Автор: Лобурь Наталья Станиславовна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ лицей № 1 Населённый пункт: г. Славянск-на- Кубани Наименование материала: методическая разработка Тема: урок в 9 классе по теме "Механические волны" Раздел: среднее образование
Урок
в
9
классе
по
теме
«
Механические
волны
»
Цели урока:
обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Механические колебания», совершенствовать навыки
решения качественных задач и расчетных различного типа, встречающихся в КИМах ОГЭ, познакомить учащихся с понятием механических
волн, их свойствами, механизмом возникновения и распространения волн.
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, карточки с тестовыми заданиями,
графопроектор, волновая ванна с водой, пластмассовый шарик, штатив, резиновый шнур, длинная мягкая пружина.
План урока:
1)
Организационный момент (1-2 мин.)
2)
Актуализация знаний по теме «Механические колебания» (5-8 мин.)
3)
Проверка знаний по теме «Механические колебания» (10-12 мин.)
4)
Постановка проблемы, переход на новую тему (1-2 мин.)
5)
Изложение нового материала(13-15 мин.)
6)
Закрепление материала(3-4 мин.)
7)
Домашнее задание(1-2 мин.)
Ход урока.
Актуализация знаний учащихся проводится при помощи презентации в программе Power Point. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы
на слайдах, повторяя пройденный материал. Вопросы содержат в себе материал, касающийся знания формул, типовые качественные и
простые расчетные задачи по теме «Механические колебания».
По окончании повторения учащиеся выполняют тестовую работу с заданиями, аналогичными заданиям в базе ОГЭ (листы с тестами
подготавливаются заранее, выдаются с помощью дежурных сразу после этапа актуализации знаний).
Переход на новую тему:
Ребята, сейчас мы с вами проверяли ваши знания по теме «Механические колебания». А напомните мне, пожалуйста,
ЧТО же ТАКОЕ КОЛЕБАНИЯ?
/
уч-ся дают определение/
Скажите, а что произойдет, если мы колеблющееся тело поместим, например, в воду? КАРТИНКА НА СЛАЙДЕ:
ПОПЛАВОК НА ВОДЕ
/
уч-ся выдвигают предположения/
ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ с волновой ванной (на графопроекторе) и колеблющимся на поверхности воды шариком.
ЧТО МЫ ВИДИМ?
/на поверхности воды появились волны/
Вывод: колебания могут распространяться в среде!
Процесс распространения механических колебаний в среде называют механической волной.
Рассмотрим, как будут распространяться волны в упругих средах.
ДЕМОНСТРАЦИИ опытов с резиновым шнуром и пружиной.
Одинаков ли процесс распространения волны в пружине и в шнуре? В чем отличие?
Как видим, механические волны бывают двух типов: ПРОДОЛЬНЫЕ И ПОПЕРЕЧНЫЕ /дать определение каждому
виду/.
Учащиеся в тетрадь /выведено на слайде/:
ВОЛНЫ:
Продольные (сжатия и
разрежения)
Поперечные (гребни и впа-
дины)
ПО МЕРЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ ДОПОЛНЯЕТСЯ НОВЫМИ ЗАПИСЯ-
МИ И РИСУНКАМИ
ДЕМОНСТРАЦИЯ видов волн на волновой машине.
Таким образом, волны распространяются в среде БЛАГОДАРЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЧАСТИЦ ЭТОЙ СРЕДЫ.
Виды волн различаются еще и тем, в каких средах они способны распространяться.
В упругих средах (твердые тела, жидкости) распространяются все волны, а в газах- только продольные. /записать
в тетрадь/
НО! Какими бы ни были волны, все они обладают общим свойством: переносят энергию, но не переносят вещество!
/записать в тетрадь/.
Закрепление полученных знаний также производится при помощи презентации.
Домашнее задание: «Физика-9» Пурышева, Важеевская, Чаругин, §27 (п.1-3), задание 27 (№1,4)
ТЕСТ
Учени_____ 9 «Г» класса _______________________________
Вариант 1.
1. На рисунке изображен график зависимости коорди-
наты x
тела,
совершающего
гармонические
колеба-
ния, от времени t. Определите частоту этих колеба-
ний.
1) 0,1 Гц
2) 0,2 Гц
3) 125 Гц
4) 250 Гц
2. Пружинный маятник совершает свободные неза-
тухающие колебания между положениями 1 и 3 (см. ри-
сунок).
В процессе перемещения маятника из положения 2
в положение 3
1) кинетическая энергия маятника увеличивается,
полная механическая энергия маятника уменьшается
2) кинетическая энергия маятника увеличивается, потенциальная энергия
маятника уменьшается
3) кинетическая энергия маятника уменьшается, полная механическая энер-
гия маятника увеличивается
4) кинетическая энергия маятника уменьшается, потенциальная энергия ма-
ятника увеличивается
3. Груз, подвешенный на пружине жесткостью
400 Н/м
, совершает свободные
гармонические колебания. Какой должна быть жесткость пружины, чтобы часто-
та колебаний этого груза увеличилась в 2 раза?
1)1600 Н/м
2) 800 Н/м
3) 200 Н/м
4) 100 Н/м
4. Рассчитайте ускорение пружинного маятника массой 2 кг, колеблющегося с
амплитудой 0,3 м на пружине жесткостью 800 Н/м.
м/с
2
Учени_____ 9 «Г» класса _______________________________
Вариант 2.
1 . На рисунке представлен график гармонических колебаний математиче-
ского маятника. Амплитуда и частота колебаний маятника равны соответствен-
но
1) 4 см и 0,25 Гц
2) 4 см и 5 Гц
3) 8 см и 0,25 Гц
4) 8 см и 5 Гц
2. Математический маятник совершает свободные незатухающие колебания
между положениями 1 и 3 (см. рисунок).
В процессе перемещения маятника из положения 1 в по-
ложение 2
1) кинетическая энергия маятника увеличивается, полная
механическая энергия маятника уменьшается
2) кинетическая энергия маятника увеличивается, потен-
циальная энергия маятника уменьшается
3) кинетическая энергия и полная механическая энергия
маятника уменьшаются
4) кинетическая энергия и потенциальная энергия маят-
ника уменьшаются
3.
Как изменится период малых колебаний математического маятника, если дли-
ну его нити увеличить в 4 раза?
1) увеличится в 4 раза
2) увеличится в 2 раза
3) уменьшится в 4 раза
4) уменьшится в 2 раза
4.
Рассчитайте скорость пружинного маятника массой 2 кг, колеблющегося с ам-
плитудой 0,3 м на пружине жесткостью 800 Н/м.
м/с