Напоминание

Учу, играя - играя, учу


Автор: Третьякова Галина Георгиевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №44
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Учу, играя - играя, учу
Раздел: среднее образование





Назад







Третьякова Г.Г.
учитель немецкого языка МБОУ СШ № 44 г. Красноярск
e–mail
: variant2013@list. ru
Учу, играя - играя, учу.
Оглавление 1. Введение ФГОС – взгляд на учебный процесс в новом ракурсе 2. Основная часть Большая игра – апогей учебной деятельности 2.1.Механизмы ФГОС для иноязычной игры: - игра моделирует реальное общение; -регулятивные действия учебной деятельности – путь к самостоятельности; - работа в группах; - формирование культуры мышления учеников; - индивидуализация учебного процесса; - психология общения в детском сообществе; - рефлексия 3. Заключение Личностно-образующая функция игры. 4. Литература



ФГОС – взгляд на учебную деятельность в новом ракурсе
Новые стандарты – новые ориентиры, но идея содержания достойного школьного образования остается прежней. Органичное сочетание: ребенок и игра. А каково сочетание игры и обучения? После взгляда на учебную игру через призму ФГОС она получила для меня больший объем и многоплановость, а сам документ показался более жизненным, без излишнего официоза. После применения на своих занятиях игровой технологии могу назвать множество преимущественных характеристик игры над другими: она продуктивная и комфортная для всех участников педагогической деятельности. И это не метафора: все составные триединых требований ФГОС к личностным, предметным, метапредметным результатам в игре представлены в полной мере.
Большая игра – апогей учебной деятельности
Такой высокий статус игра обрела благодаря охвату обширного дидактического материала. На уроке ребенок не способен так долго и с такой отдачей выполнять по сути те же задания. Игра решает также проблему забывания языкового материала, например, годичной давности: она обобщает, систематизирует, конкретизирует. Элемент соревновательности в игре переводит дидактическую задачу - в игровую. В качестве примера приведу игру – квест в 7 классе как заключительное занятие по теме «Экология».

Механизмы ФГОС для иноязычной игры

Этапы игры:

Средства технологий

деятельностной педагогики
Деление на команды Работа в разноуровневых группах по стоянного со ст ава; в ы бор р е б е н ко м единомышленников для игры. Выборы капитанов – модераторов Доверие знающим ИЯ и самым дружелюбным в коллективе Название командам Показатель самооценки детей и уровня потенциала в игре Маршрутный лист. Организует и регулирует действия детей. Целеполагание учащихся, выст р аивание стратегии и тактики игры – в темпе, для качественного выполнения задания. Распределение функций среди игроков. Выбор творческих заданий – по желанию и способностям, но за язык отвечают все. Продвижение по станциям / заданиям. Дифференцированные задания - свобода выбора задания для выполнения по доступности и посильности – индивидуальный подход. Фиксация баллов команды в маршрутном листе. Система оценивания: с т и м ул и р у ю щ и й , мотивирующий компонент игры. Учитель, наблюдая за игрой, з а м еч а е т зат руднительные языковые моменты – неконтролируемая контрольная работа Оценивание участия каждого игрока Табло заказа - протокол о намерениях и результатах Коллективная рефлексия Что получилось, благодаря чему? Что не удалось, из-за чего? Кто самый результативный игрок команды, самооценка и оценка участия товарищей. Награждение по номинациям «Знаток немецкого языка», «Лучший эколог», «Художник – эколог» и т.д. Мотивирующая игра дальнейшего совершенствования своего ИЯ Обеспечивается добровольностью участия в игре; самооценкой уровня владения языком. Структура игры в качестве учебной деятельности предусматривает для учащихся мотив, целеполагание, планирование действий, способы реализации цели и анализ результатов, поэтому игра способствует формированию
универсальных учебных действий – умению учиться, самосовершенствоваться путем присвоения нового социального опыта и конкретных предметных знаний. В игре высокий уровень коммуникации – языковые компетенции развиваются во всех формах. Игра моделирует реальное общение. В наших условиях отсутствия возможности встречи с носителями языка игра дает возможность погружения обучаемых в атмосферу иностранного языка. Учебно – познавательная направленность реализуется благодаря богатому лингво - страноведческому содержанию игры, образуется межпредметная связь с географией, историей, мировой художественной культурой, экономикой. Необходима для детей актуализация темы игры до ее начала, но ввести в курс лучше не посредством негативной информации об экологии, а рассказать с показом видеоролика о необычном мировом экологическом опыте: швейцарцы для сохранения гор чистят свои Альпы от птичьего помета. Важным считаю задание по схематизации - ассоциограмма понятия «Экология». Это аспект формирования культуры мышления: анализ, синтез, критерии для классификации, выводы.
Психология общения в детском сообществе
Бесценна психологическая игровая коррекция ребенка с комплексами: снятие трудностей в учебе и общении способствует самоутверждению. Неуверенный в своих знаниях становится энергичным, работает на максимуме интеллектуальных и творческих усилий, и его пассивные знания становятся активными. По законам игры ребенок должен быть внимательным, собранным, корректным, подчинять свою волю игровым задачам. В обучающей игре ученики получают мыслительную, двигательную, эмоциональную разрядку. Психологический комфорт щадящей педагогики без принуждения и давления: «2» нет, все равны и в одной команде с друзьями. В игре все дети талантливы.
Требования ФГОС ориентируют учителя на личностно-гуманный подход в обучении и воспитании - ребенок становится союзником и соратником педагога. Требования к правилам и содержанию игры: новизна, занимательность, разноуровневые задания, доступность, элемент соревновательности, динамичность, юмор, интрига, неожиданность.

Литература
1. ФГОС (пр. Минобразования и науки РФ от 17.12. 2010г.) 2. Бондаренко Ю.В. Современные технологии в работе с одаренными // детьми ж. Одаренный ребенок. – 2015. - №1. 3. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе, под. ред. Е.И. Пассова, М. – Просвещение, 1993. 4. Обучение иностранным языкам: ред. М.К. Колкова – СПб.:КАРО, 2003. 5. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми. //ж. Одаренный ребенок. – 2010 - №6. 6. Пассов Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М. – Просвещение, 1993.


В раздел образования