Воспитание любознательности у детей раннего возраста
Автор: Подрезова Надежда Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с 45 Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Воспитание любознательности у детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Тема:
Воспитание любознательности у детей раннего
возраста
Маленький ребенок по своей природе исследователь. Уже в
первые месяцы
после рождения дитя замирает, слушая звуки
окружающего мира- шумы, музыку, речь.
В
ранний
период
жизни
малыш
не
способен
к
сложной
ориентировочно- исследовательской деятельности. Однако быстрый
темп нервно- психологического развития, накопление чувственного
опыта,
социализация,
рост
активности,
смена
ведущих
видов
деятельности
в
относительно
короткий
промежуток-
все
это
позволяет
предположить
возникновение
суще ственных
качественны
изменений
в
ориентировочно-
исследовательской
деятельности детей второго и третьего года жизни.
Эти
изменения
связаны
с
возрастными
особенностями
ориентировочной
активности
ребенка,
его
познавательного
развития.
На
протяжении
второго
и
третьего
года
жизни
происходят
качественные
изменения
в
активной
ориентировке:
от
бессознательного, рефлекторного поведения- «реакция на новизну»,
любопытства- малыш переходит к сознательной ориентировочно-
исследовательской
деятельности.
Её
моно
характеризовать
как
любознательность,
которая
обнаруживается
в
целенаправленном
познавательном
интересе
к
тому
или
иному
явлению.
Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он
выступает
как
потребность
в
освоении
нового,
овладении
способами и средствами удовлетворения «жажды знаний».
В воспитанную в ребенке любознательность можно считать чертой
характера,
формирующей
его
личность.
Она
не
возникает
спонтанно,
а
является
результатом
воспитания,
образа
жизни
в
семье, общения с взрослыми, которые сознательно формировали
его интересы.
Окружающий мир глазами ребенка.
К концу третьего года жизни в поведении ребенка появляются
новые
закономерности:
он
обнаруживает
целенаправленный
интерес
к
окружающему
миру.
Если
раньше
он
проявлял
исключительно любопытство ко всему, что находиться в его поле
зрения: новые предметы, необследованные шкафчики, коробочки и
т.д. Все представляло интерес маленького исследователя. Теперь в
его поведении появляется нечто новое: он избирательно относиться
к информации из окружающего мира. Его интересует не только сам
предмет и свойства, обнаруженные в нем, а те закономерности
которые раскрывают какое- либо явление.
Обратите внимание, как заворожено, сдвинув брови, не отводя
глаз малыш рассматривает бульдозер, подъемный кран, грузовик и
другую технику. Все чаще звучат вопросы: кто это делает? Зачем?
Что будет потом? И наконец вопрос детства: почему?
В конце третьего и на четвертом году вам не уйти от вопросов: «Где
ночует солнышко?», «Почему вода мокрая?» и т.д.
Эти вопросы говорят о развитии способности малыша к синтезу
и анализу, сравнению и обобщениям пока на его, детском уровне.
Важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым
процессом
,
а
главное
полезным
для
него
с
точки
зрения
познавательного,
нравственного,
эстетического
развития.
Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые
чувства, быть повернутым в полезное русло.
Консультация для родителей
Тема:
Играйте вместе с детьми в кубики.
Как
заинтересовать
малыша
конструированию
из
кубиков?
Начинать
надо
с
развития
эмоционально
положительного
отношения ко всему новому. Азарт, заинтересованность взрослого
передается ребенку. Если малыш будет ощущать, что мама или папа
играет с интересом то процесс создания постройки из кубиков
притягивает и захватывает самого взрослого, то и
проникнется
радостным ощущением созидания.
Заинтересовать
ребенка
и
поддержать
его
активность
вам
помогут
и детские стихи, песенки. В них есть незамысловатый
сюжет,
повторяемость,
особый
ритм,
перебор
и
детализация
впечатлений.
Многие
из
них
можно
обыгрывать
с
помощью
конструктора.
Заинтересовать ребенка и включить его в процесс постройки
поможет небольшой рассказ или короткая сказка.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет кораблик
Подарки нам с тобой!-
Читает стихи мама и на глазах у малыша из двух кирпичиков
строит лодку или кораблик.
Сюрпризный
момент-
беспроигрышный
прием
вовлечения
детей
в
игру.
Обычная
обувная
коробка,
оклеенная
подарочной
бумагой, с несколькими игрушками и кубиками для строительства
дома для мышки становятся волшебной,
сказочной, а от этого
притягательной манящей.
Научившись увлекать малыша новой для него деятельностью и
игрой, вы наверняка задумаетесь с чего начать?
Н ач и н а й т е
з н а ко м с т в о
с
д е т а л я м и
и
ч а с т я м и
конструктора( лучше всего подойдут деревянные кубики т.к они
более устойчивые чем пластмассовые или мягконабивные). Вынув
все предметы, складывайте их вновь в коробку, выбирая с начало
только кубики, потом кирпичики, крыши и столбики.
Не
стоит
предлагать
ребенку
сразу
весь
набор
для
конструированию,
вначале
познакомьте
его
с
постройками
из
одинаковых геометрических форм: узкая и широкая дорожка из
кирпичиков, башни и поезд из кубиков.
Интерес к конструированию у детей возрастает, если время от
времени менять сюжет игры и усложнять задачу. Приготовьте для
игры
набор
разноцветных
кирпичиков
и
две-
три
машинки.
Предложите построить дорожку для каждой машины. В этой игре
важно, чтобы ребенок начал строить дорожку по просьбе взрослого
используя показ или готовый образец. Если у ребенка возникнуть
трудности помогите ему.
Наблюдайте за ребенком как он строить из кубиков. Подмечайте
какие постройки он делает сам, много раз строя и разрушая их, а
какие вызывают у него замешательства.
Вводите
в
самостоятельную
игру
малыша
недостроенные
композиции. Фантазируйте, создавая все новую и новую сюжетную
канву,
вводите
ранее
освоенные
постройки
в
архитектурные
ансамбли.
Помните: ни один другой вид продуктивной деятельности не
расширяет так границы познания, как
работа со строительным
материалом, которая позволяет:
Познакомиться
с
сенсорными
признаками
предметов
(формой, величиной и цветом) и научиться оперировать
ими;
Формировать
и
совершенствовать
определенные
типы
перцептивных действий, необходимых для использования
сенсорных
эталонов
при
анализе
свойств
реальных
предметов:
целенаправленные
пробы,
практические
промеривание и зрительное соотнесение;
Развивать
мелкую
моторику
рук
и
глазомер,
учиться
соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию
руки и глаза;
Формировать
конструктивные
способности:
умение
понимать
и
воспроизводить
тот
или
иной
объект
сообразно замыслу;
Тренировать речевые возможности;
Создать основу для развития фантазии и воображения.