Напоминание

Взаимодействие педагогов и родителей как одно из условий качества коррекционно-образовательного процесса дошкольной организации в условиях ФГОС


Автор: Малышева Инна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Раздольнинский детский сад "Кораблик"
Населённый пункт: Кемеровская область, Гурьевский район, п. Раздольный
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие педагогов и родителей как одно из условий качества коррекционно-образовательного процесса дошкольной организации в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие педагогов и родителей

как одно из условий качества

коррекционно-образовательного процесса дошкольной организации.
ФГОС дошкольного образования определяет обеспечение качества и равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства как одну из важнейших задач дошкольной организации по пяти образовательным областям, одной из которых является речевое развитие. Именно в дошкольном возрасте формируются предпосылки для успешного обучения письму и чтению, но если есть нарушения речи и ребенок не получил вовремя специализированной помощи, возникают проблемы с обучением грамоте. Тем не менее, в последние годы специалистами и врачами отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. К сожалению, родители уделяют все меньше внимания речевому развитию своих детей. Как отмечают ученые (Т.Г. Богданова, В.А. Вишневский, Б.А. Воскресенский, Т.А. Добровольский, А.И. Захаров, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, А.Р. Шарипов, А.Г. Московская), формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Безусловно, руководство этой работой в детском саду принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители. На наш взгляд, именно от того, как выстраивается взаимодействие педагогов и родителей, зависит качество коррекционно-развивающего процесса в ДОУ. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия в треугольнике: логопед – воспитатель - родитель с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Актуальность данной проблемы определила цель работы нашей дошкольной организации: активное вовлечение родителей в коррекционно-
образовательный процесс ДОУ. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:  формировать у родителей мотивированное отношение к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;  установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;  повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в процессах речевого развития ребёнка;  оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать в них уверенность в собственных педагогических возможностях. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс проводится в трех направлениях: - ознакомление родителей с коррекционно-образовательной работой в ДОУ; - повышение педагогической компетенции родителей; -включение семей воспитанников в образовательный процесс. С целью ознакомления родителей с коррекционно-образовательной работой используем такие формы работы как: – групповые родительские собрания, которые помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, группе, ребенку и активно включиться в коррекционно-образовательный процесс; - дни открытых дверей, открытые занятия, которые родители посещают с большой заинтересованностью. Мы стараемся проводить интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы увеличивается. Повышению педагогической компетенции способствуют консультации и семинары. Мы стараемся проводить их так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения определенных проблем. Для осознания родителями всей предложенной информации предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций. К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий. Например, выставка “Театр пальчиков и язычка”, экспонаты которой были сделаны совместно родителями и детьми. В качестве наглядной информации предлагаем информационные выставки в приемной в уголке для родителей. Наглядная информация в таких уголках представляется в виде различных папок-передвижек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению и закреплению полученных рекомендаций в домашних условиях, например, «Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста». С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка, мы организовываем занятия в семейном клубе «Мы вместе», где родители осваивают приемы логопедических упражнений для занятий с ребенком дома, а также организуем
совместные детско-родительские проекты, такие как «Моя семья», « В гостях у Деда-Урожая», «Новогодняя открытка» и другие. Так, при подготовке ко Дню матери родители совместно с детьми изготовили газеты о своей семье и семейных традициях. В рамках детско- родительского проекта «Наши таланты» были изготовлены совместные работы- поделки, такие как «Птичий двор», «Сказка на новый лад», «Урожайные грядки». Затем в музыкальном зале была организована выставка этих творческих работ. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы, газеты и с увлечением рассказывали о них всем гостям выставки. Большое внимание мы уделяем индивидуальным беседам с родителями, на которых стараемся установить эмоциональный контакт, доверительные отношения, донести понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы. Проводим мастер - классы по постановке звука и его автоматизации в домашних условиях. Одним из эффективных приемов развития эмоционально-волевой сферы детей с недоразвитием речи является театрализованная деятельность с элементами логопедических упражнений. Так, нами были подготовлены такие театрализованные игры-представления, как «Теремок», «Волк и семеро Козлят на новый лад», «Новогодняя сказка». Новизной в данном направлении является вовлечение родителей в процесс театрализации через исполнение главных ролей и проведение ими коррекционно-логопедических упражнений для детей - участников представления. Это способствует широкому использованию детьми различных коммуникативных средств: образно – жестовых, мимических, вербальных, интонационных, а также позволяет сблизить педагогов, детей и родителей в этом увлекательном процессе. Таким образом, вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности в оказании помощи в коррекции речи ребенка. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых, успешное освоение школьной образовательной программы.


В раздел образования