Напоминание

Воспитание любознательности у детей раннего возраста


Автор: Подрезова Надежда Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 45
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Воспитание любознательности у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей Тема: Воспитание любознательности у детей раннего возраста
Маленький ребенок по своей природе исследователь. Уже в первые месяцы после рождения дитя замирает, слушая звуки окружающего мира- шумы, музыку, речь. В ранний период жизни малыш не способен к сложной ориентировочно- исследовательской деятельности. Однако быстрый темп нервно- психологического развития, накопление чувственного опыта, социализация, рост активности, смена ведущих видов деятельности в относительно короткий промежуток- все это позволяет предположить возникновение суще ственных качественны изменений в ориентировочно- исследовательской деятельности детей второго и третьего года жизни. Эти изменения связаны с возрастными особенностями ориентировочной активности ребенка, его познавательного развития. На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения- «реакция на новизну», любопытства- малыш переходит к сознательной ориентировочно- исследовательской деятельности. Её моно характеризовать как любознательность, которая обнаруживается в целенаправленном познавательном интересе к тому или иному явлению. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». В воспитанную в ребенке любознательность можно считать чертой характера, формирующей его личность. Она не возникает спонтанно, а является результатом воспитания, образа жизни в семье, общения с взрослыми, которые сознательно формировали его интересы.
Окружающий мир глазами ребенка.
К концу третьего года жизни в поведении ребенка появляются новые закономерности: он обнаруживает целенаправленный интерес к окружающему миру. Если раньше он проявлял исключительно любопытство ко всему, что находиться в его поле зрения: новые предметы, необследованные шкафчики, коробочки и т.д. Все представляло интерес маленького исследователя. Теперь в его поведении появляется нечто новое: он избирательно относиться к информации из окружающего мира. Его интересует не только сам
предмет и свойства, обнаруженные в нем, а те закономерности которые раскрывают какое- либо явление. Обратите внимание, как заворожено, сдвинув брови, не отводя глаз малыш рассматривает бульдозер, подъемный кран, грузовик и другую технику. Все чаще звучат вопросы: кто это делает? Зачем? Что будет потом? И наконец вопрос детства: почему? В конце третьего и на четвертом году вам не уйти от вопросов: «Где ночует солнышко?», «Почему вода мокрая?» и т.д. Эти вопросы говорят о развитии способности малыша к синтезу и анализу, сравнению и обобщениям пока на его, детском уровне. Важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом , а главное полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Консультация для родителей
Тема: Играйте вместе с детьми в кубики.
Как заинтересовать малыша конструированию из кубиков? Начинать надо с развития эмоционально положительного отношения ко всему новому. Азарт, заинтересованность взрослого передается ребенку. Если малыш будет ощущать, что мама или папа играет с интересом то процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и проникнется радостным ощущением созидания. Заинтересовать ребенка и поддержать его активность вам помогут и детские стихи, песенки. В них есть незамысловатый сюжет, повторяемость, особый ритм, перебор и детализация впечатлений. Многие из них можно обыгрывать с помощью конструктора. Заинтересовать ребенка и включить его в процесс постройки поможет небольшой рассказ или короткая сказка. Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой. Везет, везет кораблик Подарки нам с тобой!- Читает стихи мама и на глазах у малыша из двух кирпичиков строит лодку или кораблик. Сюрпризный момент- беспроигрышный прием вовлечения детей в игру. Обычная обувная коробка, оклеенная подарочной бумагой, с несколькими игрушками и кубиками для строительства дома для мышки становятся волшебной, сказочной, а от этого притягательной манящей. Научившись увлекать малыша новой для него деятельностью и игрой, вы наверняка задумаетесь с чего начать? Н ач и н а й т е з н а ко м с т в о с д е т а л я м и и ч а с т я м и конструктора( лучше всего подойдут деревянные кубики т.к они более устойчивые чем пластмассовые или мягконабивные). Вынув все предметы, складывайте их вновь в коробку, выбирая с начало только кубики, потом кирпичики, крыши и столбики. Не стоит предлагать ребенку сразу весь набор для конструированию, вначале познакомьте его с постройками из одинаковых геометрических форм: узкая и широкая дорожка из кирпичиков, башни и поезд из кубиков. Интерес к конструированию у детей возрастает, если время от времени менять сюжет игры и усложнять задачу. Приготовьте для игры набор разноцветных кирпичиков и две- три машинки.
Предложите построить дорожку для каждой машины. В этой игре важно, чтобы ребенок начал строить дорожку по просьбе взрослого используя показ или готовый образец. Если у ребенка возникнуть трудности помогите ему. Наблюдайте за ребенком как он строить из кубиков. Подмечайте какие постройки он делает сам, много раз строя и разрушая их, а какие вызывают у него замешательства. Вводите в самостоятельную игру малыша недостроенные композиции. Фантазируйте, создавая все новую и новую сюжетную канву, вводите ранее освоенные постройки в архитектурные ансамбли. Помните: ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:  Познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом) и научиться оперировать ими;  Формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практические промеривание и зрительное соотнесение;  Развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;  Формировать конструктивные способности: умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу;  Тренировать речевые возможности;  Создать основу для развития фантазии и воображения.


В раздел образования