Напоминание

урок в 9 классе по теме "Механические волны"


Автор: Лобурь Наталья Станиславовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ лицей № 1
Населённый пункт: г. Славянск-на- Кубани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок в 9 классе по теме "Механические волны"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок в 9 классе по теме « Механические волны » Цели урока: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Механические колебания», совершенствовать навыки решения качественных задач и расчетных различного типа, встречающихся в КИМах ОГЭ, познакомить учащихся с понятием механических волн, их свойствами, механизмом возникновения и распространения волн. Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, карточки с тестовыми заданиями, графопроектор, волновая ванна с водой, пластмассовый шарик, штатив, резиновый шнур, длинная мягкая пружина. План урока: 1) Организационный момент (1-2 мин.) 2) Актуализация знаний по теме «Механические колебания» (5-8 мин.) 3) Проверка знаний по теме «Механические колебания» (10-12 мин.) 4) Постановка проблемы, переход на новую тему (1-2 мин.) 5) Изложение нового материала(13-15 мин.) 6) Закрепление материала(3-4 мин.) 7) Домашнее задание(1-2 мин.) Ход урока. Актуализация знаний учащихся проводится при помощи презентации в программе Power Point. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы на слайдах, повторяя пройденный материал. Вопросы содержат в себе материал, касающийся знания формул, типовые качественные и простые расчетные задачи по теме «Механические колебания». По окончании повторения учащиеся выполняют тестовую работу с заданиями, аналогичными заданиям в базе ОГЭ (листы с тестами подготавливаются заранее, выдаются с помощью дежурных сразу после этапа актуализации знаний).
Переход на новую тему:
Ребята, сейчас мы с вами проверяли ваши знания по теме «Механические колебания». А напомните мне, пожалуйста, ЧТО же ТАКОЕ КОЛЕБАНИЯ? / уч-ся дают определение/ Скажите, а что произойдет, если мы колеблющееся тело поместим, например, в воду? КАРТИНКА НА СЛАЙДЕ: ПОПЛАВОК НА ВОДЕ / уч-ся выдвигают предположения/ ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ с волновой ванной (на графопроекторе) и колеблющимся на поверхности воды шариком.
ЧТО МЫ ВИДИМ? /на поверхности воды появились волны/
Вывод: колебания могут распространяться в среде!

Процесс распространения механических колебаний в среде называют механической волной.
Рассмотрим, как будут распространяться волны в упругих средах. ДЕМОНСТРАЦИИ опытов с резиновым шнуром и пружиной. Одинаков ли процесс распространения волны в пружине и в шнуре? В чем отличие? Как видим, механические волны бывают двух типов: ПРОДОЛЬНЫЕ И ПОПЕРЕЧНЫЕ /дать определение каждому виду/. Учащиеся в тетрадь /выведено на слайде/: ВОЛНЫ: Продольные (сжатия и разрежения) Поперечные (гребни и впа- дины) ПО МЕРЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ ДОПОЛНЯЕТСЯ НОВЫМИ ЗАПИСЯ- МИ И РИСУНКАМИ
ДЕМОНСТРАЦИЯ видов волн на волновой машине. Таким образом, волны распространяются в среде БЛАГОДАРЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЧАСТИЦ ЭТОЙ СРЕДЫ. Виды волн различаются еще и тем, в каких средах они способны распространяться.
В упругих средах (твердые тела, жидкости) распространяются все волны, а в газах- только продольные.
/записать в тетрадь/ НО! Какими бы ни были волны, все они обладают общим свойством:
переносят энергию, но не переносят вещество!
/записать в тетрадь/. Закрепление полученных знаний также производится при помощи презентации. Домашнее задание: «Физика-9» Пурышева, Важеевская, Чаругин, §27 (п.1-3), задание 27 (№1,4)
ТЕСТ Учени_____ 9 «Г» класса _______________________________
Вариант 1.
1. На рисунке изображен график зависимости коорди- наты x тела, совершающего гармонические колеба- ния, от времени t. Определите частоту этих колеба- ний. 1) 0,1 Гц 2) 0,2 Гц 3) 125 Гц 4) 250 Гц 2. Пружинный маятник совершает свободные неза- тухающие колебания между положениями 1 и 3 (см. ри- сунок). В процессе перемещения маятника из положения 2 в положение 3 1) кинетическая энергия маятника увеличивается, полная механическая энергия маятника уменьшается 2) кинетическая энергия маятника увеличивается, потенциальная энергия маятника уменьшается 3) кинетическая энергия маятника уменьшается, полная механическая энер- гия маятника увеличивается 4) кинетическая энергия маятника уменьшается, потенциальная энергия ма- ятника увеличивается 3. Груз, подвешенный на пружине жесткостью 400 Н/м , совершает свободные гармонические колебания. Какой должна быть жесткость пружины, чтобы часто- та колебаний этого груза увеличилась в 2 раза? 1)1600 Н/м 2) 800 Н/м 3) 200 Н/м 4) 100 Н/м 4. Рассчитайте
ускорение
пружинного маятника массой 2 кг, колеблющегося с амплитудой 0,3 м на пружине жесткостью 800 Н/м. м/с 2
Учени_____ 9 «Г» класса _______________________________
Вариант 2.
1 . На рисунке представлен график гармонических колебаний математиче- ского маятника. Амплитуда и частота колебаний маятника равны соответствен- но 1) 4 см и 0,25 Гц 2) 4 см и 5 Гц 3) 8 см и 0,25 Гц 4) 8 см и 5 Гц 2. Математический маятник совершает свободные незатухающие колебания между положениями 1 и 3 (см. рисунок). В процессе перемещения маятника из положения 1 в по- ложение 2 1) кинетическая энергия маятника увеличивается, полная механическая энергия маятника уменьшается 2) кинетическая энергия маятника увеличивается, потен- циальная энергия маятника уменьшается 3) кинетическая энергия и полная механическая энергия маятника уменьшаются 4) кинетическая энергия и потенциальная энергия маят- ника уменьшаются 3. Как изменится период малых колебаний математического маятника, если дли- ну его нити увеличить в 4 раза? 1) увеличится в 4 раза 2) увеличится в 2 раза 3) уменьшится в 4 раза 4) уменьшится в 2 раза 4. Рассчитайте
скорость
пружинного маятника массой 2 кг, колеблющегося с ам- плитудой 0,3 м на пружине жесткостью 800 Н/м. м/с


В раздел образования