Автор: Третьякова Галина Георгиевна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ СШ №44 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: Статья Тема: Учу, играя - играя, учу Раздел: среднее образование
Третьякова Г.Г.
учитель немецкого языка
МБОУ СШ № 44
г. Красноярск
e–mail
: variant2013@list.
ru
Учу, играя - играя, учу.
Оглавление
1.
Введение
ФГОС – взгляд на учебный процесс в новом ракурсе
2.
Основная часть
Большая игра – апогей учебной деятельности
2.1.Механизмы ФГОС для иноязычной игры:
- игра моделирует реальное общение;
-регулятивные действия учебной деятельности – путь к
самостоятельности;
- работа в группах;
- формирование культуры мышления учеников;
- индивидуализация учебного процесса;
- психология общения в детском сообществе;
- рефлексия
3. Заключение
Личностно-образующая функция игры.
4.
Литература
ФГОС – взгляд на учебную деятельность в новом ракурсе
Новые стандарты – новые ориентиры,
но
идея содержания достойного
школьного образования остается прежней. Органичное сочетание: ребенок и
игра. А каково сочетание игры и обучения? После взгляда на учебную игру
через
призму
ФГОС
она
получила
для
меня
больший
объем
и
многоплановость, а сам документ показался более жизненным, без излишнего
официоза. После применения на своих занятиях игровой технологии могу
назвать множество преимущественных характеристик игры над другими: она
продуктивная и комфортная для всех участников педагогической деятельности.
И это не метафора: все составные триединых требований ФГОС к личностным,
предметным, метапредметным
результатам
в игре представлены в полной
мере.
Большая игра – апогей учебной деятельности
Такой высокий статус игра обрела благодаря охвату обширного дидактического
материала.
На
уроке
ребенок
не
способен
так
долго
и
с
такой
отдачей
выполнять по сути те же задания. Игра решает также проблему забывания
языкового
материала,
например,
годичной
давности:
она
обобщает,
систематизирует,
конкретизирует.
Элемент
соревновательности
в
игре
переводит дидактическую задачу - в игровую. В качестве примера приведу игру
– квест в 7 классе как заключительное занятие по теме «Экология».
Механизмы ФГОС для иноязычной игры
Этапы игры:
Средства технологий
деятельностной педагогики
Деление на команды
Работа в разноуровневых группах
по стоянного
со ст ава;
в ы бор
р е б е н ко м
единомышленников для игры.
Выборы капитанов – модераторов
Доверие знающим ИЯ и самым дружелюбным в
коллективе
Название командам
Показатель
самооценки
детей
и
уровня
потенциала в игре
Маршрутный лист.
Организует
и
регулирует
действия
детей.
Целеполагание
учащихся,
выст р аивание
стратегии
и
тактики
игры
–
в
темпе,
для
качественного выполнения задания.
Распределение функций среди игроков.
Выбор
творческих
заданий
–
по
желанию
и
способностям, но за язык отвечают все.
Продвижение по станциям / заданиям.
Дифференцированные задания - свобода выбора
задания
для
выполнения
по
доступности
и
посильности – индивидуальный подход.
Фиксация баллов команды в маршрутном
листе.
Система
оценивания:
с т и м ул и р у ю щ и й ,
мотивирующий компонент игры.
Учитель,
наблюдая
за
игрой,
з а м еч а е т
зат руднительные
языковые
моменты
–
неконтролируемая контрольная работа
Оценивание участия каждого игрока
Табло
заказа
-
протокол
о
намерениях
и
результатах
Коллективная рефлексия
Что получилось, благодаря чему? Что не удалось,
из-за
чего?
Кто
самый
результативный
игрок
команды,
самооценка
и
оценка
участия
товарищей.
Награждение по номинациям
«Знаток
немецкого
языка»,
«Лучший
эколог»,
«Художник – эколог» и т.д.
Мотивирующая
игра
дальнейшего
совершенствования своего ИЯ
Обеспечивается добровольностью участия в игре;
самооценкой уровня владения языком.
Структура
игры
в
качестве
учебной
деятельности
предусматривает
для
учащихся мотив, целеполагание, планирование действий, способы реализации
цели и
анализ результатов,
поэтому игра
способствует формированию
универсальных учебных действий – умению учиться, самосовершенствоваться
путем присвоения нового социального опыта и конкретных предметных знаний.
В игре высокий уровень коммуникации – языковые компетенции развиваются
во
всех
формах.
Игра
моделирует
реальное
общение.
В
наших
условиях
отсутствия возможности встречи с носителями языка игра дает возможность
погружения обучаемых в атмосферу иностранного языка.
Учебно
–
познавательная
направленность
реализуется
благодаря
богатому
лингво - страноведческому содержанию игры, образуется межпредметная связь
с географией,
историей, мировой художественной культурой, экономикой.
Необходима для детей актуализация темы игры до ее начала, но ввести в курс
лучше не посредством негативной информации об экологии, а рассказать с
показом видеоролика о необычном мировом экологическом опыте: швейцарцы
для сохранения гор чистят свои Альпы от птичьего помета.
Важным считаю задание по схематизации - ассоциограмма понятия «Экология».
Это аспект формирования культуры мышления: анализ, синтез, критерии для
классификации, выводы.
Психология общения в детском сообществе
Бесценна психологическая игровая коррекция ребенка с комплексами: снятие
трудностей в учебе и общении способствует самоутверждению. Неуверенный в
своих
знаниях
становится
энергичным,
работает
на
максимуме
интеллектуальных и творческих усилий, и его пассивные знания становятся
активными. По законам игры ребенок должен быть внимательным, собранным,
корректным,
подчинять
свою
волю
игровым
задачам.
В
обучающей
игре
ученики
получают
мыслительную,
двигательную,
эмоциональную
разрядку.
Психологический комфорт щадящей педагогики без принуждения и давления:
«2» нет, все равны и в одной команде с друзьями. В игре все дети талантливы.
Требования ФГОС ориентируют учителя на личностно-гуманный
подход в
обучении и воспитании -
ребенок становится союзником и соратником
педагога.
Требования
к
правилам
и
содержанию
игры:
новизна,
занимательность,
разноуровневые
задания,
доступность,
элемент
соревновательности,
динамичность, юмор, интрига, неожиданность.
Литература
1.
ФГОС (пр. Минобразования и науки РФ от 17.12. 2010г.)
2.
Бондаренко Ю.В. Современные технологии в работе с одаренными
// детьми ж. Одаренный ребенок. – 2015. - №1.
3.
Концепция
коммуникативного
обучения
иноязычной
культуре
в
средней школе, под. ред. Е.И. Пассова, М. – Просвещение, 1993.
4.
Обучение иностранным языкам: ред. М.К. Колкова – СПб.:КАРО,
2003.
5.
Омарова
В.К.
Концептуальные
подходы
к
работе
с
одаренными
детьми. //ж. Одаренный ребенок. – 2010 - №6.
6.
Пассов Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.
– Просвещение, 1993.