь ч и к и г у л я т ь . Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики, проводя кисточкой по их тыльной поверхности.) В домик спрятались опять и решили рисовать.
Игровой

массаж
обеспечивает сенсорное развитие. Выполнение движений во время игрового массажа развивает крупную и мелкую моторику, внимание и выдержку.
Правила проведения игрового массажа:

Массаж

можно

проводить

только

по

желанию

ребёнка

и

при

отсутствии противопоказаний.
 Разучивание игрового массажа проводится индивидуально (ребёнок выполняет движения на ножках и на туловище сам или при помощи взрослого, который управляет руками малыша). 3
 Массаж может проводиться через одежду, но следует снять свитер, а при массаже лёжа снять обувь.  Игровой массаж можно проводить в положении стоя или сидя, что требует меньше времени.
«Капуста»
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим. Мы всех просим не зевать и немножко помогать. (2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим. Мы всех просим не зевать и немножко помогать. (3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим. Мы всех просим не зевать и немножко помогать. (4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим. Мы всех просим не зевать и немножко помогать. 1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву 2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней 3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением 4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев
«Ладошка»
(1) Твоя ладошка – это пруд, по ней кораблики плывут. (2) Твоя ладошка, как лужок, а сверху падает снежок. (3) Твоя ладошка, как тетрадь, в тетради можно рисовать. (4) Твоя ладошка, как окно, его помыть пора давно. (5) Твоя ладошка, как дорожка, а по дорожке ходят кошки. 1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке. 2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки. 3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др. 4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак. 5 - осторожно переступать пальцами обеих рук.
«Игры с крупами»
Пересыпание круп и раскладывание по тарелочкам и т.п.
«Занятия с карточками»
Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 2. На них могут быть изображены предметы или люди, которые выполняют определённые действия. Например, такое действие как «пора кушать». Сначала чётко произносится: «Пора кушать» и далее демонстрируются карточки. Карточки можно заготовить на все действия «гулять», «читать», «рисовать». 4

«Игры с песком»
Учите ребенка: • трогать песок руками; • копаться в песке совком, лопаткой; • рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры; • закапывать руку и предметы и т.д.
Уважаемые родители!
Постоянно повторяйте пройденный материал, чтобы ребёнок не забывал полученные знания и навыки. К большому сожалению, в периоды стрессов и болезней ребёнок может вернуться к своему первоначальному поведению. Разговаривайте с ребёнком медленно, чётко и спокойно. В речи используйте короткие предложения, вначале которых произносите имя ребёнка, чтобы он понял, что вы обращаетесь к нему. Литература: «Пальчиковые и жестовые игры» (Железнова Екатерина. Игровая гимнастика – упражнения с музыкальным сопровождением для детей от 3 до 5 лет. Издательство: Железновы. Год: 2005. Формат: MP3); Интернетресурсы. Материал подготовила Ю.А. Говорливых, учитель-логопед 5


В раздел образования